РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Бочарников И.В.
АЛЕКСАНДР III МИРОТВОРЕЦ. ГОСУДАРЬ, ПРЕСЕКШИЙ РАЗРУШЕНИЕ РОССИИ

Аннотация. В статье описываются основные этапы жизнедеятельности Александра III – выдающегося общенационального лидера, возглавившего Российскую империю в последние десятилетия XIX на фоне эскалации напряженности и конфликтности как на международном уровне, так и во внутриполитической сфере. Ему было суждено править немногим более 13 лет. И этот период вошел в историю России как один из самых неоднозначных, но спокойных и величественных. Таковым же спокойным и величественным был и сам Александр III. Вокруг личности Александра III сформировалось восприятие государя-миротворца, одинаково далёкого как от репрессий и деспотизма, так и либеральных экспериментов, благородного и достойного правителя, обеспечившего мирное и эффективное развитие Российской государственности.

Важнейшей спецификой его деятельности в качестве главы государства являлась реализация политического курса опоры на национальный суверенитет и национальную самобытность. Приоритетным направлением его деятельности на посту главы государства стало обеспечение внутриполитической стабильности и безопасности. По убеждению Александра III главная задача его царствования состояла в укреплении социального мира и спокойствия страны, создании условий для мирного развития России. Для реализации этих целей была пресечена террористическая деятельность народовольческого движения. Одновременно с этим был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе.

В сфере внешней политики Александр III твердо стоял на защите российских интересов, однако старался избегать военных конфликтов. Благодаря своей деятельности на международной арене он получил неофициальный титул «Миротворец», став арбитром для системы международных отношений того времени.

В то же время его миролюбивая внешняя политика, подкреплялась созданием и развитием оборонной мощи страны. Это было обусловлено его осознанием того, что «Во всем свете, – по словам императора, – у нас только два верных союзника, – наша армия и флот». Во многом это и обеспечивало мирное развитие России.

Россия во времена Александра III значительно укрепила свои позиции на международном уровне, стала сильнее в экономическом и военном отношении.

Юй Цзе
КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ СБОРНИКА «СТАРИНА И НОВИЗНА» В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX В.

Аннотация. На протяжении всего царствования Николая II властью и идеологически близкими ей кругами общественности уделялось значительное внимание сохранению и укреплению памяти об Александре III и его эпохе. Эти коммеморативные практики имели очевидное практическое значение: они способствовали продолжению заданного этим императором политического курса и препятствовали усилившимся после прихода к власти его сына попыткам продолжить реформаторские начинания Александра II. Одним из проектов подобных коммеморативных практик явилось периодическое издание – сборник «Старина и новизна». В нем привлекательный образ Александра III формировался путем прославления не столько его государственной деятельности, сколько частной жизни и личностных качеств. В статье приводится классификация публикаций сборника и анализируется производимый ими пропагандистский эффект.

Гапизов З.Р.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В СФЕРЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАСПИИ (1991-2021)

Аннотация. Предметом и целью исследования является характеристика взаимодействия прикаспийских государств в сфере природоохранной деятельности в период 1991-2021 годов. В рамках исследования были решены следующие задачи: определен ключевые направления сотрудничества прикаспийских государств; выявлены основные препятствия такому сотрудничеству; дана общая оценка сотрудничеству пяти прибрежных государств в контексте геополитических процессов в Каспийском регионе. Для решения задач исследования использовались исторический и геополитический подходы, историко-сравнительный и историко-описательный методы, метод анализа документов, системный анализ. По результатам анализа констатируется, что основные направления развития межгосударственного взаимодействия в регионе по вопросам охраны природной среды Каспия сложились в рамках общемировой практики и реализуют основные принципы международного права в области охраны окружающей среды. Было выявлены ключевые препятствия на пути развития сотрудничества: неопределенный правовой статус Каспийского моря, излишняя бюрократизация институтов и процедур, разница нормативно-правовых баз стран Каспийского региона в сфере охраны природы, отсутствие единого коллегиального надзорного и консультативного органа в сфере недропользования и природоохранной деятельности. Определено, что три последние носят системный характер и их решение требует комплексных усилий и существенных ресурсов. Однако без эффективного решения указанных проблем межгосударственное взаимодействие в природоохранной сфере будет носить усеченный характер. Результаты исследования позволили прийти к выводу, что Каспий нуждается в новых эффективных подходах к природоохранной деятельности со стороны прикаспийских государств. Проблемы Каспия носят характер не столько национальный, сколько региональный и требуют совместной скоординированной деятельности для их решения.

Иванов Е.С., Горнов В.А., Бирюкова Е.В.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СЕЛА ИСАДЫ СПАССКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В начале XX века гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в нашей стране уделялось огромное значение, но к концу века интерес к нему угас. Это во многом связано с разрушением единой базовой идеологии, на смену которой не была предложена новая. Для общества стала характерна постепенная утрата традиционных патриотических ценностей: упал престиж военной службы, появилось неуважительное отношение к государственной службе и социальным институтам, участились случаи проявления национализма и т.д.

В начале XXI века в Российской Федерации началось изменение ситуации: государство пытается сформировать общую идеологию. Идеи формирования патриотизма находят отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах и поддержку в средствах массовой информации. В этих условиях становится важным формирование у молодежи любви к своей Родине и готовности ее защищать, чувства гордости за свое Отечество и население страны, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

В пределах Рязанской области располагается село Исады, многочисленные объекты историко-культурного наследия которого, обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом, но нуждаются в восстановлении. Предлагается проект организации историко-культурного и природного комплекса «Исады», являющегося памятником военной и гражданской истории, культуры, архитектуры, садово-паркового искусства и аграрного наследия России.

Чичаев Д.С.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ И ИРАН В КОНТЕКСТЕ ГРАЖДАНСКОГО КОНФЛИКТА В ЙЕМЕНЕ

Аннотация. Ближний Восток на протяжении всей своей истории является одним из самых нестабильных регионов мира, постоянные противостояния за территориальную и ресурсную базу способствует возникновению вооруженных конфликтов, начиная с гражданских и заканчивая открытых военных конфликтов. В течении последнего десятилетия внимание мировой общественности было сфокусировано на гражданскую войну в Сирии, однако, практически аналогичный конфликт в Йемене остается долгое время в тени. Для ближневосточного региона характерно вовлечение во внутригосударственные конфликты внешних сил, основными участниками противостояния признано являются Иран и Саудовская Аравия. В сравнении с гражданской войной в Сирии, где Иран поддерживает действующего президента Б. Асада, а Саудовская Аравия выступает на стороне оппозиции, В Йемене позиции сторон диаметрально противоположны. Широко известно, что ближневосточный регион возможно поделить на два конкурирующих лагеря по религиозному отношению, а точнее разветвлению ислама сунитского и шиитского толка. В данной статье автор исследует причины вовлечения Саудовской Аравии и Ирана в гражданскую войну в Йемене, а также проводит анализ их роли и влияния в данном конфликте. 

Изотова С.В.
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ В ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ДО 1917 ГОДА

Аннотация. Статья посвящена появлению и идейному развитию в программах российских политических партий начала XX века такого концепта как «учредительное собрание». В исследовании последовательно представлено использование различными политическими силами отношение к институту учредительной власти, получившее отражение в программных документах.

Норенкова И.Д.
ФИНСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РУБЕЖА XIX – XX ВЕКОВ

Аннотация. В статье анализируется место приезжих финляндцев в структуре столичного Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века. Такое положение выходцев из Великого княжества Финляндского показано на примере различных финляндских предприятий столицы: механических заводов, транспортных компаний, мелкой торговли и сферы бытовых услуг. Финляндские компании занимали определенную нишу в экономической и бытовой жизни столицы, удовлетворяя растущий спрос жителей на разнообразные товары и услуги. При этом предприятия не были нацелены только на финское население, они ориентировались на нужды всех петербуржцев – например, «Общество финляндского легкого пароходства» ежедневно перевозило сотни и даже тысячи жителей города, независимо от их национальности. В исследовании также уделено внимание финляндским обществам Петербурга, которые основывали жизненный уклад приезжих: обществам трезвости, благотворительным обществам при лютеранском финском приходе и спортивным кружкам. Именно спорт в начале XX века открыл новый этап в русско-финских отношениях, где финляндцы стали восприниматься самостоятельной нацией. Примечательно, что спортивные объединения финляндцев не воспринимались в столице чужими – они являлись организаторами общих соревнований, тем самым внося вклад в развитие городского спорта.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Гольман И.А.
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ ТРЕВОЖНЫХ, ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ И НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

Аннотация. Тревожное и/или тревожно-депрессивное расстройство, а также неврозы – самая частая причина ухудшения психологического (а зачастую – и соматического) состояния граждан, вплоть до их инвалидизации. В статье рассмотрена авторская программа психологической помощи при данных расстройствах (прежде всего, путем снижения тревожности), ее обоснование и некоторые результаты применения.

Евдокимов-Есенский П.С., Манукян А.Г.
АРХИТЕКТУРНЫЙ РИТМ КАК ПРИЕМ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОСТАНОВКАХ

Аннотация. Ритм является одним из главных составляющих аспектов во многих сферах деятельности и видах искусства. Сам по себе ритм название весьма обобщенное, другими словами ритм – это форма, а вид деятельности или искусство – это смысл, который мы вливаем в эту форму. Т.е. если мы говорим о ритме в области музыкального искусства, то мы говорим о музыкальном ритме. Таким образом существует и стихотворный ритм, и театральный ритм, и ритм изобразительного искусства. Даже если не брать во внимание искусство, то можно привести такие виды ритма, как: ритм сердцебиения, ритм смены дня и ночи и т. д. В данной статье возьмем во внимание архитектурный ритм, и подробно разберем его роль в хореографических постановках.

Кузьмина К.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛЕТНИХ (ЗИМНИХ) ШКОЛ: ГЕНЕЗИС, ОСОБЕННОСТИ И ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. Статья посвящена феномену международных летних / зимних (сезонных) школ как многофункциональному инструменту развития – обучающихся, персонала и организации в целом, реализуемому в мультикультурной среде профессионального общения на английском языке. Цель исследования – проследить генезис международных школ с точки зрения их целевого компонента, выявить, описать их основные универсальные и специфические черты при их реализации на английском языке, а также обозначить некоторые тенденции и перспективы их организации. Автор прослеживает применение этого инструмента в российской практике в период 1970-2021 гг., обозначает перспективные форматы, а также лучшие практики с учетом результатов проведенного опроса среди участников программ. В результате исследования приводится типология универсальных и специфических черт международных школ, а также выявляются особенности их реализации на примере зимних и летних международных школ, проводимых в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики в 2020-2021 учебном году, обозначаются перспективы применения этого инструмента на содержательно-организационном уровне.

Кухтина Я.В., Пашутина Е.Н., Филипская А.В.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. Вопрос изучения влияния цифровой образовательной среды на академическую прокрастинацию имеет высокую значимость для решения проблем онлайн-обучения и повышения его эффективности. Начальный этап перехода образовательного процесса в онлайн-формат был охарактеризован очевидным ростом уровня прокрастинации обучающихся. Однако на этом этапе данная форма обучения для большинства была новой, требующей адаптации к ней. Данная работа посвящена исследованию уровня академической прокрастинации обучающихся технических специальностей с позиции двухлетнего опыта работы в электронной образовательной среде. Исследование проводилось с помощью анкеты-опросника, составленной на основе шкалы студенческой прокрастинации К. Лэя, вопросы в которой были адаптированы под обучение в электронной образовательной среде. В опросе приняли участие 60 студентов различной академической успеваемости технических специальностей, обучающиеся на 1-3 курсах в РТУ МИРЭА (г. Москва). В результате были получены и проанализированы данные по двум направлениям: 1) уровень академической прокрастинации обучающихся в условиях цифровой образовательной среды; 2) влияние/связь онлайн-обучения и уровня академической прокрастинации. В результате исследования было установлено, что академическая прокрастинация при обучении в цифровой образовательной среде присуща в меньшей степени студентам 1 курса (40%), её уровень возрастает на 2 и 3 курсах (50% и 60% соответственно). Полученные результаты второго направления исследования продемонстрировали, что цифровая образовательная среда способствует развитию академической прокрастинации. Данный факт имеет, по нашему мнению, большое значение для дальнейшего рассмотрения психолого-педагогических особенностей организации занятий в электронной образовательной среде с целью повышения качества образования.

Краснова М. В., Проняева Е.В.
О ФОРМИРОВАНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация. В статье представлены основные характеристики воинского коллектива, классификация базовых, исходных и производных компонентов, из которых складывается его социально-психологический климат. Рассмотрены условия формирования положительного социально-психологического климата в воинском коллективе, факторы различного свойства, среди которых, геофизическая среда, технические условия, быт, моральные отношения, социальные качества личного состава. В статье также представлены направления жизнедеятельности воинского коллектива, на которые оказывает влияние социально-психологический климат.

Моисеев В.В., Колесникова Ю.С., Смоленская О.А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Аннотация. В статье рассматривается ряд проблем, связанных с теорией и методологией формирования, развития и эффективного использования человеческого капитала в России в условиях ужесточения западных санкций. По мнению авторов, важное значение для формирования методологии органов власти и управления в сфере человеческого капитала имеют комплексный и компетентностный подход к его пониманию и объективной оценке, определение индекса человеческого развития, критериев и показателей, составляющих качество человеческого капитала, необходимых для отечественной экономике и социальной сфере в условиях санкций и др. Владение методологией позволяет на научной основе реализовывать политику в области модернизации человеческого капитала в периода перехода от сырьевого к инновационному пути экономического развития России и ее регионов в условиях западных санкций.

Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Огнева Н.А.
СУБЪЕКТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОСВОЕНИЮ УЧЕНИЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ФАКТОРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье показано, как именно с помощью различных форм игрового песочного моделирования традиционное освоение учения о человеческом факторе может стать инструментальной основой для развития способности человека к осознанию с ним происходящего, к эффективному целеполаганию, к готовности работать в составе различных команд, к конструктивному разрешению межличностных конфликтов, к преодолению стрессовых ситуаций. На примере работы с авиационным персоналом описаны особенности применения игрового песочного моделирования в ходе освоения учения о человеческом факторе, которые позволяют увеличить степень осознанности и разумности формируемых знаний, их прочность и универсальность применения.

Подсвиров В. А., Солодова Е. А.
МЕТОДОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется понятие «методология» в его историческом развитии. Акцентируются особенности методологии науки постнеклассического периода, среди которых наиболее значимой является междисциплинарность современной методологии. Подчёркивается роль российских учёных в становлении междисциплинарной методологии. Делается вывод о том, становление новых комплексных наук будет происходить на основе междисциплинарной методологии.

Хао Цзансюи
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. Предложенная статья посвящена проблематике использования игровых технологий в методике и практике музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Несмотря на то, что игровая деятельность в этой сфере педагогической деятельности практикуется достаточно широко, реальный педагогический потенциал игрового опыта дошкольника музыкальными педагогами изучен недостаточно. Распространен стереотип отношение к игре дошкольников как к преимущественно определенному виду деятельности, организуемому педагогами в воспитательных или обучающих целях. Между тем, игра для детей дошкольного возраста является формой жизни, основным средством социальной адаптации к окружающему миру и их личностного развития. В этой связи в статье рассматриваются педагогические возможности игрового процесса в дошкольном музыкально-эстетическом воспитании в качестве основной формы приобщения детей к музыкальному искусству. Анализируются основные направления игровой деятельности, реализуемые в качестве органичного сочетания музыкального и личностного развития дошкольников; рассматриваются основные организационные требования к используемым игровым технологиям детскими музыкальными педагогами; намечаются перспективы дальнейшего совершенствования музыкально-эстетического воспитания дошкольников с использованием педагогического потенциала игровой деятельности. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению проблемы индивидуальных личностных особенностей дошкольников и специфики дошкольного возраста в целом в использовании педагогического потенциала игровых занятий в музыкально-эстетическом воспитании.

Чижикова Е.С., Серебрянская В.Н., Лоскутова С.Н.
МОДЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА ДЕТОРОЖДЕНИЕ

Аннотация. Снижение показателей рождаемости является причиной демографического кризиса в России. В свою очередь, социальные установки на деторождение выступают как важнейший элемент демографических показателей страны. В статье раскрывается понятие и виды социальной установки на деторождение. В процессе исследования был использован метод системного анализа, который позволил выделить модель изменения социальных установок на деторождение, включающую комплекс факторов, которые выделены в отдельные блоки: экономические, социальные и социально-психологические. Подчеркивается актуальность и незначительное число именно психологических исследований данной темы.

Янышева В.А.
ЕСТЕСТВЕННО-ПСИХИЧЕСКИЙ МЕТОД – МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПСИХОТЕРАПИИ XXI ВЕКА

Аннотация. Естественно-психический метод (аутоординационный подход) в психологии и психотерапии, созданный В.А. Янышевой, призван упорядочивать прошлое клиента, гармонизировать его настоящее и будущее, устранить очаги скрытого напряжения (ОСН), избавить клиента от психосоматических нарушений, освободить подсознание клиента от психотравм, сделать его психику синтонной, направить подсознание человека на самоочищение от разнообразного психотравматического материала.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Кюрегян А.А.
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДИЗАЙНЕРОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ

Аннотация. В статье рассматривается понятие профессиональной самореализации на примере дизайнеров. Отмечаются специфические условия и факторы, способствующие успешному процессу самореализации специалистов в данной области. Для определения личностных особенностей, позволяющих успешно реализоваться в профессии, было проведено исследование с участием экспертной группы дизайнеров (n=33). Выборка распределена на две возрастные группы: респонденты в возрасте до 40 лет и после 40 лет. Для исследования использовались контент-анализ и математико-статистический анализ данных. В результате обработки было выявлено, что структура факторов у респондентов на разных этапах профессионального пути имеет качественные различия. Так у респондентов до 40 ведущие факторы — «Формирование ценностей», «Рефлексия», «Творчество», после 40 – «Выполнение деятельности», «Демонстрация индивидуального стиля деятельности» и «Прагматичная самоактуализация». Самоэффективность как умение организовать свою деятельность и достигать успеха во взаимодействии с окружающими, владение навыками коммуникации и стратегическое мышление помогают дизайнеру в процессе профессиональной самореализации. На основе полученных результатов обсуждаются возможности дальнейших шагов изучения личностных особенностей дизайнеров. Статья написана по итогам диссертационного исследования, посвященного профессиональной самореализации дизайнеров.

Володарская Е.А., Дурдыева Э.Г.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН И ИХ СКЛОННОСТИ К СОЗАВИСИМЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Аннотация. Статья отражает результаты исследования связи между типом созависимых отношений, в которых находятся 60 женщин-респондентов в возрасте 30-45 лет, и их индивидуально-личностными характеристиками. В исследовании были использованы следующие методики: «Шкала созависимости» (The Codependency Self-Inventory Scale) (Б. и Дж. Уайнхолд, адаптация А.С. Кочарян, Е.В. Фролова, Н.А. Смахтина); «Схемный опросник» Дж. Янга (Young Schema Questionnaire), а также «Пятифакторный опросник личности» (5PFQ, Пятифакторная модель «Большая пятёрка») (Р. МакКрае, П. Коста, адаптация А.В. Хромова). Данные эмпирического исследования позволили установить значимые различия между: показателями очень высокозависимых и малозависимых – по шкалам «Привязанность» и «Невротичность» (у малозависимых – выше), по шкале «Экстраверсия» (у малозависимых – ниже); показателями очень высокозависимых и среднезависимых – по шкалам «Невротичность» (у высокозависимых – выше) и «Экстраверсия» (у высокозависимых – ниже); показателями высокозависимых и среднезависимых респондентов по шкалам «Контролирование», «Открытость», «Экстраверсия» (у среднезависимых – уровень ниже), «Невротичность» (у среднезависимых – выше); показателями высокозависимых и малозависимых респондентов по шкалам «Контролирование», «Открытость», «Экстраверсия» (у малозависимых – уровень выше), «Невротичность» (у высокозависимых и очень высокозависмых – выше); показателями малозависимых и среднезависимых респондентов по шкале «Экстраверсия».

Наибольшие различия между указанными группами установлены по показателю «Экстраверсия». Наименее развитыми у малозависимых респондентов по сравнению с остальными группами оказались социальные навыки открытости и экстраверсии, наиболее – факторы привязанности и невротичности. В процессе корреляционного анализа был выявлен ряд достоверных статистически значимых взаимосвязей между показателями созависимости со шкалами «Спутанность/неразвитая идентичность», «Покорность», «Подавление эмоций» схемного опросника Янга, а также высокий уровень невротичности и привязанности при низком уровне экстраверсии у респондентов с высокой созависимостью.

Перевозкина Ю.М., Биденко Р.А.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ

Аннотация. Проведение специальной военной операции на территории Украины и сложившаяся в связи с этим экономическая, политическая и гуманитарная ситуация актуализировали риски возникновения массовых социально-психологических проблем как на территориях граничащих с зонами боевых действий, так и в пределах регионов, где размещаются беженцы. Военнослужащие Росгвардии, непосредственно участвующие в проведении специальных мероприятий по денацификации и демилитаризации на территории Украины, выполняют задачи по обеспечению безопасности мирных жителей в населенных пунктах, охране объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, поддержанию функционирования администраций органов местного управления, а также изъятию у населения, выданного властями Украины вооружения. Выполнение поставленных задач происходит в условиях непосредственного соприкосновения с противником, обусловливающих гибель и получение ранений, как среди военнослужащих, так и среди мирного населения, что приводит к переживанию военнослужащими серьезных стрессовых ситуаций и создает необходимость поиска действенных способов по их преодолению. В связи с этим у Росгвардии возникает потребность в изучении возможностей преодоления стрессовых ситуаций военнослужащими, в том числе и курсантами военных институтов как будущими офицерами, которым предстоит руководить подразделениями. Для формирования у курсантов эффективного совладающего поведения необходимо изучение социально-психологических факторов, оказывающих на него непосредственное влияние. Проведенное исследование, материалы которого представлены в данной статье, направлено на установление эффектов и закономерностей собственно структурного (системного) плана, включающего раскрытие синергетических воздействий структуры социально-психологических факторов на стратегии совладающего повеления курсантов военного института Росгвардии.

Михайлова Н.Л., Швейд Е.Н., Степанова Г.А., Демчук А.В.
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлена разработанная практико-ориентированная модель непрерывного сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования. Модель состоит из содержательно-методического, практико-процессуально-деятельностного и контрольно-оценочного компонентов. В процессе функционирования модели у обучающихся формируется потребность в навигации индивидуальной траектории развития. Модель способствует обеспечению непрерывности процесса сопровождения профессионального самоопределения детей и молодёжи в муниципальной системе образования благодаря созданным психолого-педагогическим условиям. Представленная модель имеет своё теоретическое основание: разработаны психолого-педагогические условия, необходимые для практической реализации данной модели; показана необходимость создания предпосылок для проявления активности субъектов образовательного процесса в процессе профориентационной работы; обоснован принцип соблюдения непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся от старшего дошкольного возраста до выпуска их из общеобразовательного учреждения в профориентационной навигации индивидуальной траектории развития. Также обоснована необходимость учета индивидуальных профессиональные предпочтения и склонности к различным видам профессиональной деятельности. Проведен анализ профориентационной работы в муниципальном образовании, что потребовало подбора объективных критериев и показателей согласующихся с региональной системой работы по профориентации обучающихся. Полученные результаты экспериментальной проверки разработанной практико-ориентированной модели свидетельствует о высокой её эффективности, а также о готовности детей и молодёжи в муниципальной системе образования к профессиональному самоопределению.

Старчикова И.Ю.
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлен анализ и перспективы развития научно-исследовательской деятельности студентов в авиационном вузе. Актуальность работы обусловлена тем, что качественная национальная система образования и высокий уровень подготовки профессиональных и научных кадров способствуют инновационному развитию России и являются основными факторами экономического роста и социального прогресса общества. Материалом для исследования послужили ответы 124 студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (НИУ) с 1 по 4 курс дневного и заочного отделений посредством заполнения Google-форм. Исследование показало, что 60% студентов считает научно-исследовательскую работу в вузе престижной и необходимой, принимая во внимание то, что она положительно влияет на профессиональные навыки и способности студентов (74% опрошенных респондентов). Но при этом фиксируется низкая активность студентов принять участие в научных мероприятиях – лишь 29% опрошенных принимали участие в различных видах научно-исследовательской деятельности, тем не менее технический профиль вуза выбрали по своему желанию 78% опрошенных респондентов, 14% респондентов выбрали вуз по территориальному признаку, 3% респондентов хотели получить отсрочку от армии и 1% – по желанию своих родителей. Хотя почти половина опрошенных (48% студентов) не планируют продолжать обучение после окончания бакалавриата, но 42% респондентов изъявили желание поступить в магистратуру и 9% студентов хотят поступить на специалитет. Таким образом, в условиях модернизации высшего образования активизация НИРС позволит переформатировать отношение потенциальных участников к науке, сформировав активную мотивационную позицию, и развить исследовательскую компетентность обучающихся, активизируя планомерное привлечение студентов к конкурентно-развивающейся научно-исследовательской образовательной среде.

Титова Н.К.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Проектная деятельность рассматривается с позиции дидактического метода, используемого и для развития познавательной деятельности у студентов. Рассмотрение литературы, посвященной этапам жизненного цикла проекта, начиная с его инициации, планирования и разработки, а также его реализацией и заканчивая завершением, позволило авторам разработать рекомендации по использованию этой технологии для развития критического мышления у студентов.

Шлыкова А.П.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАБОТНИКОВ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования профессиональной идентичности работников неформальной занятости. Определена структура профессиональной идентичности, характеристика содержания ее структурных компонентов. Приведены теоретические основы исследования, положения, на которых базируется эмпирическое исследование. Доказана гипотеза о различиях профессиональной идентичности неформальных и официально трудоустроенных работников. Выявлено, что для официально трудоустроенных работников характерен наиболее высокий уровень интеграции показателей профессиональной идентичности. Неформально занятые работники в меньшей степени при изменении профессиональных задач готовы к изменению своего профессионального поведения, регулировать собственное поведение в профессиональной среде.