РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Васильева К.К.
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (ВОЛОНТЕРСТВО) КАК ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. На основе изучения обширного и объемного материала добровольческой деятельности (волонтерство) в 83-х УФСИН Российской Федерации за 2019-2020 годы и его анализа, автор статьи пришел к метафизическому выводу о том, что данная положительная практика добровольчества (волонтерство) как по форме, так и по содержанию является подлинным проявлением бескорыстного добровольчества.

В данной статье, в связи с метафизическим выводом, автор актуализирует проблему неоднородности современного российского добровольчества (волонтерства), представленного: а) корпоративным волонтерством; б) волонтерством некоммерческих организаций (НКО); и, в) собственно добровольчеством (волонтерством). Актуализация имеет целью понятийное дистанцирование добровольческого движения (волонтерства) УФСИН России от корпоративного волонтерства коммерческих компаний, у которых так называемое «безвозмездное» волонтерство (добровольчество) носит условный характер, потому что оно подчинено корпоративным материальным интересам. Во избежание когнитивного диссонанса и подмены понятий вследствие неоднородности российского волонтерства, автор допустил возможным, в частности, прибегнуть к историческому экскурсу русского, российского добровольчества и попечительства, которые берут начало с давних времен отечественной истории и являются исторически изначальным (ортодоксальным) российским опытом безвозмездного, бескорыстного служения обездоленному человеку и, соответственно, обществу. С учетом возрастания добровольческой деятельности в УФСИН России и для удобства оперирования материалом, предлагается вариант ее операционализации по :1) уровню (местный, региональный, общероссийский, международный); 2) субъекту добровольческой деятельности;3) объекту добровольческой деятельности. Методологическую основу составили объектный, ценностно-аксиологический принципы, интерпретационный метод. Вывод: в добровольческом движении (волонтерство) сотрудников УФСИН России содержится подлинное безвозмездное вспомоществование нуждающимся и обездоленным людям. Бескорыстность добровольческой деятельности (волонтерство) по сути своей является процессом становления и развития человеческого капитала современной российской действительности. Автор полагает, что данная характеристика справедлива и по отношению к другим субъектам добровольческой деятельности (волонтерство) российских организаций и ведомств.

Новизна: Автор предлагает определять (называть) российское добровольчество (волонтерство) как «изначальное российское добровольчество (волонтерство)».

Редькова И.С.
ЖЕНСКАЯ АСКЕТИКА И ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОЙ СЕГРЕГАЦИИ В РАННЕЙ ЦИСТЕРЦИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема гендерной сегрегации и отношения к женщинам в ранней цистерцианской традиции. Женские религиозные общины, желающие следовать цистерцианской аскезе, возникают практически одновременно с цистерцианским орденом, однако нормативные источники Сито эксплицитно отрицают право женщин находиться в пределах монастырей и на грангиях. В исследовании поднимаются вопросы отношения к женщинам и взаимоотношения с женщинами в трудах цистерцианцев, анализируются особенности духовного воспитания женщин, их образы в Священном Писании и рецепция этих образов в монашеской экзегетике.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Галаганова С.Г., Мартынова А.А.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС: ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Одним из следствий цифровой трансформации общества явилось возникновение электронного бизнеса. Подобно традиционным формам рыночных отношений, этот бизнес потребовал применения достижений психологии для успешного продвижения продуктов на электронном рынке. В качестве одного из перспективных направлений взаимодействия психологической науки и электронного бизнеса авторами рассматривается использование когнитивных искажений при проектировании пользовательских интерфейсов. В статье раскрыта сущность феномена когнитивного искажения, проведён сравнительный анализ наиболее известных типологий данного явления, на основе концепции Даниэля Канемана описан алгоритм когнитивного искажения применительно к сфере электронного бизнеса. Примеры использования когнитивных искажений при проектировании пользовательских интерфейсов приведены на основе классификации Бастера Бенсона. Выдвинутая гипотеза о целесообразности использования когнитивных искажений для улучшения пользовательского опыта, а, следовательно, успешности продвижения продукта на электронном рынке подтверждена эмпирическим исследованием в форме онлайн-опроса. Авторы делают обоснованный вывод о плодотворности применения достижений когнитивной психологии в электронном бизнесе. С другой стороны, накопленный в процессе цифровой трансформации опыт ведения электронного бизнеса может и должен быть использован психологической наукой в качестве эмпирического материала для дальнейших теоретических обобщений.

Григорьева М.А., Королев Л.М.
ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА ВОИНСКОГО ТРУДА

Аннотация. Предлагаемый метод призван создать единую научную основу для количественной оценки психологической безопасности и определения резервов ее повышения. В качестве объектов, применительно к которым далее излагаются разработанные подходы оценки психологической безопасности, приняты субъекты воинского труда (СВТ), независимо от их гендерной принадлежности. Применительно к отдельно взятому субъекту предлагаемая агрегированная оценка психологической безопасности является обобщением, количественным эквивалентом всего многообразия условий военной службы, влияющих на уровень психологической безопасности субъекта воинского труда. При этом предполагается, что психологическая безопасность оценивается исходя из некоторого единого, «среднего» уровня требований к качеству системы обеспечения психологической безопасности субъекта воинского труда.

Миронов А.С., Лямзин Е.Н., Эйсмунт В.В.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ КОМАНДИРАМИ С РАЗНЫМ СТИЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы состоит в том, что формы и методы поддержания дисциплины в соотношении со стилем управления командиров в доступной литературе не рассмотрены, и тем более в качестве методов исследования не применялись опросы военнослужащих. С одной стороны, это определяет высокую актуальность заявленной проблемы и ее научную новизну. С другой стороны, требуется применение методов, обеспечивающих достоверность результатов.

Душкин А.С., Нимировская Ю.К., Филипенко Е.В.
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН ИНОСТРАННЫМ СЛУШАТЕЛЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена возросшими требованиями качественной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в образовательных учреждениях высшего образования МВД России. Профессионализм выпускника оценивается компетентностью требований к профессионализму специалистов органов внутренних дел. Именно образовательная организация высшего образования может формировать компетенции обучающихся, а эффективность учебной деятельности в высшем учебном заведении определяется использованием различных форм обучения и профессионализмом преподавателей высшей школы, умеющих применять их в практической педагогической деятельности. Цель исследования состояла в получении результатов от применения такой формы учебной деятельности в образовательной организации МВД России как решение учебных задач. Исследование построено на информационном подходе, отражающем содержание и способы передачи учебной информации; компетентностном, деятельностном подходах, определяющих сущность и характер учебных действий иностранных слушателей образовательной организации МВД России в процессе решения дидактических задач в рамках учебных дисциплин. Задача статьи состоит в продвижении идеи, выведенной из педагогического опыта, в практику образовательной деятельности учреждений МВД России. В статье раскрыто понимание зависимости эффективности обучения иностранных слушателей от состояния дидактического материала. Главное — это содействовать формированию у обучающихся установки на получение знаний и практических навыков, которые обеспечат выполнение действий в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Анализируя проблему по сложности овладения иностранными слушателями научно-предметных знаний, отметим необходимость ориентировать задания на развитие способностей иностранными слушателями овладения учебной информацией естественно-научных дисциплин посредством оригинальных дидактических материалов по направлениям и уровням к семинарам и практическим занятиям. В то же время авторы исходят из того, что при проектировании учебных заданий важно учитывать содержание будущей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, требования к знаниям, умениям и навыкам, которые формируют дисциплины естественно-научного цикла. Наличие определенной компетенции по каждой естественно-научной дисциплине является важным условием для разработки учебного задания. Обращено внимание, что посредством разработки учебно-методических пособий, включающих комплекс заданий, направленных на овладение естественно-научных знаний, обеспечивается качественное усвоение учебной информации, необходимой для решения практических задач служебной деятельности. Исследование выявило важную взаимосвязь между учебным заданием и требованиями к результатам освоения естественно-научных дисциплин. Материал статьи может быть полезен для преподавателей высшей школы, применяющих в учебном процессе вуза дидактические материалы (учебные задачи).

Пахомова Е.А., Бекаури М.В.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ РЕЧЬ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СКВЕР-ДАНСОМ

Аннотация. В статье рассматриваются методические проблемы обучения студентов академической речи на английском языке. Авторы делятся своим собственным опытом о методах обучения английскому языку, подготовке к сдаче экзамена международного уровня. Приводят сведения о методиках обучения английскому языку, способствующих активизации познавательных способностей обучающихся, и повышению эффективности обучения – к ним относятся игры и игровые упражнения, а также танцы, песни. На примере занятий сквер-дансом авторы представили спецкурс по обучению английскому языку.

Половникова Л.Б.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕРМОДИНАМИКИ

Аннотация.В статье предлагается методическое решение углубленного изучения основополагающих положений термодинамики в рамках пропедевтического курса по физике. Особенность изложения определена изучением физики в рамках довузовской подготовки и призвана решить задачу преемственных связей между ВУЗом и средней школой. Кроме того, предлагаемый подход выступает мотивационным фактором к изучению физических теорий, ведет в дальнейшем к сокращению адаптационного периода при обучении в ВУЗе. Так, например, демонстрация применения основных положений термодинамики в работе тепловых машин и электроустановок формирует интерес к инженерному образованию. В статье представлены цель, методы и результаты педагогического исследования влияния предлагаемого содержания на качество знаний, полноту усвоения концептуальных положений термодинамики. Для исследования достоверности выводов об эффективности предлагаемого содержания использовались эмпирические методы исследования: опросы, диагностирующие контрольные работы, электронное тестирование в системе поддержки учебного процесса Educon. Для классов физико-математического профиля предполагалось углубленное изучение физики, что приводит к необходимости высокой научности изложения учебного материала, в частности, концептуальных положений термодинамики. Результаты проведенного педагогического эксперимента могут использованы учителями школ, преподавателями средних профессиональных учреждений при преподавании физики, а также преподавателями ВУЗа при реализации профориентационных проектов.

Роганова А.Е.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ МИГРАНТОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРИНИМАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются стратегии взаимодействия мигрантов с представителями принимающего общества. Выделяются неблагоприятные миграционные и конфликтогенные социально – психологические факторы. Проведён анализ разнообразия в подходах авторов по выстраиванию схемы взаимодействия между населением принимающей страны и мигрантами. А также анализ проблем выявления социально – психологических факторов детерминирующих восприятие мигрантов в представлении принимающего населения.

Новиков В.Н., Рудаев С.А.
ГЕНЕЗИС ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ПОДЧИНЕННЫХ

Краткая аннотация. В статье представлен анализ возникновения, становления и развития теории и практики подготовки российских офицеров к обучению и воспитанию подчиненных, сделаны акценты на особенностях данной подготовки в военно-учебных заведениях Ракетных войск стратегического назначения. Также показана связь обучения и воспитания с ранее существовавшими в отечественных Вооруженных Силах военно-педагогическими системами (до введения в ВС РФ в 2018 году военно-политической работы).

Сухов А.Н.
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье раскрываются основные этапы развития социальной психологии, рассматриваются различные теоретические подходы к пониманию её предмета, а также структуры и основных отраслей.

Тамбовцева А.О.
ОСОБЕННОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. Цель исследования – выявить особенности и ключевые отличия лингвистического направления подготовки. Научная новизна исследования содержится в комплексном анализе распределения компетенций, формируемых дисциплинами, которые изучаются на выбранных направлениях и связанные с практическими знаниями иностранного языка. Для сравнения были взяты аннотации рабочих программ и учебные планы бакалавриата направления 45.03.02 «Лингвистика» профильных «языковых» и педагогических вузов страны – Московского Государственного Лингвистического Университета, Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Н. А. Добролюбова, Московского Государственного Областного Университета, Российского Государственного Педагогического Университета им. Герцена, а также другие «нелингвистические» направления подготовки и некоторые технические вузы. В результатеопределены и сформулированы ключевые отличия лингвистического направления от других взятых для анализа профилей, принадлежащих к определенным укрупненным группам, по содержательной части подготовки, а также уточнены понятия «язык как инструмент общения» и «язык как система взаимодействия».

Шнайдер В.Ф.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлен краткий обзор теоретико-аналитического и эмпирического изучения проблемы управления контрольной деятельностью. Рассмотрен понятийный аппарат проблемы на основе научных исследований отечественных и зарубежных авторов в области психологии труда и организационной психологии. Проанализированы психологические особенности управления контрольной деятельностью: междисциплинарные связи, контроль как деятельность, контроль в управлении, системные аспекты контроля, самоконтроль, личностные факторы, оказывающие влияние на качество и эффективность контрольной деятельности, гендерные особенности в управлении контрольной деятельностью. Описаны пути повышения эффективности управления контрольной деятельностью, обоснованные полученными данными экспертного опроса и статистических показателей. Представлена, разработанная автором психологическая модель эффективного управления контрольной деятельностью. Приведены основные выводы по итогам исследования.

Щукина О.Г.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ РЕВНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация. Содержание статьи базируется на анализе существующих в доступной научной психологической литературе мнений, суждений, подходов и взглядов современных авторов, направленных на оценку и трактование явления или феномена ревности. Социально-психологические детерминанты ревности представлены в виде существующих и описанных моделей, определений и источников возникновения и их природы. Авторами статьи предпринимается попытка научного обоснования изучаемого феномена с позиций его эмоциональных проявлений, поведенческих реакций и когнитивных схем. Представлены мнения зарубежных и отечественных исследователей, проанализированы социальные последствия, инициированные возникновением ревности. Благодаря выявлению и определению ведущих аспектов, обуславливающих появление у индивида рассматриваемого чувства, представляется возможность преодоления наличествующих психологических проблем, а также сохранения партнерских взаимоотношений и их улучшения, что является актуальной задачей современного общества. Таким образом, в теоретическом обзоре выделены не только тенденции определения феномена ревности в социально-психологическом аспекте, но и детерминанты личностных проявлений ревности, позволяющих определить ее место среди эмоций, чувств, психических состояний и социальных проявлений. Целостность приведенного обзора представляет собой интерес как для дальнейших научных исследований, так и для практического применения в психологическом консультировании, а также для общего ознакомления с социально-психологическими подходами к изучению ревности.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯСУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Лисичкина Ю.В., Захарова Н.Л.
ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ СВОБОДНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация. Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования совладающего поведения и механизмов психологической защиты, взаимосвязей между копинг-стратегиями и защитными механизмами работников свободной занятости. Определены особенности копинг-поведения фрилансеров, их личностные характеристики, особенности психологических защит. Выявлены различия копинг-стратегий работников свободной сферы занятости и их сверстников, работающих в организации. Изложены основные положения изучения совладающего со стрессом поведения, сформулированные на основе анализа диспозиционного и ситуативного подходов. Выдвинуто и доказано предположение о том, что психологические особенности работников свободной занятости выступают факторами их копинг-поведения. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке молодых (от 21 до 31 года) работников свободной занятости и их сверстников, работающих в организациях (N=237), с применением тестирования, описательной статистики, факторного, сравнительного и корреляционного анализов. Выявлены основные факторы копинг-поведения работников. Доказывается наличие связи между копинг-стратегиями работников, их личностными свойствами и механизмами психологических защит. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ психологического сопровождения граждан, оказавшихся в трудных условиях адаптации к профессиональной деятельности.

Гончарова Н.А.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. Стрессоустойчивость выступает значимым фактором эффективности деятельности сотрудников полиции. В равной степени требования стрессоустойчивости предъявляются к представителям мужского и женского пола при выполнении профессиональных обязанностей. Вместе с тем в профессиональной деятельности формируются психологические различия гендерного характера, отражающие особенности поведения субъектов по противоположному типу. Краткий обзор исследований показывает ограниченность исследований гендерных особенностей стрессоустойчивости в целом и небольшое количество исследований в рамках правоохранительной деятельности. Методы исследования были представлены комплексом психодиагностических методик: методика «Анализ стиля жизни» — Бостонский тест на стрессоустойчивость, Анкета «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова, Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик, методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействия стимулов окружающей среды В.В. Бойко. В качестве респондентов выступили сотрудники полиции (n=90). В женской выборке (n=34) средний возраст составил 26,8 лет. В мужской выборке (n=56) средний возраст 25,9 лет. Результаты исследования показали наличие более высоких значений стрессоустойчивости женщин-полицейских на уровне статистической значимости (р≤0,05), при нормативных показателях нервно-психической устойчивости в целом по всей выборке представителей обеих групп. Гендерные различия установлены в значениях индивидуально-типологических особенностей, что отражено в сравнительно высоких значениях ригидности представителей женской выборки. Согласно полученным эмпирическим данным, женщины менее уязвимы для стресса, обладают ресурсами сохранения стабильности в деятельности, а также психологического и соматического здоровья при условии нормального уровня напряжения и устойчивости параметров деятельности. Гендерные различия выявлены в значениях дисфорической активности, которая в большей степени характерна для представителей мужской выборки и может проявляться в виде деструктивности поведения, доминирования и раздражительности.

Пугачева Е.В., Шептуха В.В.
ПУТИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. В статье представлен краткий обзор теоретического и эмпирического исследования особенностей представлений о будущей профессиональной деятельности у студентов профессиональных образовательных организаций. Автором приведено краткое теоретическое обоснование проблемы исследования, с учетом проанализированной научной отечественной и зарубежной литературы. Наглядно продемонстрированы результаты исследования специфики представлений у студентов, включающей в себя различия по гендеру, контексту и содержанию: образы собственно будущей деятельности, образы материального поощрения за работу по профессии, образ карьерного становления, качество жизни в соотношении с профессиональной деятельностью, образ «Я как специалист»; итоги экспертного опроса, на основании которого разработаны и обоснованы конструктивные пути и технологии формирования представлений у студентов об их будущей профессиональной деятельности. В завершении представленного теоретического и эмпирического исследования сделаны основные выводы.

Косарев С.М., Воронина Н.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования здоровьесберегающих технологий при формировании культуры здоровья учащейся молодежи. Авторами выявлена сущность дефиниции культура здоровья и здоровьесберегающие технологии. Представлен накопленный в 21 веке опыт использования таких здоровьесберегающих технологий как создание оздоровительно-образовательных комплексов в рамках предмета «Физическая культура», разработка теоретико-практического семинара для преподавателей, технология биологической обратной связи, кинезитерапия, модель здоровьесберегающей образованности, модель здоровьесберегающей среды факультета, программа спартианского воспитания и другие. В качестве заключения авторы представили рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в Московском авиационном институте.

Озерина А.А., Ульянина О.А.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Духовно-нравственное становление личности является основным предметом и мишенью воспитательного процесса в высшей школе. Основной проблемой является поиск ценностных оснований для построения траектории данного процесса. С позиции авторов ими может стать социокультурная идентичность, которая позволяет определить свою принадлежность к культурному сообществу, принять определенные нормы и правила, разделить ценности конкретной группы и регулировать в соответствии с этим свое поведение. В таком случае ценности носят не сиюминутный характер, а являются продуктом культурного опыта, накопленного поколениями, и трансформированного в ходе смены исторических этапов в соответствии с современными реалиями.

Теоретический анализ позволил определить основные направления современных исследований социокультурной идентичности, а также показал значимость социального сравнения и соотношения для ее формирования. В ходе эмпирического исследования были определены основные духовные ориентиры студенческой молодежи, которые могут стать объектом идентификации. Подтвердилась значимость семьи как важнейшей социальной группы, на которую ориентируется молодежь. Также среди значимых сообществ выделяется культурное, и институт наставничества.

Старикова М.А.
БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию биографических предикторов успешности в профессиональной карьере работников железнодорожного транспорта. Приводится описание особенностей профессиональной карьеры работников, а также необходимость ее исследования, что обусловлено актуальными задачами и вызовами, которые стоят перед предприятиями железнодорожного сектора в современных экономических условиях. Рассмотрены направления в изучении профессиональной деятельности сотрудников железных дорог, ретроспективно от психотехники до актуальных исследований карьерных ориентаций. Показана актуальность исследования профессиональной карьеры работников железных дорог, основанная на концепции проактивности. Приводятся результаты эмпирического исследования, раскрывающие содержание структуры успешности профессиональной карьеры работников железнодорожного транспорта. Структура включает блок показателей успешности (успех карьеры как объективный показатель и удовлетворенность профессией как субъективный показатель) и биографических предикторов – особенностей индивидуального карьерного потенциала (настойчивость, адаптивность, влияние), управления карьерой (профессиональная мобильность и цели карьеры), организационного контекста (справедливость организации, удовлетворенность организацией, приверженность организации).