РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Роева-Мкртчян Е.Б.  
ФАКТОР ДИАСПОРЫ КАК КАТАЛИЗАТОР РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ)

Аннотация.  Статья посвящена вопросу участия армянской диаспоры в развитии Республики Армения, начиная с 1990-х годов. По мнению автора, во взаимоотношениях между материнским государством и диаспорой особое место занимает взаимодействие в сфере экономики. В подобных государствах экономический капитал воспринимается как ресурс для собственного развития. Помимо экономических интересов, связанных с иностранными инвестициями, для членов диаспоры важную роль играют также национальные чувства, естественное стремление людей способствовать укреплению и усилению внешнеполитических позиций своей Родины. В данном исследовании автор рассматривает вклад диаспоры в развитие сферы образования Республики Армения в качестве примера долгосрочных и безвозмездных инвестиций диаспоры в экономику материнского государства. В настоящее время для постсоветских стран повышение качества образования и системы его оценивания приобрели статус приоритетных направлений национальной политики в сфере образования. Это вызвано необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров, которые отвечали бы потребностям международного рынка труда и общества, в основе которого лежит знание широком смысле слова. Особое внимание автор уделяет инвестициям армянской диаспоры России, США, Западной Европы и стран Востока, таких как Ливан, Сирия и Египет в сферу образования материнского государства и причинам этого явления. Автор выделяет два магистральных направления, по которым идут инвестиции в образование в Республике Армения от диаспоры. В исследовании дана характеристика некоторым наиболее значимым образовательным проектам армянской диаспоры, которые осуществляются на территории Республики Армения. В статье впервые вводятся в научный оборот данные о количестве средств, выделенных с 2003 года армянами Спюрка на образование в Армении, а также приведены примеры конкретных образовательных проектов, которые реализуются в Республике Армения на средства армянской диаспоры стран Востока и их влияние на общее состояние образовательной сферы республики.

Ключевые слова. Международные отношения, постсоветское пространство, армянская диаспора, образование в Армении, инвестиции, национальное образование, армянская диаспора Ливана, Тумо, Айб.

Козополянская А.В. 
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ЭТАПЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА БЕЛАРУСИ И РОССИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС (с 1998 года)

Аннотация.  Деятельность, направленная на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, стала одной из важнейших составляющих двустороннего сотрудничества России и Беларуси после дезинтеграции СССР, и одной из значимых задач Союзного государства. В статье описаны основные этапы деятельности Союзного государства Беларуси и России по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Проанализированы цели и результаты соответствующих государственных программ Союзного государства.

Ключевые слова. Союзное государство Беларуси и России, новейшая история, история России, история Беларуси, авария на Чернобыльской АЭС, ликвидаторы, гуманитарное сотрудничество.

Райнхардт Р.О.  ОБРАЗ СТУДЕНТА И ВЫПУСКНИКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Аннотация.  В статье рассматривается эволюция образа студента и выпускника Московского государственного института международных отношений в отечественных кинокартинах и телесериалах советского и российского периода. Научная новизна заключается в выделении архетипичных черт, присущих данным вымышленным, однако часто имеющим реальные прототипы персонажам как представителям корпоративной субкультуры, и рецепции таких образов обществом в лице широкой зрительской аудитории, в основном незнакомой с соответствующей средой. Особое внимание уделяется недостаточной объективности отражения этих черт создателями исследуемых произведений, а также репрезентативности самих героев.

Ключевые слова. МГИМО, кинематограф, дипломатические агенты, Министерство иностранных дел, подготовка кадров.

Зигангирова Е.З. 
М.П. ПОГОДИН И В. ГАНКА В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКО-ЧЕШСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация.  Статья посвящена контактам русского историка, профессора Московского университета, собирателя материалов по истории России и других славянских стран, коллекционера, журналиста, публициста, писателя-беллетриста и издателя М.П. Погодина с деятелем чешского национального возрождения, автором литературных мистификаций и зачинателем плодотворных русско-чешских культурных и научных связей Вацлавом Ганкой (1791-1861). Первая половина XIX века была для славянских народов Европы периодом национального возрождения со свойственным ему интересом к собственному национальному прошлому, распространением всеславянских идей и некритического русофильства. Под влиянием общеевропейских романтических идей в России также возникает интерес к собственной славянской идентичности, а затем и к зарубежным славянам. Уже в 30-е гг. «славянский» вопрос приобретает большее значение в культурной и политической жизни России, идет формирование отечественной концепция славянской взаимности. В условиях такого встречного движения завязываются и развиваются русско-чешские культурные и научные связи. М.П. Погодин стал одним из первых русских ученых, кто целенаправленно отправился в Европу для знакомства со славянской историей, культурой и реалиями жизни единоплеменников. Он установил контакты со многими деятелями чешского национального возрождения, в том числе с феноменом чешского и славянского культурного возрождения В. Ганкой. Контакты этих двух выдающихся общественных и культурных деятелей первой половины – середины XIX века позволяют проследить роль и значение русско-чешских связей в развитии как национального возрождения чехов, так и славянской идеи в России.

Ключевые слова: М.П. Погодин, Вацлав Ганка, русско-чешские связи, славянофилы, всеславянская идея, идея славянской взаимности, панславизм.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Кармаев А.А., Ким С.В.  
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЕМ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНЫХ СБОРОВ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация.  Исследуется проблема эффективности педагогического проектирования и реализации системной региональной модели по организации предметных сборов школьников. Актуализируется метод «обучения действием» как системообразующий механизм педагогического проектирования инновационной региональной модели организации предметных сборов школьников.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, консервация профессионального педагогического опыта, педагогические инновации, диссеминация педагогического опыта, концептуальные подходы, инновационный потенциал, региональная системная модель, системообразующий «механизм», метод «обучение действием», предметные сборы школьников, продуктивность и гуманность инноваций, профессиональная культура труда.

Безклубая С.А.
ГУМАНИТАРНАЯ СРЕДА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация.  В условиях современной модернизации потенциала отечественной культуры, науки, техники, экономики проблема формирования конкурентоспособного специалиста в инженерно-техническом вузе актуальна и требует неотложного решения. Способного к «соперничеству» в мире высоких технологий специалиста в техническом вузе формирует гуманитарная среда как основа творчества личной и профессиональной культуры. Гуманитарная среда – это пространство, отражающее образовательные, личностные, ментальные и общемировые процессы (построение общества и экономики знаний). Цель существования гуманитарной среды – осуществление возможности целостного формирования личности студента на фоне обесценивания технократической модели специалиста наукоёмких отраслей. Содержание гуманитарной среды технического вуза определяется сегодня процессами гуманизации и гуманитаризации, устанавливающими приоритет интересов конкурентоспособной личности; формирующими комплекс личностных качеств успешного в жизни и профессии специалиста. Препятствуют формированию актуальной для конкурирующей личности гуманитарной среды: неумение студента управлять собственной учебной активностью, механистичность получения и воспроизводства знаний, отсутствие ответственности за себя и дело; педагогическая и психологическая некомпетентность преподавателя. Гуманитарная среда может наполниться новым личностно-развивающим содержанием, только осуществив переход вузовских программ с дисциплинарно-организационных моделей на проектно-созидательные модели образования. Установление иерархии гуманитарных дисциплин в рамках стандартов высшего образования позволит переориентировать инженерное сознание на адекватные современным условиям критерии гуманистического мышления и деятельности. Внимание (педагогическое и психологическое) всех структур вуза к развитию личности студента позволит выстроить процесс обучения на основе именно его умений и мотиваций. Роль преподавателя вуза как куратора работы студентов, в рамках активно развивающей личность специалиста гуманитарной среды, сменится более плодотворным подходом: творческим наставничеством. Педагогическое и психологическое обновление гуманитарной среды есть смыслообразующий принцип модернизации отечественного инженерно-технического образования.

Ключевые слова: гуманитарная среда, гуманизация и гуманитаризация образования, модернизация образования, личностно-ориентированная образовательная среда, общество и экономика знаний, конкурирующая личность, профессионализм преподавателя, личная и профессиональная культура.

Антонова Ю.В.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация.  В статье представлен культурологический анализ явления информационной культуры, составляющей основу общей культуры индивидов. Информационная культура исследуется в рамках культурологии через призму пяти ключевых подходов к определению понятия культуры: реалистического, идеалистического, материалистического, функционального и структуралистского. В контексте реалистического подхода, подчеркивается тесная, взаимоопределяющая связь между информационной культурой и социальной деятельностью индивидов как организованного и структурированного общественного процесса, оказывающего влияние на специфику и природу информационной культуры. Реалистическое видение информационной культуры как социально – имманентного феномена противопоставляется убеждениям идеалистов о трансцендентном характере информационной культуры как самостоятельно развивающегося явления, существующего и вне обществ. В этой связи, автор делает акцент на переменной природе информационной культуры, подверженной влиянию со стороны окружающей среды, внешних явлений и культур. Он также уделяет внимание похожей на идеалистическую, материалистической точки зрения, подчеркивая важность субъективных и объективных элементов информационной культуры, составляющих ее внешнее очертание и внутреннее содержание. В статье также выделяется специфика информационной культуры индивидов с точки зрения функционального подхода. Информационная культура изучается через призму своего функционального значения для членов общества, как совокупность знаний, формирующих и фиксирующих общие шаблоны информационного поведения индивидов. Информационная культура рассматривается в статье и в рамках структуралистского подхода. Автор анализирует информационную культуру как социальную символическую систему, подчеркивая первостепенную роль языка в процессе восприятия, передачи и сохранения информации в обществе.

Ключевые слова: информационная культура, символическая система, реалистический, идеалистический, материалистический, функциональный и структуралистский подход.

Овчаренко Л.Ю., Дорошенко Т.Н.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ, ПРИЕМНЫХ И ОПЕКУНСКИХ СЕМЕЙ В ШКОЛЕ

Аннотация.  В статье рассматривается проблема социализации детей-сирот в рамках процесса по установлению взаимоотношений личности с социумом на основе реализации имеющихся индивидуальных особенностей в социальном обучении, самопознании и самореализации, что в свою очередь обеспечивает социальные знания, социальные умения и социальный опыт личности. Обосновывается значение перехода от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства. Делаются акценты на трудностях, с которыми сталкивается приемный ребенок, обучаясь в общеобразовательной организации, это и страх неуспеха, и неумение быть в контакте со взрослыми, опасения, что его не примут в новом коллективе. Процессы воспитания и обучения школьников в замещающих семьях часто сопряжены стрессовыми переживаниями, причины которых связаны, прежде всего, со сменой образа жизни, как ребенка, так и родителей, изменениями системы семейных отношений, а также с чрезмерными нагрузками на обучающегося в современной школе. Замещающие родители ощущают недостаточность родительских компетенций, практических навыков, позволяющих естественно, в процессе жизнедеятельности решать возникающие трудности, применяя полученные при подготовке знания. Для изучения обозначенной проблемы была представлена программа, направленная на обеспечение психолого-педагогической работы школы с замещающими, приемными и опекунскими семьями, по вопросу социализации детей-сирот. Основной задачей психолого-педагогической работы с приемным ребенком является его успешная адаптация в учебный коллектив, что будет способствовать его лучшему вхождению в жизнь общества.

Ключевые слова: социализация, психолого-педагогическое взаимодействие, дети-сироты, приемная семья, опекунская семья, замещающая семья, образовательная организация.

Карасев В.А., Змиенко М.Е., Григорьев С.М. 
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.  Во многих странах система образования считается одним из важнейших факторов развития современного общества. От состояния образовательной системы зависит производство, экономика, здравоохранение и иные сферы общественно-социальной жизни, в которых важнейшим показателем является качество человеческого ресурса. В этой связи становиться важным определение роли государства и частных структур в развитии образовательной системы, возможность достижения необходимого баланса в удовлетворении как государственных, так и общественных интересов в сфере образования. Актуальность темы частно-государственного партнерства в системе образования состоит в том, что современные тенденции развития общества говорят о необходимости консолидации государства и бизнеса для достижения общих целей. Исследования показывают, что взаимодействие частного сектора и государства является весьма весомым стимулом для развития социально-экономической сферы, в том числе института образования. При этом увеличение роли частного сектора в образовании влечет за собой снижение финансовой нагрузки на государственный бюджет при решении стоящих перед обществом задач.

Ключевые слова: система образования, образовательная среда, частно-государственное партнерство, сотрудничество государства и частного бизнеса, институт взаимодействия государства и частного сектора, партнерские отношения, консолидация государства и бизнеса.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Пилишвили Т.С., Магомедова Е.А.
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АККУЛЬТУРАЦИИ

Аннотация.  Актуальность исследования субъективного благополучия как социально-психологического капитала личности в процессе аккультурации на примере иностранных студентов Российского университета дружбы народов обусловлена, во-первых, требованием научного обобщения многолетнего опыта вуза в подготовке российских и иностранных студентов в условиях этнической гетерогенности; во-вторых, усилением миграционных процессов и увеличением числа студентов из других стран; в-третьих, необходимостью в разработке программы психологического сопровождения иностранных студентов в международно-ориентированном университете, направленной на повышение уровня субъективного благополучия и улучшения психологического здоровья личности в условиях российской действительности. В данной статье рассматриваются следующие теоретические подходы к изучению проблемы аккультурации: U, W и Kim-кривая процесса аккультурации. Успешность аккультурации и субъективное благополучие личности зависят от учёта как индивидуально-психологических особенностей, так и социокультурных, этнопсихологических факторов. Имеющиеся в науке подходы отвечают на вопросы, связанные с пониманием особенностей субъективного благополучия личности и процесса аккультурации. В данной статье субъективное благополучие личности рассматривается как компонент социально-психологического капитала личности. На наш взгляд, данный подход является наиболее продуктивным, так как описывает во взаимосвязи различные аспекты субъективного благополучия личности с учётом влияния фактора аккультурации. Структура социально-психологического капитала личности выступает в качестве двухкомпонентной системы, обе части которой взаимосвязаны. При этом высокие параметры содержащихся в обоих частях компонентов системы и её баланс положительно влияют на субъективное благополучие личности. Основополагающим фактором является доверие, именно оно может стать условием успешной аккультурации личности, так как является её психологическим ресурсом.

Ключевые слова: субъективное благополучие, социально-психологический капитал личности, аккультурация, иностранные студенты, культурный шок, этническая гетерогенность.

Рыжов Б.Н., Шарова С.С.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ СОЧЕТАНИИ ФАКТОРОВ НАРУШЕННОГО СЛУХА И МАНУАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей речевого развития школьников при сочетании факторов нарушения слуха и мануальной асимметрии. Приводятся данные исследования, в котором приняли участие 215 учащихся старших классов московского колледжа малого бизнеса № 4, имевших различные нарушения слуха, в том числе 98 неслышащих (с рождения) и 117 слабослышащих (III-IV степени тугоухости). Возраст обследуемых составлял 17-20 лет. Исследование показало, что у леворуких с возрастанием сохранности слуховой функции уменьшается количество ошибок в согласовании слов. В то же время, у праворуких наибольшее количество ошибок в согласовании слов отмечено среди слабослышащих. Обнаружены статистически значимые различия в группах с сохранным и с нарушенным слухом по параметру абстрактности образуемых понятий и количеству допускаемых ошибок. При этом пропуски букв у учащихся с сохранным слухом встречаются достоверно реже, а использование абстрактных понятий — чаще, чем у неслышащих и слабослышащих учащихся. Выявлена связь уровня речевого развития с используемой учащимися формой речи: словесной и жестовой. Обнаружено, что использование словесной речи приводит к лучшему развитию абстрактности мышления и меньшему количеству ошибок в согласовании слов.

Ключевые слова: леворукий, праворукий, слабослышащий, неслышащий, нарушенный слух, сохранный слух, устная речь, жестовая речь.

Романенко Н.М., Шагардинова Е. 
ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ ПЕРЕВОДЧИКОВ (на примере Военного университета Министерства Обороны России)

Аннотация.  В статье представлены методы и технологии процесса формирования аксиологических основ профессиональной подготовки военных переводчиков на примере Военного университета Министерства обороны на основе аксиологического, компетентностного, личностно-деятельностного, гуманистического подходов. Изложена программа, методика, цели и задачи опытно-экспериментальной работы. Обосновано, что опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя контроль динамики процесса и закономерности формирования аксиологических основ профессиональной подготовки военных переводчиков на констатирующем, формирующем и заключительном этапе, подбор соответствующих диагностик, методов и технологий свидетельствует о положительной динамике развития ценностных основ профессиональной подготовки будущих военных офицеров.

Ключевые слова: аксиологические основы, военные переводчики, воспитание, профессиональная подготовка, нравственность, духовность, ценности.

Григорьева М.А., Лаптев Л.Г., Пахомова Е.А. 
ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация.  В статье авторы раскрывают сущность, психологические особенности интернет-зависимости формирующейся личности. Ими охарактеризовано место игровой компьютерной зависимости в ряду других разновидностей девиантного поведения, выделены и охарак­теризованы пять типов проявления игровой компьютерной зависимости. Особое внимание отведено обоснованию приоритетных направлений и психотехнологиям эффективной социально-психологической профилактики интернет-зависимости формирующейся личности несовершен­нолетних как системы мер по усилению их безопасности в современном российском обществе. Вводимые в научный оборот новые эмпирические данные системно характеризуют выявленную направленность и динамику роста числа зависимых подростков. Они показывают также, что определенная часть подростков и молодежи в нашей стране уже находится в компьютерно-интернетной зависимости. Такое положение с интернет-зависимостью в условиях обострения информационной борьбы обусловливает острую потребность в принятии мер по повышению безопасности формирующейся личности подростков. Это выдвинуло новые психологические задачи, связанные с повышением психологической безопасности формирующейся личности.

Ключевые слова: девиация; девиантная личность подростка; профилактика игровой интернет-зависимости; факторы безопасного поведения формирующейся личности.

Дейнега Н.В. 
БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ

Аннотация.  Реалии современных требований в профессиональной сфере создают предпосылки к изменению требований в области владения базовыми и ключевыми компетенциями специалистов, занятых в сфере коррекционного образования, что подтверждено принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование [9]. Находящийся в разработке «Профессиональный стандарт дефектолога» привнесёт свои требования к базовым профессиональным компетенциям. Таким образом, реализуя компетентностный подход в системе специального (дефектологического) образования необходимо принимать во внимание и отталкиваться от сформированной на момент поступления в высшее учебное заведение (вуз) личностной компетентности и уровня развития входящих в неё базовых компетенций личности, их сформированности. Отталкиваясь от этих исходных данных, рассмотрены предпосылки формирования личностно-профессиональной компетентности студентов – будущих дефектологов на определённых образовательных стадиях. Выделены реперные точки, позволяющие определить динамику становления личностно-профессиональной компетентности студентов в непрерывном формировании образа личности, адекватно меняющимся реалиям рынка труда. Стратификация оценочных суждений проанкетированных групп позволила ранжировать наиболее важные качества и структуры личностно-профессиональной компетентности дефектолога. Описываются основные из выбранных компонентов, точечно воздействуя на которые в процессе образования можно повысить динамику становления личностно профессиональной компетентности.

Ключевые слова: дефектолог, личностно-профессиональная компетентность, динамика становления, качества дефектолога, профессиональная успешность.