РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Баязитов С.Г., Райнхардт Р.О.
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПРИЗМЕ СИРИЙСКОГО КРИЗИСА (2015 – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Аннотация.  Статья посвящена трансформации отношений между Турецкой Республикой и Российской Федерацией в контексте кризиса на Ближнем Востоке и, в частности, в Сирии, начало активной фазы которого пришлось на 2015 г. и который продолжается до сих пор. Проанализированы основные исходные позиции обеих стран, уровень и противоречия их двусторонних отношений к моменту начала кризиса. Далее с учетом прежде всего внешнеполитических факторов показана последовательная эволюция позиции Анкары в отношении Москвы на фоне усиления противоречий турецкого руководства со странами Запада и, в первую очередь, с США. В то же время внимание уделено и изменениям внутриполитического характера в Турции, в том числе деятельности курдских политических сил, попыткам государственного переворота и ряду других обстоятельств. Отмечена важная роль фактора личности российского и турецкого лидеров, В.В. Путина и Р.Т. Эрдогана, в диалоге по сирийской проблематике и обсуждению совместных мер, нацеленных на урегулирование данной ситуации. Наконец, выделены и описаны предпосылки для дальнейшего стратегического и взаимовыгодного сотрудничества России и Турции во внешней политике и экономике при текущей конъюнктуре.

Ключевые слова. Внешняя политика, Турция, Ближний Восток, российско-турецкие отношения, сирийский кризис.

Калинин М.В.
«ПЕРШПЕКТИВНАЯ» ДОРОГА ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ

Аннотация.  Статья посвящена малоизученной странице истории развития сухопутных путей сообщения в России XVIII века. Объект исследования: «першпективная» дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Пробитая между двумя столицами в 1720-х годах, эта дорога значительно сократила путь между ними. Расстояние по старой дороге через Новгород, Крестцы и Торжок составляло 735 вёрст, по новой получалось 593 версты. Прямая, как стрела, дорога прошла по лесистым, болотистым малонаселённым землям Новгородской губернии. На основе архивных источников и опубликованных законодательных актов, автор выявляет причины прокладки новой дороги, хронологию строительства её участков. Также автор проводит сравнительный анализ характера организации строительства «першпективной» и «осударевой» дорог (дорога, пробитая в 1702 году от Белого моря до Онежского озера для транспортировки войск и флота) и делает вывод об общей военно-мобилизационной модели реализации крупных инфраструктурных объектов петровского времени.  В статье рассматриваются механизмы обеспечения стройки рабочей силой и финансовыми ресурсами. Автор показывает, что сразу после смерти Петра I новую дорогу забросили – вместо неё пользовались старой Московско-Новгородской дорогой. На основании опубликованных воспоминаний П.П. Мельникова автор выдвигает гипотезу о том, что в 1840-х гг. по линии «першпективной» Московско-Петербургской дороги прошла Николаевская железная дорога.

Ключевые слова: дороги, дорожная политика, внутренняя политика XVIII века, Московско-Петербургская дорога, «Першпективная» дорога, «Осударева» дорога.

Панькина М.А.
КОНЕЦ «КАРЬЕРЫ» СЕРГЕЯ ДЕГАЕВА: ПРИЗНАНИЕ ИЛИ РАЗОБЛАЧЕНИЕ?

Аннотация.  Статья посвящена еще не изучавшемуся подробно сюжету из истории провокации в партии «Народная воля». Пробыв агентом тайной полиции около полугода, Сергей Дегаев отправился за границу, где его товарищам по партии стала известна его роль в последних массовых арестах. Источников, иллюстрирующих этот сюжет, имеется очень мало, они порой противоречивы, а исследователями они почти не критиковались. Единственный свидетель этого события, Лев Тихомиров, в воспоминаниях передает, будто предатель покаялся. В статье дается новая интерпретация случившегося, доказывается, что провокатор не признался в предательстве, а был разоблачен.

Ключевые слова. Контактология, динамика межличностного контакта, методика контактного взаимодействия, антропоцентрическая феноменология межличностного контакта.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Эфросини-Алкисти Д. Параскевопулу-Кольяа, Панайота И. Контоу, Романова Е.А., Кузнецов В.А., Палиос К. Захариас. 
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРЕЧЕСКИХ И РОССИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация.  В статье изложены результаты сравнительного исследования между греческими и российскими учителями. Показаны различия и сходства в профессиональной деятельности учителей, описаны проблемы и трудности, с которыми сталкиваются учителя в своей повседневной работе. Исследовались данные полученные в ходе опроса выборки из греческих и российских учителей. Обработка результатов выполнена методом контент-анализа. Для выявления специфики проблемных ситуаций в деятельности российских учителей использовался также специально разработанный опросник, включающий в себя семь вопросов, связанных с эмоциональным состоянием учителей. Для интерпретации результатов использовались методы сравнительного анализа. Учителя школы часто сталкиваются с ситуациями неопределенности как непосредственно в своей педагогической деятельности, так и в процессе их профессионального развития. Задача выбора для них становится актуальной проблемой, а прогнозирование последствий своих решений является неотъемлемой частью профессиональной деятельности. Наблюдается высокое психоэмоциональное напряжение учителей, в большей степени связанное с боязнью допустить ошибку, необходимости распределять внимание между широким кругом действий, постоянной нагрузкой на речевой аппарат. Исследование показало, что существует схожая модель профессиональной среды греческих и российских учителей. Большинство учителей в нашей выборке ограничиваются ежедневной рабочей процедурой, которая строго соответствует официальным правилам и принципам. Поведение и действия учителей в обеих странах в большей степени определяется критериями, разработанными министерством образования. На сегодняшний день автономия и инициативность учителей – это понятия, которые по-прежнему находятся под вопросом.

Ключевые слова: школьное образование, учителя, образование в Греции, образование в России.

Ананьева Н.А.
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНТАКТА: ПАМЯТИ ФИЛОНОВА ЛЬВА БОРИСОВИЧА (01.08.1925-11.04.2016)

Аннотация. Статья посвящена анализу психологических явлений феноменологического плана, составляющих межличностный контакт. Цель – привлечь внимание к «Методике Контактного Взаимодействия» (МКВ) Филонова Льва Борисовича. Перспективы связаны с формированием профессиональной платформы для развития контактологии как научного направления в области теории и практики. Полученные в исследованиях закономерности и механизмы, эффекты и феномены, сопровождающие межличностный контакт, позволяют определить основные позиции научной школы Филонова Л.Б. Генеральной характеристикой выступает теория антропоцентрической направленности межличностного контакта. Концептуальные позиции относительно динамики стадиального установления контактов между людьми обосновываются за счет поиска комплементарной природы человеческих взаимоотношений. Технологические приемы, вводимые инициатором, обеспечивают эффективность и оптимальность созданных в контакте связей и зависимостей между людьми. Диагностические возможности установления межличностного контакта направлены на распознавание индивидуально-личностных характеристик участников, вступающих в межличностное взаимодействие. Процесс динамики развития межличностного сближения реализуется как комбинаторика оперирования личностными качествами друг друга и формирование общей программы найденного взаимного союза. Результаты исследования позволяют выделить антропоцентрическую феноменологию межличностного контакта, которая может быть объяснена через создание в контакте ряда «полевых» характеристик, возникновение оригинальных эффектов и образов, а также через реализацию линии модификационного контактного программирования и вероятностного прогнозирования.

Ключевые слова. Социализация, психолого-педагогическое взаимодействие, дети-сироты, приемная семья, опекунская семья, замещающая семья, образовательная организация.

Коношенко Б.А.
НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТАКСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ МЕГАПОЛИСОВ

Аннотация. В связи с бурным развитием отечественной сферы такси в статье актуализируется необходимость научного исследования данного вида труда. Автором проведен библиографический анализ диссертационных исследований таксомоторной деятельности. В качестве критерия отбора диссертационных работ было выбрано использование в их названии термина «такси» или производных от него («таксомоторная деятельность», таксомоторный парк», «таксомоторные перевозки» и т.п.). Выявлено, что за период с 1950 года по июнь 2018 года в нашей стране было защищено 48 диссертаций по проблематике такси: 42 — кандидатских и 6 – докторских. Выделены три периода в научном исследовании сферы такси: первый период – 50-60-е годы ХХ века; второй период – начало 70-х – 1994 год ХХ века; третий период — 1995 год – по настоящее время. Определены четкие критерии периодизации научного изучения сферы такси в отечественной науке. Библиографический и содержательный анализ защищенных диссертаций по тематике такси позволил выявить ключевые проблемы в научном исследовании данного вида деятельности и транспорта: тематикой такси интересуются представители, как правило, технических и экономических наук; выполнена всего одна диссертация по социальной психологии; человеческий фактор остается почти вне пределов исследования отечественных ученых в сфере такси; основная часть исследований выполнялась и защищалась в Москве, на базе МАДИ; в последние годы Москва теряет свои лидерские позиции в данных исследованиях, а за последние 10 лет в Москве не защищено ни одной работы по таксомоторному транспорту; в рамках психологической науки исследования такси не выделились в самостоятельное направление, а велись в рамках психофизиологии и психологии труда водителя; доминирование в транспортной психологии парадигмы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда) в значительной степени объясняет разрозненность и малочисленность психологических исследований проблематики сферы такси, где ключевым элементом системы является пассажир.

Ключевые слова. Научное исследование сферы такси, периоды исследований, проблематика диссертаций таксомоторной деятельности, профессия водителя такси, психология труда водителя такси мегаполиса.

Лебедев А.Н.
ИНДИКАТОРЫ И ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Феномен психологического состояния общества (ПСО) изучается в рамках макропсихологического подхода. Он привлекает исследователей возможностью применять психологические теории для оценки больших социальных групп. Психологическое состояние общества рассматривается с учетом как объективных показателей, так и субъективных оценок людей. Это предполагает сопоставление оценок разных групп населения, поскольку в условиях психологической поляризации общества они часто оказываются противоположными. Психологическая поляризация общества возникает на основе социальной, экономической, ценностной и других видов поляризации. Для формирования надежной системы индикаторов и предикторов в предложенной модели учитываются временные характеристики и оценки не только настоящего, но и будущего психологического состояния общества. Требует исследования и обсуждения вопрос валидности понятия психологического состояния общества, поскольку до конца неясно, какие именно характеристики и оценки наиболее адекватно его отражают и могут выступать предикторами направлений его изменения в будущем. В исследовании обнаружены связи некоторых индивидуально-психологических характеристик респондентов (социальной идентичности, субъективного благополучия) с оценками ряда характеристик психологического состояния российского общества.

Ключевые слова. Социальная психология, психологическое состояние общества, социальная поляризация, моделирование психологических явлений, малые и большие социальные группы, социальная идентичность, социальные представления.

Романова Е.С., Макшанцева Л.В. 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация.  Данная статья написана в рамках выполнения государственного задания по теме научно-исследовательской работы «Разработка и внедрение программ психологической помощи семьям, воспитывающим подростков с девиантным поведением с привлечением студентов к реализации программ». В статье обосновывается актуальность проблемы изучения особенностей развития и воспитания подростков с девиантным поведением в теоретическом и практическом аспектах. В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, на основании которого авторы обосновывают идею о целесообразности осуществления психологической помощи семьям, воспитывающим подростков с отклоняющимся поведением, с учетом конкретной модели девиантного поведения. Предложена программа комплексной психологической помощи семьям, воспитывающим подростков с девиантным поведением, аргументирована эффективность ее применения, приводятся некоторые примеры реализованных мероприятий в рамках осуществляемой программы. Особое внимание в работе акцентируется на привлечении студентов к работе по оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим детей с девиантным поведением. Авторы считают данное направление значительным ресурсом в осуществлении помощи данной категории населения и делятся опытом привлечения студентов к оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим подростков с девиантным поведением. Работа имеет междисциплинарный характер и будет интересна широкому кругу специалистов, студентов и волонтеров, осуществляющих психологическую помощь, и родителям, воспитывающим подростков с девиантным поведением.

Ключевые слова: девиантное поведение, ассоциальное поведение, зависимое поведение, подросток, психологическая помощь, семья, неблагополучные семьи, модель отклоняющегося поведения, профилактические, коррекционные и реабилитационные меры.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Глебова Т.А. 
ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация.  В статье рассматриваются проблемы гендерных различий в обучении и адаптации к среде российского вуза студентов-иностранцев. Автор ставит своей целью установить, какое влияние оказывает гендерная специфика на обучение иностранных студентов. Довольно подробно описываются причины возникновения гендерных стереотипов, зависящих от национальных, социальных, культурных и религиозных особенностей иностранных учащихся и их влияние на успешный образовательный процесс. Особое внимание уделяется физиологическим причинам склонности мужчин и женщин к тому или иному виду учебной деятельности, а также роли родителей в гендерном аспекте образования. Неотъемлемую роль в формировании и усилении существующих гендерных стереотипов у учащихся играют преподаватели и их поведение, а также используемые обучающие ресурсы. Для успешной работы в языковых группах с ярко выраженными гендерными различиями, автор предлагает определенные виды учебной деятельности и речевые упражнения, направленные на формирование навыков в работе в команде и объединения интересов студентов в ходе занятий. Автор анализирует проблемы дисциплинарного характера у юношей, модели социального поведения юношей и девушек внутри группы, отношение к преподавателям-женщинам.

Ключевые слова: гендерная разница, полушарие мозга, воздействие родителей, гендерные стереотипы, поведение преподавателя, культурные различия, языковая группа, религиозные особенности, формирование стереотипов, гендерный аспект, виды учебной деятельности, речевые упражнения, модель социального поведения.

Маковский Э.С., Красильников И.М.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРА В НАРОДНО-ОРКЕСТРОВОМ ЖАНРЕ

Аннотация. В связи с возрастанием числа профессиональных народных оркестров возникла проблема расширения их репертуара. В статье рассматриваются условия, определяющие успех творчества композитора в данном народно-инструментальном жанре: отражение в создаваемых им произведениях собственных переживаний; суггестивность, «направленность» на слушателя; «направленность на исполнителя» – эффектное и удобное изложение музыкального материала; создание логично развивающихся, развернутых драматургических построений. Основным элементом творческого процесса является стремление к новым формообразующим основам, результатом которого являются воплощение художественного замысла и поиск оригинальных драматических приемов в сочинениях композиторов. Необходимо помнить, что это не единственный подход, и, если композитор своими новыми формообразованиями пытается высказать композиторскую мысль, это не значит, что данное сочинение будет востребовано в профессиональных исполнительских коллективах. Если даже в сочинениях отсутствует оригинальный гармонический язык, то такие произведения могут иметь высокую художественную ценность и безусловно будут пользоваться популярностью у слушателей и будут включены в постоянный репертуар русских народных оркестров. Анализируемые фестивали современной музыки за последнее пятилетие для русского народного оркестра как раз и подтверждают справедливость выводов автора.

Ключевые слова: народный оркестр, творчество композитора, содержательность, общительность, логичность музыкальной композиции.

Моздыков А.В. 
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация.  В статье автор обозначает некоторые психолого-педагогические аспекты общения в профессии педагога-музыканта. Эта проблема общая для различных направлений педагогики. Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. В педагогическом процессе оно выступает тем инструментом, с помощью которого осуществляется преемственность в музыкальной педагогике и Культуры в целом. Способность к взаимодействию с учеником – признак коммуникативной способности педагога. Эмпатия – знаковая профессиональная способность, являющаяся одним из главных элементов продуктивного жизнетворчества педагогической личности. Центральным звеном эмпатийности является способность педагога к живому отклику на психологические состояния, переживания и настроения, музыкально-исполнительские проявления ученика, и в то же время, уважение и интерес, в том числе, к его творческой личности. Приёмы доверительного общения, формы диалога, беседы, творческой дискуссии помогают в процессе обучения настроить ученика на эффективное сотрудничество. Профессионально-педагогическое общение является важным и необходимым инструментом для организации творческого педагогического сотрудничества, с помощью которого могут быть созданы необходимые условия для эффективной подготовки профессионального музыканта широкого профиля, деятельного участника музыкальной культуры в настоящем и будущем.

Ключевые слова. Общение, профессионально-педагогическое взаимодействие, коммуни­кативность, эмпатия, диалог, творческое педагогическое сотрудничество, преемственность, культура.

Павлова А.Н.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПАРАГРАФА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ИТАЛЬЯНСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Аннотация.  В статье объясняется важность ранней языковой профессионализации и подробно описывается структура и содержание параграфа учебного пособия по итальянскому языку, в котором совмещается общий язык с языком профессии. Статья описывает каким образом в учебном пособии формируется языковая, дискурсивная, коммуникативная, социокультурная компетенции в рамках учебного профессионального языкового дискурса, что обеспечивает активное владение итальянским языком студентами в области повседневного общения и в профессиональных целях уже на ранних этапах обучения.

Ключевые слова: ранняя языковая профессионализация, профессиональные компетенции, учебный профессиональный языковой дискурс, учебное пособие по итальянскому языку, студенты начинающего потока.

Пахомова Е.А., Русаков В.К.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СТРАХА ЖЕНЩИНЫ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА

Аннотация.  Статья посвящена анализу стратегии и практики развития и самореализации субъекта труда на различных этапах достижения профессиональной успешности. Автор раскрывает сущностные признаки, психологические особенности и условия профессионального успеха. Детальному анализу были подвергнуты ключевые признаки страха женщин, возникающие при достижении успеха в профессиональном труде. В статье по результатам эмпирического исследования показаны противоречия и механизмы их влияния на проявление психологического феномена страха женщины при достижении профессионального успеха. Нерешенные противоречия определили динамику возникающих конфликтов и затруднений. Особое внимание уделено обоснованию теоретико-методологического основания проведения системного исследования. Это дало возможность определить психологические условия, которые способствуют преодолению возникающего страха. На богатом, впервые вводимом в научный оборот эмпирического материала, выделены этапы изменения исследуемого феномена. На этом материале раскрыты черты успех женщины, который является гарантией того, что у нее есть качества личности, позволяющие провести объективную самооценку уровень успешности в самореализации.

Ключевые слова: профессиональная деятельность; механизмы успешной самореализации женщины; успешность деятельности; сущность страха при достижении успеха; психологические условия преодоления страха.

Пахомова Е.А., Тарасов Ю.Ю.
АКТУАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ ТРУДА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация.  В статье раскрываются актуальность анализируемой темы, представлены основные компоненты авторской исследовательской концепции, на основе которой получены и введены в научный оборот новые эмпирические и теоретические положения и выводы. В статье обстоятельно анализируется содержание коммуникативной компетентности субъектов труда социальной сферы. Соавторам удалось представить теоретико-методологическое системного исследования, а также логично им обоснованно изложить ценные для психологической науки и практики авторские положения и выводы. В представленных материалам особую ценность представляют опора на важные полученные другими исследователями теоретические и эмпирические, корректно представленные заключения. В частности, им корректно используется для понимания компетентности в общении, введенное академиком А.А. Бодалевым понятие «психологически оптимальное общение», определяемое. Оно, по оценке авторов статьи, дает возможность уточнить актуальную грань общения, указывающую на выделение осуществляемой цели участников общения в соответствии с мотивами, обуславливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнеров чувства неудовлетворенности. Раскрыты психологические условия ее эффективного развития и предложены технологии, методы и приемы для достижения этой цели. Центральное место отводится рассмотрению актуализации коммуникативной компетентности в ряду других компетенций.

Ключевые слова: субъект труда; коммуникативная компетентность; модель и условия актуализации и развития коммуникабельности субъекта труда социальной сферы.

Фоломеева Т.В., Фоломеев Ю.Н.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН

Аннотация.  Актуальность рассматриваемой тематики обуславливается необходимостью уточнения специфики содержания и совершенствования методических и практических рекомендаций в области проблемного обучения основам конституционного права. Успех реализации целей и задач образовательных учреждений в значительной степени обусловлен уровнем компетентности и мотивации к совместной деятельности преподавателей и обучаемых. Анализ проблем, выявленных в данной предметной сфере, указывает на необходимость привлечения внимания обучаемых к совместному с преподавателем творческому поиску дополнительных мер по преодолению отмечаемых противоречий и несоответствий между декларируемыми конституционными гарантиями обеспечения защиты прав и свобод граждан и фактическим уровнем их материального, бюджетного наполнения. Представленные результаты и рекомендации могут быть использованы преподавательским составом учебных заведений для улучшения качества учебного процесса и органами власти в интересах совершенствования законодательства.

Ключевые слова: обеспечение конституционной защиты прав и свобод граждан, образовательное учреждение, конституционные гарантии, нормативные правовые акты, государственное социальное долговое обязательство, ограниченная ответственность, корпоративная социальная ответственность бизнеса, баланс защищаемых ценностей.