РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Бочарников И.В. 
ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II. ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы жизни и деятельности императора России Николая II, его вклад в становление и развитие Российской империи на рубеже XIX ‒ XX веков. Представляются различные оценки личности Николая II. Определяется ангажированность искажения деятельности Николая II, обусловленная стремлением обосновать легитимность февральской и октябрьской революций 1917 года, а также нивелирования убийства царской семьи в июле 1918 года. Описаны основные этапы формирования его личности как государственного деятеля России, подготовки к вступлению на престол. Раскрывается содержание и результаты наиболее значимых социально-экономических преобразований начального этапа его деятельности. Приводятся факты динамичного развития промышленного и сельскохозяйственного производства в России, ставшие следствием реформаторской деятельности императора Николая II. Укрепление международного положения России также стало следствием инициатив Николая, направленных на обеспечение международной безопасности и ограничение использования поражающих средств в ходе войны. Именно инициативы Николая II в это области заложили основы современного международного гуманитарного права. Определяются причины начала русско-японской войны и неудачного для России ее завершения, обусловленных в значительной мере эскалацией внутриполитической напряженности в стране и непосредственно деятельности либеральной общественности и революционных группировок. Анализируется развитие кризисных революционных процессов в России в начале XX века, в том числе событий 9 января 1905 года. Определяются технологии реализации данной акции и ее значение для дальнейшей эскалации социально-политической напряженности в России.

Ключевые слова: Николай II, Россия, император, русско-японская война, Ходынская катастрофа, «кровавое воскресение», первая русская революция.

Бочарников И.В.
НИКОЛАЙ II. НЕТ ТАКОЙ ЖЕРТВЫ, КОТОРУЮ ИМПЕРАТОР НЕ ПРИНЕС БЫ, ЧТОБЫ СПАСТИ РОССИЮ

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы жизни и деятельности императора России Николая II, его вклад в становление и развитие Российской империи на рубеже XIX ‒ XX веков. Представляются различные оценки личности Николая II. Определяется ангажированность искажения деятельности Николая II, обусловленная стремлением обосновать легитимность февральской и октябрьской революций 1917 года, а также нивелирования убийства царской семьи в июле 1918 года. Описаны основные этапы формирования его личности как государственного деятеля России, подготовки к вступлению на престол. Раскрывается содержание и результаты наиболее значимых социально-экономических преобразований начального этапа его деятельности. Приводятся факты динамичного развития промышленного и сельскохозяйственного производства в России, ставшие следствием реформаторской деятельности императора Николая II. Укрепление международного положения России также стало следствием инициатив Николая, направленных на обеспечение международной безопасности и ограничение использования поражающих средств в ходе войны. Именно инициативы Николая II в это области заложили основы современного международного гуманитарного права. Определяются причины начала русско-японской войны и неудачного для России ее завершения, обусловленных в значительной мере эскалацией внутриполитической напряженности в стране и непосредственно деятельности либеральной общественности и революционных группировок. Анализируется развитие кризисных революционных процессов в России в начале XX века, в том числе событий 9 января 1905 года. Определяются технологии реализации данной акции и ее значение для дальнейшей эскалации социально-политической напряженности в России.

Ключевые слова: Николай II, Россия, император, русско-японская война, Ходынская катастрофа, «кровавое воскресение», первая русская революция.

Микаэлян Ю.И.
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В БРАЗИЛИИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. Ввиду укрепившихся в последние годы как торгово-экономических, так и культурных отношений между Россией и Бразилией, исследования, посвященные взаимодействию двух стран, приобретают особую актуальность. Цель данной статьи – проследить траекторию развития бразильской школы русистики с момента зарождения первых культурных связей между двумя странами до настоящего времени, а также проанализировать актуальное состояние исследований в данной области. Для этого нами была проанализирована история публикаций переводов русских авторов в Бразилии. Знакомство бразильских читателей с русской литературой состоялось более полутора веков назад, когда в конце XIX века в страну попали переводы имеющих мировую известность романов русских классиков. Первые произведения, привезенные из стран Европы на английском, французском и других языках, переводились на португальский язык повторно, что не могло не отражаться на качестве переведенного текста. В 50-е годы прошлого века появились первые прямые переводы на португальский язык прозаических произведений Пушкина, Достоевского и др. Русистика, как область научных знаний, зародилась в Бразилии в 60-е годы ХХ века, причем изучение русского языка и литературы оказалось теснейшим образом связано с развитием местной школы перевода. Именно в тот период начали систематически переводить напрямую с русского языка произведения русских авторов, а также зародилась первая кафедра русистики в стране, в Университете Сан-Паулу (USP). Примерно с конца 90-х годов прошлого века и по настоящее время в Бразилии наблюдается новый всплеск интереса к русской литературе: с каждым годом увеличивается количество публикуемых текстов, ширится их круг, а также ведется значительное число академических исследований в области русской литературы и культуры. Проанализированные источники позволяют нам сделать вывод, что за последние несколько десятилетий, в связи с консолидацией бразильской школы русистики и появлением новой плеяды переводчиков-русистов, также значительно улучшилось и качество художественных переводов. Кроме того, сближение между странами, укрепление культурных и экономических связей также значительно повысили интерес бразильской публики к России и к русской литературе, в частности.  

Ключевые слова: Бразилия, португальский язык, русистика за рубежом, Борис Шнайдерман, русская литература, перевод.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Тан Фэй
ПОТРЕБНОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЛОДЫХ И ПОЖИЛЫХ В РУССКОЙ И КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ (НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ ШУТЦА)

Аннотация. Вопросы взаимопонимания между поколениями волнуют человечество с давних времен. Люди растут в разных социально-экономических, политических, исторических, культурных условиях и оттого им сложнее понимать друг друга. Также не стоит недооценивать возрастные кризисы и стремление молодых людей к отделению от старших поколений, противопоставлению. В настоящей работе рассматриваются различия в ожиданиях от взаимодействия у русских и китайцев (молодых и старших). Данная статья написана по материалам проведенного исследования на тему: «Потребности межличностного взаимодействия молодых и пожилых людей в русской и китайской культуре (на основе исследования по методике Шутца)». Полученные эмпирические данные отражают ключевые особенности взаимопонимания и взаимодействия между поколениями русских и китайцев. В статье рассматриваются типичные проблемы во взаимопонимании между поколениями в России и Китае, проанализированы потребности межличностного взаимодействия молодых и пожилых людей в русской и китайской культуре.

Ключевые слова: поколение, взаимоотношения между поколениями, культурные ценности, традиции, взаимопонимание, общество, руководители и сотрудники.

Константинов В.В.
СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ)

Аннотация. Статья содержит основные положения авторской системно-динамической концепции социально-психологической адаптации мигрантов в принимающем поликультурном обществе. В качестве объекта исследования выступила личность как субъект социально-психологической адаптации в принимающем поликультурном обществе. Предмет исследования: система социально-психологической адаптации мигранта в принимающем поликультурном обществе. Цель исследования состояла в разработке социально-психологической концепции адаптации мигранта и ее эмпирической верификации. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на принципах: детерминизма, системности, развития и активности; единства сознания и деятельности, единства внутреннего и внешнего плана деятельности; положения о личности, психической деятельности, системности ее развития. Автор рассматривает социально-психологическую адаптацию как нелинейный процесс: от формирования миграционных намерений, к собственно попаданию в адаптационную среду, выбору типа проживания, образованию субъективной демпферной среды, выбор стратегии поведения и переходу к постадаптационному периоду. Социально-психологическая адаптация осуществляется посредством определенных способов осознаваемого или неосознаваемого вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, через овладение личностью ценностями, действиями, социальным опытом, социальными нормами и правилами. Проведенное исследование вносит вклад в развитие междисциплинарного теоретического знания по проблемам адаптации мигрантов, расширяет границы проблемного поля и дополняет методологию этнопсихологии и социальной психологии личности. Результаты исследования, расскрывающие новые механизмы адаптации мигрантов (идеализация, подражание (имитация) и психическая идентификация избирательное приспособление социальная идентификация рационализация и компенсация, сублимация и интеллектуализация) и психологические условия взаимоадаптации мигрантов и принимающего населения (объективные и субъективные кретерии адаптированности), служат основанием для решения теоретических задач о психологических средствах адаптации личности в условиях принимающего поликультурного общества. Результаты исследования являются базой для оформления нового направления социальной психологии, ориентированной на исследование адаптации личности в поликультурной среде, и объединения усилий исследователей, практиков для решения проблем мигрантов, их адаптации, разработки эффективной этнокультурной, миграционной политики и стратегии их реализации. 

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, мигранты, принимающее общество.

Сафронов А.С., Медведев Д.А.
АКМЕОГЕНЕЗ ВНУТРЕННЕГО МИРА РАБОТНИКОВ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. Статья посвящена определению особенностей развития внутреннего мира работников железнодорожного транспорта.  Ключевая роль железнодорожного транспорта в развитии экономики Российской Федерации и особое значение человеческого фактора в повышении эффективности работы холдинга «Российские железные дороги» определяет необходимость организации психологического обеспечения деятельности данной организации. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности традиционно направлено на повышение ее эффективности через улучшение социально-психологического климата в трудовых коллективах и оптимальную расстановку кадров. В современных условиях для психологического обеспечения профдеятельности становится актуальным использование потенциала акмеологии как раздела психологии развития. В контексте рассматриваемой проблемы, перспективно обращение к понятию «акмеогенез», обладающему серьезным концептуальным и интегрирующим потенциалом. Акмеогенез определяется авторами как онтогенетическое единство личного и профессионального развития человека на пути к достижению им уровня «акме» – высшего уровня развития человека как субъекта. Основой акмеогенеза является процесс развития внутреннего мира человека – психологического образования, фиксирующего результаты отражения им окружающей действительности и самого себя. В статье представлены материалы эмпирического исследования, раскрывающие структуру внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней и средней взрослости и связь данного психического образования с особенностями их личности, профессионально-важными качествами и успешностью профессиональной деятельности. В структуре внутреннего мира работников железнодорожного транспорта в возрасте ранней и средней взрослости наблюдается единство профессионального и личностного компонентов, что подтверждает авторскую гипотезу о том, что развитие соответствующего психологического образования выступает основой достижения ими уровня «акме». Знание особенностей развития внутреннего мира железнодорожников выступает необходимым условием для психологического обеспечения оптимального акмеогенеза представителей данной профессиональной группы. 

Ключевые слова: акмеогенез, внутренний мир, работники железнодорожного транспорта, ранняя взрослость, средняя взрослость, психосемантика.

Небольсина Е.В.
ЗООМОРФНАЯ МЕТАФОРА В БИРЖЕВОЙ ЛЕКСИКЕ

Аннотация. В условиях бурного развития прорывных технологий и активизации взаимодействия на региональном и глобальном уровнях особый интерес представляет исследование заимствованной лексики в различных сферах, характерной как для терминологии, так и менее формальных выражений, к которым относятся жаргонизмы. В настоящей статье проведен анализ жаргонизмов биржевого сектора, имеющих анимальное происхождение и применяемых для номинации участников биржевой торговли и их стратегий, а также ситуации на фондовом рынке в целом. Автор показывает, что для обозначения типа игроков на бирже используются не только такие известные лексемы, как «быки» и «медведи», но и «олени», «овцы», «свиньи», «индейки», «волки» и даже «лемминг», что обусловлено размером и характером поведения животного, взятого за основу. Приведенные в статье примеры биржевых стратегий с анимальным компонентом, сопровождаемые объяснением их сущности, свидетельствуют о необходимости наличия глубоких узкоспециальных знаний, так как далеко не всегда в русском языке возникает соответствующая аналогия. Разделение так называемых зооморфных метафор на фреймы позволяет определить, что основная часть зооморфизмов биржевого рынка относится к фрейму «Состав животного мира», однако есть и жаргонизмы из фреймов «Части тела животных», «Действия животных», «Обращение с животными», «Поведение животных». Автор подчеркивает, что ряд рассмотренных зоонимов образован в английском языке с помощью акронимов, что не свойственно русскому языку. Исследование подтверждает, что зооморфные метафоры придают профессиональному языку образность и отражают специфику национальной картины экономической реальности, в основном представляя собой кальки с английского языка лишь с небольшой долей русских слов и фразеологизмов.

Ключевые слова: зооморфная метафора, зооним, биржевая лексика, жаргон.

Дровалева Л.С., Драгилев Е.В., Драгилева Л.Л.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ИНФОРМАЦИОННОГО ЦИКЛА БУДУЩИМИ ЮРИСТАМИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с обеспечением преемственности содержания учебных дисциплин информационного цикла на примере их изучения в образовательных организациях юридического профиля. Обсуждается ряд способов, позволяющих реализовать преемственные связи между указанными дисциплинами в учебном процессе. На основе анализа нормативной и методической литературы выделяются основные направления в преемственности содержания таких дисциплин в соответствии с формируемыми компетенциями. К их числу авторы относят формирование представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование знаний и умений в осуществлении поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач; формирование знаний о способах хранения и обработки данных и о базах данных, а также формирование умений работать с базами данных и компьютерными средствами представления (анализа) данных; способность работать с информацией в глобальных сетях; навыки ориентирования в условиях изменений в нормативной базе. Приводятся примеры заданий, позволяющих оценить сформированность компетенций информационной направленности. Даются рекомендации по оптимизации содержания дисциплин, обеспечивающие повышение эффективности обучения.

Ключевые слова. Дисциплины информационного цикла, компетенции информационной направленности, преемственность в содержании образования.

Карасев В.А., Григорьев С.М., Макаров Д.В., Гаевой Д.В., Широков Д.А.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. Анализ существующих проблем в области управление образовательными учреждениями указывает на необходимость поиска дополнительных мер по повышению эффективности системы менеджмента в данных организациях и совершенствованию механизмов управления качеством предоставления образовательных услуг и самого учреждения в целом. Реализация целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением может быть успешно решена за счет формирования эффективной системы менеджмента, а проблемы повышения качества через функционирования системы менеджмента качества. В системе менеджмента качества образовательного учреждения важная роль отводится качеству его внутренней среды, одним из компонентов которой является организационная структура. В свою очередь, качество среды и протекающих в ней процессов зависит от уровня мотивации субъектов образовательной деятельности, т.е. преподавательского состава и самих обучающихся. Создание мотивационной среды образовательного учреждения означает насыщение его образовательного пространства и самого образовательного процесса необходимыми мотивирующими факторами. Представленные результаты могут быть использованы в совершенствовании координационных механизмов систем управления учебных заведений. 

Ключевые слова: система менеджмента качества, качество образовательной среды, образовательное учреждение, образовательная среда, организационная структура, операционное ядро, профессиональная бюрократия.

Лямзин М.А., Сапронов В.А.
К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена классификации современных средств обучения, применяемых в образовательном процессе высшей школы. Она адресована педагогическим работникам высших учебных заведений (вузов), осуществляющим подготовку специалистов в области управления. Цель данной работы заключается в уточнении содержания понятия «средства обучения», анализе существующих в педагогике высшей школы классификаций средств обучения, разработке такого варианта классификации, в котором учтены особенности средств обучения, применяемых при преподавании технических учебных дисциплин. В статье проанализированы классификации средств обучения, опубликованные отечественными и зарубежными педагогами-исследователями в 1993-2013 гг., обобщены теоретические положения, накопленные в дидактике высшей школы, объединены сходные по назначению и функциям средства обучения, дополнены новыми и представлен авторский вариант классификации дидактических средств. С помощью метода экспертных оценок определены так называемые «основные» средства обучения, которые являются приоритетными в ходе проведения учебных занятий по техническим дисциплинам, и «вспомогательные» средства обучения, выполняющие функции сопровождения учебного процесса и оценки его эффективности. Предложенный вариант классификации средств обучения будет наиболее эффективен при подготовке обучающихся – представителей поколений «Y» и «Z», которые из-за особенностей восприятия и осмысления учебной информации характеризуются как «визуалы», а также будет наиболее адекватен при обучении техническим дисциплинам. 

Ключевые слова: классификация, средства обучения, технические учебные дисциплины, вербальные (словесные) средства, наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дидактические материалы, технические средства обучения, материальные средства сопровождения учебного процесса.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Романенко Н.М., Быкадорова Т.Ю.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕЖДУНАРОДНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ МГИМО (УНИВЕРСИТЕТ)

Аннотация. Авторы отмечают, что в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии будущего специалиста, формирование его профессиональной идентичности в условиях междисциплинарного взаимодействия, в котором иностранный язык выступает в качестве необходимого и обязательного компонента. В результате овладения языком профессии выпускники активно применяют иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ведут диалог, переписку и переговоры на иностранном языке). Овладение в полной мере языком профессии способствует развитию познавательного интереса студентов к будущей профессиональной деятельности, осознанию ее особенностей, что в целом повышает результативность выполнения профессиональных задач, а также оказывает положительное влияние на эффективность профессиональной подготовки и дальнейшую успешную профессиональную деятельность. В статье авторы предприняли попытку экспериментальным путем проверить полученные гипотетические положения процесса формирования профессиональной идентичности экономистов-международников. 

Ключевые слова: экономист международного профиля, профессиональная идентичность, эксперимент, междисциплинарность, взаимодействие, критерий, французский язык, сравнительный анализ, динамика, анкетирование, опрос, наблюдение, беседа, контент-анализ, фокус-группа, факультет международных экономических отношений

Гербач Ж.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЖЕНЩИН В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В данной статье рассматриваются гендерные аспекты профессиональной самореализации военнослужащих женского пола с точки зрения процесса адаптации их к военно-профессиональному пространству, которое имеет определенную социокультурную специфику. Военно-профессиональное пространство в данной статье интерпретируется как совокупность профессионально-средовых характеристик и объектов профессиональной ответственности военнослужащих женского пола, в рамках которых осуществляется их служебно-функциональная деятельность. Автор, анализируя социокультурные аспекты военно-профессионального пространства, приходит к выводу о том, что жёсткая армейская среда обусловливает возможные трудности военно-профессиональной адаптации женщин, определяемые наличием у них гендерных особенностей, препятствующих профессиональному становлению и развитию их в рамках военной деятельности. При этом автор отмечает, что сознание и поведение военнослужащих женского пола значительно меняются под воздействием военно-социальной среды, тем самым профессионально деформируя женщин. Профессиональная деформация военнослужащих женщин служит тем механизмом, который может существенно облегчить их адаптационные процессы в рамках армейской среды. Адаптация военнослужащих женского пола, как процесс гармонизации их взаимодействия с маскулинной военной средой, способствует их успешной профессиональной социализации и продвижению по карьерной лестнице, ломая традиционные гендерно-ролевые стереотипы, а также патриархатные схемы полоролевого общения, характерные для военно-профессионального пространства. Определяя основные пути оптимизации процесса адаптации женщин в военно-социальной среде, автор приходит к выводу о том, что эффективность их военной профессионализации зависит от того, насколько военнослужащие женского пола смогут проявлять в поведении гендерную гибкость, а также в полной мере развить в себе и реализовать маскулинные качества. 

Ключевые слова: Военно-профессиональное пространство, профессиональная адаптация военнослужащих женского пола, маскулинность армейской среды, профессиональная деформация.

Кочкина О.В.
КАДРОВОЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу правовой и организационной деятельность по кадровому комплектованию сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее УИС). В статье уделяется внимание малоизученным теоретическим положениям и недостаточно отраженным на законодательном уровне элементам процесса комплектования кадров, проводимого в органах и подведомственных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России). Автор демонстрирует результаты проведённого всестороннего и детального исследования, которое способствовало раскрытию этапов и методов, задействованных при осуществлении рассматриваемой деятельности. Оригинальность взгляда на проблемные стороны представленной тематики заключается в рассмотрении кадрового комплектования в УИС, как организационно-правового механизма, который должен быть наделён всеми соответствующими составляющими, запускающими его в действие. При проведённом исследовании было выяснено, что некоторые из составляющих требуют доработки, а другие нуждаются в совершенствовании, так как это диктуют современные реалии. Для развития науки и понимания процесса кадрового комплектования в УИС были разработаны определения понятий «кадровое комплектование в УИС» и «организационно-правовая деятельность по кадровому комплектованию сотрудниками учреждений и органов УИС». Акцентировалось внимание на основополагающих началах, которые определяют направления развития всей рассматриваемой деятельность, где были сформулированы специальные принципы, которые отражают специфические особенности службы в органах и подведомственных учреждениях ФСИН России. Путём анализа законодательной базы, регламентирующей изучаемую деятельность, было выявлено отсутствие четкого закрепления субъектов, ответственных за проводимое кадровое комплектование сотрудниками учреждений и органов УИС. При определении целей кадрового комплектования и на основе проведённого исследования были определены задачи, способствующие их достижению. Так как любое действие должно подлежать оцениванию на предмет ее эффективности, нами была разработаны система оценки эффективности, которая предполагает оценивание кадрового комплектования в УИС исходя из целей и деятельность субъектов управления. В представленных результатах исследования мы постарались сконцентрировать внимание на проблемных сторонах и малоизученных составляющих кадрового комплектования в УИС, так как на персонал УИС возложены обязанности имеющие государственное значение, что приводит к надобности в усовершенствовании процесса, способствующего зарождению кадрового ядра в учреждениях и органах ФСИН России.

Ключевые слова: кадровое комплектование в УИС, организационно-правовая деятельность по кадровому комплектованию учреждений и органов УИС, кадровое планирование; подбор кадров; отбор кадров; адаптация; эффективность кадрового комплектования.