РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Багдасарян А.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЦЕРКВИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ (НА ПРИМЕРЕ АРЦАХСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ)

Аннотация. В статье исследуется влияние образовательной деятельности Арцахской епархии Армянской апостольской церкви на религиозные практики, существующие среди населения Нагорного Карабаха. В частности, моя задача – понять, насколько образовательная деятельность за последние десятилетия повлияла на реально практикуемые религиозные обряды и представление об их значении; от каких традиций население отказывается, а какие приобретает под влиянием проповеди церкви. Исследование по большей части опирается на полевые материалы, собранные автором в Нагорном Карабахе осенью 2017 года. 

Ключевые слова. Армения, Нагорный Карабах, религия, церковь, армянская церковь, образование.

Соловей Ф.Д.
ПОЛИТИКА США В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОТНОШЕНИЯ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ (2001 – 2004 гг.)

Аннотация. Статья посвящена анализу политики первой администрации президента Соединенных Штатов Дж. Буша-мл. (2001-2004 гг.) в отношении трех бывших советских республик Восточной Европы (Беларуси, Молдовы и Украины), а также влияния этой политики на взаимоотношения Вашингтона с Российской Федерацией. Подробно рассматриваются основные вехи проводимой политики, цели, формы, методы и достигнутые результаты. Политика Соединенных Штатов в отношении стран западной части постсоветского пространства рассматривается в общем контексте политического курса неоконсервативной республиканской администрации Дж. Буша-мл. в отношении России и других стран Содружества независимых государств. Автор приходит к выводу, что в рассматриваемый период Соединенные Штаты проводили в регионе достаточно сдержанную и осторожную политику, лишь в незначительной степени активизировав ее по сравнению с периодом президентства У. Клинтона (1993-2000 гг.). В качестве главного потенциального партнера в западной части постсоветского пространства Белый дом продолжил рассматривать Украину, что было связано, в первую очередь, с традиционными геополитическими факторами. Соединенные Штаты совместно с ведущими государствами Европейского союза оказали значительную политическую и финансовую поддержку прозападным силам в период политического кризиса рубежа 2004-2005 гг. в Украине (так называемой «оранжевой революции»). С точки зрения автора исследования, фактор поддержки со стороны американской администрации не был решающим, и итоговую победу В. Ющенко предопределили, в первую очередь, внутренние факторы. Однако большая часть российского политико-экспертного сообщества восприняла «оранжевую революцию» как результат прямого вмешательства Соединенных Штатов во внутренние дела суверенного государства с целью противодействия мирной экспансии России в регионе. Дальнейшее сближение между Киевом и Вашингтоном уже в период второй администрации Дж. Буша-мл. (2005-2008 гг.), а также перспективы вступления Украины в Североатлантический альянс вошли в число ключевых факторов, предопределивших резкую деградацию американороссийских отношений в этот период. Значимость Беларуси и Молдовы во внешнеполитических приоритетах Соединенных Штатов в 2001-2004 гг. была гораздо ниже. Американская администрация сохранила курс на поддержку прозападной оппозиции в Беларуси и ввела против официального Минска первые открытые санкции. Никакого целенаправленного политического курса в отношении Кишинева не проводилось. 

Ключевые слова: Россия, Соединенные Штаты, Беларусь, Молдова, Украина, Дж. Буш-мл., «оранжевая революция», международные отношения, постсоветское пространство, Североатлантический альянс.

Агеева Е.А.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ ЭЛИТЫ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ СЛОЕВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПЕРИОД ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА 1914-1918 гг.)

Аннотация. В статье исследуются модели потребительского поведения средних и высших слоев городского населения России, их психосоциальное состояние в период национального кризиса, вызванного Первой мировой войной и революционными процессами 1917 года. Научная новизна работы состоит в оценке причин и проявлений раскола элиты российского общества, а также в анализе социальной депривации городского населения. Особое внимание уделяется состоянию потребительского рынка и возможностям удовлетворения потребностей столичных жителей, их поискам средств накопления и сохранения благосостояния.. 

Ключевые слова: потребительский рынок, благосостояние населения, потребительское поведение, средние городские слои, элита общества, покупательная способность населения, удовлетворение потребностей, социальный кризис.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Зародина В.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА СОТРУДНИКОВ

Аннотация. В статье описаны основные особенности социально-психологического климата в трудовом коллективе. Указана важность учета эмоциональной атмосферы, системы отношений, обусловленности корпоративными ценностями, способности влиять на мотивационные и деятельностные состояния и др. Экспериментально было доказано влияние социально-психологического климата на ряд показателей эффективности трудовой деятельности. Этими показателями являются: качество труда, компетентность, работоспособность, трудовая мотивация и др.

Ключевые слова: социально-психологический климат, профессиональная деятельность, сотрудники, эффективность трудовой деятельности, трудовой коллектив, влияние.

Секач М.Ф.
ИНФРОСТРУКТУРА ИЛИ НЕВИДИМЫЙ ФУНДАМЕНТ ЗДОРОВЬЯ НАШЕГО ОРГАНИЗМА

Аннотация. Клетка – это механизм, управляемый энергией. И поэтому к ней следует подходить через изучение энергии. Система соединительной ткани является самым большим органом человеческого тела и приспособлена для передачи энергии и информации. Она функционирует как жидкокристаллический полупроводник и является пьезоэлектрической материей, которая генерирует электричество при сжатии. Именно эта способность объясняет одну из древнейших загадок акупунктуры: каким образом стимуляция одной точки (например, на ухе) способна оказать воздействие на другую точку (например, на селезенке). Однако в настоящее время, научные исследования, сосредоточились главным образом на матери, а изучению энергии уделяется очень мало внимания.  

Ключевые слова: физика, психология, клетка, соединительная ткань, тонкие энергии, энергетическая психология, энергетическая медицина, генетика.

Виноградова М.В., Григорьева И.Г., Молчанова А.В.
РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме запуска эффективного контракта в высших учебных заведениях и связанным с ним перспективам, а также создание дорожной карты преподавателя. Мы попытались критически осмыслить возможные последствия запуска данного вида контракта по некоторым направлениям и предложить свои варианты разработки данных направлений. Наша версия заключается в том, что эффективный контракт в принципе не подходит для полноценного регулирования производственных отношений между профессорско-преподавательским составом и руководством университета, так как работа преподавателя предполагает, прежде всего, творческое взаимодействие между преподавателем и студентами.

Ключевые слова: эффективный контракт, глобализация, стратегические инициативы, коммерциализация науки, глобализм, краткосрочная перспектива, долгосрочная перспектива.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю., Тарасова Л.В., Белоусова Н.А.
ПРЕДИКТОРЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТЬЮ СТЕПЕНИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Анализируется роль психологической безопасности в жизни личности и общества. Рассматриваются индивидуальные и групповые различия в восприятии безопасности. Наличие общего представления о безопасности превращается в мощный психологический механизм, который может иметь важные последствия для общества. Психологическая безопасность является элементом картины мира всего общества, частью обыденных пониманий, проявляющихся в актах и артефактах, которые характеризуют общество. Показано, что психологическая безопасность общества зависит от психологической безопасности людей, живущих в этом обществе. Психологическая безопасность не является статичной конструкцией, присущей всей членам общества без исключения – это динамическое явление, чутко реагирующее на любые внешние и внутренние изменения в жизненном пространстве человека, происходящие на микро- и макроуровнях. Исследование продолжает тему взаимосвязи психологических, социальных, экономических характеристик индивидов с их оценкой собственной безопасности и посвящено рассмотрению факторов, определяющих оценку личностью степени безопасности своего жизненного пространства. В ходе исследования были оценены предикторы оценки личностью степени безопасности: пол, возраст, образование, материальное положение, уровень общего доверия и субъективного благополучия личности. Были выделены характеристики групп респондентов, характеризующихся разной степенью выраженности воспринимаемой безопасности жизненной среды. Доказано, что отсутствие чувства безопасности выходит на первое место и становится ведущим, начинает определять мотивацию социального поведения человека, перестраивая и изменяя ее, специфическим образом трансформируя другие базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Именно депривированная составляющая определяет социальное поведение своим интегральным влиянием. В ходе исследования эмпирически на основе построения моделей множественного регрессионного анализа установлены предикторы оценки личностью степени безопасности жизненного пространства. Было выявлено, что женщины оценивают безопасность жизненного пространства выше, чем мужчины; увеличение возраста респондентов приводит к снижению уровня безопасности жизненного пространства; с увеличением уровня образования и материальной обеспеченности растет оценка безопасности жизненного пространства; рост общего доверия, удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия повышает степень безопасности жизненного пространства личности.. 

Ключевые слова: психологическая безопасность, личность, общество, предикторы, жизненное пространство.

Долидович О.М., Машанов А.А., Лукьянова А.И.
СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОВВЕДЕНИЯМ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

Аннотация. В статье представлены результаты анализа современных научных подходов к изучению сопротивления нововведениям педагогов общеобразовательных школ. Актуальность работы обусловлена перманентным характером реформирования целей, содержания, технологий отечественной образовательной системы. Авторы рассмотрели работы, посвященные причинам сопротивления, условиям и факторам, обеспечивающим готовность педагога к реализации нововведений, роли директоров школ в осуществлении инноваций. Исследователи отметили сложность диагностирования видов и степени сопротивления, поскольку его необходимо осуществлять с учетом совокупности личностных, групповых, а также внешних, организационных причин. Для этой цели, как правило, используется анкетирование, тогда как целесообразна более широкая адаптация методов организационной психологии, психологии управления, общего и стратегического менеджмента, социологии. В статье показано, что в научной литературе представлены разнообразные классификации причин сопротивления педагогов нововведениям, что создает определенную трудность для точного определения их количества и состава, кроме того, это также свидетельствует о недостаточной проработанности объема и содержания понятия. Авторы согласны с мнением многих ученых о том, что одной из важнейших объективных причин сопротивления педагогов изменениям является характер реформирования российской системы образования, которое осуществляется ситуативно, в условиях отсутствия общей концепции, соответствующей общественным интересам, без опоры на научно обоснованную стратегическую программу развития. Инновационный потенциал директоров школ также низок. Являясь проводниками государственной политики, они предпочитают директивный стиль управления, избегают дополнительной ответственности и обязанностей, не готовы действовать в ситуации неопределенности. Относительно способов преодоления сопротивления педагогов образовательным инновациям, исследователи в большинстве случаев дают рекомендации по усовершенствованию мотивации, стиля управления организацией и общего организационного климата. Несмотря на то, что в целом имеющиеся работы не дают полного представления о технологиях, инструментах, методах преодоления сопротивления педагогического персонала нововведениям, они все же имеют большую практическую значимость для руководителей и представителей администрации в деятельности по управлению процессом внедрения изменений. .  

Ключевые слова: инновации, нововведения, общеобразовательная школа, педагог, сопротивление изменениям.

Волошина И.А., Грибовский А.В., Конеева Е.В.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГИПНОЗА

Аннотация. Следствием растущего признания высокой эффективности гипноза для профилактики и коррекции психологических причин возникновения поведенческих и психических расстройств является увеличение числа специалистов, использующих гипноз и основанные на нем психотехники в качестве основного инструмента своей профессиональной деятельности. В силу различного понимания психотерапии, частью которой является гипнотерапия. за рубежом таких специалистов, традиционно называют гипнотерапевтами, а в России – гипнологами. В настоящее время деятельность гипнотерапевтов за рубежом обладает всеми основными признаками профессии и признана таковой в целом ряде стран, в частности в США, Великобритании, Германии, Новой Зеландии. Подавляющее большинство гипнотерапевтов за рубежом являются частнопрактикующими специалистами, т.е. относится к представителям так называемых «свободных» профессий, деятельность которых, в соответствии со сложившейся практикой, регулируется преимущественно на уровне профессиональных объединений. Для гарантирования компетентности своих членов подобные профессиональные объединения устанавливают требования к наличию у них определенного базового образования (как правило, психологического или медицинского); принимают этические кодексы, устанавливающие нормы практики; определяют требования к квалификации и процедуру ее признания (сертификации) в конкретных областях специализации; осуществляют контроль профессиональной деятельности членов и стимулируют постоянное повышение их квалификации; проводят разбор инцидентов (претензии пациентов и т.д.); производят аккредитацию образовательных программ в области гипноза. В ряде стран, деятельность специалистов в области гипноза подлежит дополнительному государственному регулированию на национальном (Германия, Израиль, Южно-Африканская республика) или региональном (США, Канада) уровнях. В случае государственного регулирования требования, как правило сводятся, к наличию базового образования (обычно психологического или медицинского) и необходимости подтверждения своей квалификации при лицензировании. В настоящее время в России рынок услуг гипнологов складывается стихийно: полностью отсутствуют требования к образованию, соблюдению профессиональных и этических норм деятельности, постоянному повышению квалификации, глубине специализации, уровню применяемых технологий. Все это ведет к возникновению потенциальных рисков для клиентов растущего числа отечественных «гипнологов», «регрессологов», «гипнотерапевтов» «суггестологов», «гипноаналитиков», приводит к девальвации престижа гипнологии как профессии. Для обеспечения качества подготовки отечественных специалистов в области гипноза и возможности проведения объективной и независимой оценки их квалификации необходимо разработать профессиональный стандарт для данного вида профессиональной деятельности. 

Ключевые слова: гипнотерапевт, гипнолог, свободная профессия, профессиональное объединение, сертификация, государственное регулирование, профессиональный стандарт, оценка квалификации.

Минюкова Д.С.
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Аннотация. В статье затрагивается проблема профессиональной ответственности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. Одной из ключевых задач является рассмотрения факторов, оказывающих влияние на развитие данного феномена у сотрудников. Так среди основных детерминант профессиональной ответственности выступают локус контроля, смысложизненные и карьерные ориентации сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России. В статье приводятся эмпирические данные, полученные в ходе проведения эмпирического исследования в структурных подразделениях уголовно-исполнительной системы различных субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: Федеральная служба исполнения наказаний, уголовно-исполнительная инспекция, профессиональная ответственность, детерминанты профессиональной ответственности, служебная деятельность, сотрудники УИИ ФСИН.

Евенко С.Л., Погибенко Л.Б.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОНКБОЛЬНЫХ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические компоненты, обуславливающие стрессоустойчивсть сотрудников, оказывающих психологическую поддержку онкобольным. Выявлена прямая положительная взаимосвязь между общим показателем стрессоустойчивости и психологическими компонентами, обуславливающими способности сотрудника противостоять стресс-факторам труда. Установлена степень значимости каждой из психологических детерминант, определяющих способность сотрудников службы психологической поддержки онкобольных стрессогенным факторам профессиональной деятельности. Определены основные направления и средства развития психологических детерминант стрессоустойчивости у сотрудников.  

Ключевые слова: стрессоустойчивость, психологическая поддержка онкобольным, психологические компоненты, сотрудники службы психологической поддержки онкобольных.

Ларина А.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье затрагивается тема современных условий воспитания полноценной личности дошкольника. Особое место в статье уделено результатам успеха развития ребенка, во время пребывание его в образовательной организации, в которой он обучается. В статье речь идет о потребности всестороннего изучения развития личности дошкольника. Особенно значимым становится выявление специфики когнитивных процессов, и закономерности их становления и развития у детей дошкольного возраста 5-7 лет. Поэтому, очень важной является специальная помощь, индивидуальный подход и поддержка со стороны педагогов и психологов в когнитивном развитии дошкольников. Известно, что многим детям дошкольного возраста присуща неравномерность в развитии, на основе этого возникает потребность в использовании комплексных занятий, направленных на гармоничное развитие познавательных процессов. В статье раскрывается проблема исследования, связанная с разработкой рекомендаций и методов работы для специалистов по когнитивному развитию детей дошкольного возраста и их реализацией в практике воспитания и обучения дошкольников 5-7 лет. Научно-практическая значимость исследования состоит в систематизации и структуризации научной информации об основных подходах когнитивной психологии, особенностях психического и когнитивного развития детей 5-7 лет. В статье анализируется феномен креативности, ведь особое значение для социальной компетентности имеет умение творческого человека поставить себя на место другого. Креативность помогает понять переживания другого человека. В статье речь идет о дошкольном возрасте, в котором, начинают выделяться особые процессы, направленные на непосредственное ознакомление со всем, что окружает (зародыши целенаправленного наблюдения), на запоминание и воспроизведение воспринятого материала (зародыши произвольной памяти), на выяснение взаимосвязи и взаимозависимостей между явлениями (зародыши логического, рассудочного мышления) и др. Обосновывается идея о том, что под влиянием определенного рода педагогических воздействий происходит изменение типологических свойств ребенка, изменение его характера. В статье затрагивается тема темперамента, который является одной из предпосылок формирования тех важных качеств личности, которые целиком состоят под влиянием условий жизни и воспитания. 

Ключевые слова: Личность дошкольника, когнитивные процессы, когнитивное развитие, когнитивная психология, феномен креативности, дошкольный возраст, психическое развитие.