РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
Карев А.А.
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В XVIII ВЕКЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ЗАКАЗЧИКИ
Аннотация. При анализе литературы автор делает акцент на выявлении специфики провинциального портрета в России и определении его границ. До сих пор эти вопросы, а также проблемы, связанные с особенностями местных школ, остаются актуальными. Для их уточнения есть смысл охарактеризовать локальные художественные центры, социальный состав заказчиков и их эстетические приоритеты. В связи с этим на первый план выступает проблематика местных портретных галерей и их типология. Среди них особо выделяется дошедшая почти в полном составе общественная портретная галерея для Дома призрения ближнего в Ярославле, принцип построения которой восходит к столичным образцам. При рассмотрении усадебных галерей неизменно возникает вопрос об авторах портретов, далеко не всегда известных по именам, что порождает дополнительные трудности в определении принадлежности произведений к провинциальной культуре. Общая государственная политика в области развития провинции не исключала ярко выраженных региональных особенностей в художественных центрах, имевших средневековые корни традиции живописания, как например, Тверь, и на территориях, принадлежавших ранее к другой культурной традиции, как Малороссия. Как отдельное явление, продолжавшееся и в следующем столетии, выделяются купеческие портретные галереи с их особенностями выбора типа изображения и образной характеристики. Особо важен учет особых требований заказа при анализе портретов церковных иерархов, некогда составлявших ансамбли в архиерейских домах каждой из епархий Российской империи. Во всех случаях приходится опираться не только на сохранившиеся живописные произведения, но и на письменные материалы, позволяющие частично реконструировать ныне утраченные или разрозненные ансамбли.
Лившин А.Я.
СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОБРАЗ ВРАГА И ОБРАЗ СОЮЗНИКА
Аннотация. В статье анализируются особенности функционирования системы советской пропаганды в период Великой Отечественной войны, специфика формирования образа врага и образа союзника на разных ее этапах. Автор приходит к выводу, что на функционирование советской пропаганды большое влияние оказывали ресурсные и инфраструктурные ограничения, что предопределило особую важность работы устных агитаторов на фронте и в тылу. Автор прослеживает динамику произошедших в советской военной пропаганде изменений, поворота к национальной символике, «досоветскому» патриотическому нарративу и частичного отката от этого нарратива к концу войны. В статье анализируется процесс смещения акцентов в освещении союзников и их деятельности на мировой арене, в оценках внутреннего положения союзных стран. Анализ факторов, влиявших на формирование образа врага в системе устной пропаганды, приводит автора к выводу, что на протяжении всей войны доминирующей чертой массового сознания было неприятие идеологии, политики и морали оккупантов, ненависть к ним.
Ахрамович Н.В.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ ЧЛЕНОВ ИНИЦИАТИВНЫХ ГРУПП КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ГЕРМАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛИЧНЫХ ДЕЛ АРХИВА КОМИНТЕРНА)
Аннотация. В конце Великой Отечественной войны для помощи Красной армии в восстановлении советской зоны оккупации в Германии был подготовлен ряд немецких политических эмигрантов и военнопленных, составивших коллективы инициативных групп Коммунистической партии Германии (КПГ). На основе ранее не публиковавшихся справок, анкет, личных писем, хранящихся в личных делах посланцев КПГ в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), автор анализирует, какими характеристиками обладали члены групп; к какой деятельности их готовило советское руководство. При помощи методов просопографии и контент-анализа была выявлена специфика групп и роль отдельных членов. В статье показано, что политэмигранты и военнопленные прошли специальную подготовку в политшколах, имели схожее социальное происхождение, профессии, опыт работы в партии, что обусловливало малые различия между группами. Однако восприятие действительности посланцами КПГ было различным. На этой основе автор условно выделяет в их среде два типа людей – идеалистов, с энтузиазмом относившихся к работе в партийном аппарате, и скептиков, не желавших участвовать в политической работе как в период войны, так и после неё.
Мироненко С.В.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА КАК ЗЕРКАЛО МОДЕРНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье анализируется новое исследование, посвященное Судебной реформе 1864 года. Показывается его значение для уточнения имеющихся в историографии представлений об этой реформе эпохи Александра II. Подробно разбирается структура этой работы, подчеркивается ее адекватность поставленным авторами задачам. Представленная в книге о Судебной реформе проблематика рассматривается автором статьи в широком контексте модернизационных перемен, протекавших в России во второй половине XIX – начале XX веков. Делается вывод, что именно с этой точки зрения в анализируемом труде имеются определенные лакуны, поскольку эпоху «Великих реформ» вообще и каждого из этих преобразований в частности следует изучать именно в качестве важнейших этапов модернизации Российской империи. В статье критикуются как некорректные с точки зрения методологии исторического исследования попытки авторов труда о Судебной реформе проследить воздействие преобразований российской системы судопроизводства в 1864 году на более позднее время существования самодержавного режима и даже на советскую и постсоветскую эпохи. Делается вывод о значимости анализируемого исследования для исследования эпохи «Великих реформ» и особенно судебной реформы 1864 года.
Москвитин М.Н.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ РУМЫНИИ В ПЕРИОД НЕЙТРАЛИТЕТА (1914 -1916 гг.)
Аннотация. Статья посвящена общественному мнению Румынии в период нейтралитета (1914-1916 гг.). В работе на основе новых данных архивных источников даётся характеристика общественного мнения, динамика изменения его настроений под воздействием внешнеполитических факторов, а также действий правительства, которая дополняется новыми деталями с помощью впервые вводимых в научный оборот документов. В работе затронуты основные аспекты политики вооружённого выжидания, проводимой правящим кабинетом Ионэла Братиану, а также были выявлены обстоятельства затягивания выступления Королевства Румыния в Первую мировую войну. На основе изученных документов и отчётов русских дипломатических и военных агентов, был сделан вывод о том, что в период 1914-1916 Румыния никогда не была действительно нейтральным государством, она получала выгоды от торговли с обеими сторонами конфликта, обещая военную помощь тому или иному союзу. Главными причинами вступления Румынии в войну, явились не пропагандистские усилия дипломатических миссий и военных агентов, а события на фронтах Первой мировой войны, особенно сильное впечатление на румынскую общественность оказал Брусиловский прорыв 1916 г., который обозначил переход военной инициативы от Тройственного Союза к Антанте и положил конец сомнениям румынского руководства. Помимо этого, румыны жаждали воссоединения со своими трансильванскими соотечественниками, и, непримиримая позиция Австро-Венгрии по этому вопросу сделало невозможным выступления Румынии на стороне Тройственного Союза.
Кульдо М.Е., Поздеева И.В.
О ПЕРЕСЕЛЕНИИ СТАРООБРЯДЦЕВ-ЛИПОВАН ИЗ АВСТРО-ВЕНГРИИ В АМУРСКУЮ ОБЛАСТЬ В 1908 ГОДУ
Аннотация. На территории Австро-Венгерской империи русские старообрядцы компактно проживали в нескольких селениях герцогства Буковина. В начале XX века в их среде по целому ряду причин усиливается стремление к возвращению на историческую родину. Данная статья посвящена проблеме переселения австрийских старообрядцев-липован в Амурскую область в 1908 году. Выявленные источники позволяют осветить недостаточно изученный в отечественной историографии вопрос о переселении липован и их «водворении» в Приамурье. Анализируются трудности, с которыми столкнулись новосёлы в первый год пребывания в регионе. В переселенческой политике называются как достижения, так и недостатки. Часть исследования посвящена изучению роли Всероссийских съездов старообрядцев Белокриницкой иерархии и их видных деятелей в организации переселения своих зарубежных единоверцев.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Березина Т.Н., Балан Ирина
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ РАЗВИТИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ И ОНКОЗАБОЛЕВАНИЙ БЛИЗНЕЦОВЫМ МЕТОДОМ
Аннотация. Исследовались психологические факторы, влияющие на риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и онкологических. Использовался близнецовый метод исследования, естественный эксперимент. Выборка включала в себя 100 пар монозиготных близнецов, проживавших на территории России в 20-21 веках и уже завершивших жизненный путь. На основании опроса родственников изучались: продолжительность жизни, особенности жизненного пути и личности близнецов, наличие заболеваний. Оценивались взаимосвязи риска заболеть онкозаболеваниями или сердечно-сосудистыми с личностными особенностями испытуемых при помощи однофакторного дисперсионного анализа. Риск заболеть онкозаболеванием оказался связан с пассивностью человека, общим количеством заболеваний, наличием вредных привычек, в частности, переедания. малым количеством увлечений, хобби в виде рукоделия, Ресурсными зонами выступили: увеличение количества хобби и наличие спортивных увлечений. Риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями коррелировала с развитием целеволевых качеств личности и наличием детей. Ресурсными зонами выступили: проживание в крупном городе и большое количество переездов.
Котенева А.В.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье представлен обзор исследований детерминант психического состояния человека, главными из которых выступают ситуация, личность и ее переживания. Социально-экономические, политические, стрессовые и экстремальные ситуации, а также смысловая организация личности, ее ценности и индивидуально-психологические качества в значительной степени определяют динамику и характер психического состояния индивида. Особое внимание уделено рассмотрению духовно-нравственных факторов регуляции психики. Теоретический анализ основан на изучении трудов психологов, философов, богословов, посвященных духовности личности, ее религиозности, психологии телесности, духовному преображению человека, а также на изучении практического опыта традиции христианства. Духовные и религиозные убеждения и цели оказывают существенное влияние на становление личности, формирование ее ценностей, психологическое благополучие, психическое и физическое здоровье, а телесность человека является отражением его духовно-нравственного состояния, а не только социальных, индивидуально-психологических качеств и свойств. В работе выделены различные позитивные (любовь, вера, надежда, совесть, милосердие) и негативные духовно-нравственные факторы (грех) и их роль в различных сферах жизнедеятельности человека. На основе изучения гуманитарного знания и практического опыта духовной традиции христианства обосновывается положение о ведущей роли духовности в детерминации психических и соматических процессов.
Кузнецова Т.А.
НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ОТ ЭЙФОРИИ К ГОРЬКОМУ РАЗОЧАРОВАНИЮ
Аннотация. Цель данной статьи, посвященной глобализации мировой экономики, заключается в том, чтобы провести содержательное разграничение между понятием глобализации как объективного процесса стягивания мировой экономики в целостную систему, в рамках которой все акторы мирохозяйственных связей становятся в большой степени взаимозависимыми, и формой, встроенной в этот процесс политики по глобализации мировой экономики по неолиберальному образцу. В статье подчеркивается крайняя конфликтность и противоречивость ключевого процесса глобального развития, раскрываются цели и механизмы глобализации в ее неолиберальном исполнении. Автор характеризует результаты неолиберальной глобализации как разрушительные, угрожающие стабильности многих национальных государств в экономическом и социальном отношении, иллюстрируя это примерами из истории недавнего глобального экономического и финансового кризиса. В статье делается вывод о необходимости кардинальной смены подхода к управлению глобализацией с тем, чтобы сделать этот процесс более социальноориентированным и обеспечить эффективную включенность в него менее развитых в экономическом отношении государств. В статье подчеркивается острая необходимость всестороннего изучения сути глобализационных процессов, критического анализа неолиберальной модели глобализации с целью качественно улучшить положение России в системе мирохозяйственных связей сегодня, скорректировав ее экономический курс.
Фоломеев Ю.Н., Фоломеева Т.В.
ПРОБЛЕМЫ ХАРАКТЕРИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Задачи характеризации состояния и определения направлений совершенствования научно-исследовательской деятельности (НИД) образовательных и научных организаций неизменно привлекают внимание ученых и рассматриваются с учетом необходимости использования как объективных показателей, так и субъективных оценок. При этом формирование адекватной современным условиям, наиболее целесообразной и объективной системы индикаторов должно быть ориентировано не только на текущие оценки уровня НИД, но и на внешние вызовы, перспективы развития фундаментальной и прикладной науки, техники и передовых технологий в интересах обеспечения стратегии устойчивого развития государства, экономики и общества.
Установки руководства страны на достижение российской наукой глобального лидерства в разработке и активном внедрении систем искусственного интеллекта, инноваций техники и технологий, обуславливают на данном этапе развития научных знаний актуальность разработки и применения концептуально новых подходов, методик и процедур, требуемых для проведения всестороннего оценивания научно — исследовательской деятельности, повышения достоверности получаемых значений измеряемых показателей в целях определения мер по наращиванию человеческого капитала и повышению эффективности реализации интеллектуального ресурса научных коллективов. В связи с этим требуют отдельного исследования, обсуждения различия во взглядах на содержание основных понятий в данной предметной области, а также вопросы о том, какие именно характеристики и оценки могут привлекаться для отражения фактического (текущего) состояния НИД, должны выступать предикторами направлений его целесообразных изменений в будущем и применяться в информационном обеспечении процессов принятия решений по управлению этой деятельностью. Содержание положений и рекомендаций предложенного авторами подхода к характеризации НИД носит открытый характер, имеет междисциплинарный характер и адресовано широкому кругу специалистов, студентов и руководителей научных, образовательных и надзорных организаций.
Титова Н.К.
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ – КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация. Глобальные социальные и экономические преобразования в современном обществе, развитие международного сотрудничества, в том числе и в области образования с зарубежными странами, проведение совместных конференций, реализация совместных проектов, участие в некоммерческих организациях, партнерство в обучении специалистов обусловили необходимость модернизации высшего образования (ВО). Одним из путей модернизации ВО является развитие индивидуально-личностных качеств и свойств студентов в период обучения в высших учебных заведениях. Интегративным качеством личности является – профессиональная компетентность. Одной из составляющих профессиональной компетентности, требующей от студента самостоятельности, творческой инициативы в постановке и решении научных проблем, по мнению ведущих ученых в области ВО, считается критическое мышление.
Волчанская В.О.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация. В статье рассматривается различные подходы в отечественной и зарубежной психологии в толковании понятия социально-психологическая адаптация; успешность социально-психологической адаптации, о которой можно говорить, если имеет место не только приспособление индивида к текущим условиям жизнедеятельности, но и актуализируются его личностные ресурсы, которые он становится способным гибко использовать для своего дальнейшего развития. Именно достижение способности к реализации гибкого поведения в широком контексте социальных ситуаций в сочетании с открытостью новому опыту и готовностью, после соответствующей переработки, интегрировать его в свой эмоционально-поведенческий репертуар, свидетельствует об эффективности социально-психологической адаптации личности.
Безвербный В.А., Микрюков Н.Ю., Мирязов Т.Р.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКТИРОВКИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЗАРАЙСКА)
Аннотация. Проблема усиливающейся депопуляции ряда территорий имеет место даже в таком демографически растущем регионе как Московская столичная агломерация. Убывающие районы и города нуждаются в особой стратегии выхода из негативного тренда, которая сообщит им импульс развития и станет основой для роста экономики и населения. Успех стратегии заключается во всесторонней реализации всех преимуществ данной территории, развитии сильных сторон с опорой на местное население, Поддержка местной уникальной культуры, местного предпринимательства, фермерства, промышленных предприятий, привлечение активных выходцев из города к проектам его развития позволят запустить в городе процессы роста экономики и приведут к приросту населения.
Жемерикина Ю.И., Миронов А.А., Проворова И.П., Жигалов О.С.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация. Конкуренция и конкурентоспособность – это термины, часто используемые как в деловых, так и общественных дискуссиях об экономических единицах и об их способности действовать в соответствии со стратегическими или политическими целями. Однако значение этих терминов остается расплывчатым, и, чтобы еще более усложнить ситуацию, точное значение зависит от рассматриваемой проблемы. Данная статья способствует обсуждению значения конкуренции и представляет модель, которая может быть использована для интерпретации понятия конкуренции, а также дает возможность разрешить некоторые противоречия между различными подходами в изучении конкуренции.
Останина Е.А.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ BYOD
Аннотация. Динамика современного мира диктует свои условия работы нынешних компаний. Внедрение новых концепций в работу организации наряду с положительными моментами связано со множеством возникающих рисков. В статье показан процесс интеграции Bring Your Own Device (BYOD) в организациях разных стран, соотношение ее сторонников и противников в ряде государств. Рассматриваются вопросы информационной безопасности деятельности организаций, принимающих концепцию BYOD в различных ее проявлениях. Показаны возможные последствия внедрения этой концепции без должного сопровождения процесса службой информационной безопасности, раскрыты нюансы защиты мобильных устройств различных производителей, которые могут использоваться сотрудниками в рабочих целях. Указаны основные направления работы служб информационной безопасности при реализации концепции BYOD при решении основных проблем и рассмотрены примеры решений. Описана общая стратегия безопасности. Предложена формула, описывающая общую стратегию безопасности BYOD, которую целесообразно дополнить распределенным личностным компонентом, учитывающим персональные характеристики подверженности социальной инженерии сотрудников организации. Сформулированы общие рекомендации по обеспечению безопасности при работе в концепции BYOD, которые включают установку MDM/MAM для управления безопасностью мобильных устройств, организацию подключения всех устройств только через VPN, предотвращение несанкционированного доступа с помощью использования надежных паролей с регулярным их обновлением, осуществление шифрования данных на устройствах, установку одобренного компанией антивирусного программного обеспечения, привлечение сторонних консультантов, фиксированный контроль любых обращений к ценным файлам, внедрение листов контроля доступа и брандмауэров, настройку оповещения о подозрительной деятельности, установку ограничений на скачивание и установку программ, внедрение комплексной ИТ-политики.
Фасоля А.А., Гузеев М.С.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В настоящее время важным направлением современных исследований является трансформация образовательной среды учебных заведений с помощью специальных платформ. Статья посвящена анализу проблем модернизации образовательной среды в контексте повышения и контроля качества информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрения инновационных методов в учебный процесс. На основе анализа научных исследований в этой области был исследован вопрос о системе мониторинга функционирования высшего учебного заведения как системы, нуждающейся в экономическом, административном и образовательном руководстве. Осуществлен анализ факторов, которые необходимо учитывать в нашей образовательной системе. Освещены наиболее важные индикаторы информационной образовательной среды. Выделены основные факторы уровня сформированности образовательно-научной среды. Очерчены перспективы использования электронных ресурсов в системе высшего образования.
РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ
Голубь О.В., Минасян Е.Р., Тимофеева Т.С.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА «ВОЗМОЖНОГО Я» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Одним из актуальных направлений современной профпсихологии является изучение особенностей профессионального самоопределения людей, находящихся на более поздних этапах профессионализации. Цель статьи – определить особенности образа «возможного Я» в профессиональном самоопределении у людей зрелого возраста. Базой исследования были выбраны учреждения высшего образования и социальные центры помощи населению г. Волгограда и Волгоградской области. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью комплекса психодиагностичеких методик (тесты, опросники). Обоснованность результатов обеспечивается применением статистических процедур (метод кросстабуляции, метод описательной статистики, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA). В ходе исследования были получены следующие особенности образа «возможного Я» в профессиональном самоопределении у людей зрелого возраста: трудности в профессиональном самоопределении люди зрелого возраста претерпевают в личностной сфере, люди зрелого возраста полностью берут на себя ответственность за выбранную профессию, и удовлетворённость профессией влияет на способность продумывания собственных действий в профессиональной деятельности. Результаты показали, что даже на позднем этапе профессионализации (вторичной) люди зрелого возраста претерпевают сложности в профессиональном самоопределении. Исследование имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. Полученные результаты представляют интерес для социальных центров и других учреждений, осуществляющих психологическое сопровождение людей, находящихся на этапе вторичной профессионализации.
Соколова Л.В., Молчанова А.В., Чуксина О.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются методические подходы к реализации технологии «образовательное путешествие» в процессе организации самостоятельной работы обучающихся, описаны три концептуальных этапа в организации данного направления работы в деятельности учителя НОО и ООО Также раскрываются основные принципы образовательного путешествия, как педагогического метода. В статье на примерах представлена возможность пробуждения интереса к истории родного края у детей и подростков.
Легконогих А.Н., Мезинова Г.Н., Рощина М.В., Рыбалка Ю.А., Куншенко И.А.
МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация. Целью исследования ставится мониторинг существующих моделей социально-педагогической поддержки замещающих семей, в том числе отечественного и зарубежного опыта, а также проведение сравнительного анализа эффективности внедрения и адаптивности существующих моделей в реальную жизнедеятельность замещающих семей. Актуальность исследования обусловлена масштабными проблемами, связанными с внедрением разработанных подходов и методов по работе с замещающими семьями в те жизненные обстоятельства, которые складываются как в разных семьях, так и в отдельных странах и российских регионах. Каждый регион обладает своеобразными характеристиками, социально-экономическими условиями поддержки приемных семей, а также предоставлениями тех или иных форматов поддержки, адаптированных под потребности и нужды семьи и, самое важное, – детей. Однако с каждым годом появляются новые и единообразные проекты, которые оцениваются более эффективно, чем существующие много лет модели, применимые ко всем семьям вне зависимости от их собственных характеристик. Такой подход не является правильным как с теоретической, так и с практической точек зрения, как следствие, существует вероятность не только сравнения моделей социально-педагогической поддержки, но и разработки определенной структуры, которая может быть гибкой, адаптивной под возникающие потребности, нужды и требования отдельно взятой замещающей семьи и ее членов, – от родителей и их родных детей до приемных детей и их существующих родственников, а также органов опеки и попечительства. Исследование проблемы заключалось в анализе, оценке существующих моделей, систематизации эмпирического и обобщенного материала с точки зрения теории и практики, а также раскрытия авторской позиции.
Саламатина Ю.В.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Цель настоящего исследования изучить и выявить факторы, как положительные, так и отрицательные, которые влияют на уровень проявления эмпатийной культуры преподавателей вузов в современных условиях поликультурного пространства. Проблема исследования заключается в разрешении противоречий между социальным заказом на рынке труда, где требуются высококвалифицированные специалисты с высоким и качественным уровнем образования и некомфортными условиями работы преподавателей вузов, которые готовят будущих специалистов. Известно, что профессия преподавателя постоянно связана с межличностным взаимодействием с разными людьми, принадлежащими к различным социальному, материальному статусу, разным этническим, возрастным и религиозным группам. В связи с чем, преподаватели очень часто находятся в эмоциональном напряжении из-за больших физических и психических нагрузок, необходимости постоянно «быть в форме», понимать и сочувствовать окружающим его людям, то есть проявлять эмпатические качества и культуру. Автор данной статьи проверил выдвинутую им гипотезу, с помощью отобранных им методик и проанализировал выявленные факторы, влияющие на проявление данных качеств у преподавателей разных возрастных социальных групп. Результаты представленного исследования выявили общие факторы, влияющих на проявление эмпатийной культуры людей, занимающихся педагогической деятельностью и работающих в условиях поликультурного образовательного пространства.
Ипполитова Е.А., Вологдина П.Е.
ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ЖЕНЩИНАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация. Статья посвящена анализу жизненных перспектив осужденных женского пола. По результатам проведенного эмпирического исследования зафиксирован ряд тенденций, отражающих характер проектирования будущего в ситуации отбывания наказания. Противоречия в структуре ценностно-смыслового основания жизненных перспектив проявляются в том, что концентрация женщин на самосохранении становится препятствием для их духовного развития, стремление к свободе не предполагает активных действий на пути к условно-досрочному освобождению, семейная жизнь исключает возможность развития эстетических чувств, а трудовая деятельность не рассматривается как фактор улучшения материального благосостояния. Выявлены внутренние конфликты, проявляющиеся в наличие у опрошенных сомнений в возможности достижения свободы, семейного счастья, материального благосостояния. Вследствие установленного дисбаланса целевой насыщенности жизненной перспективы заключенные женского пола активно планируют отдаленные этапы жизненного пути, у них есть цели на ближайший год, но практически отсутствуют планы на период от 1 года до 5 лет. В ситуации социальной изоляции женщины конструируют нереалистичный, идеализированный образ будущего, в отношении которого фиксируется так же наличие напряжения и опасений по поводу стремительности ожидаемых перемен. Доказана необходимость психологической помощи, направленной на коррекцию и оптимизацию жизненных перспектив в условиях социальной изоляции.
Светова Л.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ (НА ПРИМЕРЕ АДВОКАТОВ)
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы профессиональной деформации представителей юридической профессии — адвокатов. Проанализированы психологические исследования профессиональной деформации и эмоционального выгорания, выявлены их личностные корреляты и проявления в деятельности, поведении, отношениях и общении. Описаны проявления профессиональной деформации на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровне и самооценочном уровне. Определены основные направления психологического изучения профессиональной деформации, проанализированы и их важнейшие результаты. Осуществлен обзор прикладных психологических исследований профессиональной деформации.
Показано, что психологические исследования профессиональной деформации юристов и адвокатов, проводились ограниченно, полученные результаты являются «первым срезом» решения этой проблемы. Отмечена высокая научная и практическая значимость проблемы.
Определены пути и метода психологического исследования профессиональной деформации адвокатов.
Рощевская Е.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СУДЕЙ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАВОСУДИЯ
Аннотация. Предметом настоящей статьи являются проблемы сущности и структурных компонентов психологической компетентности судей. Динамика требований к содержанию и качеству профессионализма представителей судебной власти отражает необходимость наличия не только высокого уровня знаний в области юриспруденции, но и достаточной психологической подготовки. Несмотря на потребности практики судебной деятельности проблематика психологической компетентности судей изучена недостаточно. Основной областью исследований являются нравственно-этические аспекты профессиональной деятельности судей. Цель статьи: дать представление о психологической компетентности судей в единстве составляющих ее компонентов: ценностно-смыслового, содержательно-операционального, личностно-индивидуального, а также раскрыть содержание каждого компонента. Сформулировано предложение о необходимости усиления психологической подготовки на этапе получения юридического образования и в системе повышения квалификации судей, совершенствования методик психологического отбора кандидатов на должность судей, разработки и реализации психологического сопровождения профессиональной деятельности по отправлению правосудия.
Дружинина В.Н., Лебедев И.Б., Шутько Д.В.
К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗЕ ПРОФЕССИИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Аннотация. В настоящей статье рассматривается теоретический аспект психологического познания Я-концепции. Наибольший акцент сделан на исследовании специфики образа профессии у будущих сотрудников следственных подразделений. Актуальность затронутой научной проблемы обусловлена высоким дефицитом кадров, в следственных отделах органов внутренних дел.
Бескова Т.В.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАВИСТИ
Аннотация. С позиций системно-реляционного подхода, интегрирующего в себе идеи теории отношений личности и системного подхода, зависть представляет собой синтез отношений к Другому, предметам его превосходства и саму себе. Социально-психологическая модель интегрирует знания о зависти как системно-реляционном образовании. Дано описание структурных уровней организации зависти (метасистемного, системного, субсистемного, компонентного и элементного); ее системообразующего фактора (стремление к восстановлению субъективного равенства с превосходящим Другим, в основе которого находятся фундаментальные потребности личности в признании, самоосуществлении, подтверждении); функций (стимулирующей, регулятивной, утверждающей, защитной) и параметров (структурно-содержательных, динамических); видов зависти (зависти-неприязни, зависти-уныния); системных свойств зависти (избирательности, пристрастности, низкой осознанности, маскируемости, традиционности, социальности, амбивалентности, уравнительности); особенностей ее объективации; механизмов формирования (интериоризации, социального сравнения, социальной категоризации, самокатегоризации); детерминант (универсальных, внешних (макро-, мезо-, микросоциальных), внутренних); социальных (микро- и макро-), психологических и социально-психологических механизмоврегуляции зависти (копинг-стратегий, ценностно-смысловых и духовно-нравственных).
Бескова Т.В.
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СУБЪЕКТАМИ ГЕНДЕРНЫХ И ВОЗРАСТНЫХ ДИСКРИМИНАЦИОННЫХ УСТАНОВОК ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению признаков гендерной и возрастной дискриминации, основываясь на ее восприятии дискриминируемыми субъектами. Показано, что гендерные дискриминирующие установки со стороны общества в больше степени ощущают женщины. У них они дифференцированы на две группы: а) “ядерная” зона – дискриминация в профессиональной сфере, которую замечает большое число женщин; б) периферийная зона, включающая в себя устоявшиеся в традиционном обществе установки в распределении домашних обязанностей, а также стереотипы и предубеждения в отношении женских способностей и возможностей. Выявлены признаки и мужской дискриминации, показатели которых не различаются между собой на статистически значимом уровне, и поэтому являются равнозначными. К ним относятся следующие установки, воспринимаемые мужчинами как дискриминационные: установки в семейной сфере (не равные с женщиной права на ребенка при разводе, полная ответственность за финансовое благополучие семьи), социальной (более ранний уход женщин на пенсию при большей продолжительности их жизни, отсутствие у женщин воинской обязанности), личностной (социальный “запрет” на проявление мужчиной слабости). Возрастные дискриминирующие установки более ощущают представители старшего возраста (50-65 лет). Ядро этих установок образуют те факторы, которые касаются их профессиональной деятельности (отказ в устройстве на работу, дискриминация в оплате труда, снисходительное отношение работодателя к ним), а периферию – ощущаемая ими дискриминация в сфере бесплатного медицинского обслуживания. Молодые респонденты (17-29 лет) ощущают действие лишь одной дискриминационной установки по отношению к ним – несерьезное (насмешливое) отношение к их мнению, убеждениям, ценностям из-за отсутствия жизненного опыта.