РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Лысаков Н.Д.
НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ ЭСКАДРЫ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ

Аннотация. Статья посвящается 105-летнему юбилею Дальней авиации России. Автор раскрывает особенности первоначального этапа функционирования боевого соединения самолетов «Илья Муромец» в контексте исторических событий I Мировой войны. Именно в этот период оформлялась методика боевого применения данного типа воздушных судов, оценивались и оперативно корректировались их тактико-технические характеристики, эмпирически определялись лучшие качества воздушного бойца-«муромца». В ходе войны проверялась сама идея необходимости существования и дальнейшего развития в России авиастроения и профессиональной подготовки кадров в данном направлении. В тексте статьи размещены две фотографии первого места базирования Эскадры Воздушных Кораблей в Яблонне (предместье Варшавы), которые разделяет 105 лет и фотография памятника Дальней авиации России, установленного в год ее столетия.

Ключевые слова. Дальняя авиация, Эскадра Воздушных кораблей, авиастроение, летное обучение, авиационная психология.

Карев А.А.
ЯЗЫК ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПОРТРЕТИСТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Аннотация. Автор в опоре на письменные источники, прежде всего, обращает внимание на ту среду, в которой формировался местный живописец и которая определяла специфику его профессиональной деятельности. Свое значение имел и социальный статус провинциального художника, в том числе в связи с вопросом взаимоотношений с заказчиком. При анализе лексики, которую использует в своих работах портретист, на первый план выводится проблематика художественного примитива как определяющего качества художественной системы провинциального искусства. Родовое свойство примитива – сохранение стадиального состояния перелома от искусства Средневековья к искусству Нового времени – определяет характер живописного языка местных портретистов на всем протяжении исследуемого периода. Это не исключает обращения к опыту магистральной линии развития отечественной живописи, к апробированным ранее типам портретов, которые порой подвергались истолкованию на свой лад. Отдельной темой является проблематика воинского портрета и ее причастность к идее рыцарства в самых различных аспектах. В завершение автор намечает некоторые проблемы, которые не поддаются разрешению на данном этапе, в частности, вопрос о провинциальных региональных школах внутри национальной школы, и подчеркивает эстетическую и смысловую значимость языка провинциального портрета в общем культурном контексте эпохи.

Ключевые слова: провинциальный художник, социальный статус, лексика портретиста, художественный примитив, искусство Средневековья, искусство Нового времени, стадиальное состояние искусства, идея рыцарства.

Бочарников И.В., Овсянникова О.А.
СЫТИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ. КНИЖНЫЙ МЕЦЕНАТ РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется жизненный путь создателя самой крупной в дореволюционной России издательской компании, выдающегося русского предпринимателя Ивана Дмитриевича Сытина.

Определяются основные этапы его деятельности в сфере книгоиздательства как инициатора нескольких десятков издательских проектов, таких как: учебники и книги для детей, энциклопедии, собрания сочинений классиков художественной литературы, популярные периодические издания. В значительной мере именно благодаря издательской деятельности И.Д. Сытина русское общество на рубеже XIX – XX веков получило доступ к отечественной и зарубежной литературе.

Важнейшим направлением деятельности И.Д. Сытина стало просветительство – подготовка и выпуск доступных универсальных справочных изданий, учебных пособий, литературы для детей, специалистов различного профиля деятельности. Сделав своей целью в жизни просвещение народа, И.Д. Сытин добился того, что к началу XX столетия его компании выпускали четверть всех печатных изданий в стране, а Россия – стала самой читающее страной в мире.

Подобного рода деятельность не имела аналога в мире, что закономерно возводит И.Д. Сытина в ранг выдающегося русского просветителя и мецената, посвятившего себя благородному делу просвещения своего народа.

Ключевые слова: И.Д. Сытин, книгоиздатель, русские предприниматели, русская классическая литература, просвещение, просветительские издательства, сытинский календарь, энциклопедии, журнал «Вокруг света», газета «Русское слово», Госиздат.

Изонов В.В.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У ЮНКЕРОВ КОМАНДНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА)

Аннотация. В статье анализируется подготовка младшего офицерского состава Русской императорской армии – обер-офицеров – во второй половине XIX – начале XX веков. Все навыки, необходимые для дальнейшей службы, юнкер, будущий офицер, получал в военно-учебных заведениях. Они изучали не только собственно военные специальности, но и элементы педагогики, так офицер был для солдат не только командиром, но и наставником. В статье отмечается важнейшая роль преподавателей военно-учебных заведений, благодаря которым и формировался высококвалифицированный кадровый состав Русской императорской армии. Юнкера должны были научиться образцово выполнять все те упражнения строевой и огневой подготовки, которым им предстояло в дальнейшем обучать солдат своего подразделения. Отдельно автор отмечает заслугу обер-офицеров в деле обучения солдат грамоте. Статья дает целостное представление об образовательном процессе в военно-учебных заведениях и о роли молодых офицеров, еще недавно бывших юнкерами, в действующей армии.

Ключевые слова: обер-офицеры, военно-учебные заведения, юнкера, Русская императорская армия.

Левандовский А.А.
У ИСТОКОВ КАНОНИЗАЦИИ СЕРАФИМА САРОВСКОГО (ПОЛЕМИКА В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В СВЯЗИ С ОБРЕТЕНИЕМ МОЩЕЙ)

Аннотация. Статья посвящена начальному этапу грандиозной полемики, охватившей русскую прессу в 1903 году, в связи с канонизацией и прославлением Серафима Саровского. В центре внимания автора жесткая дискуссия, разгоревшаяся в связи с обретением мощей новоявленного святого; она была вызвана тем, что останки старца плохо сохранились. В статье прослеживается, как разворачивалась эта дискуссия, зачин которой дали органы печати, издававшиеся нелегально: эсеровская «Революционная Россия» и либеральное «Освобождения»; анализируется «Необходимое разъяснение», с которым от лица Святейшего Синода выступил Санкт-Петербургский митрополит Антоний; подробно рассматриваются выступления по этому поводу консервативных, проправительственных органов печати. Обращаясь к воспоминаниям дневникам и переписке современников, а также к архивным материалам Департамента полиции, автор дает представление о том, как вопрос об обретении мощей и связанная с ним полемика воспринимались в разных кругах русского общества. Особое внимание в статье обращено на ожесточенный, непримиримый характер дискуссии, на полярность позиций, занятых ее участниками. В заключение автор делает вывод о том, что обсуждение вопроса об обретении мощей задало тон всей дальнейшей полемике, разворачивавшейся в прессе по ходу канонизации и Саровских торжеств и усугубившей напряженную общественно-политическую ситуацию в предреволюционной России.

Ключевые слова: Серафим Саровский, канонизация, обретение мощей, Саровские торжества, консервативная, либеральная и радикальная пресса, полемика, Департамент полиции, митрополит Антоний, П.Б. Струве.

Игумнов Д.А.
КАНОНИЗАЦИИ СВЯТЫХ В ПРАВЛЕНИЕ НИКОЛАЯ II ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗДАНИЙ «ГРАЖДАНИН» И «НОВОЕ ВРЕМЯ»

Аннотация. Торжественные прославления новых святых явились отличительной чертой церковной жизни времени правления Николая II. Их проведение было важной частью общественной жизни и получало освещение в прессе. В статье рассматривается, как были представлены канонизации свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского в материалах журнала «Гражданин» и газеты «Новое Время». Автор показывает, как представление канонизаций и связанных с ними торжеств в исследуемых изданиях связывалось с их общественно-политическими взглядами в целом.

Ключевые слова: Церковь, канонизация, святость, пресса, журнал «Гражданин», газета «Новое Время», прп. Серафим Саровский, свт. Феодосий Черниговский, свт. Иоасаф Белгородский, В.П. Мещерский, А.С. Суворин

Альфонсо Н.Г.
БЛАГОПОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ В БУДДИЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию благопожелательных символов в северном буддизме. Золотое колесо, цветок лотоса, сосуд сокровищ, зонт, знамя победы, белоснежная раковина, бесконечный узел и пара золотых рыб являются самыми распространенными буддийскими символами в Тибете, Монголии и Бурятии в настоящее время. Анализ каждого из этих символов позволил сделать вывод о том, что в раннем буддизме использовались знаки колеса и лотоса. Все остальные символы были включены в буддийскую ритуальную практику в период формирования буддизма ваджраяны. Источником их происхождения является культовая символика индуизма, а первоначальным значением было представление о счастье в общечеловеческом смысле. В буддизме ваджраяны эти символы получили новое философское осмысление в качестве эмблем буддийских догматов.

Ключевые слова: буддийская символика, восемь счастливых символов, символы счастья, благопожелательные знаки, буддийские эмблемы, буддийская ритуальная практика.

Тарасова Н.С.
ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (КОНЕЦ 1980-Х – 1990-Е ГГ.)

Аннотация. В статье проанализирован процесс формирования новой экономической культуры в период перехода к рыночным отношениям. Определены основные этапы данного процесса, представлена их подробная характеристика. Период перестройки и курс «шоковой терапии», реализованный в 1990-е годы, рассмотрены как последовательно сменяющие друг друга этапы трансформации экономической культуры. Формирование новых характеристик экономической культуры рассматривается в контексте проводимой государственной политики. Описывается влияние условий социально-экономической действительности на формирование новых ценностей и моделей экономического поведения. В заключении статьи содержится вывод о своеобразии и особенностях трансформации экономической культуры в России в период перехода к рыночной экономике.

Ключевые слова: экономическая культура, «шоковая терапия», перестройка, рыночная экономика.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ 
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Березина Т.Н.
МЕТАЭМОЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация. В статье рассматривается роль метаэмоций в регуляции когнитивных, целеволевых, мотивационных процессов, функциональных состояний и поведения. В соответствии с авторской концепцией выделяется 4 метаэмоции: метаэмоция новизны – интерес, метаэмоция приобретения восторг, метаэмоция потери – отчаяние, метаэмоция наступления – героизм. Метаэмоции рассматриваются как интегральные переживания, включающие в себя как эмоции, вызываемые инстинктами, так и сознательной деятельностью; они выполняют экзистенциальные задачи – гармонизацию бытия человека в пространстве тела и духа. Метаэмоциональные переживания позволяют активировать резервные возможности человека: интерес усиливает способности восприятия, восторг- памяти, героизм – процессы принятия решения и эффективные процессы функциональных систем, отчаяние – процессы забывания и косвенно – процессы мышления.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, метаэмоции, психические процессы. функциональные состояния.

Гольман И.А.
КАК И ЗАЧЕМ ИНВЕСТИРОВАТЬ В СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО (ЛИЧНЫЕ ЗАМЕТКИ ГАЛЕРИСТА И КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА)

Аннотация. Двадцатилетний опыт автора этой статьи убеждает в следующем, интуитивно понятном факте: правильно подобранная картина на стене – это антидепрессант и транквиллизатор длительного действия. Не такой мощный и быстрый, как, например, ингибиторы моноаминооксидазы или бензодиазепины. Зато без каких-либо побочных явлений. Проверено тысячу раз на практике, и сейчас мы начали изучать этот факт приборно.

Кстати, биохимия получаемого удовольствия, видимо, схожа с действиями лекарств: все ведь в итоге определяется взаимодействием нейромедиаторов в синапсах наших нейронов. И визуальное удовольствие – хороший метод его коррекции. Осталась «самая малость» – понять, как и на что оно, визуальное удовольствие, влияет: на дофамин, серотонин, анандамид и/или некие иные нейротрансмиттеры и нейрорегуляторы.

Второй взгляд, казалось бы, никак не связанный с первым – с позиции бизнесмена и инвестора (в том числе – микроинвестора, то есть, самого обычного человека).

Ведь, кроме красоты, покупая картину, хотелось бы верно вкладывать деньги, даже небольшие. Этакое пассивное (в отличие от профессионального галериста или банкира), но с большой радостью для глаз и ума, инвестирование. И здесь данный текст также, возможно, будет полезен. При пассивном инвестировании просто нужно покупать работы художников, которого «ведет» по арт-бизнесу толковый продюсер, то есть, активный инвестор. Тогда вложения быстро умножатся в цене. А ниже приведенный текст как раз и позволяет легко и быстро понять, есть ли продюсер у данного художника, и насколько он толковый.

Для полной корректности отметим, что удастся ли зафиксировать прибыль на приобретенных, даже сильно выросших в цене, картинах – вопрос сложный. Ниже будет много сказано о потенциально высокой маржинальности современного искусства и об одновременно низкой его ликвидности. Но уж удовольствие-то получите точноJ.

Ключевые слова: искусство, маркетинг, психология, эмоциональное воздействие, арт-рынок, товар.

Полищук С.В., Григорьев С.М.
СООТНОШЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье проанализированы состояние и поведение человека в период быстрого развития информационных технологий. Рассмотрены вопросы, возникающие в обществе в период «информационной революции». Раскрыто несоответствие уровней развития информационных технологий и культуры общества, выявлены возникшие в обществе проблемы, в первую очередь, психофизиологическая, правовая, социальная, предложены варианты их решения.

Ключевые слова: информация, Интернет, общество, информационная культура, компьютерная грамотность, информационная революция, коммуникативный, цифровой разрыв, информационные технологии.

Исламова Н.Р.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ XXI ВЕКА

Аннотация. В статье проанализировано влияние индивидуального стиля преподавания учителя музыкально-исполнительских дисциплин на результаты образовательной деятельности; выявлена корреляционная зависимость ментальности и личностного развития учащихся от окружающего социокультурного пространства, объективной исторической реальности; перечислены основные педагогические принципы актуального музыкального образования; обозначена закономерная, принципиальная дифференциация в методическом подходе и стилевых особенностях обучения музыкально-исполнительскому мастерству на начальном уровне дополнительного образования в детских музыкальных школах и детских школах искусств в зависимости от креативных и когнитивных способностей ребенка, а также направленности образовательной программы – предпрофессиональной или общеразвивающей.

Ключевые слова: преподавание музыки, личностно-ориентированное обучение, педагогический стиль, предпрофессиональная и общеразвивающая программы.

Мищенко И.Н., Котляр Н.П.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАК ЗАДАЧА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье исследуются возможности обучения навыкам исследования, изобретательства и инновационной деятельности в системе вузовского образования. Представление деятельности творческого коллектива сквозь призму ролевого подхода позволяет выделить базовые компетенции, необходимые для инновационной деятельности, и применить педагогические технологии для их формирования. Организационной формой подобного обучения могут стать факультеты дополнительного образования и профессиональной переподготовки.

Ключевые слова. Инновация, ролевой подход, экономика знаний, междисциплинарные исследования, трансдисциплинарный подход, дополнительное образование, профессиональная переподготовка.

Криштопа А.Н.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Особую значимость проблема развития метакомпетентности приобретает в отношении профессионального образования будущих педагогов, которые должны быть готовы к реализации метапредметного подхода в условиях общего образования. Вместе с тем, проблема развития метакомпетентности в процессе естественнонаучной подготовки будущих бакалавров педагогики гуманитарного профиля до конца не изучена: не выявлены сущностные характеристики метакомпетентности, не определены критерии и показатели ее развития у студентов педагогических вузов, не исследованы возможности естественнонаучной подготовки, не изучены способы и педагогические условия ее совершенствования. Термин «метакомпетентность» относится к базовым понятиям метапредметного подхода, признанного Федеральными образовательными стандартами в качестве главного методологического принципа построения учебного процесса в рамках основного общего образования. Организация и осуществление комплексного исследования проблемы развития метакомпетентности в процессе естественнонаучной подготовки будущих бакалавров педагогики предполагает в том числе разработку критериев и показателей, с помощью которых возможно объективно оценить эффективность проделанной работы. Их разработка осуществлялась в два основных этапа: на первом этапе был разработан бланк экспертной оценки, на втором этапе – этапе разработки модели развития метакомпетентности в процессе естественнонаучной подготовки будущих бакалавров педагогики – выделенные нами показатели конкретизировались в соответствии с конкретным содержанием учебных дисциплин естественнонаучного цикла. Оценка уровня развития каждого компонента метакомпетентности осуществлялась двумя способами: с помощью экспертного оценивания, когда на основе подготовленного бланка оценку проводят преподаватели вуза; с помощью дополнительных методов оценки-измерения уровня развития. В результате теоретического анализа и практического опыта нами была разработана система оценки уровня развития у будущих бакалавров педагогики метакомпетентности. В качестве критериев здесь выступают выделенные нами компоненты метакомпетентности: мировоззренческий, интеллектуальный, когнитивный, операционально-процессуальный, мотивационный и рефлексивно-регуляторный. Данные критерии, характеристики и показатели могут быть использованы для экспертной оценки метакомпетентности бакалавров.

Ключевые слова. Метакомпетентность, естественнонаучная подготовка, уровень развития метакомпетентности, профессиональное образование.

Григорьева М.А., Секач М.Ф.
ПСИХОТЕРАПИЯ ПАССИВНОЙ АГРЕССИИ

Аннотация. Пассивно-агрессивное поведение (или пассивная агрессия) – манера поведения, при которой подавляются проявления гнева, «нет» выражается пассивным образом. Пациентам зачастую не удается достичь поставленных целей в профессиональной сфере и в личной жизни. Психотерапия в значительной степени позволяет пациенту относительно безболезненно вернуться в социум и жить полноценной жизнью.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, психотерапия, психологическое состояние, гипнотерапия, НЛП.

Фасоля А.А., Мальцева О.Л.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты обучения иностранным языкам в нелингвистических образовательных организациях (ОО) высшего образования (ВО) на этапе стремительного научно-технологического развития общества и модернизации системы образования. Иностранный язык, являющийся одним из ключевых элементов, необходимых для реализации компетентностного подхода в системе высшего образования, определяет ряд особенностей в учебном процессе при его изучении. В частности, к ним относятся специфика содержательной части языка, своеобразие методической организации его освоения, межпредметные связи языка с дисциплинами профессиональной направленности и др. Особый акцент сделан на профессиональной ориентированности дисциплины и востребованности иностранного языка в деятельности будущего специалиста.

Ключевые слова: высшее образование, компетенции, иностранный язык, профессиональная деятельность.

Фасоля А.А., Гузеев М.С.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается информационное обеспечение организационного управления военной образовательной организацией на основе принципов межотраслевой интеграции знаний и достижений различных научных отраслей и научных подходов к процессу познания, что делает возможным его изучение с позиций целостности и взаимосвязи всех компонентов и элементов.

Ключевые слова: информация, информационное обеспечение, механизм управления, образовательная организация.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Брагина Е.А., Николаева И.А.
ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается особенности саморегуляции деятельности учащихся старших классов. В юношеском возрасте происходит поиск и построение жизненных планов, успешность реализации которых во многом зависит от уровня развития саморегуляции школьников. Саморегуляция – это системный многоуровневый процесс психической активности по выдвижению целей и управлению их достижением. Саморегуляция анализируется на основе модели, предложенной В.И. Моросановой, в которой выделены операциональный компонент и регуляторно-личностные черты, а также стили саморегуляции, определяющие регуляторные возможности человека. Представлено эмпирическое исследование, цель которого – проанализировать уровень сформированности саморегуляции у старшеклассников и сравнить его с результатами студентов первого курса вуза. Научная новизна исследования заключается в подборе выборки таким образом, чтобы позволить оценить уровень сформированности саморегуляции у старшеклассников, обучающихся в различных образовательных условиях: в городских, сельских, общеобразовательных, кадетских школах. Результаты эмпирического исследования позволяют разрабатывать программы развития саморегуляции старшеклассников с учетом возрастного и гендерного аспектов.

Ключевые слова: юношеский возраст, уровни саморегуляции, операциональный компонент саморегуляции, регуляторно-личностные черты, стили саморегуляции.

Коренчук В.В., Капустина Т.В., Кадыров Р.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ «КВаРЦ» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Аннотация. В данной статье описывается авторская колода метафорических ассоциативных карт «Карта ваших реальных ценностей» (КВаРЦ, Т.В. Капустина, В.В. Коренчук, Р.В. Кадыров). В работе имеется теоретическое обоснование созданной колоды, которое базируется на концепциях М. Рокича и И.Г. Сенина о терминальных и инструментальных ценностях в разных сферах жизнедеятельности человека. Карты представляют 6 жизненных сфер – профессиональная жизнь, общественная жизнь, семейная жизнь, увлечения, обучение и образование, физическая активность. КВаРЦ состоит из трех типов карт – изображения (невербальные стимулы), слова (вербальные стимулы) и знаки. Подобное сочетание вербальных стимулов с невербальными помогает увеличивать вариативность подходов к конкретному человеку в консультативной деятельности, давать тройное воздействие и строить прочный мост между сознательным и бессознательным клиента. Также описаны возможности использования данных карт в различных направлениях психологического консультирования – профориентирование, профконсультирование, личная терапия. В целом, в работе КВаРЦ представлены как специализированный диагностический, консультативный и коррекционный инструмент, который будет полезен как в практической работе психологов, педагогов. Авторы статьи также указывают на ограничения при использовании данной колоды в практической деятельности психолога.

Ключевые слова: метафорические ассоциативные карты; ценностные ориентации личности; психологическое консультирование; психодиагностика ценностей.

Чинякова Н.И., Кобозева И.С.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Аннотация. Для непрерывного музыкального образования решение воспитательных задач занимает одно из главных мест. Эффективность их решения во многом зависит от целостности процесса, достигаемого за счет преемственности его структурных единиц развертывания посредством сохранения в них ключевых методических средств обучения. Их описание приводится на примере формирования патриотизма, повышение уровня которого в современном российском обществе является актуальной проблемой. Опираясь на опыт осуществления, наблюдения и обсуждения реализации патриотического воспитания в условиях непрерывного музыкального образования, авторы указывают, что повышению его качества будет способствовать: эмоциональность учебно-музыкальных коммуникаций; осмысленность восприятия образно-драматургических концепций произведений; изучение музыкальной и вербальной учебной информации относительно системы мировых и отечественных культурных ценностей; введение национального и регионального музыкального материала в содержание образовательного процесса, позволяющее разнообразить формы организации обучения, способы и виды учебно-музыкальной деятельности; расширение зон влияния музыкально-образовательного процесса и выполнения им воспитательно-патриотических функций через распространение за его рамки реализации различных видов музыкальных действий обучающимися; усиление существующих и налаживание новых вариантов межпредметных связей. Изложенные методические установки могут адаптироваться к иным направлениям воспитания. Воплощение предложенного зависит от уровня профессионализма и активности педагогов непрерывного музыкального образования, что должна обеспечивать их подготовка в вузе.

Ключевые слова: непрерывное музыкальное образование, воспитание, патриотическое воспитание, эффективность патриотического воспитания в непрерывном музыкальном образовании.

Легконогих А.Н., Смирнова С.Б., Лубенцова Т.А., Вахрушева Е.Ю., Рощина М.В.
«УСЛОВИЯ ДОСТОЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ – МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. Цель – выделить сущность законодательного тезиса «условия достойного воспитания детей в приемной семье» и обосновать не только понятийный аппарат, но и его практическое воплощение в замещающей семье. Проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях является глубокой, давно изучаемой с разных точек зрения, поэтому в задачи авторского исследования входило обозначить факторы, влияющие на прогресс или регресс в решении множественных вопросов, сформированных как временем, так и отношением общественности к данной проблеме. Также очевидно, что обществу свойственно мифотворчество в понимании мотивации усыновления/удочерения детей. В практике существуют взаимозаменяемые или подменяемые понятия, которые неоднозначно трактуются приемными родителями, общественностью, законодательно и в дальнейшем это негативно отражается на формирование нового семейного сообщества. Тема статьи явилась основой эмпирического исследования, в котором научный интерес касался трактовки «условия достойного воспитания» детей в замещающей семье и требовалось обозначить, какие критерии могут отразить достойность или недостойность воспитания детей в замещающей семье, является ли это критерием решения приема в семью ребенка и предоставления ему сформулированного в Областном законе Ростовской области «О социальной поддержке детства в Ростовской области» исследуемого понятия. Эмпирическое исследование, заключалось в опросе респондентов с разными социально-демографическими и поведенческими характеристиками, обобщении результатов и оценки целесообразность используемого законодательного утверждения.

Ключевые слова: замещающая семья, приемные дети, семейный конгломерат, приоритеты в воспитании, «достойное воспитание» детей.

Лысакова Е.Н.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕТНОЙ ПРОФЕССИИ КАК ПРОФЕССИИ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

Аннотация. В статье дан общенаучный анализ летной профессии на основе методологических положений авиационной психологии, психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Охарактеризована профессиональная деятельность в военной, гражданской, экспериментальной авиации по признакам профессий инновационной сферы. Сделан вывод о принадлежности летной профессии к профессиям инновационной сферы. Предложены рекомендации по повышению межведомственной мобильности профессионалов.

Ключевые слова. Профессия, профессиональная деятельность, авиационная психология, психология труда, инженерная психология, эргономика.

Рыльский А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ИНСУЛЬТ

Аннотация. Острое нарушение мозгового кровообращения является одной из важнейших медико-социальных проблем, поскольку оказывает серьезное влияние как на физическое, так и на психологическое состояние пациента.

Целью исследования стало изучение личностных характеристик пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, в зависимости от половой принадлежности.

В лаборатории биологической обратной связи обследованы 244 пациента. Среди них мужчин было – 139 чел. (24,0%), женщин – 105 чел. (76,0%). Средний возраст пациентов составил – 62,2±2,2 лет. Для определения психологических характеристик использовался стандартизированный многофакторный метод исследования личности.

В результате установлено, что женщины с острым нарушением мозгового кровообращения менее честны при заполнении опроса. По сравнению с мужчинами они характеризуются большей ипохондричностью, большей склонностью к депрессии, тревожностью. Все это сопровождается более выраженной демонстративностью. Мужчины характеризовались гипертимностью. Таким образом, наличие острого нарушения мозгового кровообращения в анамнезе накладывает отпечаток на личностные характеристики пациентов, что необходимо учитывать при проведении психокоррекции.

Ключевые слова: личностный опросник, мини-СМИЛ, острое нарушение мозгового кровообращения, нарушение мозговых функций, гендерные особенности.

Анисимов Б.С., Шульженко А.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ КАК СУБЪЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ДЕТЕРМИНАНТ УСПЕШНОСТИ

Аннотация. В статье представлен этап исследования развития волевых качеств курсантов в учебно-воспитательном процессе образовательной организации МВД России. Проанализирована взаимосвязь развития волевых качеств и целеполагания у курсантов.

Ключевые слова: воля, волевые качества, целеполагание, психическое состояние, методика выявления, курсанты.