РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Чжао Ваньюэ
КОНВЕРГЕНЦИЯ СЛУШАТЕЛЬСКОГО И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОПЫТА В ПРОЦЕССЕ ДИРИЖЁРСКО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика развития современного дирижёрско-хорового образования в Китае. Автором подчёркивается, что подлинная национальная хоровая культура в ХХ веке оказалась в тени музыкального искусства и образования. Хоровые произведения, как и любое искусство, связанное с текстом, подвергались цензуре. Шедевры западноевропейской музыки этого жанра практически не исполнялись. Дирижёрско-хоровое образование не отличалось системностью, качественным методическим обеспечением. Только сейчас появляется понимание высокого статуса музыкально-педагогической профессии, создаётся множество хоров разного возрастного уровня и профессионального статуса. Благодаря учёбе китайских студентов за рубежом происходит становление глобальной цивилизационно-просветительской парадигмы диалога образовательных систем как полифонического «диалога культур». На основе проведённого автором анкетного исследования в статье формулируются важные для понимания перспективы развития дирижёрско-хорового образования в Китае, выводы. Несмотря на огромную любовь и популярность русской музыки, знакомство китайских студентов с русскими произведениями ограничивается достаточно узким репертуарным и жанрово-музыкальным корпусом, композиторскими персоналиями. В музыкальном исполнительстве, в том числе и хоровом, ещё крайне незначительно сформирован интерпретационный компонент. Ключевой тезис заключается в понимании необходимости управления процессом конвергенции слушательского и исполнительского опыта китайских студентов-музыкантов. Этот процесс можно и нужно стимулировать, корректировать, направлять и преобразовывать. Тогда он может стать эффективным генератором активного и успешного развития их профессиональных и творчески-личностных качеств.

Ключевые слова: музыкальное образование современного Китая, дирижёрско-хоровая подготовка, процесс конвергенции, слушательский и исполнительский опыт, русская музыка, мотивационный компонент.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ 
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Баркова Э.В.
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА В КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОКОММУНИКАЦИЙ

Аннотация В статье обоснованы причины актуализации проблем экологии человека, человеческой деятельности и экологии коммуникаций. Автор раскрывает конструктивный характер и содержательность проблемного поля исследования субъекта экокоммуникаций, открывающегося в парадигме экофилософии. Рассмотрены современные трактовки субъекта коммуникаций, среди которых подчеркнута роль аутопойезиса Н. Лумана. В целевых и эвристических установках и методологии анализа субъекта экокоммуникаций ключевое место в статье занимает позиция, исходящая из принципа органической целостности и экологического императива Н.Н. Моисеева. Модель коммуникации, осмысленная на основе содержания экофилософской парадигмы, дает возможность преодолеть односторонность исследований субъекта экокоммуникаций, выраженных либо в натуралистическом, либо информационно-детерминистском измерении. Рассмотрено содержание понятие субъекта экокоммуникаций и его конкретизация в модели «человека экологического», который осуществляет свою деятельность и общение, ориентируясь на специфику свойств экокультурного пространства. Доказывается перспективность моделирования субъекта экокоммуникаций как части жизни, бытия, открывающая с позиций будущего потенциал концептуализации параметров коммуникативной деятельности субъекта. Восстановление утраченных в процессах современных межкультурных коммуникаций жизнесохраняющих стратегий, на основе предложенной концепции и параметров моделирования субъекта выявляет основы, ценности и перспективные установки, востребованные в целях сохранения планетарного бытия человека.

Ключевые слова: субъект, экофилософия, коммуникация, экокоммуникация, современный мир, природа, общество, культура.

Бузский М.П.
ПОТЕНЦИАЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье предложена концепция человеческой деятельности как основы культурно-ценностного формирования планетарного субъекта, ориентированного на преодоление информационного детерминизма. Исследуя проблему формирования статуса информации как первичной реальности в обществе эпохи глобализации, автор показывает ее связь с трансформациями деятельности и процессами освоения времени. Причины гипертрофированного статуса информации и незавершенности исследований ее социально-исторического смысла в современную эпоху автор связывает с недостаточной ясностью ее связи с категорией «деятельность» как основой бытия и формирования субъективности. Деятельность, которая осуществляется на основе культуры и ее не только релятивных компонентов, но параметров устойчивости, прежде всего, норм, восстанавливает приоритет человеческой субъективности в перспективе развития информационно-глобального пространства современного мира. Осуществляемая на основе культуры деятельность, хотя и развернута в информационном поле, изменяет статус информации, интерпретируя ее лишь как символическую копию реальной жизни человека и человеческой субъективности: связь времени и информации теперь регулируется ценностно-смысловыми нормами культуры. Переосмысление связи категорий «деятельность», «информация», «время» в соответствии с этим позволяет формировать пространство международных культурных связей, в которых накопленный человечеством культурный опыт, развитие информационного пространства и связанное с ним содержание социального времени могут быть поставлены под контроль планетарного субъекта в целях сохранения его жизни.

Ключевые слова: глобализация, информация, субъект деятельности, деятельность, время, культура, норма.

Илюшина И.Л., Окань И.Н.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. Особенностью любой политической ситуации является ее принципиальная нестабильность, невозможность удержать ее значение на достигнутом максимальном уровне без специальных усилий насильственного, принуждающего характера. Математическая модель информационно-политической конкуренции обосновывает, что в сложных условиях мировых кризисных ситуаций возрастает роль и значение государственных и общественных деятелей в связи с повышением ответственность за принятие законов и политических решений, что требует от них политической культуры и владения методологией глобалистической прогностики.

Ключевые слова: математическая модель, кризисная ситуация, конфронтация сторон, глобалистическая прогностика.

Кадочникова И.В., Красник В.С.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО – ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТАЖА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРУДОВОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА БЕЗОПАСНОСТИ И ОТДЕЛА ОХРАНЫ)

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию особенностей когнитивного компонента контроля поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы с позиций системно-субъектного подхода Е.А. Сергиенко. Под когнитивным контролем понимается возможность интеграции, координации и обеспечения работы всех психических познавательных процессов с целью решения познавательных задач для максимального достижения результата в служебно-профессиональной деятельности персонала уголовно-исполнительной системы. При этом, особенности когнитивной стороны в контроле поведения имеют свою специфику в зависимости от трудовой специализации, а также от стажа служебной деятельности сотрудников. В результате исследования выявлено, что у сотрудников, имеющих профессиональный контакт с осужденными (сотрудники отдела безопасности исправительных учреждений), наблюдается увеличение уровня способности к быстрой оценке ситуации и выработки программ действий, в то время, как у сотрудников, не имеющих контакта с осужденными и несущих службу с огнестрельным оружием (сотрудники отдела охраны), выявлено усиление способности к концентрации внимания. Наряду с этим, отмечено понижение способности к принятию ответственности за правильный анализ возникающих служебно-профессиональных ситуаций, а также за конструктивное построение основных программ деятельности. В эмпирическом исследовании в рамках заявленной проблемы автор принимает позиции системно-субъектного подхода к пониманию личности сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: системно-субъектный подход, субъект, контроль поведения, когнитивный компонент контроля поведения, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Яценко А.Е., Капустина Т.В., Асриян О.Б.
АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАННЕГО ДЕТСКОГО ОПЫТА ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ У ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому обзору российских и зарубежных исследований раннего детского опыта отношений в семье у пациентов со злокачественными новообразованиями. В работе представлены основные аспекты раннего детского возраста, которые способны оказать влияние на формирование личности онкобольного. Анализ отечественных эмпирических исследований показал, что они преимущественно направлены на изучение типа личности онкобольного, на выявление наличия травматических ситуаций в детстве, связанных с негативными переживаниями детско-родительских отношений. Зарубежные исследования в большинстве случаев направлены на изучение качества жизни онкобольных, отношения к болезни и здоровью, однако в статье приведены ряд эмпирических исследований типов привязанности, личностных особенностей пациентов с онкологией. Авторами статьи был проведен сравнительный анализ российских и зарубежных исследований, указывающий на то, что, несмотря на разную направленность психологических исследований в онкологии, а также результаты нарушение привязанности к матери, существенной разницы в полученных данных особо не наблюдается. Нарушение привязанности способно сформировать определенные личностные черты (ответственность, добросовестность, неуверенность, раздражительность, нетерпеливость), модели поведения (социально-приемлемое поведение), которые схожи для большинства пациентов. Также, по результатам анализа исследований, можно заключить, что у онкобольных преобладает детская позиция, которая определяет их поведенческие реакции в определенных ситуациях (перекладывание ответственности, нужда в поддержке, внешнеобвиняющая позиция).

Ключевые слова: личность онкобольного, онкологическое заболевание, ранний детский опыт, детско-родительские отношения, привязанность.

Мищенко И.Н., Котляр Н.П.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется роль образовательной среды в формировании специалиста «общества знания». Пространство образовательной среды образуется различными видами коммуникаций. Проектирование образовательной среды, направленной на воспроизводство культуры ставит своей задачей мотивирование обучаемых к самообразованию и самовоспитанию, что только и может быть основой творческой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательная среда, коммуникация, самовоспитание, самообразование, творчество, культура.

Пахно И.В., Разина Т.В.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Аннотация. Новая социально-экономическая и образовательная ситуация, качественное изменение средств труда и содержания деятельности в рабочих профессиях обуславливает необходимость изменения содержания деятельности преподавателей профессиональных образовательных организаций. В частности, научно-исследовательская деятельность и творчество должны стать ее неотъемлемым компонентом. Оптимальным средством, способствующим формированию готовности к научной деятельности и ее осуществления среди субъектов образовательного процесса в ПОО является создание специфической творческой среды. Создание творческой среды, в том числе в научных организациях и в организациях занимающимися научными исследованиями и разработками – широко используемая практика в зарубежных организациях. Применяемая в России система стимулирующих надбавок по результатам научной деятельности не обладает достаточным развивающим потенциалом. В статье описан пример создания системы организации научно-исследовательской деятельности (система НИД) в профессиональных образовательных организациях (ПОО) Хабаровского края. Методологической основой разработки такой системы является метасистемный подход. Система НИД имеет иерархические уровни организации (метасистемный, системный, субсистемный, компонентный, элементный). Системообразующая цель – создание благоприятной среды, способствующей научной и творческой деятельности субъектов образовательного процесса в ПОО. Субсистемный уровень системы НИД представляет разветвленную сеть научных коллективов и объединений, в числе которых научные объединения преподавателей и студенческие научные общества. Составляющими компонентного уровня являются преподаватели, студенты ПОО, сотрудники и др. На элементном уровне система НИД представлена условиями научной деятельности в ПОО, фасилитирующими факторами, а также сдерживающими факторами. Метасистемой в которую онтологически включена система НИД является система образования Хабаровского края. В работе представлены некоторые промежуточные этапы и элементы формирования системы НИД, которые в том числе являются промежуточными результатами этого процесса.

Ключевые слова: система, метасистемный подход, научно-исследовательская деятельность, преподаватель, субъекты образовательного процесса, профессиональные образовательные организации.

Ростовская Т.К., Фомина С.Н.
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОТИВОПРАВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Противоречия между потребностями общества в формировании граждански зрелой, социально ответственной, нравственной, уважающей закон и иные культурные традиции личностью молодого человека и недостаточной теоретической и практической разработанностью механизмов социализации молодежи актуализируют вопросы профилактики вовлечения российской молодежи в противоправную деятельность. Эта задача как ключевое звено в социальной стабильности и безопасности России является приоритетной в сфере реализации государственной молодежной политики. В данной статье представлены результаты изучения особенностей деятельности молодежных организаций и их неформальных объединений в части профилактики вовлечения российской молодежи в противоправную деятельность. Показано, что неустойчивое социально-экономическое положение части российской молодежи способствует росту недовольства в современном российском обществе и может привести к возникновению различных форм (в том числе и экстремальных) социальной и политической активности молодого поколения. Сделаны выводы о том, что необходима модернизация государственной молодежной политики, расширение комплекса мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения и противоправной деятельности молодежи.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, духовно-нравственные ценности, институциональные изменения, противоправная деятельность, девиантное поведение, профилактика девиантного поведения.

Мартемьянов С.В., Фасоля А.А.
ОБОБЩЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ

Аннотация. В статье уточнен терминологический аппарат, обоснована актуальность, состояние и перспективы применения электронных образовательных ресурсов в высшей школе. Приведен перечень достоинств учебных электронных изданий, среди которых можно выделить непредвзятость оценки обучающегося, возможность обучения в удобное время, возможность самообразования и дополнительного обучения (для отстающих). Рассмотрены определения и классификации электронных средств обучения, графовая и математическая модель для оценки эффективности их использования. Показано, что применению электронных образовательных ресурсов в обучении должна предшествовать тщательная оценка эффективности их применения; электронные средства обучения должны быть разработаны и адаптированы под соответствующий уровень обучающихся; время, выделяемое на работу с различными средствами, должно быть обосновано математически; эффективность применения средств должна оцениваться, с одной стороны, скоростью накопления (формирования) знаний (умений, навыков), а с другой стороны конечным («несгораемым») объемом остаточных знаний.

Ключевые слова: электронные обучающие ресурсы, эффективность обучения, математическая модель, критерий достижения целей, кривая Эббингауза.

Легконогих А.Н., Сорочкина О.Ю., Киримова К.В., Рощина М.В., Катаев В.С.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Цель статьи заключается в изучении современных аспектов оценки качества образовательных услуг, применяемой в деятельности региональных вузов, выявлении критериев и факторов, которые влияют на качество высшего образования и в выработке подходов к оценке качества образовательных услуг с использованием компьютерных технологий на основе профессиональных компетенций и требований современного рынка труда. Основное положение авторской новизны направлено на доказательство, что оценка качества образовательных услуг вуза посредством компьютерных технологий, может и должна быть направлена на исследование трех непосредственных участников образовательного процесса, в частности, профессорско-преподавательского состава – студентов – работодателей, не уменьшая при этом роли других контрагентов, – от государства до родителей абитуриентов и средств массовой информации. В этой связи формируются стадии оценки качества образовательных услуг – предоценка, оценка и постоценка. Исследование проводилось авторами на базе Донского государственного технического университета (г. Ростов-на-Дону) в период с мая по сентябрь 2019 года, начиная с приемной кампании и заканчивая окончательными результатами по поступившим студентам и сформированному профессорско-преподавательскому составу. Результаты исследования обсуждались на кафедре «Социальная работа» Донского государственного технического университета. Оценка качества образовательных услуг сегодня ставится во главу предоставления услуг высшего образования и, как следствие, на ту ступень, которая для получающих высшее образование является стартовой для дальнейшего профессионального роста. Методы оценки качества образовательных услуг, используемые в региональных вузах, могут быть усовершенствованы посредством компьютерных технологий и адаптации под стандарты отдельного вуза.

Ключевые слова: образовательные услуги, высшее образование, компьютерные технологии, профессиональные компетенции, критерии оценки качества.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Белокопытова О.Г.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Острые проблемы в процессах обучения и воспитания, связанные с развитием естественнонаучного мировоззрения личности выпускников всех учебных заведений, являются поистине актуальными проблемами. В настоящее время, особенно, ощутимо возрастает значимость мировоззренческой составляющей в подготовке как бакалавра, так и специалиста, становлении их способностей мыслить стратегически, понимать основные тенденции в развитии собственной профессии и общества в целом. Поэтому считаем, что феномен естественнонаучного мировоззрения выступает неотъемлемой составляющей компетентностного становления студента. Выясним, что является основными факторами, влияющими на развитие естественнонаучного мировоззрения личности студента с точки зрения синергетического подхода. В своей работе мы придерживаемся мнения многих ученых, что сам процесс и результаты человеческого развития определяются совместным воздействием трех основополагающих факторов – наследственности, среды и воспитания. Но считаем, что это не единственные факторы, влияющие на развитие естественнонаучного мировоззрения личности студента университета. Мы пришли к выводу, что психолого-педагогическая задача преподавателя заключается в воспитании студента как субъекта учебной и профессиональной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению динамично ориентироваться в сложных ситуациях, самостоятельно принимать решения, чувству ответственности за выполняемую задачу, умению планировать и организовывать свою деятельность. Все это требует определить учебные действия, присущие для успешной учебы, программу их выполнения и четкую организацию упражнений по их формированию и развитию. При этом сам преподаватель должен демонстрировать образцовое выполнение подобных действий. Статья позволит не только осмыслить многие педагогические проблемы, но и по-новому выстроить, скорректировать профессионально-личностное саморазвитие и творческую самореализацию не только студентов, но и самих педагогов. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что выполненная работа не исчерпывает всех проблем развития естественнонаучного мировоззрения студентов. Исследования в этой области могут быть продолжены в аспекте изучения влияния различных образовательных областей, особенностей развития мировоззрения у студентов различных курсов, в воспитательной системе высшей школы, в процессе углубляющейся интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Ключевые слова: естественнонаучное мировоззрение, развитие личности студента, условия и факторы человеческого развития, синергетический подход.

Донцов Д.А.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ АТЛЕТОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В данной методической статье приведена авторская модификация психодиагностической тестовой методики САН (самочувствие, активность, настроение), сделанная с целью исследования функционального состояния спортсменов. Кроме того, с названной целью предложена авторская анкета-опросник. Эти диагностические элементы являются частью психодиагностического инструментария, применяемого для изучения взаимосвязи и взаимовлияния динамики функционального состояния спортсменов и психологической регуляции сна.

Ключевые слова: спорт, психология спорта, спортсмены, атлеты, состояние, функциональное состояние, самочувствие, активность, настроение, сон, регуляция, саморегуляция, психологическая регуляция, динамика, психодиагностика, методика САН, анкетирование, опрос.

Кириленко Л.А.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЛИДЕРА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье предоставлено краткое описание компонентов модели психолого-акмеологического сопровождения развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации, приведено обоснование разработки программы психолого-акмеологического сопровождения развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации на основании модели психолого-акмеологического сопровождения развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации, обозначены условия, необходимые для повышения эффективности внедрения программы психолого-акмеологического сопровождения развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации, предоставлено краткое содержание программы психолого-акмеологического сопровождения развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации, описаны особенности разработки и внедрения программы психолого-акмеологического сопровождения развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации, в статье приведены рекомендации по психолого-акмеологическому сопровождению развития личности управленческого лидера в нефтегазовой организации.

Ключевые слова: управленческий лидер, управленческое лидерство, психолого-акмеологическое сопровождение, лидер в нефтегазовой организации.

Лифшиц М.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ БАЗОВЫХ УБЕЖДЕНИЙ, НАСЫЩЕННОСТИ ЖИЗНИ СТРЕССОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация. В данной статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей базовых убеждений у лиц с разным уровнем психологического благополучия. Даётся сущностная характеристика понятия «базовое убеждение» в современной психологии, определяются основания изучения взаимосвязи базовых убеждений и уровня психологического благополучия, описываются полученные результаты. Анализируются взаимосвязи между насыщенностью жизни стрессом и различными базовыми убеждениями личности (по типологии Р. Янов – Бульман). На основании шкалы насыщенности жизни стрессом Холмса – Раги проведена классификация стрессовых событий. Выделены пять категорий стрессов, относящихся к определённым сферам жизни человека: здоровье, семья, профессиональная деятельность, финансы, личные стрессы. Также стрессовые поводы классифицированы на негативные, позитивные и неопределённые. На основании результатов исследования формулируются выводы относительно наличия взаимосвязи между базовыми убеждениями и уровнем психологического благополучия, а также между базовыми убеждениям и оценкой человеком стрессовых жизненных событий. Оценка взаимосвязей показателя психологического благополучия и насыщенности жизни стрессом, не выявила значимой корреляции. Это говорит о том, что уровень психологического благополучия не связан напрямую с тем, какое количество стрессовых событий произошли в жизни человека. Можно предположить, что скорее благополучие будет зависеть от того, каким образом человек умеет справляться с ними и как их воспринимает.

Ключевые слова: психологическое благополучие, субъективное благополучие, базовые убеждения личности, стресс.

Сафукова Н.Н., Николаева И.А., Стрюкова Г.А.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Международный характер современного образования выражается в росте академической мобильности студентов, в увеличении числа иностранных студентов в мире. В этом контексте качество предлагаемых знаний является одним из важнейших условий конкурентоспособности системы образования вуза и страны, в целом. В свою очередь, качество знаний тесно связано с тем, как студенты усвоят преподаваемый им материал, что напрямую связано с уровнем выраженности их мотивации учения. Одним из ресурсов оптимизации обучения иностранных студентов является повышение значимости учебно-профессиональных мотивов. В более широком смысле эта проблема связана с процессом социокультурной адаптации, поскольку здесь оказывается значимым, как чувствует себя студент из другой страны, оказавшийся в новой для него социальной среде, как сформировать высокую мотивацию учения и повысить уровень усвоения профессиональных знаний. Целью представленного в статье исследования явилось сравнительное изучение учебной мотивации иностранных (туркменов) и российских студентов. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации учения студентов туркменов. Результаты исследования доказали предположение о том, что существуют различия в учебной мотивации иностранных (туркменов) и российских студентов.

Ключевые слова: мотивация учения в вузе, иностранные студенты, учебно-профессиональные мотивы, мотивы самореализации, высшее образование, психологическая готовность, профессиональная карьера, адаптация.

Федотов А.Ю.
МОТИВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые мотивационные аспекты профессиональной деятельности специалиста силовых структур. Обозначена приоритетность профессионализации мотивационной сферы в достижении его профессиональной надежности. Проанализированы особенности динамики и роль различных компонент сферы направленности в достижении необходимого уровня эффективности действий в ситуации.

Ключевые слова. Профессиональная надежность, мотивация, диспозиционные мотивы, ситуативные мотивы, этапы ситуации профессиональной деятельности.

Хорс М.А.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЦ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация. Статья посвящена особенностям взаимосвязи психических состояний и компонентов жизнестойкости лиц с аддиктивным поведением непатологического характера. Жизнестойкость рассматривается как самостоятельный психологический феномен, детерминирующий особенности психических состояний личности аддикта. Определяются направления в изучении аддиктивного поведения, основные положении исследования психических состояний. Обосновывается понятие аддиктивного поведения непатологического характера. Представлены результаты эмпирического исследования психических состояний мужчин и женщин с аддиктивным поведением непатологического характера разных возрастов, различия различных компонентов психических состояний лиц с аддиктивным поведением и лиц без аддикций, а также возрастные особенности психических состояний аддиктов. Раскрывается специфика развития вовлеченности, контроля, принятия риска как компонентов жизнестойкости. В нашей работе под психическими состояниями лиц с аддиктивным поведением мы понимаем самостоятельный феномен психики, проявляемый в изменяемой психической деятельности за определенный промежуток времени, показывающий своеобразие протекания психических процессов в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности. Аддиктивное поведение непатологического характера предполагает наличие устойчивых форм поведения, не имеющих последствий в виде патологических изменений психики. Доказывается наличие взаимосвязей между психическими состояниями и уровнем развития компонентов жизнестойкости.

Ключевые слова. Аддиктивное поведение непатологического характера, жизнестойкость личности, психические состояния, контроль, вовлеченность, принятие риска.

Маркелов Н.Н., Золкин А.Л., Тихомиров С.Н.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Показана роль профессионально-личностных качеств в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Авторы отмечают возможность формирования профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России, в период обучения в ведомственном вузе. Отмечены основные способы формирования профессионально-личностных качеств у курсантов в условиях образовательного процесса. В статье представлена содержательно-функциональная модель процесса формирования профессионально-личностных качеств курсантов образовательных организаций МВД России, которая наглядно отражает изучаемый процесс. Авторы провели опытно-экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности профессионально-личностных качеств и представили полученные результаты.

Ключевые слова: профессиональное обучение, курсанты, профессионально-личностные качества, педагогические технологии, образовательные организации МВД России.