РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Воробьева Е.Е
ИЗМЕНЕНИЕ В СОСТАВЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ГУЛАГА В РЕЗУЛЬТАТЕ АМНИСТИИ 1953 ГОДА: СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АРХИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Аннотация. Крупномасштабная амнистия 1953 года стала отправной точкой реформирования лагерной системы СССР. В результате существенного сокращения количества контингента и сворачивания ряда крупных строек ГУЛАГ потерял статус основного строительного ведомства и в дальнейшем не смог восстановить прежние объемы деятельности, что в конечном итоге привело к сворачиванию системы. Амнистия выявила внутренние противоречия системы, ее неспособность отвечать на вызовы эпохи. В статье на основе архивных материалов анализируются изменения, произошедшие в составе заключенных ГУЛАГа в 1953 году в результате проведения амнистии. В центр внимания ставятся вопросы количественного соотношения различных категорий спецконтингента (по полу, возрасту, статьям и срокам осуждения) до и после проведения амнистии, что дает основания судить о том, как проходил процесс освобождения и какие группы заключенных оказались затронуты им в наибольшей и наименьшей степени. Основываясь на анализе данных статистической отчетности ГУЛАГа, автор делает вывод, что именно неравномерность амнистии вызвала увеличение доли опасных преступников и «политических» заключенных, практически не затронутых амнистией, что повлияло на настроения в лагерях и вылилось в череду конфликтов и восстаний.

Колот Бурак
ТУРЕЦКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА БАЛКАНАХ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ: ОБЩИЙ ИНТЕРЕС ИЛИ КОНКУРЕНЦИЯ?

Аннотация. В новом мировом порядке, возникшем после холодной войны, Россия и Турция, стремившиеся расширять свои сферы влияния, столкнулись на Балканах в социокультурном направлении. В частности, политические отношения, которые должны были быть установлены с новыми государствами, возникшими с распадом Югославии, имели большое значение для вступления в европейскую политику. Именно в это время концепция «мягкой силы», выдвинутая американским политологом Дж. Наем, нашла широкое место в балканской политике как Турции, так и России. Со стороны Турции желание вновь управлять Балканами, которые были под ее влиянием почти 500 лет, появилось само собой. Отношения России с балканскими государствами имели огромное значение. Это была попытка каким-то образом помешать западному миру окружить себя как в политическом, так и в военном отношении. В этом исследовании анализируется реальная политика, которую две страны пытались проводить на Балканах, а также то, как они использовали элементы «мягкой силы». В первой части статьи обсуждается, как Россия и Турция пытались идти в ногу с изменениями на Балканах после окончания холодной войны. Во второй части раскрывается позитивное и негативное восприятия обеих стран на Балканах и то, насколько они успешны в проводимой ими политике «мягкой силы».

Кармов Р.К., Остахов А.А.
ЭТНОНИМ «АБАЗИНЫ» В КАВКАЗСКОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. Статья рассматривает происхождение этнонима “абазины”, время его возникновения и разные точки зрения на его этническое содержание. В ходе исследования выявлен корректный этнический смысл данного термина и сделана попытка установить чёткое этническое содержание двух ключевых терминов абазиноведения, с целью устранения терминологической путаницы, давно укоренившейся в кавказоведческом научном обороте.

Петрова О.С.
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (ОПЫТ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ)

Аннотация. В статье представлен опыт изучения развития исторического краеведения в Минской, Гродненской, Витебской и Могилевской губерниях на рубеже XIX–ХХ вв. В качестве источниковой базы были использованы материалы Московского археологического общества и проводимых им Археологических съездов, как опубликованные, так и архивные. Особое внимание уделено анализу делопроизводственной документации Археологических съездов, данные которой рассматривались как массовые. Это позволило применить к ним методики формально-количественного анализа для изучения форм организации научно-исторического сообщества, состава складывающейся профессиональной корпорации в Северо-Западном крае. Источниковедческий ракурс исследования позволил повысить информативную отдачу делопроизводственных материалов Археологических съездов, на их основе рассмотреть масштабную краеведческую работу в провинции, подготовившую почву для научного изучения Северо-Западного края, а также способствовавшую популяризации идей Московского археологического общества по сохранению памятников древности. В результате исследования удалось реконструировать инфраструктуру исторического краеведения, показать возможности расширения источниковой базы для дальнейшей работы в этом направлении. Не меньшее внимание уделено «спасению от забвения» имен людей, благодаря которым любовь к древностям родного края крепла и умножалась в Белоруссии.

Чистяков С.В.
РАДИКАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 60-Х – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 70-Х ГОДОВ XIX ВЕКА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННОГО НАРОДНИЧЕСТВА)

Аннотация. Настоящая статья посвящена исследованию радикализации сознания учащейся молодежи Российской империи 60-х – первой половине 70-х годов XIX века на примере становления мировоззрения участников революционно-народнического движения. В статье анализируется формирование леворадикального мировоззрения части русской молодежи, которая впоследствии примет участие в движении революционного народничества, выделяются социально-исторические и идейно-философские факторы, обусловившие радикализацию ее мировоззрения, а также проводится анализ роли этих факторов в данном процессе.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Ковальчук Д.Ф.
СИТУАТИВНЫЕ СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. Пандемия COVID-19 и сложившаяся в связи с ней ситуация во всем мире актуализировали риски возникновения психологических проблем, что обусловливает необходимость поиска действенных способов их решения. Исследование, материалы которого представлены в данной статье, имело своей целью выявление особенностей смысловых установок, образованных в период пандемии, и характера их влияния на психические состояния личности. Исследование проходило с апреля по декабрь 2020 года в режиме онлайн с использованием метода свободных ассоциаций и онлайн-опроса. В исследовании приняли участие 384 респондента трудоспособного возраста (от 30 лет до 61 года). В результате проведенного исследования были выделены пять смысловых установок относительно происхождения COVID-19: адекватные, конспирологические, мистические, религиозные и скептические, а также пять смысловых установок относительно своего поведения во время пандемии COVID-19: «Я – ответственность и контроль», «Я – уверенность и вызов», «Я – смирение и терпение», «Я – адаптация и воля», «Я – независимость и автономия». Установлено, что смысловые установки влияют на нервно-психическое напряжение личности, вызванное пандемией COVID-19. Смысловые установки, усиливающие восприятие ситуации, вызванной пандемией COVID-19, как ситуации неопределенности, повышают уровень нервно-психического напряжения личности. По мере снижения признаков неопределенности и повышения адекватности когнитивной оценки ситуации, снижается нервно-психическое напряжение и улучшаются общие показатели психологического благополучия личности. В результате проведенного исследования делается вывод о необходимости разработки действенных программ.

КлепцовН.Н., Клепцова Е.Ю.
ФЕНОМЕН ОТЦОВСТВА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Введение. В статье рассматривается феномен отцовства в современном мире в культурологическом, философском и социально-психологическом аспекте. Феномен отцовства неоднозначно понимается. Есть понятия «традиционного отцовства» и «нового отцовства». Два подхода к изучению феномена отцовства – с позиции ребенка и позиции отца. В рамках первого подхода образ отцовства изучается применительно к развитию ребенка, в контексте роли и значения влияния отца на процесс развития ребенка через обеспечение гармоничных условий и ощутимых благ. В рамках второго подхода отцовство рассматривается как культурная практика, этап социализации мужчины. Материалы и методы. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования рассматриваются культурно-исторический подход, в качестве объекта исследования выступает изучение содержание понятия «феномен отцовства» в современных научных исследованиях. В статье изложены результаты теоретического анализа и обобщения философско-этической, психолого-педагогической литературы и материалов исследований. Результаты исследования. Предлагаются результаты теоретического исследования предложено понятие внутренней позиции на отцовство, предлагаются этапы развития образа отцовства в онтогенезе. Обсуждение и заключение. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения и осмысления феномена отцовства в современном мире в методологическом, содержательном, процессуальном, организационном аспектах.

Кондрашина В.В.
КОММУНИКАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме коммуникации в цифровой образовательной среде. Описаны изменения характера взаимодействия участников образовательного процесса в условиях цифровой трансформации образования, особо подчёркнута значимость обратной связи как необходимого элемента процесса коммуникации и определяющего условия успешного развития и самосовершенствования системы образования в целом. Коммуникативные возможности цифровой образовательной среды и практические аспекты организации обратной связи рассматриваются на примере цифровой образовательной платформы МЭШ.

Фан Цзюань, Ли Вэньсюань, Ленг Сян, Бабий А.А., Корж Е.М., Лихачева Э.В.,
Николаева Л.П., Огнев А.С.
ОКУЛОМЕТРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. Представлены результаты опросов граждан Китая и России, а также итоги кардио-окулометрических исследований, проводившихся в период различной степени ограничения мобильности как профилактической меры по предотвращению распространения короновирусной инфекции, приведены типичные реакции на изоляцию и предложены направления работы по преодолению негативных последствий подобного рода ограничений. Сформулированы предложения по успешному противостоянию негативным последствиям массового ограничения мобильности граждан. Для сохранения психологического здоровья человека в условиях пандемии и связанной с нею изоляции граждан требуется широкомасштабный запуск надежных механизмов психологического консультирования и психологической помощи. Это также важно для обеспечения психологической безопасности и скорейшего восстановления людей после их выхода из режима изоляции и окончания пандемии.

Галой Н.Ю., Цзюань Фан, Вэньсюань Ли, Цяньцянь У, Огнев А.С.
КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА: РОССИЯ И КИТАЙ

Аннотация. На основе анализа зарубежных и отечественных источников в статье рассматриваются вопросы психологических эффектов самоизоляции. Пребывание человека в условиях самоизоляции на период более 10 дней выходит за пределы психологической оптимальности, приводит к накоплению стресса с последующим изменением всей психической деятельности человека. Это проявляется характерными изменениями психических состояний, которые стали предметом исследования данной статьи. В работе представлен сравнительный анализ результатов обследования китайских и российских респондентов в количестве 1536 и 1712 человек соответственно. С учётом энергетической шкалы психической активности и модальности проанализированы особенности психического состояния китайцев и россиян, находящихся в условиях самоизоляции в период пандемии коронавируса. Динамика психического состояния по дням самоизоляции у российских и китайских респондентов существенно отличается. Китайских респондентов на протяжении всего периода самоизоляции характеризует более высокий уровень психического напряжения с отрицательным эмоциональным фоном, что соответствует негативным состояниям повышенной психической активности (раздражение, негодование, гнев, паника, страх, отчаяние). Респондентам российской выборки в среднем присущи состояния пониженной психической активности (подавленность, апатия, уныние, страдание, усталость, скука). Спады и подъёмы по комплексу переживаний отрицательного спектра наблюдаются в обеих выборках. Но только для выборки китайских респондентов выявлена корреляционная зависимость: чем дольше длится самоизоляция, тем хуже становится психическое состояние людей. Одной из ключевых причин такой тенденции у китайских респондентов по сравнению с российскими являются условия самоизоляции: в Китае – полная самоизоляция, в России – частичная самоизоляция.

Гузеев М.С.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье раскрыты функциональные возможности, сложности решаемых задач и сферы применения специализированных компьютерных систем управления обучением с позиции их внедрения в информационно-образовательную среду образовательной организации и образовательное пространство субъектов обучения. Представлены концептуальные подходы к построению SMART-модели образовательной организации и SMART-университета («умного» университета), основанные на принципах интеграции информационного, образовательного и экономического ресурсов, системы государственного регламентирования и рыночного саморегулирования. Раскрыта сущность базового понятия «информация», приведены характерные признаки информационно-образовательной среды образовательной организации. Сформулированы рекомендации, которые могут быть применены при модернизации системы управления образованием и совершенствовании организационно-экономического механизма информатизации.

Донцов Д.А., Москвитина О.А.
СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИСКУССТВА

Аннотация. В статье представлен краткий анализ основных исторических вех в процессе становления отечественной психологии искусства. В основу анализа положен труд основоположника научной психологии искусства, включая её методологическую основу, Л.С. Выготского. Рассмотрены авторская позиция Л.С. Выготского об объективно-историческом методе и его применении, об эстетике искусства, о социальной и индивидуальной, субъективной и объективной психологии искусства. Анализируется утверждение Л.С. Выготского об объективно аналитическом методе, обнаруживающим различие между эстетическим и неэстетическим объектом. Рассматривается взгляд Л.С. Выготского о переживании зрителя, как на неосознаваемом и на осознаваемом уровнях и взятому им за методологическую основу произведение искусства как таковое. Анализ основных идей Л.С. Выготского выявил, что и на современном этапе методологические посылы Л.С. Выготского составляют собою научную основу методологии психологии искусства. Также представлены научные взгляды на психологию искусства современных классиков: социального психолога А.И. Донцова и методолога психологии Ю.П. Зинченко.

Сухов А.Н.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы, связанной с безопасностью личности, а также рассматривается сущность конфликтологического подхода к её пониманию. В ней анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры безопасности личности. Поэтому не случайно в статье рассматриваются наряду с понятием «безопасность личности» такие дефиниции, как «безопасное поведение личности», «безопасный тип личности», роль при этом житейской и профессиональной социально-психологической компетентности.

Без этого невозможно вести речь об эффективном обеспечении безопасности личности. Теория безопасности личности — составная часть социальной психологии безопасности. Предстоит ещё немало сделать как в теоретическом, так и прикладном плане для её полного оформления. В настоящее время существует настоятельная потребность в развитии профессиональной компетентности в различных областях безопасности не только среди профессионалов, но и различных групп населения.

Тянь Цзин Цзин
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ АЭРОБИКИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Аннотация. В статье кратко формулируются основные содержательные характеристики музыкального компонента учебного процесса класса аэробики в современном Китае, в том числе, его функциональность и процесс выбора музыкального сопровождения. Подчёркивается, что педагогу в классе аэробики необходимо осознавать содержание своей учебной дисциплины с точки зрения комплексного, а не только физического развития обучающихся. Музыкальный компонент является ключевым методическим инструментом развития у студентов в классе аэробики личностных творческих качеств, способностей восприятия музыки, а также имеет выраженные дидактические и терапевтические функции, способствует улучшению мультисенсорной координации, эстетическому развитию обучающихся, их мотивационной готовности к занятиям. При этом, музыкальный ритм является ключом к обучению у студентов способности выражения единства восприятия музыки и собственной соматической деятельности. Таким образом, музыкальный компонент класса аэробики не просто позволяет сделать занятия более выразительными и артистичными, а является генератором комплексного и гармоничного развития студентов, повышения качества всего образовательного процесса.

Удалова Н.В., Ослякова И.В., Курсевич Д.В., Гаврилова Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ФИЛОСОФСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ ХАНСА-ГЕОРГА ГАДАМЕРА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Аннотация. В настоящей статье представлены краткая история возникновения философской герменевтики и ее развития в самостоятельную область научного знания, а также главные гносеологические и методологические принципы, предложенные основными представителями данного философского направления. Особое внимание уделено концепциям мышления, понимания, интерпретации текста и речи, конструирования смысла, разработанным германским философом Х.-Г. Гадамером. Анализ указанных принципов и идей выявляет очевидные возможности для использования специфики герменевтики на стыке философии и педагогики в целях формирования у современных специалистов устойчивых навыков обработки, систематизации, хранения и последующего адекватного использования больших объемов профессиональной и персональной информации. В частности, предлагается обзор некоторых возможностей применения герменевтических теорий в практике преподавания иностранного языка в вузе, особенно в ходе реализации образовательных модулей, включающих в себя элементы педагогического консультирования.

Фань Цзин
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ В РЕГИОНЕ ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки качественных специалистов музыкально-этнической направленности для работы в школах и систематизацию процесса обучения в китайском регионе Внутренняя Монголия. При этом этнический компонент университетского образования рассматривается как комплексная система, объединяющая различные науки, теоретические исследования и социальную коммуникацию, а внутренние ресурсы учебного заведения направлены на отбор и анализ монгольской традиционной музыки в образовательном процессе (посредством обучения, исследований, исполнительской практики и т.д.). Подчёркивается, что существующая модель во многом копирует европейскую парадигму, не учитывая множественность контекстуальных факторов в регионе.

При реформировании китайского музыкально-этнического образования необходимо учитывать две ключевые спецификации: характеристики мультикультурного подхода и модель традиционной музыки разных национальностей. Образование страны или нации не может быть отделено от местной специфики. Оно должно наследовать и развивать народную музыкальную культуру, обеспечивать её преемственность. В современном Китае долгосрочное влияние европейской образовательной концепции привело к значительному дисбалансу указанных спецификаций.

Эту проблему невозможно решить без повышения статуса национального искусства, без профессиональной подготовки талантливых исполнителей народной музыки, формирования у гражданского общества чувства национальной гордости, доступности и привлекательности различных фольклорных фестивалей, тематических концертов, комплексных просветительских этнических проектов.

В этом контексте становится актуальным усиление интерпретационного вектора в преподавании музыки. Целенаправленное формирование личностных интерпретационных качеств у обучающихся имеет первостепенное значение в повышении уровня этнического образования молодых людей. Возникает и генерация новых источников знаний через академические обмены, фестивальные проекты, международное сотрудничество. Всё это представляет долгосрочное и живое музыкально-образовательное пространство этнической культуры, связанное с содержанием дисциплин, повышением профессионального уровня преподавателей и развитием всесторонних (творческих, профессиональных, личностных) способностей обучающихся.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Костина В.В.
К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К ЗАВЕРШЕНИЮ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ

Аннотация. В представленной статье рассматриваются теоретические аспекты проведения и организации психологической подготовки спортсменов к завершению спортивной карьеры. Особое внимание уделяется важности своевременного выявления индивидуальных особенностей спортсмена, оказывающее эффективное воздействие на реализацию программ психологической подготовки. Затрагиваются вопросы ее важности и значимости. Для организации мероприятий защиты спортсменов от психологических расстройств, причиняющие вред их здоровью и развитию, подчеркивают необходимость учитывать не только психологические закономерности возрастного развития, но и особенности личности спортсменов.

Приводится рассмотрение психологической подготовки в области спортивной деятельности как неотъемлемую часть успешного функционирования спортсмена и их наставников, осуществляемой в рамках научно-практического исследования, направленная на психологическую оценку и анализ эффективного влияния на спортивную карьеру. Психологическая подготовка раскрывается не только как многоплановый, но и сложный процесс, который затрагивает разные позиции рассматриваемого вопроса в отношении формирования психологической устойчивости и психологического благополучия с учетом индивидуального подхода.

Следуя за намечающейся тенденцией к пересмотру и изменению методологического взгляда на сопровождение психологической подготовки спортсменов для повышения эффективности данной работы, необходимо обратить внимание на ряд особенностей и критериев: учет индивидуально-личностных особенностей спортсмена; вида спортивной деятельности, возраста и пола; формирование необходимых интересов и компетенции у спортсменов в других видах деятельности; проект маршрута вхождения в профессию и профессионального саморазвития; приобретение навыков управления стрессом и тайм-менеджмента; уменьшение идентификации со спортивной ролью и расширение самоидентификации в других областях.

Ананьева Н.А.
КРЕАТИВНЫЕ КОМБИНАТОРНЫЕ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОНСТРУКТА КАК РЕЗУЛЬТАТ КОНСТРУКТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Человек, находящийся в динамических взаимодействиях с другими людьми, заинтересован в конструктивной организации собственного индивидуально-личностного конструкта для последующего создания оптимального баланса взаимоотношений с окружающими. Определенная гибкость, вариативность и инвариативность, многогранность личности – все это необходимо для установления контакта, усиления контагиозности, повышения частотности связей, усиления коммуникативных тенденций, организации коммуникативного поведения, чтобы вести линию приближения и сближения, нахождения консенсуса. Комплексная психологоантропологическая диагностика показала факты расхождения объективных данных и субъективных показателей (самооценки, системы представлений). Такая своеобразная «расщепленность» имеет свой смыл и значимость. Прежде всего, это позволяет субъекту самопреобразования вести желаемую линию и программу модификации. Индивидуум производит структурные построения и преобразования собственного индивидуально-личностного конструкта. Пространство субъективных и объективных значений выступает как поле для оперирования ими и расстановки сил, акцентирования мощности (операциональное динамическое поле, поле ресурсов и напряжений, поле перераспределения усилий). Конструктивность внутренних трансформаций и иной самоорганизации в том, что индивидуум производит креативные комбинаторные построения индивидуально-личностного конструкта. Индивидуум выступает тем самым ведущим антропологическим фактором самопреобразовательного процесса. Расширение диапазона различий, повышение чувствительности, «настройка» на разных индивидов обеспечивают оптимальную соотнесенность пространства собственного индивидуально-личностного конструкта с чертами и качествами другого человека. В конечном итоге, образуется общая «зона» продуктивных взаимодействий.

Дорофеева Н.В.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ НА СПОРТ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ У СПОРТСМЕНОВ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

Аннотация. Статья посвящена анализу взаимодействия атлетов олимпийского резерва с семьей в поле изучения особенностей деятельности спортсменов. Показано, что определенные характеристики семейного отношения в юном возрасте взаимосвязаны с компонентами социальной установки на спорт. Отмечено, что установки имеют большое значение в процессе поведения человека относительно определенных объектов в контексте ситуации. Обсуждаются результаты социально-психологического исследования взаимосвязи социальной установки на спорт и взаимоотношений в семье у спортсменов олимпийского резерва, анализируя специфику условий, в которых пребывает юный атлет. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке системы психологического сопровождения семей спортсменов с целью повышения продуктивности и результативности деятельности спортсмена.

Ишкова Е.В.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление типов направленности личности на волонтерскую деятельность и индивидуально-психологических факторов, их обусловливающих. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе с помощью опроса 92 психологов-экспертов и 142 волонтеров со стажем волонтерской деятельности от 5 до 10 лет и последующих контент-анализа и кластерного анализа их ответов, были выявлены типы направленности личности на волонтерскую деятельность: личностно-ориентированная направленность, объектно-ориентированная, гражданско-ориентированная и профессионально-ориентированная.  На втором этапе, в исследовании индивидуально-психологических факторов, обусловливающих определенный тип направленности личности на волонтерскую деятельность, приняли участие 492 волонтера разного возраста (от 19 до 62 лет), осуществляющие добровольческую деятельность по разным направлениям. Исследование выполнено с помощью диагностических методик, отобранных автором в соответствии с уточненной структурой волонтерской деятельности. На основании результатов исследования, автор приходит к выводу о том, что личностно-ориентированная направленность волонтера на осуществляемую им деятельность обусловлена его эгоцентрическими тенденциями и дезинтеграцией мотивационной сферы его личности; объектно-ориентированная направленность – альтруистическими тенденциями и сбалансированностью эмоциональной сферы; гражданско-ориентированная направленность формируется у волонтера, характеризующегося ярко выраженными просоциальными тенденциями и социально значимыми ценностями, а профессионально-ориентированная направленность – у лиц, имеющих развитую потребность в высоком социальном статусе и ориентированных на профессиональную карьеру.

Конеева Е.В., Пахомова Е.А., Булавкина Т.А., Дубогрызова И.А.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СМЕНУ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГАМИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Актуальность предпринятого авторами исследования подтверждается сложившейся в 2020 году ситуацией с коронавирусом, период вынужденной изоляции, реализации дистанционного обучения. Многие педагоги зрелого возраста ощущали потерю интереса к своей профессиональной деятельности, боялись потерпеть неудачу, испытывали тревогу. Незадолго до сложившейся ситуации, авторами было проведено при помощи методов тестирования, исследование таких социально-психологических факторов педагогов как неудовлетворенность жизнью в целом и неудовлетворенность работой, браком, эмоциональное выгорание, являющихся мотиваторами педагогов на смену профессии. В результате исследования получена, и показана в статье связь между желанием сменить профессию и удовлетворенностью такими показателями как брак и жизнь в целом.

Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н.
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛЕТЧИКА

Аннотация. Данное исследование нацелено на изучение психологического содержания цифровой культуры как профессионально важного качества летчика. Метод исследования — анализ библиографии в области авиационной, возрастной, педагогической, клинической психологии. Цифровая культура относится к личностным ПВК, может быть универсальной компетенцией выпускника авиационного вуза. Цифровая культура представляет собой готовность и способность летчика осваивать и применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной и социальной сферах, а также свободно отказываться от их использования согласно оперативной обстановке или личным обстоятельствам, при этом выбирая более эффективные способы решения профессиональных и смысложизненных задач. При проведении профессионального отбора абитуриентов на летные специальности целесообразно включать психодиагностику интернет-зависимости. В образовательном процессе возможна организация учебных занятий (например, в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика» по формированию цифровой культуры курсантов, обучению их методам самоанализа и саморазвития в данной сфере. Сформулированные выводы носят прогностический характер, предваряющий дальнейшее исследование.

Пахомова Е.А.
ИНФАНТИЛИЗМ В СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Актуальность исследования подтверждается особенностями современного образования, заключающимися в основном в передаче теоретических знаний студентам, и при этом недостаточно уделяемому вниманию развитию их личностных и профессиональных качеств. Поэтому одной из задач современного профессионального образования является разработка педагогических условий для становления социальной зрелости студентов начиная с первого года обучения в вузе. Задачами представленного исследования, явился анализ зарубежной и отечественной литературы с целью выявления и понимания проблемы инфантилизма в студенческой молодежной среде.