РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Бочарников И.В.
БИТВА ЗА КАВКАЗ

Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы и результаты одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны – Битвы за Кавказ.

Кавказский регион явился одним из основных театров военных действий не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны. Планами немецкого командования предусматривалось нанести поражение советской группировки войск, оборонявшейся на кавказском направлении, получить доступ к нефтяным промыслам Майкопа, Грозного и Баку, а также к месторождениям вольфрамомолибденовых руд, марганца и другим стратегическим ресурсам. В дальнейшем предусматривалось выйти на границу с Ираном и Турцией и вовлечь их в войны на своей стороне.

В ходе ожесточенных боев советским войскам в рамках Северо-Кавказской стратегической оборонительной операции (25 июля – 31 декабря 1942 года) удалось сдержать наступление противника, измотать его и вынудить перейти к обороне. Немецкие войска были остановлены на подступах к Орджоникидзе, на перевалах Главного Кавказского хребта, в юго-восточной части Новороссийска.

1 января 1943 года была начата Северо-Кавказская стратегическая наступательная операция, в ходе которой немецкие войска не раз могли оказаться в «котле», подобного сталинградскому. Это определяло, с одной стороны, ожесточенный характер сопротивления, а с другой, – обеспечение организованного отхода на заранее подготовленные оборонительные позиции, в том числе на так называемую «Голубую линию» – глубокоэшелонированные оборонительные рубежи, считавшиеся неприступными. Зимой и весной 1943 года в ходе наступательных операций Северо-Кавказского и Закавказского фронтов были освобождены важнейшие административные, промышленные и сельскохозяйственные северокавказские центры СССР. Разгромом таманской группировки врага и освобождением Таманского полуострова в октябре 1943 года завершилась Северо-Кавказская стратегическая наступательная операция и в целом одна из самых героических битв Великой Отечественной войны – Битва за Кавказ.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Садритдинова М.М.
ОТ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ АЛЬФРЕДА ГАРИЕВИЧА ШНИТКЕ К ОСМЫСЛЕНИЮ ФЕНОМЕНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В данной статье приводятся некоторые рассуждения философского характера, направленные на осмысление специфических особенностей и возможностей художественного и, более подробно, музыкального творчества. Побудительной причиной к подобным рассуждениям стало более тщательное ознакомление с музыкальным наследием Альфреда Гариевича Шнитке – композитора-мыслителя и художника, осуществляющего устремленный в бесконечность творческий поиск идеалов и смыслов. В тексте статьи также приведены размышления самого Альфреда Гариевича Шнитке по вопросам предназначения искусства и особой роли художника. Кроме того, в качестве подкрепляющих аргументов, собраны мнения философов и специалистов, целенаправленно изучающих философские аспекты творчества.

Дмитриева С.И., Жемерикина Ю.И., Савка О.Г.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ИНЖЕНЕРА

Аннотация. В настоящее время существует большой спрос на инженеров в различных областях специализации. Возникает вопрос – могут ли высшие учебные заведения обучить достаточное количество востребованных специалистов, или причина в том, что обученные специалисты (инженеры) не в состоянии конкурировать, поскольку они не отвечают требованиям общества, рынка труда (включая работодателей) и профессиональной среде? Этот вопрос определяет актуальность исследования конкурентоспособности инженеров. В статье конкурентоспособность инженера рассмотрена с позиции трех аспектов: конкурентоспособность личности; конкурентоспособность специалиста в широком смысле; конкурентоспособность инженера, ориентируясь на специализацию инженера в области технических наук. По мнению многих ученых, компетентность (в том числе профессиональная компетентность) – один из важнейших элементов структура конкурентоспособности инженера. В процессе исследования продемонстрирована сложность термина инженерной конкурентоспособности, а также определение термина «конкурентная личность» по мнению разных авторов, определены характеристики современного конкурентоспособного специалиста, выявлены составляющие конкурентоспособного инженера, показана в качестве примера структура конкурентоспособности инженера-программиста и инженера-механика. В результате предложен общий подход к конкурентоспособности инженера в современных реалиях и требованиям рынка труда, отмечена значимость профессионального развития и самоуправление своей карьерой.

Никифорова Е.А.
ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАССМОТРЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ

Аннотация. В статье представлен обзор исследований, направленных на рассмотрение проблемы формирования профессиональной субъектности. На основе анализа литературных источников рассмотрены различные походы к определению субъектности личности. Также в статье проводится анализ исследований, направленных на выявление условий формирования профессиональной субъектности будущего профессионала на стадии получения им соответствующего образования в рамках существующей образовательной среды. Теоретический анализ литературы по данной проблеме позволил выделить подходы к определению компонентов и функций профессиональной субъектности на этапе профессионального становления, а обзор современных эмпирических исследований раскрывает особенности профессиональной субъектности у представителей опасных профессий.

Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В.
ОЦЕНКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Пандемия коронавируса, как причина экстренных решений на государственном уровне в большинстве стран мира, предопределила возможность реально оценить готовность педагогов к повсеместному экстренному переходу на дистанционные образовательные технологии со студентами очной формы обучения и к применению как имеющегося, так и внедряемого в срочном порядке нового программного обеспечения в электронные информационно-образовательные среды образовательных организаций высшего образования.

Констатирующий эксперимент, проведённый авторами методами наблюдения, опроса, контент-анализа с применением методов математической статистики, был направлен на изучение уровня готовности педагогических работников и их потенциала к развитию в области информационно-коммуникационных технологий с целью сохранения и повышения качества профессиональной подготовки при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения.

В результате авторами установлено, что наличие документа о повышении квалификации в области использования электронной информационно-образовательной среды образовательной организации не является гарантией готовности педагогов к реализации дистанционных образовательных технологий. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации нуждается в переносе направленности с изучения электронной информационно-образовательной среды в целом (портфолио, учебные журналы, промежуточные аттестации и т.д.), на освоение возможностей электронной информационно-образовательной среды при проведении вебинаров.

В выводах авторами формулируются направления повышения качества профессиональной подготовки при применении дистанционных образовательных технологий в очной форме обучения, в том числе:

необходимость сохранения «горячей» линии онлайн сопровождения всех учебных занятий и консультаций внештатной рабочей группой технической поддержки;

переработка, техническая и дидактическая адаптация к вебинарам содержания успешно апробированных в очной форме обучения учебно-методических материалов;

популяризация таких информационных онлайн-ресурс, как платформа «Открытое образование».

Ослякова И.В., Удалова Н.В., Йоффе Н.Е., Абайдуллина О.С.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В данной статье мы проводим анализ проблем образовательной деятельности в цифровой среде. Профессия преподавателя стремительно меняется с появлением и развитием разнообразных информационных технологий, без которых современный образовательный процесс в настоящее время видится как нечто устаревшее. Современное образование в школах и вузах активно использует цифровые технологии, достоинства которых заключаются в возможности доступа к учебным материалам из любой точки планеты, разнообразии форм и методов обучения, гибкости и мобильности образовательных ресурсов. Цифровые технологии используются уже в дошкольных образовательных учреждениях, но что, к сожалению, не всегда способствует оптимальному психоэмоциональному развитию детей. Педагогам необходимо быстро получать информацию, анализировать ее, адаптироваться и доводить до обучающегося, так как это влияет на эффективность деятельности профессиональной образовательной организации.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лихачева Э.В.,
Николаева Л.П., Огнев А.С., Пырма Р.В.
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЙТРЕКЕРОВ В СОЧЕТАНИИ С ФОКУСИРОВАННЫМ ИНТЕРВЬЮ ПРИ АТТЕСТАЦИИ СЕТЕВОГО КОНТЕНТА

Аннотация. В статье показано, что описанный в ней вариант использования айтрекеров – демонстрация респондентам построенных по принципу семантических дифференциалов визуальных стимулов с послетестовым обсуждением с ними полученных окулометрических параметров взора – полностью отвечает всем критериям эффективности фокусированного интервью. Из материалов статьи следует, что по такому критерию, как полнота, это соответствие связано с тем, что фокусированное интервью с опорой на показатели айтрекера помогает респондентам без особых затруднений освещать различные стороны обсуждаемой («стимульной») ситуации и содержательно объяснять свои реакции. По такому критерию, как специфичность, описываемый вариант фокусированного интервью может быть охарактеризуется наилучшим образом благодаря тому, что окулографический материал обеспечивает точные сообщения о тех аспектах стимульной ситуации, которые вызвали определенные реакции интервьюируемых. Высокие показатели по такому критерию, как глубина, в этом виде интервьюирования обусловлены тем, что окулометрия помогает интервьюируемым описать эмоциональный, когнитивный и ценностный смысл ситуации и степень своей включенности в нее. Личностный контекст как один из важнейших критериев фокусированного интервью в описанном исследовании эффективно выявляется за счет того, что окулометрический анализ дает хорошие результаты при определении характерных персональных черт и предшествующего опыта интервьюируемых, которые влияют на наполнение смыслом обсуждаемой ситуации.

Дельвиг Н.А., Варлагина М.В., Иванова В.Н., Петрунина Ю.В.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ СТУДЕНТОВ-ЛИНГВИСТОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается методический потенциал обучения грамматике в процессе формирования навыков письменной речи студентов-лингвистов. Авторы доказывают эффективность качественно сформированных грамматических навыков в ходе работы над продуктивными видами речевой деятельности, подчеркивая необходимость алгоритмизации грамматических учебных действий с целью выработки устойчивых навыков, представляющих собой основу для развития моторики такого продуктивного вида речевой деятельности как письмо. В статье описывается алгоритм последовательной постановки учебных задач, методически апробированный в ходе проведения занятий по дисциплине «Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка» по направлению обучения «зарубежная лингвистика», направленный на достижение конечной цели данного вида учебной деятельности, а именно – формирования навыков письменной речи, в значительной степени влияющих на уровень овладения необходимыми профессиональными компетенциями. Авторами статьи представлены потенциально возможные методические приемы, используемые в процессе обучения, повышающие качество формирования грамматического навыка студентов-лингвистов, а также стадии, преодолеваемые обучаемым на пути к овладению письменной речью. Также, разработаны параметры речемыслительной процедуры, направленной на оптимизацию процесса выработки устойчивого грамматического навыка, заложенного в основу продуктивного вида речевой деятельности – письма. В статье приводится обоснование тому, что важнейшим условием формирования устойчивого навыка письменной речи является наличие достаточного количества лексического материала, на который распространяется грамматическое обобщение. В статье анализируются взгляды как отечественных, так и зарубежных методистов на проблему формирования грамматических навыков как основы письменной речи, изложенные в научной и методической литературе.

Володарская Е.А., Гасимов А.Ф., Салимханова Э.Э.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТНИКОВ НКО И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

Аннотация. Статья отражает результаты анализа социальных представлений о понятии «некоммерческая организация», транслируемых в региональных СМИ, и сложившихся у работников этой сферы, актуальность которых определяется необходимостью понимания отношения различных социальных групп к этому социальному институту гражданского общества, способствующему продуктивному межгрупповому взаимодействию и доверию. Осуществлен теоретический анализ психологического концепта социальных представлений, раскрыта специфика социального феномена «некоммерческая организация». Прослежена трехкомпонентная структура социальных представлений (С. Московиси). В результате применения метода свободных ассоциаций на слово-стимул «некоммерческая организация», метода контент-анализа публикаций в СМИ и прототипического анализа для выявления структуры социальных представлений (П. Вержес) были определены содержательные компоненты структуры социальных представлений, транслируемых в СМИ и присутствующих в обыденном сознании представителей НКО. Эмпирической базой изучения стали региональные новостные порталы «KazanFirst.ru» и «Chelny-biz.ru» (1116 статей) за период с 1 октября по 31 октября 2019 г., а также 28 сотрудников некоммерческих организаций г. Набережные Челны. Выявлено определенное сходство категорий восприятия феномена у обеих групп, свидетельствующее о том, что объект «некоммерческая организация» вошел в предметное поле социального познания. Это категории «цель деятельности», «направления деятельности», «партнеры», «индивидуально-личностные качества работника», «финансовое положение», «НКО как социальное явление», «целевые группы». Обосновываются обнаруженные структурные различия в системах социальных представлений.  Выявлено незначительное по объему материалов присутствие в региональных СМИ публикаций по теме НКО при нейтральном эмоциональном фоне статей. СМИ недостаточно полно охватывают разнообразие информации об НКО, фокусируясь в основном на конкретном результате их деятельности, хотя социальные представления работников более разнообразны по содержанию, отражают некоммерческий сектор как многоаспектный процесс социальной активности субъекта, путь самореализации личности, область взаимодействия с другими

Овчинникова Ю.Е.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье проанализированы основные предикторы инвестиционного поведения, которые сгруппированы в четыре фактора – психологический, социально-демографический, социально-психологический и внешний (ситуативный). Психологический фактор – отражает характеристики субъекта взаимодействия (его индивидуальные особенности) и включает в себя когнитивный, конативный, эмоциональный и личностный компоненты. Описана модель процесса принятия инвестиционного решения. Влияние данных факторов на принятие инвестиционных решений происходит следующим образом. Эмоциональный фактор в сочетании с личностным определяет психологическую готовность субъекта к инвестиционной активности. Когнитивный фактор определяет оценку возможного варианта инвестирования и принятие решения с учетом феномена ограниченной рациональности. Конативный фактор определяет, в основном, присущие данному субъекту стратегии поведения, в зависимости от мотивации, морально-этических установок. Социально-психологический, социально-демографический, внешний (ситуативный) фактор и финансовая грамотность влияют как на готовность субъекта к инвестированию, так и на стратегию финансовой деятельности. Инфузия аффекта является одним из основных параметров, определяющих готовность к повторному инвестированию (либо отказ от повторного инвестирования). На основе теоретического анализа литературы, эмпирических данных, полученных нами в предыдущих исследованиях и разработанной модели принятия инвестиционного решения, было выделено четыре типа инвесторов: «сохраняющий», «конформный», «независимый», «аккумулирующий». В основу типологии легли доминирующие типы предубеждений, стиль инвестирования и уровень толерантности к риску.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Лу Цзинцзин, Ван Янань
ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ

Аннотация. Из года в год российское образование становится все более интернациональным. В Российскую Федерацию едут получать образование студенты из разных стран. На Дальнем Востоке большинство иностранных обучающихся – это китайские студенты. Тесное политическое и экономическое сотрудничество Китая и России привело к росту образовательных программ вузов, адаптированных для обучения китайских студентов; также растет число студентов, обучающихся по программам образовательного обмена. Потому становится насущным вопрос изучения особенностей и проблем адаптации китайских студентов, обучающихся в России. В статье предпринята попытка изучить статус кросс-культурной адаптации китайских студентов в вузах Дальнего Востока России, а также исследовать их адаптационный статус в новой культурной среде с точки зрения языковой адаптации, адаптации к обучению, адаптации к окружающей среде и межличностной адаптации. Понимание этих вопросов важно для корректировки образовательной политики дальневосточных вузов, решения вопросов проживания китайских студентов в инокультурной среде, а также выстраивания стратегии адаптации их во внеучебной деятельности.

Тараданов А.А., Честюнина Ю.В., Пахомова Я.Н., Трушина И.А., Лисичкина А.Г.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В 2019 г. в Челябинской области в наибольшей мере способствуют экономической социализации социально-демографические факторы «отличного» и «хорошего» физического состояния; проживания совместно с «чадами и домочадцами»; выше среднего уровня дохода; наличия детей, высшего образования и внуков; принадлежности к мужскому полу; «женат/замужем»; в наименьшей – факторы начального образования, «очень плохого» и «плохого» физического состояния, высокого уровня дохода, наличия правнуков, вдовства, проживания в одиночестве, принадлежности к женскому полу. Наивысший уровень согласия у респондентов получило положение «я испытываю чувство глубокого уважения и почтения перед людьми, которые всего добились в жизни сами»; наименьший – «я предпочитаю делать крупные покупки в кредит». В целом из них лидирующими факторами экономической социализации оказываются положения, получившие преимущественно низкий уровень согласия респондентов по вопросам экономической теории и практики. Это говорит о том, что трудоустроенность наших респондентов реализована преимущественно в среде примитивных экономических отношений, не требующих наличия более-менее приличного уровня экономической культуры. С другой стороны, это говорит и об уровне самой экономической культуры, не принятой респондентами в качестве необходимого элемента общей культуры.

Коджаспирова Г.М.
ФАКТОР НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье делается попытка обосновать необходимость учёта обостряющейся в настоящее время проблемы неопределённости во всем, что происходит в окружающем мире, в процессе подготовки учителя, которому необходимо не только самому научиться жить в таких условиях, но и овладеть стратегией формирования готовности к неопределённости и умению в ней продуктивно существовать у своих воспитанников. В ходе работы над изучением поставленной проблемы был проведён опрос студентов специалитета и бакалавриата двух педагогических вузов по их пониманию проблемы неопределённости в образовании и отношению к ней, о путях её решения в процессе профессиональной подготовки. Результаты опроса проанализированы и сделанные выводы представлены в статье.

Туарменский В.В., Бурукин В.В.
СТЕРЕОТИПНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ПЕРСОНАЛИЯХ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА

Аннотация. Актуальность статьиобусловленанеобходимостью поиска новых подходов к изучению феномена исторического стереотипа. Целью статьи стала попытка изложения и анализа результатов исследования отношения студентов рязанских вузов к ключевым политическим фигурам отечественной истории ХХ века. Предметом работы стало рассмотрение процесса стереотипизации личностей руководителей нашего государства. В статье рассматривается появление метода семантического дифференциала и использование его в различных областях знания. Обосновывается выбор данного метода для исследования исторического стереотипа. Авторами применяется, адаптированный и апробированный в рамках пилотного исследования, вариант шкалирования для методики семантический дифференциал. Рассматривая исторические стереотипы, авторы определяют семантическое поле для дальнейших исследований персоналий отечественной истории. Оно включает оценочный компонент, составляющую «активности» и компонент «силы». В статье, на основе использования и анализа оригинальной методики, изложено отношение студентов к крупнейшим руководителям России. В результате анализа результатов исследования, авторы подтвердили наличие вполне сформированных стереотипов при восприятии исторических деятелей. Делается вывод о воспроизведении исторического стереотипа в каждой точки исследованного социально-культурного пространства, которое, в данном исследовании, составляют учреждения высшего образования Рязани. Особое внимание в статье уделяется специфике исторических стереотипов в различных учебных заведениях. Некоторые отклонения от средних показателей объясняются спецификой вузов. В ходе выборочного опроса студентов рязанских высших учебных заведений, определены качественные и количественные характеристики исторического стереотипа. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью разрушения негативных исторических стереотипов.

Захарова Н.Л., Шлыкова А.П.
ГОТОВНОСТЬ К ПОСТРОЕНИЮ КАРЬЕРЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ У ЛИЦ С ВРЕМЕННОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ

Аннотация. Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования психологической готовности к построению карьеры и организационно-правовой осведомленности у лиц с временной занятостью, факторного анализа в структуре психологической готовности к построению карьеры. На основе анализа теоретических и прикладных работ по проблеме готовность к построению карьеры определяется как сложная система, затрагивающая когнитивную, волевую и мотивационную сферы человека, индивидуально-психологические особенности личности, результатом функционирования которой является индивидуально осознанная субъектом деятельности последовательность изменения во взглядах, позициях и поведении, связанных с опытом работы и трудовой деятельностью в течение жизни. Организационно-правовая осведомленность, представляет собой информированность субъекта труда об организационных условиях, кадровой политике, системе управления в конкретной профессиональной сфере деятельности, а также правовых аспектов, регламентирующих профессиональную деятельность. Выдвинуто и доказано предположение о том, существуют различия в структуре психологической готовности к построению карьеры у лиц с временной занятостью с разным уровнем организационно-правовой осведомленности. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 76, в возрасте от 22 до 48 лет) безработных граждан, с применением опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, методики ««Якоря карьеры» Э. Шейна, теста «Организационно-правовая осведомленность» (Н.Л. Захаровой), описательной статистики, факторного анализа. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ психологического сопровождения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, связанной с временной занятостью.

Шептуха В.В.
ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОПЫТ ПИЛОТАЖНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Аннотация. В статье представлены результаты психологических исследований влияния гендерного фактора на представления студентов и студенток колледжа о своем профессиональном будущем. Знание психологических особенностей представлений и психологических механизмов их действия необходимо для улучшения профессиональной подготовки, так как представления обладают большими регуляторными свойствами. Регуляторное влияние сказывается на качестве обучения, формировании круга профессиональных интересов, становления профессионального восприятия и профессионального мышления, гармонизации профессиональных отношений и взаимодействий.

Большое значение имеют для профессиональной подготовки студентов представления о своем будущем как проявления антиципирующего воображения, что в свою очередь формируют антиципирующую мотивацию. Представление будущего являет собой сложный синтез антиципации, экстраполяции и фантазии.

Главной особенностью представлений является то, что их можно целенаправленно формировать. Процесс формирования представлений должен опираться на всесторонний учет влияния гендерного фактора, ведь представления о своем профессиональном будущем у студенток-девушек отличаются от представлений студентов-юношей.

Проведенный теоретический анализ проблемы позволил организовать и осуществить психологическое исследование. Исследование проводилось на репрезентативной выборке. В нем участвовали 63 студентки и 63 студента колледжа. Использовались субъективные методы исследования образов представления – анкетирование с элементами психологического шкалирования и собеседования. Анализировались такие характеристики представлений, как четкость, яркость, осознанность, контролируемость и реалистичность.

У большинства студентов колледжа образы профессионального будущего являются недостаточно четкими, осознанными, к тому же рассчитанными на ближнюю перспективу. В то же время образы становятся ярче и осознанней при конкретизации траекторий своего профессионального будущего.

Студенты колледжа чаще и больше думают о своем профессиональном будущем, чем студентки. Данные представления находятся у них на первых местах, наряду с другими образами представления.

И студентки, и студенты чаще представляют свое профессиональное будущее на понятный период времени, когда возможна экстраполяция, – на один год вперед. До пяти лет вперед лучше представляют свое профессиональное будущее студентки, чем студенты.

У студентов в два раза больше четких, ясных и хорошо осознаваемых образов своего профессионального будущего, чем у студенток. Образы «довольно четкие, в целом понятные» чаще встречаются больше так же у студентов, чем у студенток.

У студентов больше мажорных и оптимистичных представлений относительно своего профессионального будущего, чем у студенток. Сдержанных представлений в эмоциональном плане примерно одинаково.

В своем профессиональном будущем студентов больше, чем студенток, волнует их материальное положение, чем карьеры или профессиональный статус и успех. У студентов образы профессионального будущего обладают несколько лучшими характеристиками, чем у студенток – выше реалистичность представлений, осознанность представлений, контролируемость, яркость и четкость. У студенток большее влияние представлений на их учебную деятельность и профессиональное развитие в учебе, чем у студентов. Представления о своем профессиональном будущем оказывают большее общее влияние на студентов в учебном процессе.

Якубенко Я.Э.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МОСКОВСКОМ АВИАЦИОННОМ ИНСТИТУТЕ В ПЕРИОД ИЗОЛЯЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА)

Аннотация. Актуальность исследования подтверждается необходимостью продолжения, даже в условиях изоляции, учебного процесса со студентами вузов. Каждый преподаватель, опираясь на свои собственные знания, и приобретенный опыт владения компьютерными технологиями организовывает занятия по предметам. С большими трудностями сталкиваются преподаватели по физической культуре, в связи с тем, что студенты в соответствии с уровнем подготовленности делятся на группы общей физической подготовки, начальной подготовки по виду спорта и группы спортивного совершенствования по виду спорта. Целью предпринятого автором исследования является разработка на основе анализа литературы подходов к организации учебного процесса со студентами, занимающимися силовой подготовкой в условиях изоляции. Поставленные в исследовании задачи решаются при помощи методов теоретического анализа и обобщения, опроса, тестирования. Автором представлено содержание теоретического и практического разделов работы с каждой из групп студентов, занимающихся силовой подготовкой, а также содержание лекционных и практических занятий, требования к сдаче зачета.