РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Бочарников И.В.
НУЖНО СТАВИТЬ СЕБЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, ИНАЧЕ ИХ ПОСТАВИТ ПРОТИВНИК. ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ АКАДЕМИИ ВОЕННЫХ НАУК ГЕНЕРАЛ АРМИИ М.А. ГАРЕЕВ

Аннотация. В статье описываются основные этапы жизнедеятельности выдающегося российского военачальника, военного ученого, историка и дипломата, первого Президента Академии военных наук генерала армии М.А. Гареева.

Более полувека М.А. Гареев прослужил в Вооруженных Силах СССР и более 80 лет – России и прошел путь – от красноармейца – воспитанника кавалерийского полка – до заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, президента Академика военных наук. Был участником 5 войн и вооруженных конфликтов, в том числе Великой Отечественной войны и боевых действий на Дальнем Востоке на завершающем этапе Второй мировой войны. Шесть боевых орденов стали признанием его военных заслуг перед Родиной в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией. Всего же Махмут Ахметович был кавалером 19 орденов и множества медалей.

В 1995 году создал и почти четверть века возглавлял Академию военных наук, объединившей под его руководством интеллектуальный потенциал военных ученых и направившей его на обеспечение интересов и безопасности России.

На этом посту Махмут Ахметович был до последних дней своей жизни. Его военно-научная работа, безусловно, внесла значимый вклад в осмысление вопросов характера и содержания современных войн и вооруженного противоборства, обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации.

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Бусыгин А.Е.
О ВЛИЯНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРОЦЕССЫ
СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье обосновывается необходимость повышения уровня отечественной государственной управленческой культуры для ускорения процессов становления новой социальной реальности. Намечены направления, по которым целесообразно совершенствовать работу государственного аппарата.

Василенко Т.Н.
СОСТАВ И ЧИСЛЕННОСТЬ АРМИИ ПАДИШАХА АКБАРА

Аннотация. Цель исследования – определить состав армии падишаха Акбара и попытаться установить ее численность. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе состава и особенностей формирования войска падишаха Акбара. В статье анализируются состав и принципы формирования армии империи Великих Моголов при правлении падишаха Акбара, сделана попытка определить численность войска Акбара. Для анализа состава и определения численности армии империи Моголов в статье применяются следующие методы исследования: историко-сравнительный метод, аналитический метод, метод работы с историческими источниками, описательный метод. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, проведенного при написании данной статьи, могут быть использованы в педагогический деятельности, при проведении лекций и семинаров, посвященных истории империи Моголов. В результате исследования было установлено, что армия Моголов во времена правления Акбара состояла из наемных войск, находившихся на жаловании у государства, отрядов мансабдаров и заминдаров, пешего ополчения, а приблизительная численность войска падишаха Акбара могла составлять от 200 000 до 300 000 человек.

Сулейманов А.А.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В АРКТИЧЕСКИХ
РАЙОНАХ ЯКУТИИ В 60-Е ГГ. ХХ В.

Аннотация. В статье представлена пионерная в отечественной историографии попытка обобщения и осмысления исследовательской деятельности по разработке научных основ социально-экономического развития арктических районов Якутии в период начала широкомасштабного индустриального освоения региона. В процессе подготовки статьи автор привлек комплекс архивного источникового материала из фондов Государственного архива Российской Федерации и Архива Якутского научного центра СО РАН, в т. ч. впервые вводимого в научный оборот. Сформулировано положение о серьезном внимании представителей научного сообщества к широкому спектру вопросов, включая условия жизнедеятельности коренных народов Севера, различные аспекты организации снабжения региона, развития и оптимизации транспортной системы. Отмечено, что ученые при этом учитывали интересы промышленных предприятий и местного населения, численность которого резко возросла, в первую очередь, за счет миграции из западных регионов Советского Союза. Мобилизованные материалы позволили сделать вывод о том, что в результате осуществленных в 1960-е гг. изысканий был определен комплекс мер, необходимых для улучшения качества жизни и повышения эффективности социально-экономической политики, направленной на развитие арктических районов Якутии.

Сальников А.А.
ПОДГОТОВКА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИВАТИЗАЦИИ В 1991 ГОДУ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о политических предпосылках приватизации в России, а также основные концепции, на основе которых был принят закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.1991. В результате работы над законом возникли две основные концепции, они были выдвинуты разными рабочими группами и выражали интересы разных частей политической элиты РСФСР.

Сапрынская Д.В.
ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСКОЙ ССР В 20-60-Е ГГ. XX В.

Аннотация. Переселенчество, движущая сила в изменении национального состава «азиатской» части Российской империи, получило продолжение и в советский период. Изменив свой характер согласно политическому дискурсу, переселенчество стало одним из инструментов экономической модернизации. Так, с 1928-1929 гг. переселенческое дело было переориентировано, начав использоваться с целью поднятия промышленности, эмиграция за пределы СССР практически была запрещена. При этом «передвижение» народов осуществлялось централизовано, на благо строительства социализма трудились спецпереселенцы, депортированные народы были интегрированы в различные экономические процессы, тогда как коллективизация, голод и политические репрессии напрямую влияли на численность титульной нации в республике. В итоге трансформация национального состава республики происходила в рамках строительства коммунизма, и возникающей в связи с этим социально-экономической модернизацией как КАССР, так и всего СССР. Таким образом, в статье анализируются некоторые из факторов, лежащих в структуре изменения характера переселенчества и тех проблем, решение которых было осуществлено в результате переселения.

Семёнов С.А., Карпов Е.Н., Молоствов А.Н.,Шамкин Л.И., Юнусов Ш.М.
СТАНОВЛЕНИЕ ШАХМАТНО-ШАШЕЧНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ В МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ)

Аннотация. Статья посвящена исследованию становления шахматно-шашечных соревнований в Марийской автономной области в 20-е годы ХХ века. В основу статьи легла информация из материалов местной прессы – газеты «Марийская деревня». Отмечается, что с даты образования Автономной Области Марийского Народа (Марийской автономной области) начинается летопись истории спорта марийского края. Подчеркивается, что после создания Областного комитета физической культуры, стали создаваться кантонные советы физической культуры, занимающиеся пропагандой физической культуры, организацией спортивных праздников и развитием видов спорта, в числе которых были шахматы и шашки. Для развития шахмат и шашек, в местной печати публиковали агитационные материалы, кантонные советы стали проводить соревнования. На основе изучения и анализа материалов местной прессы утвержда­ется, что в основном соревнования проходили в городе Краснококшайске, причем шахматных было больше, чем шашечных. Но следует сказать, что турниры проводились редко и это не способствовало масштабному развитию шахмат и шашек в автономной области. О популяризации и масштабности распространения шашек и шахмат в регионе говорит тот факт, что о шахматно-шашечном движении упоминается лишь в четырех кантонах из девяти. Основная масса любителей интеллектуальных видов спорта находилась в городе Краснококшайске.

РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Шакурова Е.С.
СТУДЕНЧЕСКАЯ РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА: СИМВОЛ VS СЛОВА

Аннотация. Статья посвящена исследованиям в аспекте изучения студенческой речевой субкультуры, где молодежная речь представляет собой заметное явление современной массовой (не элитарной) речевой культуры. Цель данной работы состояла в анализе языкового формата студенческой молодежной среды. Материалом исследования послужили данные анонимного социологического опроса 100 студентов Ступинского филиала Московского Авиационного Института (Национальный Исследовательский Университет) с 1 по 4 курса дневного и заочного отделений посредством заполнения Google-форм. Использование полученных данных позволило изучить представления о тенденциях в речи студенческой молодежи, включая лингвистические и экстралингвистические факторы. В студенческой культуре считается использование письменных сообщений обыденным процессом, отражающим целую область правил, представлений и отношений, свойственных данной социальной группе, что подтверждает 69% опрошенных респондентов. Поэтому большое значение в молодежных сообществах придается сохранению основных принципов общения: краткость, доступность и креативность, что отражается в наличии ряда устойчивых сочетаний. При письменных сообщениях вариант лаконичности остается либо за использованием одних символов (9% опрошенных студентов), либо за применением символов и слов одновременно (85% респондентов), не включая воздержавшихся от ответа студентов (6%). Риск потери собеседника при коммуникации заставляет коммуникантов использовать характерные единицы, содержащиеся в комплекте символов в телефоне под названием эмодзи. Анализ речевых единиц, используемых в письменные сообщения студентов в различных мессенджерах: Viber, WhatsApp, Telegram, Twitter, Instagram и т.д., подтверждает мысль, что эмоциональность ответов трактуется как переход от одного символа к другому. В то же время одна пятая часть опрошенных студентов беспокоится об уменьшении значимости слова в пользу символа, что, в свою очередь, может привести к деградации языка. Данная социально-языковая тенденция неразрывно связана с условиями развития современного общества. Сегодня использование символов констатирует тот факт, что закон экономии речевых усилий реализуется в письменной речи в социальных мессенджерах, имея свою специфику употребления как коммуникативный феномен языковой культуры студенческой молодежи.

Фролова О.А., Ростомян Л.А.
АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИМИДЖЕ
ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена анализу современного состояния развития профессионального имиджа педагога в системе последипломного педагогического образования. Уточнена сущность базовых понятий исследования (имидж педагога, профессиональный имидж педагога, уровня сформированности имиджа, составляющие профессионального имиджа педагога). Цель статьи – проанализировать представления о профессиональном имидже педагога в системе современного последипломного педагогического образования. В процессе достижения поставленной цели на данном этапе научного исследования использован комплекс теоретических методов исследования, среди которых анализ, систематизация, обобщение научных достижений исследователей и эмпирическое исследование, проведенное при помощи метода семантического дифференциала. В исследовании респондентам предлагалось в матрице семантического дифференциала отразить свои представления относительно того, что представляет собой профессиональный имидж педагога, а также то, насколько они ему сами соответствуют на данный момент. Анализ данных показал, что не все респонденты находятся на гармоничном уровне сформированности, так как часть относится к приемлемому и негармоничному. Практические наработки, изложенные в статье, могут быть использованы в образовательном процессе учреждений последипломного образования, а также при разработке соответствующей учебно-методической литературы, при написании научных исследований по отмеченной проблематике.

Пахомова Я.Н., Пономарева И.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ СТУДЕНТОВ-МИГРАНТОВ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация. Миграция является, с одной стороны, неотъемлемым компонентом трансформации и модернизации социума, фактором национальной безопасности, демографического и экономического роста, а с другой стороны, выступает в качестве фактора межэтнической конфликтности, напряженности экономических взаимоотношений, деформации этнической идентичности принимающего сообщества. В статье представлены результаты исследования культурных ценностей и выученной беспомощности у молодежи-мигрантов из Центральной Азии, получающих образование в России. Психодиагностическое исследование с помощью ценностного опросника Ш. Шварца, а также опросника выученной беспомощности, показало, что для студентов-мигрантов из Центральной Азии ценно поддержание и повышение благополучия людей, с которыми они находятся в близких отношениях. Мигранты нацелены на доброжелательные отношения, что позволяет им удовлетворить потребности в позитивном взаимодействии и в аффилиации, а также нивелировать состояние выученной беспомощности. При сформированной устойчивой системе ценностей мигрант сможет успешнее адаптироваться к новой социокультурной среде, избежать состояния выученной беспомощности, опираясь на собственные ресурсы, одним из которых выступают ценности. Следует подчеркнуть, что изучаемый нами возраст, юношеский, является важным этапом в формировании ценностной системы, в связи с этим полученные результаты могут быть использованы не только при построении программ помощи в адаптации учебным мигрантам, но и при психологической работе с ценностно-смысловой сферой личности.

Крючков В.В., Лопатин Е.А., Хамидова И.В., Рабазанов С.И., Бурукин В.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Особенностью системы подготовки полицейских кадров в России является то, что реализация программ профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД по должности служащего “Полицейский” (далее – “ПП”), осуществляется не только на базе специализированных центров профессиональной подготовки, но и в вузах МВД. Для преподавания привлекаются педагоги, которые ведут занятия у обучающихся по программам высшего образования, однако обучение по программам ПП имеет свою специфику, в частности, выражающуюся в особенностях применения активных и интерактивных методов обучения (далее – “АИМО”). В ходе эмпирического исследования специфики применения АИМО при реализации программ ПП выявлены особенности: 1) применения АИМО как средств повышения интереса, мотивации слушателей; 2) сочетания АИМО и пассивных методов и форм обучения, репродуктивных упражнений; 3) применения АИМО на начальных этапах обучения; 4) отбора и адаптации содержания обучения к условиям ПП; 5)  применения отдельных приемов обучения: повторения, подведение промежуточных итогов, приведения примеров из практики, постановка проблемных вопросов и др.); 6) применения дискуссионных методов; 8) реализации принципа практической направленности обучения.

Захарова Н.Л., Шлыкова А.П.
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Аннотация. Изложены результаты теоретико-эмпирического исследования регуляционных процессов личности безработного, взаимосвязей между индивидуально-психологическими характеристиками и стилем саморегуляции безработных специалистов среднего уровня квалификации. На основе анализа теоретических и прикладных работ по проблеме определяются понятие и детерминанты процесса саморегуляции. Саморегуляция поведения рассматривается как результат интеграции процесса восприятия действительности и практической деятельности субъекта, детерминируемый механизмами рефлексии, мотивации, антиципации. Выдвинуто предположение о том, что содержание саморегуляции личности у безработных с пассивным и активным типом поведения, отличается. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке (N = 176, в возрасте от 28 до 49 лет) безработных граждан, с применением опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, методики ««Якоря карьеры» Э. Шейна, Калифорнийского психологического опросника, описательной статистики, факторного и корреляционного анализов. Выявлены основные факторы, составляющие процесс саморегуляции для безработных лиц с разным типом поведения. Доказывается наличие связи между саморегуляцией безработного и его личностными свойствами. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ психологического сопровождения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, связанной с безработицей.

Агапов В.С., Григорьева М.А., Рыбина Е.Ю.
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация. Процессы саморегуляции психологической устойчивости на биологическом и физиологическом уровне (гомеостаз) держат энергетическую систему человека в рамках нормы, а вот когда саморегуляция дает сбой, возникает патология, болезнь. Используя техники влияния на саморегуляцию, описанную примерно 5000 лет назад и получившую научное обоснование в последние десятилетия как на Востоке, так и на Западе, мы можем без особых затрат времени и средств, в приемлемых условиях жизнедеятельности и без сложной, длительной системы обучения, влиять на мысли и чувства, восстанавливать свой психофизиологический потенциал и работоспособность.

Поляков Е.А., Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ В ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ РИЛИВ-ПОДХОДЕ

Аннотация. В статье представлена рилив-терапия в качестве нового подхода в психотерапевтической методологии, методике и практике; выявлена актуальность и практическая значимость рилив-терапии как нового направления и способа психологического консультирования и психотерапии; проанализированы психотерапевтические теоретические и практические основы психологической работы с чувством вины методом рилив-терапии.

Легконогих А.Н., Акопов Г.Л., Легконогих Н.И., Мозговая Н.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПИЛОТОВ ЛЕГКОЙ АВИАЦИИ

Аннотация. Целью написания статьи является изучение существующих первичных методов оценки психологического состояния пилотов легкой авиации, и разработка современных решений по внедрению и углублению компьютерных технологий в процесс подготовки пилотов к выходу в воздушное пространство. Обосновывается важность проведения психологического тестирования по индивидуальным формам, адаптированным к каждому индивидууму с присущими ему специфическими характеристиками его обычного поведения и конкретной жизненной ситуации. Исследование основывается на опросе пилотов легкой авиации региональных субъектов Ростовской области по репрезентативной выборке, посредством онлайн-анкеты, созданной в Google. Авторский взгляд на оценку психологического состояния пилотов легкой авиации представлен в структуре критериев оценки с использования компьютерных технологий без тестирования профессиональных и технических знаний обследуемых субъектов.

Литвинова А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС БИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Опираясь на учение П.Я. Гальперина об ориентировочной деятельности, положения функциональной психологии В.К. Шабельникова о субъектности детерминирующего мира и личности как функциональной системе, учения Л.С. Выготского о возрасте, обоснована актуальность изучения психологической безопасности личности как ресурса биопсихологического возраста. Объектом исследования является психологическая безопасность личности, предметом – особенности психологической безопасности личности, определяющие динамику биопсихологического возраста на этапах позднего онтогенеза. Структура психологической безопасности личности как внутренний ресурс имеет субъектно-деятельностную природу, включает взаимосвязанные компоненты: духовно-нравственный, мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, поведенческий и личностный. Основными методами являются теоретический анализ, обобщение и систематизация взглядов и эмпирических результатов, полученных отечественными исследователями. По итогам обзора обоснована необходимость проведения системных эмпирических исследований, изучения влияния ресурсов психологической безопасности личности на динамику биопсихологического возраста на этапах позднего онтогенеза. Новизна исследования заключается в уточнении представлений о психологической безопасности личности как ресурса биопсихологического возраста на этапах позднего онтогенеза, открывающего перспективные направления исследований. В логике функционального подхода определены кризисы и периоды позднего онтогенеза. Полученные в проведенном обзоре результаты могут быть использованы исследователями для разработки обобщающих концепций изучения психологической безопасности личности на поздних этапах онтогенеза, а также для разработки программ психологического сопровождения и поддержки данной возрастной категории.

Решетина С.Ю.
CОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В СЕМЬЕ И СОЦИУМЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу взаимодействия одаренных детей с родителями и социальной средой. Показано, что взаимоотношения с родителями в дошкольном возрасте влияют на самореализацию подростков и взрослых одаренных людей. Обсуждаются результаты психологического исследования особенностей взаимодействия одаренных детей с семьей и социумом. Аргументируется необходимость психологического просвещения родителей и психологической поддержки семей с одаренными детьми.

Ровина Е.Е.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И СЕМИНАРАХ

Аннотация. В Восточно-Сибирском институте МВД России существует секция методики, экспертной оценки уровня преподавания и качества обучения при методическом совете. Члены данной секции посещают занятия преподавателей с целью обмена опытом и повышения уровня преподавания. В данной статье мы проанализировали опыт преподавателей, проводивших открытые и показательные занятия. Известно, что перед современным преподавателем стоит задача пересмотра не только содержания образования, но и изменение форм подачи учебного материала. В этом случае наиболее удачными методами в усвоении обучающимися профессиональных знаний являются интерактивные методы обучения. Безусловно, что для грамотной организации образовательной деятельности на современном и качественном уровне необходимо использование на занятиях различных форм активного и интерактивного взаимодействия с обучающимися. Это значительно повышает эффективность процесса обучения и позволяет успешно формировать профессиональные компетенции будущих сотрудников органов внутренних дел. С этой точки зрения в статье рассматривается использование современных активных и интерактивных методов обучения, которые способствуют активному вовлечению курсантов в учебно-познавательную деятельность на практических занятиях и семинарах в Восточно-Сибирском институте МВД России.

Титова О.И.
ГЕНДЕР И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Аннотация. В высоко регламентированной деятельности сотрудник полиции должен быть готов действовать в ситуации неопределенности, что обусловлено динамичностью социальных процессов и влиянием человеческого фактора, проявляющегося в изменчивости поведения, намерений конкретных людей, с которыми сотрудник взаимодействует при решении профессиональных задач. Профессия полицейского относится в массовом сознании к числу маскулинных, требующих мужества, выносливости, физической подготовленности, стереотипно характерных для «мужских» профессий, при этом доля женщин среди личного состава значительна. Одним из проявлений гендера выступает диспозиция во взаимодействии, связанная с доминированием / подчинением, неравным распределением власти. В этом контексте взаимодействие сотрудников обладает и фемининными признаками, например, необходимость подчинения старшим по званию.

Методы исследования:опросник «Толерантность к неопределенности» (С. Баднер), авторская шкала маскулинности и фемининности и опросник взаимодействия сотрудников в профессионально-служебной деятельности (N=195), корреляционный анализ и ANOVA (SPSS 27.0).

Результаты.Наибольшую нетерпимость у сотрудников вызывают сложность и неразрешимость задачи. Чаще всего сотрудниками с низким и средним уровнем толерантности к неопределенности взаимодействие оценивается как личностно ориентированное партнерство; реже как партнерство за ресурсы; затем – соревнование за достижения; на последнем месте – конкуренция за ресурсы. Принципами взаимодействия сотрудников с низкой толерантностью к неопределенности выступают получение пользы, справедливость и нравственность. Соотношение сотрудников с высоким, средним и низким уровнем маскулинности и фемининности примерно одинаково, что ставит под сомнение справедливость стереотипа, что работа в полиции – «это занятие для мужественных мужчин». Характер профессионального взаимодействия требует от сотрудников одновременно маскулинности и фемининности. Сотрудники с разной маскулинностью различаются отношением к конкуренции в профессиональной деятельности и восприятием поддержки от коллег. Сотрудники с разной феминниностью различно воспринимают ответственное поведение коллег и взаимодействие, в основе которого симпатии и уважение.

РАЗДЕЛ IV. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Белозерова Л.А., Брагина Е.А.
ОТНОШЕНИЕ К КАРЬЕРЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Актуальность исследования развития профессиональной карьеры молодых педагогов определяется тем, что в настоящее время даже при наличии свободных рабочих мест выпускники педагогических вузов не идут работать по профессии, не задерживаются в образовательных организациях или меняют профессиональный профиль, рассматривая педагогическую профессию как малопривлекательную и малоперспективную для построения своей карьеры. В представленной статье рассматриваются такие комплексные личностные конструкты молодых педагогов как карьерные ориентации, мотивация к карьере и карьерная самоэффективность, которые определяют выбор профессиональной деятельности, места работы, успешность построения карьеры. Результаты исследования доказывают, что молодые педагоги заинтересованы преимущественно в построении горизонтальной карьеры. Ведущей ориентацией у педагогов с базовым педагогическим образованием (уровень – бакалавриат) является «служение», а у педагогов, совмещающих работу с обучением в магистратуре, – «интеграция стилей жизни», «профессиональная компетентность» и «служение». Показатели карьерной мотивации и карьерной самоэффективности сформированы у молодых педагогов на среднем уровне. Результаты подтверждают необходимость проведения целенаправленной и планомерной работы со стороны образовательных учреждений по сопровождению процесса профессионального развития и карьерного продвижения молодых педагогов.

Паршутин И.А., Воронина А.С.
ВЫБОР АБИТУРИЕНТОМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования динамики профессиональной идентичности обучающихся в высшем учебном заведении. Особое внимание уделено кризису профессиональной идентичности курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». В ходе проведенного исследования было установлено, что выбор абитуриентом специальности подготовки влияет на картину изменения его профессиональной идентичности. Целью исследования выступает изучение динамики профессиональной идентичности обучающихся 1, 3 и 5 курсов. Используемые методы исследования: методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель); полученные результаты обрабатывались при помощи программ «Statistica 8» и «Exсel». Результаты исследования раскрыли роль изначального выбора абитуриентом факультета, на который он планировал поступить, в процессе профессионального становления обучающегося в высшем учебном заведении.

Голынчик Е.О., Елеференко Д.П., Липатов С.А., Несмеянова Р.К.
ВОСПРИЯТИЕ УЧЕНИКАМИ И УЧИТЕЛЯМИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ МЕЖДУ НИМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования восприятия конфликтов в диаде «учитель-ученик» в школьной образовательной среде. Проведен подробный теоретический обзор изучения педагогических конфликтов и их классификаций, а также рассмотрены особенности конфликтных ситуаций в современной школе. Основное внимание обращено на сравнительный анализ восприятия учениками и учителями возникающих разногласий и противоречий во взаимодействии как конфликтных. Исследование проводилось на базе двух московских государственных общеобразовательных школ с использованием качественной методологии (фокус-групп отдельно с учителями и учениками) на выборке: 17 учителей и 23 ученика 9-10-х классов. По результатам проделанной работы выделены субъективные критерии отнесения ситуаций взаимодействия между учениками и учителями к категории конфликтных, а также определены отличительные особенности восприятия конфликтов школьниками и преподавателями. Обоснована необходимость функционирования в школах служб примирения, способных помочь урегулировать разногласия путем переговоров с участием посредников. Результаты проведенного исследования позволяют выдвинуть гипотезы для дальнейшего изучения конфликтов в школьной среде, а также наметить рекомендации по практической работе для снижения количества деструктивных и трудноразрешимых конфликтов в школе.

Данилов И.А., Никитина Н.Г.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО КУЛЬТУРЕ НАРОДА САХА В ПРОЦЕССЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация. Согласно государственной программе «Развитие образования» и разработанного в рамках этого национального проекта «Образование» на 2019-2024 годы одной из приоритетных задач является достижение к 2024 году сопровождения и наставничества 70% обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации. Кроме того, в федеральном государственном образовательном стандарте отводится особое место научно-исследовательской деятельности: она должна способствовать формированию исследовательских компетенций у школьников, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. В связи с этим, в данной статье рассмотрены вопросы организации научно-исследовательской деятельности лицеистов по культуре народа саха в процессе тьюторского сопровождения; описан практический опыт Республиканского лицея-интерната Республики Саха (Якутия). Теоретически обоснованы педагогические условия тьюторского сопровождения, влияющие на эффективность организации научно-исследовательской деятельности учащихся по культуре народа саха: 1) активизация познавательных действий, формирование исследовательских компетенций; 2) выявление интересов и желаний учащихся, на котором будет основываться весь процесс; 3) оказание своевременной помощи и консультации тьюторантам; 4) организация экспедиционных выездов, обеспечивающих включение учащегося в фольклорную традицию; 5) направленность работы на профессиональное самоопределение учащегося. Также выявлены формы организации научно-исследовательской деятельности, которые могут быть использованы на практике другими профильными общеобразовательными организациями.

Зинатуллина А.М.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ

Аннотация. В данной работе представлены результаты проведенного эмпирического исследования на основании показателей положительного и отрицательного индекса индивидуального старения и результатов теста смысложизненных ориентаций среди мужчин и женщин, которые обучаются в настоящее время в магистратуре. Также проведен корреляционный анализ: выявлена зависимость процессов биологического старения от наличия определенных смысложизненных ориентаций человека.

Омарова М.К.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ДАГЕСТАНСКИХ ВУЗОВ)

Аннотация. Работа посвящена проблеме ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи. Представлен краткий анализ современного состояния исследуемого вопроса в психологической науке, а также содержатся результаты эмпирического исследования ценностной сферы студентов 2-6-х курсов двух дагестанских вузов. Для проверки гипотезы о специфике ценностных ориентаций на каждом этапе обучения использовались две эмпирические методики: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой и «Методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца». Применение непараметрического H-критерия Краскела-Уоллиса позволило выявить статистически достоверные различия в распределении значений по шкалам примененных опросников в пяти исследуемых группах студентов. В частности, установлено, что при переходе на старшие курсы для них приобретают большую значимость такие ценности, как гедонизм и власть.

Шельшакова Н.Н.
СЕНСОРНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Сенсорный театр в нашей работе будет выступать способом преодоления выявленных в процессе исследования коммуникативных трудностей у дошкольников, имеющих задержку психического развития. Использование сенсорных стимулов, направленных на разные виды анализаторов, поможет детям полнее воспринимать проигрываемые ситуации, и что немаловажно, вызвать положительные эмоциональные реакции. В связи с показателями диагностики нами была разработана серия занятий, целью которого является коррекция коммуникативных трудностей у детей с задержкой психического развития и детей с умственной отсталостью и аутизмом с использованием средств сенсорного театра. Предполагается, что комплекс коррекционно-развивающих занятий с использованием сенсорного театра будет способствовать снижению коммуникативных трудностей у дошкольников с задержкой психического развития и с ментальной ретардацией и аутизмом при условии использования сенсорных стимуляторов, способствующих воссозданию образов разной модальности. У детей появилось умение разрешать конфликты конструктивно. Дети научились заменять агрессивные реакции на уход из ситуации. На устранение агрессивных особенностей повлияли средства сенсорного театра, применяемые на занятиях (например, стимуляторы, направленные на снятие напряжения: мешочки со снегом, снежная кутерьма и т.д.).