РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Гривастова А.Н.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЧАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА: ОТНОШЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОГО ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВА ПОСЕЩЕНИЯ БЕДНЫХ

Аннотация. В статье рассматриваются отношения Императорского Человеколюбивого общества и частного благотворительного учреждения – Общества посещения бедных, основанного в 1846 году в Санкт-Петербурге. На основе делопроизводственных материалов, содержащихся в фонде Императорского Человеколюбивого общества, данных периодической печати и воспоминаний были исследованы причины включения добровольно основанного Общества посещения бедных в состав Человеколюбивого общества, его полномочия и установленные для него обязанности перед Советом Императорского Человеколюбивого общества, отношения, сложившиеся между членами двух учреждений. Внимание уделено также причинам, заставлявшим правительство опасаться деятельности частных лиц в деле помощи бедным и идти на установление контроля над добровольной инициативой, и способам, посредством которых государство влияло на проводимую частными лицами благотворительную деятельность, например, на работу Общества посещения бедных. Исследование взаимоотношений, установившихся между членами Общества посещения бедных и Советом Императорского Человеколюбивого общества в 1848–1855 годах, в течение которых Общество посещения бедных действовало в подотчетном Человеколюбивому обществу положении, позволяют определить общую тенденцию государственной политики по отношению к частной инициативе в области благотворительности во второй четверти – середине XIX века.

Ильясова Л.Р.
РЕАКЦИЯ КРИТИКИ И ЧИТАТЕЛЕЙ НА РОМАН «ШАГ ЗА ШАГОМ» И.В. ОМУЛЕВСКОГО

Аннотация. В статье исследуется и сравнивается реакция литературной критики и читателей на один из самых заметных романов о «новых людях» 1860–1870-х гг. – «Шаг за шагом» И.В. Омулевского. Анализируются рецензии, а также свидетельства молодых интеллигентов 1870–1890-х гг., выявляются разнообразные оценки произведения и некоторые практики его чтения. Делается вывод о том, что литературное сообщество встретило роман прохладно, не приняв художественную сторону и тенденциозную идеализацию «новых людей», тогда как среди читателей он имел успех. Несмотря на то, что читатели могли замечать те же недостатки романа, что и критики, для большей части аудитории они не были важны – в первую очередь молодых людей привлекали идейные мотивы произведения. Роман использовался для революционной пропаганды в кружках и активно читался вплоть до начала XX в.

Курбатова А.Г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНСТИТУТОВ СОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ РОССИИ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию моделей и форматов официальной помощи развитию зарубежных государственных институтов, международных организаций и НПО на пространстве ближнего зарубежья, в том числе Всемирного банка, ПРООН, ЮНИСЕФ, МБРР и ЮСАИД. В исторической ретроспективе автор проводит сравнительный анализ реализации программ в сфере СМР на примере Азербайджанской Республики и Республики Беларусь. В статье даётся авторская оценка заинтересованности стран-доноров в данных странах, а также проводится анализ координации и кооперации разных стран по реализации целевых программ в сфере гендерного неравенства, развития молодёжи, поддержки гражданского общества и СМИ, содействия реформированию институтов государственного управления. Основой исследования являются официальные документы и соглашения программ и проектов в сфере официальной помощи развитию, отчёты международных организаций и НПО.

Митин А.А.
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПОЛКОВОДЦЕВ XVIII-XIX ВВ., КАК МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ГРУПП ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ

Аннотация. Материал статьи посвящен историческому анализу этапов развития педагогического опыта выдающихся отечественных полководцев XVIII–XIX вв., рассматриваются точки зрения опытных военачальников на организацию учебного и воспитательного процесса личного состава, обсуждаются проблемные направления, связанные с педагогической деятельностью офицеров того времени, и параллельно рассматриваются актуальные вопросы исследуемого процесса на современном этапе. Проведенные реформы в МВД России вскрыли существенные недостатки в работе с кадрами, которые в значительной мере повлияли на общий уровень профессионального образования и саморазвития руководителей учебных групп подразделений органов внутренних дел. Это прежде всего связано с определенными системными недостатками по отдельным направлениям профессиональной деятельности. Проводя мониторинг нормативных правовых актов о состоянии педагогической компетентности, руководителей учебных групп и сотрудников, участвующих в процессе обучения и воспитания личного состава подразделений органов внутренних дел, можно сделать вывод, что более 90% из них, не имеют педагогического образования. Результаты анкетирования показали, что наиболее слабой стороной педагогической компетентности руководителей учебных групп является ее теоретическая готовность, выраженная в недостаточных общепедагогических знаниях, низком уровне общей культуры и интеллигентности (слабые знания в области отечественной истории и обществознанию).

Кожевникова О.Д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ программных документов основных политических партий России по ключевым вопросам отношений страны с государствами постсоветского пространства в начале XXI века. Цель исследования заключается в рассмотрении подходов партий к определению приоритетов государственной политики в отношении стран ближнего зарубежья, их позиций по проблемам международной интеграции на территории бывшего СССР в сферах экономики и безопасности, а также двусторонних отношений России с постсоветскими государствами. Методология исследования основана на системном подходе и включает в себя методы общенаучной группы (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также ряд специальных методов: контент-анализ научной литературы по теме исследования, метод исторической ретроспекции, метод концептуального обобщения полученных данных. Автор статьи приходит к выводу, что в исследуемый период концептуального становления политического курса России в отношении ближнего зарубежья наибольшее разнообразие мнений в партийных программных документах проявлялось именно по поводу стратегии России по сохранению геополитического влияния на постсоветском пространстве.

Селунская Н.Б., Петрова О.С.
ОБРАЗ РОССИИ КАК «ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА» В ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ И В ПАМЯТИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

Аннотация. Фокус внимания авторов статьи направлен на рассмотрение современных тенденций изменения содержательного наполнения понятия «историческое пространство». Если ранее в историографии на первый план выступало географическое содержание пространства, то в современных исторических исследованиях доминирует социокультурное измерение и историко-антропологический подход. В статье анализируются методологические и источниковедческие аспекты «пространственного поворота» на примерах реконструкции образов России как культурно-исторического пространства, запечатленной в персональных историях русских беженцев и устных историях представителей русских диаспор за рубежом в начале ХХ в. Авторы доказывают, что географическая составляющая является недостаточной для объяснения сложной структуры контента исторического пространства и его изменений во времени, которое требует включения в исследование пространства как «одного из его главных героев» человеческого фактора в его социокультурном аспекте на групповом и индивидуальном уровнях.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Бабаева М.В., Константинов В.В.
АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕМ СООБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье содержатся результаты теоретического и эмпирического анализа процесса адаптации трудовых мигрантов в принимающем сообществе, поднимается вопрос о культурной и социальной дистанции между трудовыми мигрантами и принимающим населением. По мнению авторов статьи, с помощью измерения социальной дистанции возможно сопоставить социальные общности и отдельных субъектов в социокультурном пространстве, определить их разобщенность или единение друг с другом. Авторы анализируют результаты эмпирического исследования, проведенного на территории Пензенской области, Свердловской области и республики Мордовия. Развивается мысль о том, что культурная и социальная дистанция являются близкими понятиями, и от их величины зависит интенсивность чувства неприязни, непринятия, отчужденности, испытываемых одними социальных группами по отношению к другим.

Балакшина Е.В.
КРИТЕРИИ НАДЕЖНОСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию критериев и раскрытию психологических аспектов формирования профессиональной надежности. Поднимаются вопросы влияния человеческого капитала, специфики содержания профессиональной деятельности, психологических ресурсов работника на возможность выполнения трудовых задач безошибочно, на надежном уровне. Указываются современные тенденции усложнения трудового процесса за счет его интенсивной и непрерывной технологизации и информатизации, что доказывает актуальность изучения этого феномена на примере разных профессиональных сообществ. Проводится теоретический обзор трудов отечественных ученых для ознакомления с ориентирами научного интереса в данной предметной области. Анализируется динамика содержания понятий «инженер», «инженерная деятельность», «надежность», «профессиональная надежность». Делается акцент на направлениях инженерного профиля, ставших основой для современных разработок проблемы надежности в профессиях типа «человек-техника». Последовательно устанавливаются причины, обуславливающие в исследованиях сдвиг предикторов надежности с физиологических и психофизиологических на психологические. Предпринимается попытка выделить показатели/критерии надежности инженерной деятельности. Раскрываются особенности инженерного труда, перечисляются его виды и технические инновации, способствующие появлению новых специальностей на рынке труда. Обсуждаются основания для дальнейшего фундирования и освещения данного вопроса. По результатам формируются релевантные выводы, и составляется заключение.

Булат Р.Е., Байчорова Х.С., Лебедев А.Ю., Никитин Н.А., Поборчий А.В.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Со второй половины марта 2020 года система российского высшего образования не допустила массового распространения инфекции среди студентов и при этом сумела обеспечить безостановочную реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с нормативными требованиями. Авторами анализируются вопросы качества образования при экстренном переводе очной формы обучения исключительно на дистанционные образовательные технологии.

Исследование подтвердило, что «благодаря неблагоприятному» внешнему воздействию система высшего образования способна на преобразования и готова выйти на новый качественный уровень. При этом массовый переход исключительно на дистанционные образовательные технологии при реализации очной формы обучения обострил проблемы методической готовности самого педагога. Поэтому одной из задач педагога в новой модели образования на основе электронной информационно-образовательной среды становится переориентация личной установки на самообразование, саморазвитие и сотрудничество.

Анализ вопросов качества образования позволил авторам выявить, осознание педагогами перспективных возможностей предопределяет развитие науки в области цифровой дидактики, которая призвана системно решать задачи теоретического обоснования, разработки, апробации и внедрения методических основ дистанционных образовательных технологий. Для применения дистанционных образовательных технологий должны быть разработаны отражающие их специфику техническое, материальное, методическое, дидактическое, психолого-педагогическое и другие виды обеспечения.

Гордеева Е.Н.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ИХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние системы эстетического воспитания сотрудников органов внутренних дел в процессе их непрерывного образования. Проведен анализ педагогических ресурсов эстетического воспитания на уровне основного общего и среднего общего образования, профессионального высшего образования, самообразования сотрудников в процессе их непрерывного образования. Анализ программно-планирующей документации показал, что деятельность по эстетическому развитию воспитанников и кадетов суворовских военных училищ системы МВД направлена на развитие отдельных эстетических знаний и умений и не рассматривается как единый целенаправленный процесс, охватывающий целостную структуру эстетической культуры личности. Анализ учебной литературы позволил сделать вывод о том, что при выделении отдельных компонентов эстетической культуры сотрудников ОВД этот феномен не рассматривается как целостная структура и в большинстве случаев предлагается его фрагментарное и разобщенное формирование. Анализ программно-планирующей документации ведомственных образовательных организаций свидетельствует о недооценке педагогической цели формирования культуры сотрудников полиции, о чем свидетельствует исключение из учебных планов дисциплины «Эстетическая культура сотрудников ОВД». Эстетическое воспитание направлено в большей степени на развитие эмоционального восприятия, проявляющегося в момент посещения художественных выставок, музыкальных концертов, театральных представлений, исторических мест и творческой деятельности сотрудников ОВД, возможности развития которой достаточно широко представлены в образовательных организациях МВД России. Анализ нормативных правовых актов по организации деятельности по эстетическому воспитанию в органах внутренних дел и соответствующей им педагогической практике позволил сделать вывод о том, что традиционный состав задействованных в учебно-воспитательном процессе условий образовательной среды, неиспользование в педагогическом проектировании развития эстетической культуры сотрудников ОВД инструментария инновационной деятельности, существующие проекты эстетического воспитания в системе непрерывного образования МВД России, задействующие множество ресурсов, не характеризуются пока достаточно эффективными результатами.

Ермолаев В.В.
ПРАВЯЩАЯ ЭЛИТА КАК ГРУППОВОЙ СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Аннотация. В статье изложен подход к выявлению субъекта управления организационной культурой органов внутренних дел Российской Федерации. Описана возможность выявления субъекта управления организационной культурой ОВД России через призму изучения социально-психологических факторов его реформирования на протяжении двухсотлетней истории. Выявлено, что вектор развития организационной культуры ОВД и содержание её ядра – идеологии, мировоззрения, ценностей, отношений и норм – во всех проведённых исторически обозримых реформах ОВД определяется целями-ценностями правящей элиты, а сама правящая элита выступает как групповой субъект управления и основной системообразующий фактор функционирования и развития организационной культуры органов внутренних дел.

Иванова А.М.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ МВД РОССИИ

Аннотация. Целью данной статьи является обзор значимых исследований, проведенных в области изучения человеческого капитала. Рассматривается эволюция понятия «человеческий капитал», его экономический, социальный и психологический аспекты, роль в качестве основного возобновляемого ресурса развития современного российского общества и потенциального роста экономики страны. В качестве ключевых компонентов человеческого капитала выделены состояние здоровья, качество образования и профессиональной подготовки, уровень культуры, психологические качества и свойства, социальное пространство взаимодействия личности. Обсуждаются результаты предыдущих исследований, согласно которым установлены взаимосвязи параметров психологического человеческого капитала с показателями удовлетворенности от работы, лидерства, производительности труда, мотивации профессиональной деятельности, субъективного благополучия, стресса и профессионального выгорания, организационной приверженности и лояльности персонала.

Показано значение и содержание человеческого капитала как основного организационного ресурса развития системы МВД России. Психологический человеческий капитал представляется, по А.И. Юрьеву, как базовая конструкция, состоящая из психологических параметров: жизнеспособность индивида, работоспособность субъекта, способность личности к экономико-политическим инновациям и способность индивидуальности к обучению. Рассмотрена роль образовательных организаций МВД России в формировании психологического человеческого капитала не только для органов внутренних дел, но и государства в целом. Обсуждаются возможные пути и средства решения этой стратегической задачи. 

Мухсимова Д.Х.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В РАЗВИТИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние таких факторов как человеческий капитал, развитие НИОКР, государственное регулирование (индекс коррупции), инвестиции на развитие обрабатывающей промышленности. Раскрывается актуальность исследования по выявлению факторов, способствующих развитию производственного сектора. Отмечается роль человеческого капитала в повышении производительности экономики. Рассмотрен литературный обзор по влиянию человеческого капитала на индустриальное развитие страны. Приведена эконометрическая модель, позволяющая определить влияние факторов развития обрабатывающей промышленности. Обоснован выбор зависимой переменной – добавленная стоимость обрабатывающей промышленности на душу населения. Рассмотренные факторы охарактеризованы общеизвестными теоретическими подходами и эмпирическими данными. Регрессионная модель рассмотрена на выборках: по 102 странам мира, по группе стран с низкими и средними доходами, по странам СНГ. Проведен подробный корреляционный и регрессионный анализ влияния факторов на развитие обрабатывающей промышленности. Приведена модель обрабатывающего роста для стран СНГ. Сделаны выводы на основе, полученных результатов, показывающих о необходимости повышения человеческого капитала, развития НИОКР, сокращения коррупции, увеличения инвестиций для развития обрабатывающей промышленности.

Дымарчук Д.Д., Есенин Д.С., Мизин Н.В., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
ОКУЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ

Аннотация. Представлены результаты исследования, которые показывают, что при использовании различных форм обозначения таких значимых для любого человека персон, как отец и мать (упоминание о них), эффект отраженной субъектности в плане окулометрии наиболее отчетливо проявляется у респондентов с пониженным самоконтролем, не имеющих выраженных амбиций в отношении их социального статуса. Проявлениям отраженной субъектности на уровне интроекта и на уровне претворенной субъектности способствуют различные виды дестабилизации человека, вызывающие у него различные виды стрессовых реакций и повышающие его неуверенность в самом себе. При этом, если в качестве отраженного субъекта выступает некий символический аналог родителя, то на изменении восприятия человеком определенной ситуации в этом случае сказываются заложенные в детстве гендерные особенности поведения фигуры-прототипа.

Останина Е.А.
ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МЕТОДАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ

Аннотация. Изучение вопросов защиты информации является одной из важнейших проблем современного мира. Актуальность данной темы неразрывно связана с постоянным развитием информационных технологий и повсеместным использованием электронных документов. Безопасность информации в информационной системе, включая телекоммуникационные сети, может быть обеспечена только комплексным применением методов и средств защиты. Наиболее уязвимым звеном в этой системе может быть признан человек. Используемые при этом методы атак, как правило, направлены на формирование такой поведенческой модели человека (работника), которая выгодна злоумышленнику и носит ложное представление о добровольности и самостоятельности ее принятия объектом воздействия. Применяемые техники социальной инженерии основаны на личностных особенностях и их учете при принятии решений человеком. Важно отметить, что такие методы достаточно эффективны, просты и дешевы в реализации, а также имеют невысокую степень риска. В статье приведены данные, характеризующие долю воздействия такими методами на физических и юридических лиц. В России методы социальной инженерии получили достаточно широкое распространение, и их доля значительно возросла в связи с ростом проведения удаленных платежных операций, пересылкой электронных документов и увеличением онлайн-услуг в период пандемии.

Основным способом защиты от социальной инженерии, по многочисленным утверждениям ученых и работодателей, является обучение. Проведенное исследование, в ходе которого был проведен опрос обучающихся по вопросам информационной безопасности, а также было предложено решить кейсы с ситуациями нарушения информационной безопасности посредством применения злоумышленником технологий социальной инженерии, показал низкий уровень подготовленности. Не было выявлено значительных различий и в группах обучающихся по различным направлениям подготовки. Выявлена целесообразность корректировки программ.

Сухов А.Н.
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БЕЗОПАСНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы безопасности, её сущность. В ней так же рассматриваются возможности системного подхода к пониманию безопасности. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры, классификации различных видов безопасности. С их преодолением связана надёжность системы национальной безопасности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории безопасности. В то же время теория различных видов безопасности является составной частью общей теории и практики её обеспечения. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективной практике обеспечения различных видов безопасности.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Эльзессер А.С., Мандрыкина Л.В., Капустина Т.В., Кадыров Р.В.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ТЕНДЕНЦИЮ К ЭКСТРЕМИЗМУ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик старшеклассников, имеющих тенденцию к экстремизму. В опросе приняли участие 79 обучающихся из образовательных учреждений Владивостока, Уссурийска и Хабаровска в возрасте 16-18 лет. При проведении исследования применялись метод анкетирования, тестирования и проективный метод. Полученные данные позволили сделать ряд предположений о характере проявления экстремистских тенденций среди старшеклассников. Склонных к экстремизму старшеклассников значительно меньше, чем не склонных; у них выше параметры аггравации и ригидности, более низкую ценность представляет «Здоровье», при этом более значимы ценности «Свободы» и «Самоконтроля». Характер ценностей показывает высокую восприимчивость склонных к экстремизму старшеклассников именно этому виду пропаганды. Проанализирован характер увлечений подростков, отмечаются более низкий уровень вовлеченности в общественный и культурный досуг. Оценка применяемых методов исследования показала, что разработанная авторами настоящей статьи анкета достаточно чувствительна для выявления экстремистских тенденций, для доработки анкеты отобраны информативные вопросы адаптированной версии «Незаконченных предложений». Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик оказался малоинформативным, так же, как и «Тест агрессивности» Л.Г. Почебут. Делается вывод, что склонность к экстремизму основывается не на специфике индивидуальных характерологических различий, измеряемых Индивидуально-типологическим опросником, а проявляется скорее в направленности личности, которая может быть описана через категории ценностей и категории отношения; агрессия не является ключевым фактором склонности к экстремизму, а становится следствием описанных факторов.

Клепцов Н.Н., Клепцова Е.Ю.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ОТЦОВСТВА У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье предложено описание исследования феномена отцовства у подростков. Изучается понимание образа отцовства современными подростками. Описывается внутренняя позиция на отцовство на материале мужской и женской выборки. Материалы и методы. Предлагается в качестве метода изучения отцовства беседа, направленная на изучение образа отцовства у современных подростков. Центральным механизмом психологической защиты подростка в предложенной беседе является проекция. В ответе на вопросы отражаются особенности внутреннего мира подростка. Предлагаемая беседа используется для выявления наиболее ярких переживаний относительно отцовства и отношения к собственному отцу. Результаты исследования. В подростковом возрасте, особенно в период кризиса, отношение подростков к отцу является противоречивым. Существует связь противоречивости образа отцовства в сознании подростков и их проблем во взаимоотношениях с отцами. В ответах испытуемых показана внутренняя позиция по отношению к отцовству для девушек «каким должен быть мой избранник как отец моих детей», для юношей «каким я буду как отец своих детей», это представляет собой соотношение во внутреннем плане представлений о реальном отце и о том, каким отец должен быть, и является соотношением во внутреннем плане представлений о реальном отце и о том, каким отец должен быть. Обсуждение и заключение. Разработаны практические рекомендации для отцов по оптимизации взаимоотношений с подростками. Предлагаемые эмпирические выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения и осмысления феномена образа отцовства в современном мире в методологическом, содержательном, процессуальном аспектах.

Коротков И.Н.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЛИДЕРА

Аннотация. В данной статье предлагается акмеологическая модель личностного потенциала управленческого лидера на основе синтеза концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, концепция профессионально-психологического здоровья сотрудников ОВД В.А. Шаповала и концепция организационного и управленческого лидерства В.В. Белова для решения, как несущих проблем кадровой реформы в России, так и повышения эффективности работы процессов управления персоналом в современных организациях. Были сформулированы основные принципы модели, предложена схема и таблица с подробной расшифровкой.

Полищук С.В., Григорьев С.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ФЕЙКОДЕМИИ

Аннотация. В статье анализируются последствия фейковых вбросов в СМИ со стороны Запада, являющихся попытками переписать историю Второй мировой войны, возложить ответственность на СССР за ее начало. Рассмотрен механизм легализации лжеинформации, подведения под информационные атаки правовой базы. Показан вариант противодействия процессу тотальной фейкодемии на примере анализа исторических вопросов Президентом РФ как одно из действенных средств формирования устойчивой информационно-правовой культуры в государстве.

Тихонова А.А., Николаева И.А., Аверьянов П.Г., Гаврилушкин С.А.
РАЗВИВАЮЩАЯ (ПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ) ТЕНДЕНЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Производительная мотивация (по В.Э. Мильману) включает мотивы общественного блага, самореализации, творчества, в противовес ей потребительная мотивация связана с материальными благами, комфортом, безопасностью, социальным статусом. Для студентов, которые находятся в процессе овладения профессией, производительная мотивация крайне важна и необходима. В представленной статье рассматривается профессиональная мотивация студентов-психологов с точки зрения проявления в ней производительной (развивающей) тенденции на разных этапах обучения в вузе.

Для выявления соотношения производительной и потребительной тенденций в мотивации использовалась методика «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана, а также материалы исследований по методике Е.М. Павлютенкова.

В статье показано, что производительная тенденция у студентов-психологов проявляется на всех исследуемых этапах обучения. Наиболее актуален для них мотив деловой активности, а также социальные мотивы, связанные с желанием способствовать своей деятельностью общественному прогрессу, в меньше мере – мотивы общественно полезной деятельности и творчества, а у студентов 4 курса бакалавриата – мотивы творчества и социальные мотивы. При этом у студентов 4 курса происходит незначительный перевес в сторону потребительной тенденции, поскольку мотив деловой активности выражен сравнительно слабо. Факторный анализ показал, что в структуре профессиональной мотивации студентов-психологов присутствует развивающая (производительная) мотивация, как в виде отдельной подструктуры, так и в виде фактора внутренней мотивации.

Для более оптимального развития производительной тенденции в мотивации студентов-психологов необходимо при обучении в вузе актуализировать значимость творческих, социальных, моральных, познавательных, эстетических мотивов в профессии психолога, что будет способствовать их дальнейшему профессиональному и личностному развитию.

Тихонова А.А., Корчагина Г.Ю., Аверьянов П.Г.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ВЫБИРАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ САМОРАЗВИТИЯ

Аннотация. Современное общество характеризуется увеличением количества пожилых людей и поиском для них новых видов активной деятельности, способствующей развитию личности, в т.ч. дополнительного образования. Как следует из анализа трудов отечественных и зарубежных авторов, обучение пожилых людей позволяет сохранить активность их жизни. Однако роль индивидуально-психологических и характерологических особенностей в этом процессе изучена пока недостаточно.

Цель настоящего исследования – выявить, какие характерологические особенности связаны с выбором пожилым человеком такой формы деятельности, как дополнительное образование, и каковы направления и перспективы привлечения в эту сферу большего количества участников.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что существуют различия характерологических особенностей между пожилыми людьми, выбирающими дополнительное образование, и теми пожилыми людьми, которые не выбирают дополнительное образование.

В исследовании использовались: предварительная беседа, опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека (взрослый вариант), шкала тревоги Спилбергера – Ханина. Участие принимали люди пожилого возраста (57-87лет) в количестве 53 человек.

Авторами показано, что у пожилых людей, получающих дополнительное образование, более высокий уровень демонстративности, застревания, возбудимости и более низкий уровень тревожности и циклотимности, а также проявляется тенденция к меньшей экзальтированности.

Полученные на данном этапе результаты позволяют предположить, что наличие определенных характерологических особенностей, может способствовать выбору пожилым человеком такой деятельности, как получение дополнительного образования. Для уточнения полученных результатов необходимо продолжить исследования на данную тему.

Ориентируясь на проведенное исследование, можно заключить, что для пожилых людей нужно строить познавательную деятельность в системе дополнительного образования так, чтобы давать им возможность саморазвития, используя свои характерологические особенности.

Юй Хуань
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИСТОТЫ ИНТОНАЦИИ У НАЧИНАЮЩИХ ТРОМБОНИСТОВ

Аннотация. В статье кратко рассматриваются основные методические принципы формирования чистоты интонации в классе тромбона в музыкальных школах современного Китая. Это, в частности, развитие музыкального слуха, проблема дыхания и губного аппарата, грамотное определение игровой позиции на инструменте, интенсивная работа по совершенствованию гамм, соблюдение температурного режима в исполнительстве, комбинированное использование музыкального строя при игре на тромбоне. Целенаправленное применение обозначенных принципов в значительной степени позволяет решить проблему чистоты звука и интонации у начинающего тромбониста, а также, в целом повышает уровень его исполнительских умений.

РЕЦЕНЗИИ

Дрожжина С.В.
РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: Э.В. БАРКОВА. ЭКОРАЦИОНАЛЬНОСТЬ
В ОСВОЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ (МОНОГРАФИЯ).
ВОЛГОГРАД: ИЗД-ВО ВОЛГУ, 2020, 130 С.