РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Бочарников И.В.
ИСТОКИ И ИЗНАЧАЛЬНЫЙ СМЫСЛ КАВКАЗСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация. В статье описываются истоки, сущность и содержание кавказской политики России, ее основные этапы, значение для развития российской государственности и народов региона. Значимость Кавказского региона для интересов и безопасности Российского государства определялась выгодным геополитическим положением региона, представлявшего собой естественный географический транзитный узел, территорию, по которой на протяжении столетий происходила миграция народов и целых цивилизаций с юга на север, с запада на восток и в обратном направлении. С другой стороны, собственно геостратегическое положение Кавказа позволяло контролировать доминирующим в нем государствам прилегающие к региону территории. Данное обстоятельство определило специфику политической истории народов Кавказа. Она являла собой историю войн и вооруженных конфликтов между сопредельными государствами за владение данным регионом и, соответственно, историю борьбы самих кавказских народов за выживание и самобытность. Объективно в эти процессы оказалось вовлечено и Российское государство. Южные и юго-восточные рубежи Русского государства с конца XV века представляли собой обширные степные пространства, по которым постоянно передвигались многочисленные кочевые народы, несшие смерть и разрушение русским городам и селениям. «Логика борьбы заставляла Россию стремиться к установлению стабильных границ, которые можно было бы защищать. Но вплоть до Кавказских гор, Черного и Каспийского морей на юге таких границ не было». Это предопределило вовлечение народов Кавказа в единое общероссийское политическое пространство и принятие мер по обеспечению безопасности России с кавказского направления.

Ян Итин
«ФАКТОР КИТАЯ» В СОВЕТСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ:
ТЯЖЕЛЫЙ ПУТЬ К НЕЙТРАЛИТЕТУ. 1931–1941 гг.

Аннотация. Статья посвящена исследованию истории советско-японских отношений одного из самых сложных исторических периодов – 1931–1941 гг.: с момента развязывания милитаристской Японией «Маньчжурского инцидента» (18 сентября 1931 г.) и до заключения советско-японского Пакта о нейтралитете (13 апреля 1941 г.). Поставлена цель выявить значение «фактора Китая» в выработке внешнеполитической стратегии советского и японского руководства накануне и в начале Второй мировой войны. В результате проведенного исследования автор доказывает, что именно «фактор Китая» являлся главным узлом противоречий между СССР и Японией в 1930-е годы. С одной стороны, Китай в значительной степени ограничивал рамки советско-японского примирения и сделал советско-японский Пакт о нейтралитете хрупким и неопределенным. С другой стороны, именно «сдерживающий фактор» Китая послужил одной из важнейших причин того, что милитаристская Япония так и не решилась напасть на СССР. В современных российско-японских отношениях и по сей день не преодолены негативные последствия Второй мировой войны ввиду отсутствия мирного договора между Российской Федерацией и Японией. До сих пор в правительственных, общественных и научных кругах Японии ведется полемика относительно правомерности денонсации СССР 8 августа 1945 г. советско-японского Пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 г. И это несмотря на то, что данные шаги СССР предпринял по взаимной договоренности с союзниками по Антигитлеровской коалиции в целях скорейшего завершения Второй мировой войны и окончательного разгрома развязавшей ее милитаристской Японии. Таким образом, исследование данной темы представляет собой несомненную актуальность и огромную научную значимость.

Бекленищева М.В.
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В СОВЕТСКИХ ВУЗАХ В 1940–1980-Е ГГ.: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия и взаимовлияния советских и иностранных студентов, обучавшихся в учебных заведениях Советского Союза на примере Свердловской области. Установлено, что представители зарубежных стран стали приезжать на учебу в СССР с 1946 года. Выделены два этапа: 1946–1960 гг., когда в вузах Свердловска занимались студенты из стран Восточной Европы и Азии и 1961–1991 гг., когда учились только студенты из азиатских стран. Основой для общения между представителями разных стран и с жителями Советского Союза был русский язык. Однако анализ различных источников показал, что не всегда знание русского языка было достаточным. Выявлено, что в основном иностранные студенты ответственно подходили к образовательному процессу, однако встречались и исключения. В бытовом плане, несомненно, происходила встреча разных культур, которые добровольно или вынужденно должны были уживаться. Все иностранные студенты были обеспечены общежитием. Для лучшей адаптации часть из них селили в комнатах вместе с советскими студентами. Это с одной стороны способствовало обоюдному расширению кругозора, с другой могло создавать сложности в связи с разными нормами поведения, отличными гастрономическими предпочтениями и пр. Студенческие годы, проведенные в советских вузах, для многих иностранцев оставили теплые воспоминания. После окончания учебы выпускники поддерживали связь со своими преподавателями, объединялись в ассоциации. Такая практика сохраняется и в настоящее время.

Семёнов С.А., Андрианов В.А., Гаджиев М.А.,
Ермаков В.В., Муратшина Н.Ю.
ОРГАНИЗАЦИЯ ШАХМАТНО-ШАШЕЧНЫХ СЕКЦИЙ В КАНТОНАХ МАРИЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В 20-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

Аннотация. В статье авторы рассматривают предпосылки организации шахматно-шашечных секций в кантонах Марийской автономной области с момента их основания. Затронут период до вхождения области в состав Нижегородского края (15 июля 1929 года). В статье преимущественно использовались архивные материалы из фонда Государственного архива Республики Марий Эл, в том числе впервые вводимых в научный оборот, а также статьи из журналов органа шахматного бюро при культотделе Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Шахматной секции Высшего совета физической культуры, заметок центральной областной газеты «Марийская деревня». Предпринята попытка установить даты организации шахматно-шашечных секций в кантонах, как структурного подразделения областной шахматно-шашечной секции; определить отношение кантонных Советов физической культуры к шахматно-шашечному движению, в том числе к кружкам при клубах, к организации и проведению соревнований. Отмечено, что шахматно-шашечное движение не во всех кантонах было развито одинаково – в области имелись отстающие кантоны, где секция существовала лишь формально, и не было заинтересованности в развития физической культуры и спорта в некоторых кантонах области.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Баранчук Н.А., Дробот И.С.
КАДРОВЫЕ РЕЗЕРВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье отражены направления совершенствования работы с федеральными кадровыми резервами, определены проблемные вопросы и мероприятия по их решению.

Вотинцева Т.С., Капранова М.В.
ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ мероприятий, разрабатываемых и реализуемых государством и работодателями в рамках пенсионной политики в России и в ряде зарубежных стран (Испания, Дания, Швеция и др.), что актуально в свете пенсионной реформы, проведенной в 2019 году. Приведены статистические данные, демонстрирующие актуальное соотношение занятого населения и лиц старше трудоспособного возраста, имеющее своим следствием повышением границ пенсионного возраста, и подтверждающие необходимость формирования качественно новых условий для профессиональной реализации лиц предпенсионного возраста. Представлены обобщающие выводы, подтверждающие необходимость психологического и социального сопровождения лиц пожилого возраста, стремящихся продолжать трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. Обусловлена необходимость исследования психологических особенностей предпенсионеров, социально-психологических предикторов профессионализации лиц предпенсионного возраста и особенностей построения программ профессионализации, профессиональной переподготовки и обучения с учетом психологических особенностей лиц данной категории. В заключении авторами предлагается рассмотреть возможность внесения коррективов в имеющиеся программы профессионального обучения и переподготовки лиц предпенсионного возраста, которые необходимо выстраивать с учетом мотивационных, адаптационных и личностных особенностей, свойственных лицам предпенсионного возраста.

Демаков В.И., Рерке В.И., Портная Я.А., Ракитский В.В.
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ МЕДИЦИНЫ И АКТУАЛЬНОСТИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ

Аннотация. В статье показаны роль и актуальность использования средств и методов соблюдения информационной безопасности в сфере медицины, в особенности в условиях глобальной цифровизации врачебной деятельности. Быстро увеличивающиеся в объемах массивы данных о различных медицинских параметрах требуют не только обеспечения качества информации, выражающегося в достоверности, релевантности, актуальности, доступности, но и постоянного мониторинга выполнения требований их защищенности. Создание единого информационного медицинского пространства сначала на национальном уровне, а затем и на международном, разработка стандартизированных автоматизированных рабочих мест для специалистов, с соблюдением всех требований защиты конфиденциальных данных, позволит существенно повысить эффективность работы медицинских организаций, а также может способствовать повышению доверия пациентов к врачебной деятельности.

Леонова Е.Н.
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ

Аннотация. При всем многообразии исследований копинг поведения, до сих пор остается актуальным изучениедетерминант копинга для прогнозирования способов совладания человека с трудными ситуациями. В статье представлены результаты эмпирического исследования предикторов способов копинга с трудными профессиональными ситуациями у врачей-ординаторов. В качестве предикторов рассматривались критерии когнитивного оценивания трудности ситуации и жизнестойкость. Выявлено как независимое влияние предикторов, так и совместное их влияние на выбор способов копинга. Показано, что жизнестойкость, как внутренний ресурс устойчивости, актуализирует выбор способов копинга. Построены модели прямого влияния предиктора жизнестойкость для таких способов копинга, как планомерное решение проблемы, положительная переоценка, самообвинение. Доля объяснимой дисперсии для данных способов копинга варьирует от 3,9% до 14,3%, что свидетельствует о существовании дополнительных факторов, обуславливающих такой выбор способов копинга. Для моделей способов копинга противостояние, фантазирование и надежда на внешние силы предикторами являются и жизнестойкость, и критерии когнитивного оценивания трудности ситуации. Доля объяснимой дисперсии переменной противостояние составила 28,9%, а для переменной фантазирование и надежда на внешние силы – 20,6%. Причем степень влияния предиктора жизнестойкость в этих моделях несколько больше, чем субъективных оценок трудности ситуации. Для способа копинга обращение за поддержкой к социальному окружению предиктором выступают затруднения в прогнозировании развития ситуации.

Ложкина Н.В.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ «Я-ОБРАЗА» СОТРУДНИКА ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ

Аннотация. Изучение общественного мнения в целях формирования положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции обусловлено наблюдающимся в настоящее время снижением авторитета этой службы в глазах общественности, участников дорожного движения. Необходимо изучить причины этого явления, раскрыть объективные и субъективные факторы, влияющие на положительный образ сотрудника Госавтоинспекции, разработать научно обоснованные психологические технологии формирования положительного «Я-образа» сотрудника Госавтоинспекции под воздействием общественного мнения, трансформировать его в положительном направлении. Специфика профессионального общения сотрудника Госавтоинспекции заключается в том, что он вступает в контакт с разными категориями граждан, во взаимоотношениях с которыми имеются определенные трудности, включая провокационное поведение участников дорожного движения. Несомненно, что для повышения эффективности общения с гражданами сотруднику Госавтоинспекции необходимо учитывать особенности национальной, региональной, групповой психологии граждан, а также индивидуально-психологические особенности личности. Рассмотрение деятельности сотрудника Госавтоинспекции в рамках психологического подхода позволяет выявить и провести анализ психологических характеристик данной деятельности. Исследуемая проблема в первую очередь важна для самих сотрудников Госавтоинспекции, в том числе для руководства данных подразделений. Её решение может повысить уровень психологической готовности сотрудников Госавтоинспекции к выполнению служебных обязанностей, профессиональную мотивацию и уровень сформированности основных профессионально значимых качеств личности.

Никитина Е.Б.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ОШИБКАМ

Аннотация. В современном мире потребность в изучении иностранных неуклонно возрастает. Учеными-лингвистами и педагогами разработан широкий спектр учебных и методических пособий, целью которых является оптимизация процесса изучения иностранного языка и улучшения качества подготовки студентов. В процессе преподавания иностранного языка учителя стакиваются с рядом проблем, в том числе с проблемой нахождения наиболее эффективного способа исправления ошибок, допускаемых студентами в устной и письменной речи. Данная статья посвящена вопросам методики корректировки ошибок, а также рассмотрению причин возникновения тех или иных языковых неточностей. Приводятся основные классификации ошибок и предлагаются наиболее эффективные способы предотвращения лексических и грамматических ошибок. Данная статья направлена на развитие положительного восприятия лингвистических ошибок как со стороны самих преподавателей, так и их студентов. Значимость предлагаемой научной статьи заключается в систематизации сведений таком распространённом явление как речевая ошибка в ходе овладения иностранным языком, а также предлагаются способы исправления языковых ошибок. Как итог отмечается, что при правильном подходе к исправлению ошибок преподаватель сможет достичь максимальных результатов в процессе обучения иностранному языку.

Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Петровский В.А.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НЕПРАГМАТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ОТРАЖЕННОЙ СУБЪЕКТНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ»

Аннотация. В статье приведена феноменологическая типология непрагматических проявлений отраженной субъектности, выявленная с помощью кардио-окулометрической диагностики у представителей «помогающих профессий». Типология получена путем факторного анализа обнаруженных корреляционных связей между зафиксированными с помощью айтрекера окулометрическими параметрами взора испытуемых. В статье показано, что первый фактор фиксирует одновременное сочетание готовности помогать и нежелание контролировать себя, предпочтение роли ведущего, нарочитый оптимизм и в то же время болезненное реагирование на совершаемые ошибки. Второй фактор демонстрирует тяготение определенной группы респондентов к выбору инфернальных образ. в, повышенное внимание к проявлениям «мрачной эстетики». В повседневной жизни для них характерны дистанцирование от своих коллег, стремление использовать в качестве украшений изображения зловещего вида. Третий фактор, выявивший стремление ряда респондентов к сочетанию повышенного внимания к символам личной неуспешности и пессимистического мировосприятия, позволил выделить группу, представители которой в послетестовых беседах стремились не встречаться глазами с интервьюером, давали уклончивые ответы, отзывались о своей жизни и персоне уничижительно. Четвертый фактор, сформированный показателями повышенного внимания одновременно и к символам агрессивного содержания, и к символам вынужденного подчинения, помог выделить группу, в которой респонденты часто воспринимали послетестовую беседу как навязанный им турнир, побуждающий их к атакующим действиям. Но при столкновении с вежливой настойчивостью в отстаивании собеседником своего мнения они обычно стремились уйти от дальнейших споров. В их поведении нередко наблюдалось сочетание заносчивости и неуверенности, агрессивности и тревоги.

Прибе А.И., Малышев А.Г., Рабазанов С.И., Климов И.А., Малышев С.А.
ПУТИ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Для каждого человека, в том числе и сотрудника органов внутренних дел, достаточно актуален вопрос о преодолении кризисных ситуаций, которые подрывают физическое здоровье и моральный дух, способствуют недобросовестному выполнению служебных задач, а также в целом подрывают образ сотрудника правоохранительных органов. Перечень таких ситуаций охватывает не только профессиональную сферу. При их классификации выделяют обычную с элементами напряженности, трудную и экстремальную кризисную ситуацию. В силу этого к профессиональным качествам сотрудника предъявляется ряд требований, а сами качества связываются со стрессами и умением сотрудника использовать методы саморегуляции. Для использования таких методов сотрудник ОВД должен иметь представление об основных факторах труда и ситуациях бытового характера, результатом воздействия которых может стать профессиональная деформация сотрудника. Сущность данного феномена состоит в переносе профессиональных качеств в неслужебные пространства.

Для борьбы со стрессом и кризисными ситуациями используется метод обязательного анализа возникшей ситуации и метод «отключения». Также одним из способов преодоления кризисных ситуаций выступает выявление профессиональной деформации. В результате опроса практических работников (106 человек) территориальных органов внутренних дел по городу Рязань и Рязанской области были выдвинуты предложения по профилактике и коррекции про­фессиональной деформации сотрудников ОВД. Проведенным исследованием было установлено, что наибольшим числом сотрудников было выбрано материальное стимулирование как один из способов борьбы с профессиональной деформацией.

Одним их путей профилактики профессиональной деформации сотрудника правоохранительных органов может выступать профилактика межличностных отношений в служебном коллективе, а также превращение каждого сотрудника в заинтересованного субъекта собственной профилактики. Знание каждым сотрудником уголовно-исполнительной системы способов преодоления кризисных ситуаций и профессиональной деформации будет способствовать развитию иммунитета против душевного очерствения, уважения моральных норм, принципов и в целом послужит повышению эффективности профессиональной деятельности.

Тимофеева Т.С., Озерина А.А., Голубь О.В.
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме создания инструментария для исследования факторов городской идентичности как социально-психологического феномена. Для ее решения авторы провели комплексный анализ и разработали классификацию факторов становления изучаемого феномена. Большими диагностическими возможностями в данной сфере обладает анкетный опрос. Для разработки анкеты авторами проведен теоретический анализ научных работ, посвященных условиям и основным механизмам, определяющим положительную устойчивую городскую идентичность. В результате были выделены социальные, визуально-пространственные, коммуникативно-пространственные, историко-культурные, психологические группы факторов. Эти факторы имеют разную динамику, одни являются устойчивыми, связанными с прошлым опытом, другие – более динамичны, изменчивы. Функциональная составляющая данной классификации заключается в том, что через изменения условий жизни города с учетом выделенных факторов возможно управление и воздействие на городскую идентичность, а, следовательно, и городское поведение жителей. На основе перечня факторов разработаны примеры вопросов анкеты для исследования городской идентичности жителей Волгограда. Практическая значимость исследования заключается в том, что созданный инструментарий может применяться для исследования особенностей формирования идентичности жителей других регионов и городов. Определение степени значимости каждого фактора и группы в целом для формирования положительной городской идентичности будет перспективной задачей дальнейшего этапа исследования. Анкета позволит выявить ключевые факторы, способствующие формированию различных типов (положительного, негативного, нулевого) городской идентичности жителей города Волгограда.

Титова Н.К.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация. В статье цель и задачи исследования связаны с изучением механизма развития знаний, стадий, особенностей, средств и методов, структуры технологии развития критического мышления у студентов. В результате анализа литературы американских авторов конца XX века выявлена технология развития критического мышления через чтение и письмо, содержащая, механизм развития знаний обучающихся и состоящая из трех стадий. Установлено также, что эффективность технологии развития критического мышления обусловлена рядом ее особенностей. Выявлено, что основными методами, представленными в технологии развития критического мышления, является проблемно-поисковый и сознательно-коммуникативный. В структуре технологии выделяется два основных блока и пять основных стадий, а также средства, методы и принципы.

Ермолаев В.В., Четверикова А.И., Страшнова В.Д., Королева Е.А., Воронцова Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ АГРЕССИИ У ВОДИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация. В статье представлены теоретический анализ и эмпирические данные о факторах инструментальной агрессии у водителей московского автомобильного пассажирского транспорта. Гипотеза исследования – инструментальная агрессия водителей московского автомобильного пассажирского транспорта детерминирована психологическими факторами, а именно: напряженностью, тревогой, неустойчивостью эмоционального тона, неудовлетворенностью жизнью в целом. В исследовании приняли участие 75 претендентов на должность водителя московского автомобильного пассажирского транспорта. Диагностическим инструментарием выступили следующие методики: «Hand-test» Э. Вагнера, опросник «Dula Dangerous Driving Index», опросник «Driving Anger Expression Inventory», методика определения доминирующего состояния. Результаты: 1) Каждый четвертый (24%) из числа обследованных претендентов на должность водителя московского пассажирского транспорта склонен к открытому агрессивному поведению. 2) Установлена корреляционная связь между пребыванием водителя в неравновесном психическом состоянии и проявлении им инструментальной агрессии при управлении транспортным средством. 3) Установка систем видеофиксации в кабинах московского общественного транспорта для постоянного мониторинга поведения водителей способна провоцировать развитие неравновесных психических состояний за счет увеличения эмоционального напряжения («эффект публичности») и стимулировать проявление инструментальной агрессии при управлении транспортным средством.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Воронин В.А.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХОРОВОГО ПЕНИЯ КАК СРЕДСТВА РАСШИРЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Лингвистический кругозор – термин, появившийся относительно недавно. Он достаточно емко и четко характеризует этапы освоения языка, определяя основную цель, но вот движение к этой цели может быть разным. Оно зависит от выбора подхода к обучению и методики преподавания иностранного языка. Цель данной статьи – описать опыт организации хорового пения при обучении английскому языку в контексте расширения лингвистического кругозора. Задачи исследования заключаются в представлении методических приемов обучения иностранному языку с помощь хорового пения и описания их результатов. Данные задачи решались на основе личностно-ориентированного и смысло-деятельностного подходов к организации содержания обучения и форм учебной деятельности при обучении иностранному языку. Методология исследования основана на методических трудах отечественных и зарубежных исследований, посвященных обучению иностранному языку с помощью песенных материалов. В исследовании описывается актуальность обучения иностранному языку на основе пения, критерии отбора песенного материала, методические этапы организации обучения, педагогические условия, психолого-педагогические основы обучения и мотивационные аспекты представленной методики. В исследовании были задействованы обучающиеся средних школ, работа по апробированию и мониторингу результатов охватывает обширный период – более 10 лет. За этот период были разработаны и применены дидактические материалы и средства обучения, представленные в виде авторских учебных пособий.

Выводы, представленные в исследовании, позволили определить основные этапы, преимущества и перспективы обучения иностранному языку с помощью представленной методики и средств обучения. Авторская методика и результаты ее применения позволили сделать главный вывод о том, что без положительного микроклимата, без эмоциональной окраски и насыщенности уроков, процесс обучения иностранному языку не позволяет в достаточной степени мотивировать обучающихся и, вследствие этого, не позволяет достигать нужного качества обучения в процессе изучения иностранного языка. Именно это необходимое условие повышения качества обучения и позволяет сделать вывод о том, что представленная методика использования песенного материала в процессе изучения иностранного языка является необходимым компонентом процесса формирования высокого уровня развития лингвистической компетентности.

Ишмуратова Ю.А., Блинникова И.В.
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ СТУДЕНТАМИ И ПРОФЕССИОНАЛАМИ В ОБЛАСТИ ХИМИИ

Аннотация. Важнейшей особенностью профессиональной деятельности химиков является владение химическим языком на трех уровнях химического знания (макро-, микро-, символьном). Целью данного исследования является определение различий между профессионалами и студентами в области химии при решении задач, содержащих разные уровни химического знания. Были разработаны задачи, включающие в себя трехмерные изображения молекул веществ (микроуровень), а также их формульное и текстовое обозначение (символьный уровень). В исследовании приняли участие 42 химика в возрасте от 17 до 55 лет: 21 человек – студенты химических специальностей; 21 человек – профессиональные химики, работающие по специальности более 10 лет. Было обнаружено, что профессионалы в области химии решают задачи быстрее и с меньшим количеством ошибок. Профессионалам легче осуществлять переход между уровнями химического знания (а именно: между молекулярным и символьным). Для профессионалов не существует принципиальных различий в поиске правильного ответа среди формул или среди словесных обозначений. Более того, профессионалы несколько лучше решали задачи, когда ответы были представлены в словесной форме. Анализ ответов экспертов позволил выяснить, что это связано с построением ментальных репрезентаций, которые позволяют быстрее и эффективнее решать поставленные задачи. В свою очередь, для студентов переход между двумя уровнями химического знания представлял большую сложность. Студенты гораздо хуже справлялись с теми типами задач, в которых варианты ответов были записаны в форме словесного обозначения. При этом студенты значимо лучше и быстрее решали задачи, если ответы были представлены в виде формул. Устное интервью позволило выяснить, что преимущество в решении данного типа задач обеспечивает стратегия подсчета атомов в молекуле. Исследование позволило выявить особенности решения репрезентативных задач на разных уровнях становления профессионального опыта.

Казакова Л.П., Данилов С.И.
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КИНОКЛУБА В ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Аннотация. Статья раскрывает возможности психологического киноклуба в воспитательной, учебной и развивающей работе с курсантами-будущими военными психологами. Анализ опыта проведения психологического киноклуба, организованного в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации показывает, что данная форма работы может использоваться для медиаобразования, формирования военно-профессиональной идентичности, исследовательской позиции, развития мотивации учения курсантов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». Практическое использование методов медиаобразования является предметом анализа участников психологического киноклуба. Научная работа, проводимая курсантами на базе киноклуба, позволяет рассмотреть критерии эффективности включения киноискусства в работу с военнослужащими. Делается вывод о том, что психологический киноклуб задает пространство для самоорганизации, создает условия для фасилитации личностного и профессионального развития курсантов.

Ковалев П.А.
ФАКТОРЫ НЕГАТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Аннотация. Актуальность изучения психологического самочувствия детей-сирот в условиях детского оздоровительного лагеря обусловлена необходимостью поиска условий их эффективной социализации. Психологическое самочувствие представляет собой субъективное состояние, детерминированное воздействием внешних условий, которое осуществляется опосредованно, через систему личностных свойств, смыслов, ценностей. В психологии изучены отдельные показатели самочувствия детей-сирот в разных условиях социализации, как целостный феномен оно нуждается в дальнейшем исследовании. Исследование психологического самочувствия сирот в условиях лагеря проведено на выборке в 106 человек с использованием методов стандартизированного опроса и статистической обработки данных. Изучение самочувствия детей-сирот в условиях смешанных отрядов показало, что по показателям тревоги, самочувствия, активности, настроения наиболее неблагоприятно оно в ситуации конкуренции с семейными сверстниками, в то время как в ситуациях сотрудничества эти показатели самочувствия повышаются. Отрицательное самочувствие сирот в ситуации конкуренции с семейными сверстниками определяется высокой значимостью для них мнения вожатых, их авторитетом. Негативное самочувствие сирот в ситуации конкуренции обусловлено также привязанностью сирот к некоторым семейным сверстникам, восприятием их как авторитетных лиц в составе собственного социального окружения.

Коган Е.А.
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу отношения студентов к патриотическому воспитанию в вузе, их участию в патриотических мероприятиях. Приведены результаты исследования мнений студентов Московского авиационного института (НИУ). Исследование было проведено методом анкетного опроса в онлайн-форме. Всего было опрошено 250 респондентов, среди которых большинство (72%) – представители мужского пола. Исследование показало, что почти половина студентов считает патриотическое воспитание в вузе необходимым. Но при этом фиксируется низкая активность студентов в патриотических мероприятиях – всего 14% опрошенных принимали участие в различных военно-патриотических акциях. Студенты объясняют это такими причинами, как высокая загруженность в учебе и работе, отсутствие интереса к подобным мероприятиям, лень. В ходе опроса выяснилось, что только 28% категорически отказались принимать участие в патриотических акциях при любых условиях. Более трети респондентов будут готовы участвовать в подобных мероприятиях в том случае, если они будут интересными, неформальными, учитывать их потребности. Студенты не хотели бы, чтобы данные мероприятия проводились формально, для галочки и с использованием административного давления. Наиболее интересными мероприятиями для них будут те, которые выходят за рамки военно-патриотической направленности: выставки, касающиеся культуры и природы страны, литературные гостиные, встречи с известными людьми, политические дискуссии, спортивные состязания. Для повышения вовлеченности молодёжи в патриотические мероприятия необходимо регулярно изучать потребности студенческой молодёжи, получать обратную связь и активнее вовлекать их в организацию подобных акций.

Левин Л.М.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

Аннотация. В современной научной психологии остается открытым вопрос о причинах противоправного поведения, истоках преступного стиля жизни. Во многих эмпирических исследованиях ученые выявляют различные психологические аспекты совершения преступлений разными категориями лиц. В настоящей работе была предпринята попытка по изучению детерминант девиантного и делинквентного поведения. На базе исправительных учреждений, подведомственных Федеральной службе исправления наказаний, нами было проведено изучение психологических особенностей жизненного пути несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание за преступления различной степени тяжести. Специально подобранным психодиагностическим инструментарием было обследовано 125 респондентов, в т.ч. ведущих правопослушный образ жизни. По результатам опроса были обнаружены специфические особенности автобиографических воспоминаний и жизненного пути несовершеннолетних правонарушителей.

Юрковская И.В., Пахомова Е.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ЮРИСТПРУДЕНЦИИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что одним из аспектов эффективности изучения иностранного языка является умение обучающегося организовать самостоятельную работу. Авторы в качестве цели и задач исследования поставили обобщение накопленного опыта по организации самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка. Результатом исследования явились разработанные авторами методические примеры по организации самостоятельной работы для студентов-юристов, изучающих немецкий язык.

Шептуха В.В.
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА О СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты психологических исследований представлений студентов колледжа о своем профессиональном будущем и их мотивационной направленности на достижения. Научная и практическая значимость данного исследования обусловливается высоким регуляторным влиянием представлений учащихся на результативность учебы, что позитивно сказывается на уровне профессиональной подготовки в учебном заведении.

Представления как вторичные репродуктивные психические образы являются сложным синтезом образов памяти, воображения, переработки и осмысления имеющейся информации, мыслительной деятельности. Важную роль в регуляции деятельности и поведения имеют антиципирующие представления как образы будущего, направляющие активность. На представления оказывают влияние многие факторы, в том числе имеющие мотивационный характер.

Представления учащимися своего профессионального будущего зависят от уровня мотивации достижений или успеха, которые отражаются на успеваемости.

Проведенный теоретический анализ проблемы позволил провести эмпирическое психологическое исследование, позволяющее установиться связи между качеством и направленностью представлений учащихся колледжа о своем профессиональном будущем и их мотивационной направленностью на достижения и успех. Исследование проводилось на репрезентативной выборке. Использовались субъективные методы исследования образов представления – анкетирование, собеседование и психологическая диагностика с использованием методики Т. Элерса. В исследовании принимали участие учащиеся колледжа, сгруппированные по уровню успеваемости – высокая успеваемость, невысокая успеваемость.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии тесной связи качества представлений учащихся колледжа о будущей профессиональной деятельности и мотивационной направленностью на успех. У учащихся с высокой успеваемостью, имеющих высокую мотивацию достижений или успеха, характеристики сферы антиципирующих представлений по всем показателям лучше в 1,5 – 3 раза, чем у студентов с невысокой успеваемостью. Важно подчеркнуть, что профиль оценочных суждений и его количественные характеристики при исследовании, как представлений, так и мотивационной направленности на успех практически одинаковый. Все это создает реальные предпосылки для управления представлениями учащихся о своем профессиональном будущем, улучшения их подготовки.