РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Шакиров Эльчин, Пенковцев Р.В.
ОТНОШЕНИЯ РФ И ЕС В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

Аннотация. В статье описывается характер отношений РФ и ЕС в сфере энергетики, основные этапы построения отношений в данном контексте, их значение для России и стран ЕС. Подписав индивидуальные соглашения с европейскими странами в экономической сфере в период холодной войны, Россия признала Европейское Сообщество (далее Евр. сооб.) в 1987 году и начала сотрудничество с ним. После того, как СССР был преобразован в РФ в 1991 году, а Евр. сооб. – в Европейский Союз (далее ЕС) после Маастрихтского договора в 1993 году, отношения между сторонами в 1990-е гг. были противоречивы в отношении России в контексте вопросов «прав человека и компромисса». С 2000-х гг. использование Россией энергии в качестве ключевого фактора международной политики изменило форму отношений между РФ и ЕС. Возвращаясь к индивидуальным соглашениям с европейскими странами в области энергетики, Россия расколола единство ЕС в экономике. Из-за Крыма, Украины и др. ЕС стал посредником Запада в вопросе выдвижения санкций в отношении России, но эти санкции не угрожали слабым местам экономики России. В этом исследовании рассматривается дорожная карта изменения социальных и политических отношений РФ и ЕС, в частности за последние 30 лет, в свете экономических связей между ними. На основе оценки расширения ЕС и НАТО был сделан вывод, о том, насколько сдерживается политика в частности в отношении к России членами ЕС.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Махмуд Т.И., Дмитриева А.В.
ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПАЦИЕНТОВ НАРКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА

Аннотация. Работа направлена на прояснение понятия «уровень реабилитационного потенциала». Представлены материалы трех эмпирических исследований. Выборке для исследования приняли участие пациенты наркологического диспансера с 1 и 2 стадией алкогольной зависимости. Возраст участников исследования от 23 до 51 года, из которых 21% женского пола и 79% мужского пола. Исследование включило в себя два замера с интервалом 10-15 дней во время интервала проводились две мотивационные беседы и 5 групповых занятий, с целью повышения уровня мотивации, одновременно в группе участвовало 8-14 человек. После чего проводился второй контрольный срез для сравнений результатов. Использовались методики тест «AUDIT», тест «МАСТ», опросник «Уровень реабилитационного потенциала у больных с алкогольной зависимостью». Полученные результаты дают возможность говорить о том, что можно повысить уровень реабилитационного потенциала пациентов наркологического отделения с помощью «Мотивационного интервью» и групповых занятий, для продолжения лечения в реабилитационном отделение. Приводятся данные критериев парных выборок Т-Стьюдента, где подтверждается различия результатов до и после, в пользу повышения уровня реабилитационного потенциала у пациентов наркологического диспансера.

Климова Е.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В современном поликультурном обществе большое внимание уделяется социальному развитию детей, так как от их успешной социально-психологической адаптации зависит эффективное развитие общества, молодого поколения. От того, как дети из семей мигрантов будут входить в новое общество, зависит в дальнейшем конструктивное взаимодействие с окружающими. Высокая социально-психологическая адаптированность детей мигрантов способствует построению конструктивного диалога с детьми из оседлых семей. Необходимо отметить, что социальный опыт дети изначально получают в своей семьи, поэтому процесс социально-психологической адаптированности их взаимосвязан с детско-родительскими отношениями.

Исследование направлено на определение взаимосвязи детско-родительских отношений и социально-психологической адаптированности детей из семей мигрантов.

Методологическая база исследования построена на систематизации современных исследований по проблеме детско-родительских отношений в семье мигрантов, доминирующих трудностей детей-мигрантов при взаимодействии с социумом. Эмпирическое исследование определяет характеристики детско-родительского взаимодействия, особенности проявления этнической идентичности родителей и социально-психологическую адаптированность детей.

Кривенко Ж.Д.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ НАРОДНОМУ ПЕНИЮ В СВЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ С. СУДЗУКИ

Аннотация. Принцип «взращивания с любовью» знаменитого японского скрипача и педагога С. Судзуки применим и к колосу пшеницы, и к рождению народной песни в фольклорной среде, и гуманистическому образованию в целом. Именно этим обуславливается возможность применения педагогических принципов Судзуки, опирающихся на его богатейший опыт преподавания и ассимиляцию реальных и воображаемых контактов с А. Эйнштейном, Л.Н. Толстым и В.А. Моцартом, в современном народно-певческом образовании. Студент вуза или колледжа также должен стать «ребенком», отбросив все наносное и неестественное, научно и духовно осознать-пережить свое единство с мирозданием, раскрыть «внутреннего учителя» (или высшее Я) и стать выразителем «слова души» своего народа в единстве со всеми жителями планеты.

Ластовенко Д.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СТУДЕНТАМИ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования личностных, метакогнитивных и саморегуляционных характеристик студентов инженерных специальностей ракетно-космической отрасли.

Выборку исследования составили 79 студентов в возрасте от 17 до 38 лет, обучающихся по направлению «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» в ГБОУ ВО МО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова». В исследовании использовались экспериментальные и психодиагностические методы и методики. Методиками исследования стали: многофакторный личностный опросник FPI-В, «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» Ю.В. Скворцовой и М.М. Кашапова, «Шкала самооценки метакогнитивного поведения» Д. ЛаКоста в адаптации А.В. Карпова. Для статистической обработки данных применялся однофакторный дисперсионный анализ.

В результате проведенного эксперимента были выделены группы студентов с разной степенью успешности решения профессиональных задач. Для каждой из полученных групп были описаны и проанализированы характеристики метакогнитивных процессов, саморегуляционных и личностных особенностей. Статистически достоверные отличия между выделенными группами были обнаружены практически по всем шкалам используемых в исследовании методик.

Предположение, лежащее в основе исследования, было подтверждено: успешные студенты РКО обладают более развитыми показателями в области процессуального компонента саморегуляции и более высокие показатели метакогнитивных составляющих, включающих представления о своем метакогнитивном потенциале и контролируемости процесса познания. Статья основана на материалах диссертационного исследования психологических факторов решения профессиональных задач студентами инженерных специальностей ракетно-космической отрасли.

Левин Л.М.
РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ С УЧЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Аннотация. Несмотря на снижение преступности среди несовершеннолетних в нашей стране актуальным остается поиск ресурсов, сдерживающих совершение противоправных действий среди подростков, а также разработка психопрофилактических программ. Источником таких защитных механизмов может стать изучение жизненного пути, автобиографических воспоминаний. В настоящей статья приводятся результаты оригинального исследования, проведенного на базе исправительных учреждений г. Москвы, подведомственных Федеральной службе исполнения наказаний РФ (ФСИН РФ). На основе полученных данных предлагается и обосновывается психокоррекционная программа по работе с правонарушителями.

Луцик М.Ю.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ Я-КОНЦЕПЦИИ

Аннотация. В данной работе представлено методологическое и эмпирическое изучение феномена Я-концепции, при подходе к нему не как к структурному новообразованию, а как к процессу, направленному на достижение самоактуализации. В соответствии с этим нами были представлены и описаны следующие способы символизации опыта: организмические ощущения, оценка других людей и концептуализация опыта. Данные способы проживания опыта служат для реализации более «собственного» и развивающего поведения. Были установлены психометрические показатели, проверена прогностическая, структурная и конвергентная валидность, эмпирически уточнены значения слоев психики. Так, организмический слой позволяет переживать опыт, опираясь на собственные критерии оценки, но при доминировании отчуждает от других людей; социальный слой связан со взаимодействием с другими людьми, усвоением норм и законов, но также отчуждает человека от своего реального Я; концептуальный слой способствует выбору опыта, который связан с комфортом, аутосимпатией. Но именно взаимодействие этих слоев позволяет переживать опыт и достигать самоактуализации. Результатом данной работы является разработанная методика, которая может использоваться как в научных, так и прикладных исследованиях.

Львова Т.Г., Конеева Е.В., Рахманов И.Д.
ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО
АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА (НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА))

Аннотация. Актуальность исследования проблемы продвижения услуг ВУЗа в интернете получила новый импульс в период COVID‑19 и сопутствующими мерами, которые заставили людей перейти для общения, поиска информации и образования в Сеть Интернета. Целью исследования явилась разработка путей улучшения коммуникационной деятельности ВУЗа, которая достигалась посредством решения следующих задач и методов. При помощи метода анализа и обобщения литературы были изучены в целом проблема применения интернет-коммуникаций. А таже отдельные аспекты проблемы продвижения услуг ВУЗа в интернете, а именно какие факторы влияют на выбор ВУЗа абитуриентами. Была разработан анкета и проведен опрос для изучения рекламы и деятельности связей с общественностью в Интернете студентов Московского авиационного института (НИУ) и других вузов г. Москвы. В результате опроса студентов выявлены темы, наиболее востребованные в сети Интернет: возможность трудоустройства после окончания образовательной организации, бюджетные места, рейтинг учебного заведения, а также будущее профессиональное и социальное положение, а также, качества организации учебного процесса, наличие военной кафедры и общежитий. На основе этих и других результатов, полученных авторами, предложены пути улучшения коммуникационной деятельности и сайта ВУЗа.

Романова С.А., Гурова О.С.
КАТЕГОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗА ТАДЖИКА У РУССКИХ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. На территории России проживает и обучается большое число представителей разных этнических групп, одну из которых представляют таджики. Процесс адаптации студентов – членов разных этнических групп, характеризуется рядом трудностей: сложности межнационального общения на основе языкового барьера, культурных отличий, этнических предрассудков.В рамках образовательного пространства характер межнационального взаимодействия может быть обусловлен спецификой категоризации русскими студентами членов других этнических групп.Цель статьи – выявить содержание категориальной структуры образа таджика у русских студентов г. Барнаула с разным типом этнической идентичности.Специфика категоризации образа таджика представлена в виде структур категорий. Эти структуры выделены в результате применения факторного анализа на основании преобладающего типа этнической идентичности у респондентов.В исследовании были применены методы: анкетирование, экспертный опрос, субъективное шкалирование, факторный анализ, методика «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Получены четыре категориальные структуры образа таджика, выделенных по основанию типа этнической идентичности респондентов. В основе образа таджика у разных групп студентов на верхнем уровне лежат разные категории, которые состоят из уникального набора категорий низшего порядка. У русских студентов с выраженной нормальной этнической идентичностью в образе таджика превалируют позитивные категории: лидирующий, бескорыстный, сдержанный и др. Респондентами с выраженной гиперидентичностью представитель таджикской национальности категоризуется по большей части негативно – в факторной структуре наибольший вес имеет категория «Асоциальный». Респонденты с преобладающей этнической индифферентностью также делают акцент на негативных характеристиках таджика, отмечая его импульсивность, несдержанность. Группа респондентов с выраженным этнонигилизмом представляет члена таджикской этнической группы в подавляющем большинстве негативно. Был сделан вывод, что для преобладания позитивного характера взаимодействия русских студентов с представителями таджикской национальности необходимо формировать и поддерживать позитивную этническую идентичность русской молодежи.

Озерина А.А., Тукузова А.А.
КОММУНИКАТИВНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация. Данное исследование направлено на выявление особенностей городской идентичности жителей города Волгограда в зависимости от коммуникативно-пространственных факторов. На основании изученных теоретико-эмпирических исследований, нами были выделены следующие группы факторов, которые определяют формирование городской идентичности: социальные, визуально-пространственные, психологические, историко-культурные, коммуникативно-пространственные, среди которых последняя группа рассматривалась как важнейшая детерминанта городской идентичности, конструируемой в определенном социальном пространстве. Были использованы следующие методы: теоретические (теоретический анализ литературы, метод интерпретации), эмпирические (опрос, анкетирование) и математической статистики (методы описательной статистики, однофакторный дисперсионный анализ (Anova)). Выборку составили 299 человек. В результате проведенного исследования установлено, что близкий круг общения опосредует эмоциональную привязанность к городу; близость и доступность социального окружения влияет на мотивационный компонент городской идентичности; отношение членов семьи и близких людей к Волгограду и жизни в нем оказывает влияние на все измеряемые нами показатели городской идентичности; формирование представления о земляках влияет на мотивационный и эмоциональный компоненты городской идентичности; испытывают чувство солидарности и ощущают большую принадлежность к городу жители, к которым редко враждебно относятся; оказание помощи и поддержки со стороны малознакомых земляков влияет на эмоциональную привязанность и чувство близости к городу у респондентов, а также детерминирует общий уровень городской идентичности, ее мотивационный и поведенческий компоненты; эмоциональная привязанность к городу и чувство близости с ним, планирование будущего, связанного с городом опосредуют как общий уровень городской идентичности, так и все структурные компоненты (эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационный); связать своё будущее с городом планируют те респонденты, которые считают других жителей более неприветливыми и агрессивными, чем в других населенных пунктах. Сформулированные выводы носят прогностический характер, предваряющий дальнейшее исследование.

Бакланова Т.И., Шурупова Н.Н.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены некоторые результаты исследования, которое проводится в рамках научной школы Т.И. Баклановой «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры». Исследование посвящено этнокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. В данной статье выделены научно-методические аспекты исследования, внедренные в деятельность детской театральной студии ГБУ «Социально-досуговый центр “Контакт”» (г. Москва). Руководитель студии – Н.Н. Шурупова. В опытно-экспериментальной работе особое внимание уделено воспитанию и развитию детей в контексте лучших традиций русского фольклорного театра и, в целом, народной художественной культуры. При этом учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, используются возможности столичной социально-культурной и театральной среды для их этнокультурного развития, осуществляется взаимосвязь с участниками взрослой театральной студии этнокультурной направленности, организованной в рамках программы «Московское долголетие».

Юрковская И.В., Пахомова Е.А.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ КУРСА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРОФИЛЬНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается ситуационная задача как форма интеграции курса немецкого языка с профильными юридическими дисциплинами. На примерах конкретных ситуационных задач, составленных автором, иллюстрируется корреляция специальной юридической информации с лексическими и грамматическими задачами обучения, а также подтверждается педагогическая целесообразность применения ситуационных задач в образовательной деятельности с учетом основных тенденций современного юридического образования (практическая ориентированность, компетентностный подход).

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Багадаева О.Ю., Голубчикова М.Г., Арпентьева М.Р.
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Современные педагоги совершенно по-разному и в разной мере выдерживают порой весьма значительные нагрузки, проходят ситуации, перенасыщенные конфликтами, трудностями, стрессами, ведущими нередко к кризисам их личностного, межличностного и профессионального функционирования. Прохождение стрессовых ситуаций оказывает интенсивное воздействие на жизнь и состояние педагога, на его здоровье и личностные черты, на отношения с окружающими и на исполнение им должностных обязанностей и общие профессиональные черты. В последнее время участились случаи дидактогений и профессионального выгорания педагогических работников, случаи личностных, межличностных и профессиональных деформаций у работников всей системы образования. Профессия педагога дошкольного учреждения является высоко и разнообразно стрессогенной, требующей саморегуляции, самообладания, из-за значительной психологической нагрузки, превышающей таковую у многих иных специалистов. Цель исследования – анализ проблем стрессоустойчивости педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Метод исследования – теоретический анализ проблем стрессоустойчивости педагогов ДОУ. Становление и совершенствование стрессоустойчивости педагогов происходит в процессе успешного решения задач профессиональной деятельности, превращения трудностей и проблем этой деятельности в задачи, построении субъект-субъектных отношений как отношений диалога и наставничества. В коллективе педагогов и в процессе подготовки студентов особенно продуктивны процедуры и занятия, посвященные активному, совместному, моделирующему и проектирующему деятельности профилактики и совладания со стрессами решению типичных и нетипичных для педагога ДОУ проблем. Вовлеченность и осознанность, нацеленность на развитие и гармонизацию, повышение компетентности и активное совладание, позволяют качественно подготовить будущих специалистов к решению задач совладания с разнообразными трудностями и кризисами, трансформациями и переменами в образовательных отношениях.

Шамаева В.С.,Васильева Ф.С.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПРОФИЛЬ ПАЦИЕНТА С ТЕТРАПЛЕГИЕЙ

Аннотация. Работа направлена на исследование личностного профиля одного пациента с тетраплегией на дому. Предоставлены материалы психологического исследования: психологическое наблюдение, исследование когнитивно-познавательной сферы, эмоционально-личностной сферы, измерение уровня ситуативной и личностной тревожности и временной перспективы. Использовались методика «Схема нейропсихологического исследования», «Шкала определения ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру-Ханину» (State-Trait Anxiety Inventory — STA), «Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ)» (MMPI), «Методика определения типа отношения к болезни (ТОБОЛ)», «Опросник временной перспективы Зимбардо» (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что у пациента с тетраплегией при выраженной недостаточности двигательной функции, сохранены функции зрительного и слухового восприятия и когнитивно-познавательной сферы. Эмоционально-личностная сфера пациента обусловлена высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности и депрессивно-истерическим состоянием. Личностный профиль пациента с выраженной тетраплегией в поздней стадии заболевания характеризуется сенситивным отношением к болезни.

Володарская Е.А., Баксан Е.С.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ЖЕНЩИНЫ КАК ФАКТОР «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье выявляется взаимосвязь внешнего отображения «Я-концепции» (имиджа) с глубинными структурами самооценки и самоотношения. Самоотношение реализуется в имидже через стили самопрезентации в обществе, направленные на повышение собственной аттрактивности либо на уклонение от активной самопрезентации. Выбор тех или иных тактик формирует имидж как совокупность внешних атрибутов личности, презентующихся в социальном окружении, и, в свою очередь закрепляющих или видоизменяющих компоненты самоотношения личности. В результате выполнения тренинговой программы по развитию имиджа у женщин с низкой самооценкой и негативным самоотношением возможно повысить общую самооценку до умеренно среднего уровня и отношение к себе сквозь призму взгляда со стороны («зеркальное Я»).