РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Богомазова А.А.
РОЛЬ ПРИКАЗНЫХ СТАРЦЕВ ПИЯЛЬСКОЙ СЛУЖБЫ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ В ПРИОБРЕТЕНИИ МОРСКИХ СУДОВ ДЛЯ СОЛОВЕЦКОГО ФЛОТА (КОНЕЦ XVI–70-Е ГГ. XVII В.)

Аннотация. Статья посвящена роли Пияльского усолья в приобретении крупных морских судов (лодий) для нужд Соловецкого монастыря. Основанная в XV в. на островах в Белом море, обитель нуждалась в морских судах. На протяжении XVI–XVII вв. монастырский флот рос, достигнув своего расцвета к 30-м гг. XVII в. В конце XVI– первой половине XVII вв. обитель ежегодно приобретала морские суда: покупала, заказывала их изготовление, получала в качестве вклада. Однако вопрос о приобретении морских судов Соловецким монастырем до сих пор специально не поднимался в научных исследованиях. Большую часть лодий монастырь приобретал у жителей волостей по р. Онеге. На основе архивных источников установлена ведущая роль Пияльской службы в приобретении лодий «на монастырский обиход» на р. Онеге в XVII в., выявлены имена онежан, которым пияльские приказчики заказывали изготовление лодий или у которых покупали готовые суда, описан процесс покупки судов. В статье показано, что приобретенные лодьи не только увеличивали флот собственно монастыря, но и распределялись по материковым соляным промыслам обители, заменяли собой ветхие и вышедшие из строя суда.

Ключевые слова: Соловецкий монастырь, Пияльское усолье, традиционное деревянное судостроение, лодья.

Лата В.Ф., Фасоля А.А., Миргородский Д.С.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВИВШИЕ СОЗДАНИЕ В СССР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Аннотация. В настоящей статье выявляются и анализируются основные факторы, обусловившие создание в СССР стратегического ракетно-ядерного оружия. На основе анализа значительного количества исторических и историографических источников делается вывод, что к числу таковых относятся военно-политические, военно-технические и геополитические факторы. Также утверждается, что создание и развитие в кратчайшие сроки в СССР ракетно-ядерного оружия было результатом сдерживания агрессивных милитаристских стремлений США.

Ключевые слова. Ракетно-ядерное оружие, военная доктрина, исторический источник, паритет, баллистические ракеты.

Зизева Э.В.
ОТ ДЕМОКРАТИИ К ВОЕННОЙ ДИКТАТУРЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В УРУГВАЕ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950-х – 1973 г.)

Аннотация. Статья посвящена анализу структурного кризиса в Уругвае (вторая половина 1950-х – 1973 г.), который привел к падению демократической двухпартийной системы и установлению военного диктаторского режима. Автор раскрывает основные историографические подходы к вопросу о причинах кризисa и даёт его периодизацию. Подробно рассматриваются ключевые негативные тенденции в уругвайской экономике, которые на фоне ухудшения международной обстановки привели к экономической стагнации и росту социальной и политической напряженности. Активизировались революционные вооруженные группы, оказывавшие значительное воздействие на правительственную политику. Наиболее влиятельным среди них было национально-освободительное движение Тупамарос. Вовлечение армии в борьбу с социальным протестом стало переломным моментом в развитии страны и её переходе к военной диктатуре.

Ключевые слова: Уругвай, необатльизм, импортозамещающая индустриализация, экономический кризис, политический кризис, диктатура, Тупамарос, Х. Пачеко Ареко, Х.М. Бордаберри.

Сивинский А.М., Куламбаева К.К., Кошербаева А.Н.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Аннотация. История развития специального образования индивидуальна для каждого государства. Несмотря на непрерывные процессы глобализации, предполагающие единое образовательное пространство, в любой стране она оказывает существенное влияние на подходы к обучению детей с нарушениями слуха. Поэтому успешное построение национальной образовательной модели не может обойтись без изучения и понимания исторических особенностей. В данной статье авторы исследуют предпосылки, основные этапы становления и современное состояние системы обучения неслышащих и слабослышащих детей в Республике Казахстан. Проводится сравнительный анализ развития сурдопедагогической мысли, начиная с древнейших времен. Научно обосновываются варианты педагогического воздействия на детей, испытывающих проблемы с восприятием звуковой информации, в античность, средневековье и новое время с опорой на общую характеристику методов обучения в различных исторических периодах, документальные и архивные данные. Используя ретроспективный метод и метод периодизации, рассматривается влияние политических, социальных и экономических факторов на доступ к образованию детей с нарушениями слуха. Выявляются исторические особенности развития казахской культуры, оказавшие влияние на систему специального образования Казахстана. Рассматривается роль Российской империи и СССР в формировании современной казахстанской сети школ для неслышащих и слабослышащих детей.

Ключевые слова: история педагогики, нарушения слуха, Казахстан, сравнительная педагогика, сурдопедагогика, специальное образование.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Плахута О.Г.
ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЫ

Аннотация. В статье проведен разносторонний анализ научных взглядов на проблему замещающей семейной заботы, результатом которого является единодушное заключение ученых и практиков социального направления о том, что замещающая семейная забота, в своей основе, должна стать профессиональной. Подчеркивается, что разработка профессиональных стандартов деятельности специалистов по вопросам замещающей семейной заботы, отвечающая принципам научной профессиографии, с целью полного и конкретного представления целевых установок, объема, содержания и технологии их профессиональной деятельности, оценки степени соответствия специалиста данной деятельности, в настоящее время обусловлена, острой практической необходимостью. Предлагается инновационная технология оптимизации замещающей семейной заботы, суть которой заключается в подготовке специалистов данного направления по специально разработанной автором программе, направленной на формирование и развитие знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств, необходимых для выполнения деятельности по замещающей семейной заботе, а также создание определенных условий профессиональной деятельности данных специалистов. Рассматривается вопрос о внедрении данной технологии в систему высшего профессионального образования. Представлены итоги формирующего эксперимента, проведенного на выборке приемных (замещающих) родителей смешанных профессиональных групп, состоящих из приемных (замещающих) родителей, представителей «помогающих» профессий и приемных (замещающих) родителей, из числа различных профессиональных групп), прошедших стадию адаптации семьи и ребенка. Подчеркивается научная новизна исследования, так как проблема оптимизации замещающей семейной заботы с позиции профессиологического подхода рассматривается впервые.

Ключевые слова:программаподготовки к замещающей семейной заботе; профессиональные компетенции; профессионально важные качества приемных (замещающих) родителей, необходимые для осуществления деятельности по замещающей семейной заботе, условия профессиональной деятельности специалистов по вопросам замещающей семейной заботе.

Капранова М.В., Знай Г.О., Васина Н.В.
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация. Материалы представленной статьи демонстрируют результаты решения научно-практической задачи изучения ценностно-смысловых детерминант организации психологического времени личности и разработки путей оптимизации технологий тайм-менеджмента. В ходе теоретического обзора поставленной проблемы авторы обосновывают наличие взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и психологического времени личности. Эмпирическая часть исследования выполнена с использованием методик «Опросник самоорганизации деятельности» в адаптации Е.Ю. Мандриковой, «Семантический дифференциал времени» (Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р.), «Якоря карьеры» (Э. Шейн), «Ценностный опросник» Ш. Шварца. Результаты, полученные авторами, доказывают, что особенности содержания профессиональных ценностных ориентаций, личностных ценностей достижений и стимуляции могут выступать в качестве индивидуальных условий, направляющих пути оптимизации технологий тайм-менеджмента. В частности, в качестве детерминант организации психологического времени были определены профессиональные ценности: «менеджмент», «профессиональная компетенция», «стабильность места жительства», «интеграция», а также личностные ценности: «достижение», «стимуляция», «безопасность». В статье предлагаются практические решения по дополнению и конкретизации методов тайм-менеджмента в зависимости от ценностей, доминирующих в личностной иерархии. Результаты исследования могут помочь определить возможности оптимизации практического психологического воздействия на различные факторы организации психологического времени личности и полезны для специалистов, занимающихся вопросами тайм-менеджмента, индивидуального коучинга, управленческого консультирования.

Ключевые слова: личность, психологическое время, тайм-менеджмент, ценности, ценностные ориентации.

Калаков Н.И.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы профессионально-прогностической готовности будущих руководителей в государственной системе в образовательных организациях высшего образования; выявлены основные противоречия и закономерности прогностической готовности; раскрыты понятия профессионально-прогностической готовности будущего руководителя и алгоритм протекания процесса профессиональной управленческой деятельности. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию формирования профессионально-прогностической готовности будущих руководителей.

Ключевые слова: образовательные организации, проблемы и противоречия, закономерности и понятия, будущие руководители, профессионально-прогностическая готовность, алгоритм, образовательная процесс, управленческая деятельность, рекомендации.

Легконогих А.Н., Легконогих Н.И.
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ДЕТЬМИ-ПОДРОСТКАМИ

Аннотация. Проникновение компьютерных технологий во все направления деятельности общества с каждым годом все интенсивнее и избежать, в том числе отрицательного их влияния, не представляется возможным, если не направить общие усилия на образование подрастающего поколения в использовании компьютерных технологий таким образом, чтобы не вредить формированию социализации, образованности, культурализации и других направлений жизнедеятельности детей-подростков. Девиантные дети составляют одну из значительных частей общего целого подростковой среды и их характеристики напрямую зависят от культурного, экономического, технического и технологического развития нашего общества. Исключая из авторского исследования все аспекты формирования девиантного поведения у подростков, целью ставится изучение вопроса использования компьютерных технологий в образовательной деятельности при работе с девиантными детьми-подростками, что имеет значительное влияние на нивелирование негативных сторон девиантности детей и развитие здорового осмысления своей личности в современном обществе. В задачи входит исследование вопроса проникновения компьютерных технологий в образовательную деятельность при работе с девиантными детьми и эффективности этого процесса на подходе к 2020 году. Научная новизна авторских изысканий заключается в обобщении достигнутых результатов и выделении особенностей использования компьютерных технологий в образовательной деятельности при работе с девиантными детьми-подростками на локальном уровне.

Ключевые слова. Компьютерные технологии, образовательная деятельность, девиантные дети-подростки, девиантное поведение, локальный аспект, адаптация образовательного процесса.

Безклубая С.А.
ФИЛОСОФИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Тотальная технизация современного общества стала причиной разрушения традиционных систем ценностей и потери духовности. Нарушения принципа социальной справедливости в нашей стране сместили в общественном мнении представление о профессиях созидательного характера (учёного, инженера, научного работника, преподавателя) на нижнюю отметку престижа. Технократическая модель специалиста себя исчерпала. Возникла необходимость усиления содержательных параметров инженерной деятельности гуманитарной составляющей: пониманием, что всякая профессиональная задача имеет не только рациональное решение, но и ценностно-смысловой компонент. Наполнение инженером реалий профессиональной жизни необходимостью решения не только технических, но и общечеловеческих проблем позволит ему преодолеть прагматизм мысли, перейти к пытливому и ответственному построению современной картины мира. Гарантию самосохранения общество видит сегодня в воспитании в инженере новых личностных качеств, обнаруживающих его человечность в любых условиях. На этом фоне актуальна подготовка специалистов технического профиля, умеющих соединять профессиональную компетентность с устойчивой гражданской позицией и высокой духовной культурой. В техническом вузе вопрос единства образовательных и духовных практик студенческой молодёжи может быть решён в рамках философии. Духовность как традиционный предмет философского анализа есть необходимое условие самоидентификации личности и её гармоничного развития. Духовность в философском аспекте – есть способность человека отвлекаться от решения утилитарных проблем и сосредотачиваться на рассмотрении важных «смысложизненных» вопросов. Энергия философского знания способствует актуализации диалога личности и общества в её жизненном и профессиональном становлении.  Внешнюю принадлежность к бытию человек превращает во внутренний ценностный ресурс, позволяющий ему устранить то, что ставит под угрозу выживание всего человечества и социальный прогресс. Сегодня роль и место философии в модернизации технического образования должны быть акцентированы, поскольку знание её научной сути позволит будущему специалисту самоопределиться в ценностном выборе образа жизни, критерия благосостояния и социального благополучия.

Ключевые слова: духовность, духовная культура, ценностные ориентации, философия, личностно-ориентированное образование, мировоззрение, человек технический, технократия, студенческая молодёжь.

Барчан Н.Н., Григорьев С.М., Змиенко М.Е.
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПРОГРАММ В НОРМИРОВАНИИ ТРУДА

Аннотация. В статье рассматриваются научные подходы применения мультимедийных контролирующих программ для нормирования в комплексе с другими методами организации труда на предприятиях и учреждениях. Авторами представлены проблемы реализации методов организации управленческой деятельности. Особое внимание уделено совершенствованию реализации метода нормирования с применением передовых информационных технологий – мультимедийных программ.

Ключевые слова: нормирование, организационное проектирование, разделение труда и кооперация, технологизация, регламентация, научная организация труда (НОТ), производительность труда, мультимедийные программы, видеофрагменты, «лучшие практики».

Останина Е.А., Останин О.В.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Динамика социально-экономических процессов постиндустриального общества предъявляет дополнительные требования как к системе профессионального образования в целом, так и к преподавателю. Следствием изменений требований является интенсификация деятельности педагога, что порой приводит к профессиональному выгоранию. В статье рассматриваются вопросы гармонизации профессиональной деятельности педагога как способ продлить его эффективную деятельность.

Ключевые слова. Профессиональное развитие, профессиональное становление, преподаватель, педагог, самореализация преподавателя, вуз, гармония, образование, профессиональное выгорание, профессиональный кризис, профессиональная мотивация.

До Тхи Хай, Нгием Суан Зунг, Ву Тхи Хыонг
ИНДУСТРИЯ 4.0 –ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЬЕТНАМА

Аннотация. Мир, в котором мы живем, переживает беспрецедентные изменения. Четвёртая промышленная революция – Индустрия 4.0 (CMCN 4.0) – создавала, создает и создаст сильные колебания, влияющие на все аспекты жизни в 21 веке. Изменения в структуре производства и людских ресурсов на будущем рынке труда создает много проблем для сектора образования в целом и государственного управления высшим образованием во Вьетнаме, в частности. В условиях растущих потребностей рынка труда деятельность учебных заведений должна быть связана с предприятием для преодоления разрыва между обучением, исследованиями и внедрением. Укрепление связи между учебными заведениями и предприятиями на основе социальной ответственности предприятий, позволяет эффективно использовать оборудование и технологии предприятий для формирования профессионального потенциала обучаемых в процессе их обучения и практики на предприятиях.

Ключевые слова: индустрия 4.0, государственное управление, высшее образование.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В АВИАЦИИ

Аннотация. Статья раскрывает актуальные исследования человеческого фактора. Автор делает вывод о том, что перспективными исследованиями можно считать разработки надежного взаимодействия человека-оператора с летательными аппаратами с учетом применения новых технологий в авиационно-космической промышленности, тренажерном обучении на основе знаний закономерностей наук о человеческом факторе.

Ключевые слова: человеческий фактор, авиационная психология, тренажер, управления ресурсами экипажа, дополненная реальность.

Санжеева Л.В.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ

Аннотация. В соответствии с ФГОС ВО студент-бакалавр должен освоить профессиональные компетенции, связанные с региональным компонентом на теоретическом и практическом уровнях познания. В связи с этим появилась необходимость классификации традиционной художественной культуры для развития эвристического потенциала культуры малочисленных народов Севера. Художественная культура состоит из четырех форм: институциональные формы, пространственные, временные и пространственно-временные. На основе теории художественной культуры была проведена классификация традиционной художественной культуры народов Севера. В результате были выделены следующие виды: 1) Институциональные формы культуры – художественный образ, знак, символ, художественное сознание, восприятие и отражение, художественно-эстетические ценности, творчество и др.; 2) Пространственные формы – малая архитектура, декоративно-прикладное искусство; 3) Временные формы – фольклор как сочетание искусства слова, музыки и литературы; 4) Пространственно-временные формы – ритуальный танец, праздничная культура.

Ключевые слова: традиционная художественная культура, институциональные формы культуры, пространственные формы, временные формы, пространственно-временные формы.

Никитская Е.А.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЕ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ

Аннотация. В статье представлены образовательные методы, как важный элемент перевоспитания правонарушителей во Вьетнаме, описаны требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей. Авторами также представлены критерии и меры для проверки и оценки результатов воспитательно-образовательной работы с правонарушителями в России и Вьетнаме (СРВ).

Ключевые слова: перевоспитание, правонарушитель, осужденный, социальная активность, труд, трудовое воспитание.

Кудинов С.И., Позин А.И., Гаврилушкин С.А.
СПЕЦИФИКА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С РАЗНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

Аннотация. Феноменология самореализации личности достаточно подробно представлена в отечественной и зарубежной психологической науке. Однако, до настоящего времени остается ряд вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней детерминации данного образования, а также факторов, препятствующих полноценному самоосуществлению субъекта деятельности. Одним из таких факторов, на наш взгляд, выступает эмоциональное выгорание специалистов системы МВД. Целью данного исследования являлось выявление специфики самореализации сотрудников полиции с разными показателями профессионального выгорания. В качестве респондентов в эмпирическом исследовании приняли участие 189 человек в возрасте 21-45 лет, занимающие разные должности, и имеющие звания от младшего сержанта до полковника полиции. Стаж службы сотрудников в органах внутренних дел варьировался от 1 до 24 лет. Окончательная выборка была сформирована из двух групп в количестве 167 сотрудника. Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью следующих диагностических методик: многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) и бланковый тест самореализации, разработанные С.И. Кудиновым, диагностика эмоционального выгорания В.В. Бойко. Для количественной обработки данных использовались кластерный анализ и сравнительный анализ Вилкоксона. В результате кластерного анализа было выделено два кластера. В первый кластер вошли респонденты с начальными симптомами выгорания (фаза напряжения), второй представили сотрудники, находящиеся в фазе резистенция и истощение. В ходе эмпирического исследования было установлено, что процесс самореализации у субъектов, находящихся на разных стадиях эмоционального выгорания имеет специфические особенности. Определено, что респонденты на начальном этапе выгорания отличаются более успешной самореализацией от специалистов с выраженной симптоматикой выгорания. Иерархический анализ составляющих самореализации показал, что для первой группы характерно доминирование таких переменных как активность, оптимистичность, самоконтроль, креативность и результативность. Для сотрудников со стойкими симптомами выгорания характерно проявление пассивности, пессимистичности, консервативности, экстернальной саморегуляции и низкой результативности. Таким образом, установлена прямая зависимость успешности самореализации и эмоционального выгорания у сотрудников полиции. Выявленные результаты исследования позволяют разрабатывать адресные программы для сотрудников полиции с целью профилактики профессиональных деформаций и оптимизации профессиональной самореализации субъектов деятельности.

Ключевые слова: личность, сотрудники полиции, самореализация, эмоциональное выгорание, переменные, симптомы.