РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Хаджар Вердиева
ПО СЛЕДАМ ИСТОРИИ: МОЛОКАНЕ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Аннотация. Объект исследования данной работы – молокане, возникшая секта в конце 60-х годов XVIII века в Романовской России среди государственных крестьян. В статье показаны история заселения молокан в Азербайджане, их ареал размещения в стране и степень изученности проблемы. Рассматривая молокан, как «особенно вредной» сектой, Российская империя считала целесообразным отдалять этих сектантов из центральных губерний России и заселять в завоёванных землях, в данном случае на территории Азербайджана. По указанию Государственного Совета от 20 октября 1830 года, они были водворены в страну. Изначально, поселения сектантов – молокан создавались на частновладельческих землях, отобранных у представителей высшего мусульманского сословия, выступившего против завоевания азербайджанских земель Российской империей, проводившая целенаправленную колониальную политику, «разжижая» высшую социальную категорию народонаселения страны. На базе широкого фактологического материала, автор уделила внимание на существующие и новообразованные в стране подгруппы молокан. Анализируя данный вопрос, автор приходит к выводам, что для установления политической власти в завоеванной стране, Российская империя для реализации колониальной политики в указанном хорониме включает в социальную базу русских сектантов, в данном случае молокан.

Ключевые слова: Туркменчайский договор, молокане, сектанты, прыгуны, хлысты, Бакинская губерния, мегарегион.

Омельченко Е.А.
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Этносоциальные и этнокультурные процессы, происходящие в современном мире, оказывают значимое влияние на системы образования. Классы и школы становятся все более многонациональными, в отдельных странах и регионах мира растет число детей из семей иноэтничных мигрантов, которые нуждаются в адаптации и интеграции в новую для них социокультурную среду. В статье анализируются международные нормативные документы, предусматривающие поддержку культурного разнообразия и развивающие принципы межкультурного образования, с особым вниманием к используемой терминологии. Отдельно анализируются вопросы подготовки педагогов к работе в многокультурной среде, с учетом современных требований международного и российского законодательства. Затрагивается аспект развития межкультурной компетентности педагогов: данное понятие объясняется на основе как европейских, так и российских материалов. Обосновывается необходимость учета принципов межкультурного/поликультурного образования в российской системе образования для достижения национальной цели развития человеческого капитала, с учетом многонационального и многоконфессионального характера нашей страны.

Ключевые слова: культурное разнообразие, межкультурное образование, поликультурное образование, дети из семей мигрантов, адаптация и интеграция, межкультурная компетентность, устойчивое развитие.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Плахута О.Г.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются сущность и содержание замещающей семейной заботы. Проводится теоретический анализ существующих форм замещающей семейной заботы, методы работы с приемными семьями. Рассматриваются особенности развития детей-сирот. Особое внимание уделяется основным целям и задачам замещающей семейной заботы. Проводится теоретический анализ взглядов отечественных и зарубежных ученых и практиков на проблемы замещающей семейной заботы. Предлагаются способы оптимизации замещающей семейной заботы. Подчеркивается, что в отечественной психологической науке концепция профессиональной замещающей семейной заботы, основанная на профессиологическом подходе, рассматривается впервые.

Ключевые слова: замещающая семейная забота, депривация, привязанность, мотивация приема, компенсация депривационных расстройств, цели и задачи замещающей семейной заботы, концепция профессиональной замещающей семейной заботы, специалист по вопросам замещающей семейной заботы.

Зуйкова А.А.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАРКОЗАВИСИМЫХ ЛИЦ

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки реабилитационного потенциала лиц с различными видами зависимости в условиях психологического центра на основе использования психолого-педагогических методов. Предполагается, что определение конкретного уровня реабилитационного потенциала позволит решать проблему формирования однородных реабилитационных групп, что в свою очередь позволит дифференциации наркологических больных и персонификации реабилитационных программ, а также будет способствовать прогнозированию и оценке эффективности реабилитационного процесса, совершенствуя тем самым работу по психологической реабилитации наркозависимых лиц. По мнению автора, решение данной проблемы предлагается путем осуществления комплексной оценки ряда психологических показателей, которые дадут прогноз о возможности объекта реабилитационного процесса активировать его психофизиологические резервы и мобилизировать психологические механизмы необходимые для восстановления его психического, физического и социального здоровья. На основе анализа литературы, в структуру оценки реабилитационного потенциала наркозависимых лиц в условиях психологического реабилитационного центра, автором предлагается включить такие факторы как: оценка личностного адаптационного потенциала, диагностика детско-родительских отношений, мотивации на излечение, а также ценностно-смысловой сферы наркозависимого. Кроме того, в статье представлены результаты исследования, проведенного на базе психологических реабилитационных центров Рязанской и Московской областей для лиц с различными видами зависимости, в процессе которого была изучена возможность оценки реабилитационного потенциала на основе психологических методов в интересах дальнейшей персонификации реабилитационных программ, и оценке эффективности реабилитационного процесса.

Ключевые слова: зависимое поведение, психологическая реабилитация, реабилитационный процесс, уровень реабилитационного потенциала, персонификация реабилитационных программ.

Ослякова И.В.
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ФЕНОМЕНЕ УВЕРЕННОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы уверенности. Проанализированы психологические исследования уверенности, определения уверенности, точки зрения относительно психологического содержания уверенности, проявления уверенности, личностные корреляты уверенности, психологические факторы, оказывающие влияние на уверенность. Рассмотрено положение о продуктивности и непродуктивности уверенности и мере уверенности. Отмечены основные направления психологического изучения уверенности и их результаты. Описаны проявления уверенности на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровне и самооценочном уровне. Осуществлен обзор прикладных психологических исследований уверенности. Представлено обоснование уверенности как личностного и личностно-профессионального свойства и качества. Описаны психологические детерминанты и индикаторы уверенности.

Ключевые слова: уверенность, личностно-профессиональное качество, проявление уверенности, мера уверенности, эффективность деятельности, психологические детерминанты уверенности.

Пахомова Е.А., Григорьева М.А.
АКТУАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНЫХ ЛЬГОТ И ГАРАНТИЙ

Аннотация. Постановка и решение актуальных проблем социальной практики определяется во многом потребностями, возможностями общества и совершенством социальной практики, определяющей эффективность решения ключевых проблем, особое место среди которых занимают социальные льготы, социальные гарантии и непосредственная организация социальной работы.Круг этих и других острых вопросов анализируется в статье. При этом особое место отводится анализу социально-психологических механизмов, определяющих эффективность всего сектора социального сервиса в обществе.

Ключевые слова: культурное самосознание, глобализация, социальные льготы, социальные гарантии, социальное государство, социально-психологические механизмы социальной работы.

Иванов В.С., Шарагин В.И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровней психологической безопасности образовательной среды психологических факультетов Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и их влияние на социально-психологическую адаптацию и мотивацию учебной деятельности студентов-первокурсников. Исследование проводилось в разрезе современных представлений о психологической безопасности образовательной среды вуза, адаптации и мотивации. Обнаружено, что низкий уровень психологической безопасности образовательной среды оказывает существенное влияние на социально-психологическую адаптацию и мотивацию учебной деятельности студентов-первокурсников. При ее повышении данное влияние на адаптацию и мотивацию учебной деятельности снижается, что объясняется эффективностью психологической безопасности образовательной среды МГППУ.

Ключевые слова: психологическая безопасность образовательной среды, социально-психологическая адаптация и мотивация учебной деятельности, студент, диагностика, фактор.

Ростовская Т.К., Попова И.В., Кучмаева О.В.
ВЛИЯНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА НА СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что времени, прошедшего с момента введения такой формы аттестации как единый государственный экзамен, оказалось достаточно, чтобы проявились его негативные последствия. При оценке любого социального эксперимента необходимо понимание его социальной цены. Цель статьи заключается в описании социальной цены ЕГЭ для общества в целом и развития образовательного потенциала молодежи, в частности. Использован метод качественной социологии: нарративное интервью, письменная традиция, рассказ-экспромт. Раскрыто понятие «образовательный потенциал», обосновано использование методов качественной социологии при исследовании данных процессов. На основе анализа транскриптов информантов определены проблемные аспекты в проведении аттестации выпускников средней школы с помощью такой формы контроля как единый государственный экзамен (ЕГЭ). Выявлены общие тенденции состояния и развития образовательного потенциала молодежи. Обоснована необходимость отмены такой формы контроля, недостатки которого несопоставимы с его преимуществами. Авторами сделан вывод, что введение в практику общеобразовательной школы такой формы аттестации как единый государственный экзамен, привело к разрушению самой системы среднего образования. Вследствие чего недопустимо сократился объем знаний по основным предметам, выявляется отсутствие у учащихся знаний, по предметам, по которым они не сдают экзамен. Развивается тенденция потери адекватной коммуникации, выпускники школ не умеют грамотно писать, читать и формулировать свои мысли. Такой «багаж» знаний характерен для выпускников школ, которые выбирают впоследствии для дальнейшего обучения различные специальности. Поступление в ВУЗы по результатам ЕГЭ, практически, перечеркнуло такой важный процесс как профориентация. Основная масса выпускников ориентируется на количество баллов, которые позволят поступить на любую специальность. Развивающийся институт репетиторства привел к проявлениям коррупции, сформировал экономическую нагрузку на семьи, где есть школьники, усилил фактор социального неравенства для желающих получать высшее образование. Все это привело к разрушению образовательного потенциала молодежи.

Ключевые слова: образовательный потенциал, ЕГЭ, нарративное интервью, рассказ-экспромпт, экспертная оценка, традиционный анализ.

Румянцева О.В.
ОБЗОР УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, СОДЕРЖАЩИХ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются современные учебники, содержащие юмористические тексты и предназначенные для занятий по русскому языку с иностранными учащимися разного уровня подготовки, с целью выяснить, насколько разработана система заданий и упражнений, помогающих иностранным студентам ориентироваться в русском юморе. В настоящее время общепринятой является точка зрения о необходимости строить обучение РКИ на основе аутентичных текстов, поэтому стала очевидной практическая значимость текстов юмористического содержания, что подчеркивает актуальность научной статьи. Сложность выбора материала исследования обусловлена малым количеством учебников и пособий, включающих юмористические тексты, несмотря на методическую и культурологическую важность использования юмора на занятии. Методика преподавания РКИ с включением юмористических текстов позволит преподавателям-практикам разнообразить занятия по русскому языку, а студентам-иностранцам – совершенствовать знания русского языка. В результате проведенного анализа выяснилось, что в немногочисленных учебниках и учебных пособиях, содержащих юмористические тексты, отсутствует система заданий, направленных на снятие трудностей при восприятии и понимании текстов, а авторами учебных материалов не дается методических рекомендаций по работе с юмористическими текстами. Предполагается, что понимание юмора ­– это зона ответственности учащегося, несмотря на исследования в области педагогики и психологии, подтверждающие как возможность, так и необходимость развития чувства юмора на занятии по русскому языку. Статья представляет научный интерес для всех, кто интересуется проблемами методики преподавания РКИ, а также вопросами создания современных учебников и учебных пособий.

Ключевые слова. Методика преподавания русского языка как иностранного, теория учебника, юмор на занятии по русскому языку как иностранному, учебник по русскому языку.

Никитская Е.А., Никитский М.В.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРЕВОСПИТАНИЮ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВЬЕТНАМ)

Аннотация. Авторы статьи освещают важнейшую социально-педагогическую проблему, имеющую внегеографическую локализацию и актуальность – проблему социального воспитания, социализации и ресоциализации представителей подрастающего поколения, совершивших правонарушение. Данная проблема является предметом теоретических исследований и практической областью решения сложных задач социального комплекса фактически везде, где вопросы создания условий для развития личности и позитивной социализации граждан собственных стран являются одними из самых приоритетных. В данной статье предлагается анализ и ряд подходов к пониманию эффективности воспитательно-образовательных методов и средств перевоспитания правонарушителей во Вьетнаме, опи-саны требования к организации процесса перевоспитания правонарушителей, с представлением возможности осмысления применимости данных методов в отечественной социально-педагогической работе с соответствующей категорией граждан. Авторами также представ-лены критерии и меры для проверки и оценки результатов воспитательно-образовательной работы с правонарушителями в России и Вьетнаме.

Ключевые слова: социальное воспитание, несовершеннолетний, перевоспитание, делинквентное поведение, криминальное поведение, правонарушитель, осужденный, социальная активность, трудовое воспитание.

Кочкина О.М., Шпынова А.И.
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ВЛАДЕНИЯ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ И КЛЮЧЕВЫМИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ

Аннотация. В современном мире в условиях глобализации английский язык стал инструментом, который помогает преодолевать коммуникативные барьеры, препятствующие эффективному интернациональному взаимодействию и сотрудничеству между странами, компаниями и людьми. Становление английского языка в качестве lingua franca в сфере международного бизнеса означает, что достаточный уровень владения языком уже считается не дополнительным конкурентным преимуществом, а необходимым условием достижения успеха. В статье авторы ставят своей целью оценить, в какой степени уровень владения английским языком взаимосвязан с показателями экономического и социального развития страны (ВВП, объемами экспорта товаров и услуг, индексом человеческого развития), конкурентоспособности бизнеса (индексами, характеризующими инновационную составляющую деятельности и благоприятность условий ведения бизнеса), а также насколько он отражается на отдельных показателях деятельности компаний. Для изучения проблемы авторами используются методы эмпирического, описательного, статистического, сравнительного и графического анализа данных международных организаций и частных зарубежных исследовательских структур. Полученные результаты позволяют судить, насколько важным фактором знание английского языка является с точки зрения экономического и социального прогресса страны и формирования среды для развития бизнеса.

Ключевые слова: язык межнационального общения, уровень владения английским языком, индексы владения английским языком, социально-экономическое развитие, показатели развития бизнеса, конкурентоспособность.

Солодова Е.А., Харитонова В.А.
КОМПЕТЕНЦИЯ – СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обсуждается проблема формирования нового качества образования в соответствии с компетентностным подходом в педагогике. Показано, что в контексте постнеклассической науки искать решение проблемы возможно в синергетической методологии.

Ключевые слова: компетентностный подход, эмерджентность, постнеклассика, синергетика, нелинейность, новое качество образования.

Васильева О.Б., Погодина О.А
К ВОПРОСУ О ПРИРОДНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ДЕТЕРМИНАНТАХ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Аннотация. Статья предполагает анализ естественных и социокультурных факторов развития основных цивилизационных моделей – западной и восточной и, как следствие, выявление основ специфики общения в обществах данного типа. Поскольку общение реализуется через социальное взаимодействие и детерминировано социальными связями того или иного общества, авторы обосновывают определяющие факторы развития Запада (благоприятные природно-климатические условия, хорошие природные ресурсы, относительно небольшая территория, открытость для нововведений, высокий уровень развития экономики, частная собственность, католицизм и протестантизм и т.д.) и Востока (консерватизм земледельческой культуры, кочевое скотоводство, родоплеменная организация, сезонность деятельности, неразделенность человека от природы, неравномерное распределение природных ресурсов, коллективизм, идеократизм и т.д.). Данные факторы представляют собой технологический компонент развития Запада и человеческий компонент развития Востока, и определяют характер и особенности социальных связей в рассматриваемых обществах. Они способствуют формированию таких черт западного человека, как трудоголизм (постоянная реализация трудовой деятельности), индивидуализм (отсутствие коллективизма, личная и экономическая свобода), рационализм, экстравертированность (открытость к внешнему миру и к изменениям в себе), целерациональность (ожидание эффективного результата деятельности), и таких черт восточного человека, как коллективизм, интровертированнсть сознания, идеализм, пассивность, консерватизм). В западном обществе социальные связи имеют более формализованный и регламентированный характер, а также ориентированы в большей степени на личностный успех, нежели на коллективизм и традиции, свойственные Востоку. Используя ретроспективно-компаративный анализ, применяя методы аналогий, экстраполяций, генетический, системный, структурно функциональный, авторы обосновывают базисные (целерациональный и ценностно-рациональный) типы социального действия как основы межличностного общения в западной и восточной среде. Принимая то, что все культуры экологичны по своей природе, следовательно все социокультурные компоненты объективны и естественны, можно предполагать различные типы взаимоотношений людей в зависимости от совокупного действия комплекса различных факторов.

Ключевые слова: общество, культура, социальные связи, социальное действие, производительные силы, социокультурные детерминанты, факторы развития, социокультурная специфика, цивилизационные особенности, Запад, Восток.

Абушкин Б.М., Мещанкин А.В., Машкова Л.А.
АДАПТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ ДИАГНОСТИКА ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация. В статье рассмотрен методический подход организации адаптивной личностной диагностики и активного диалога с подростком, направленный на осознание и развитие им своих личностных качеств, а также социальных интересов и возможностей. В основу этого подхода положена методология психолингвистического анализа письменной речи подростков для исследования особенностей их эмоционального реагирования в разных социальных ситуациях. Рассмотрен опыт зарубежных исследований, обосновывающий актуальность работы в данном направлении. Представлен программный комплекс для эмоциональной разметки прилагательных русского языка, включающий более 4000 прилагательных, который позволяет в автоматическом режиме рассчитывать эмоциональный вектор слов. Описана методика исследований, реализующая модель смысловой близости слов, при которой смысловая близость между двумя словами строится исходя из частоты появления данных слов с одинаковым лексическим окружением. Была проделана работа по обоснованию набора базовых эмоций и на их основе осуществлена разметка испытуемыми заранее выбранных прилагательных русского языка, набрана статистика по предложенным прилагательным. В статье представлена технология автоматического формирования информации об эмоциональном содержании слов на основе методов дистрибутивной семантики. Показана эффективность данного подхода по результатам зарубежных и наших исследований. Приведены результаты исследования на основании ответов 416 респондентов.

Ключевые слова: дистрибутивная семантика, рейтинг слов, базовые эмоции, разметка прилагательных русского языка, эмоциональный вектор слов.

Воробьева О.А.
РАЗДЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК С УЧЁТОМ ИХ ЖИЗНЕННЫХ РЕАЛИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ Г.Н. ВОЛКОВА

Аннотация. В статье рассматриваются идеи и отношение Г.Н. Волкова, основателя этнопедагогики, к проблеме дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с учётом их жизненных реализаций. Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у мальчиков мужской, а у девочек женской природы для подготовки к жизни. От того как правильно, со знанием природы детей разного пола, педагог-воспитатель будет их воспитывать, зависит насколько правильно эти дети в будущем реализуют свой потенциал и своё женское и мужское предназначение в жизни. В воспитании мальчиков и девочек с учётом жизненных реализаций Г.Н. Волков видел главный позитивный аспект – помощь будущим юношам и девушкам, будущим мужчинам и женщинам в приобретении способности к самореализации. Ценность цели, которая заключается в усилении неравенства воспитания мальчиков и девочек — это их счастливая жизнь в будущем. Геннадий Никандрович, семью, прежде всего полную, где живут три поколения, считал начальным и важным звеном в общей цепи программ действий, имеющих целью гармоничное развитие мальчиков и девочек. В семье только хорошая мать может вложить в дочь те положительные женские качества и свойства, которые есть в самой матери, и лишь ответственный отец может научить тому же своего сына. Старшее поколение (бабушки и дедушки), проявляя любовь и уважение к подрастающему поколению, передадут житейскую мудрость. Народный педагог придаёт большое значение самовоспитанию детей, познанию своих внутренних природных отличий; трудовому воспитанию, где в процессе трудовой деятельности проявляются их творческие способности, образ мышления, мужские и женские черты характера. Этнопедагог Г.Н. Волков уверен в том, что положительный пример и авторитет педагога-воспитателя, его образ жизни, его благие намерения, правильные педагогические действия, помогут формированию знаний и умений выстраивания смысловых взаимоотношений между мальчиками и девочками. Вопросами раздельного воспитания детей, занимались и продолжают заниматься учёные разных сфер деятельности (философы, педагоги, психологи, социологи и т.д.) и все они убеждены в том, что учёт различий полов в воспитании является необходимым условием для физического, психического и умственного здоровья детей и для их счастливого будущего.

Ключевые слова: раздельное дифференцированное воспитание мальчиков и девочек, природа полов, учёт жизненных реализаций, гармоничное развитие.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Богомолова Е.В., Митрохина А.С.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ХИМИЯ»

Аннотация. На современном этапе развития человеческого общества и системы образования особую актуальность приобретают вопросы, связанные с качественным обучением будущих специалистов и обеспечением их конкурентоспособности на рынке труда. Особенно важна подготовка специалистов-химиков, играющих главную роль в развитии и модернизации производства, разработке и внедрении новых технологий в фармацевтике, пищевой промышленности, металлургии, производстве пластмасс, электронной технике и др. От уровня этой подготовки во многом зависит будущее производства, развития инновационных проектов в химической промышленности. На основе анализа условий современного производства, образовательных стандартов бакалавров химии, учебных планов, рабочих программ и другого в статье приведены требования к производственной компетенции будущих химиков. В работе представлены результаты анализа уровня сформированности производственной компетентности на основе понимания студентами: дефиниций «технологическая деятельность» и «производственная деятельность», взаимосвязи технологии и производства; а также уровня мотивации обучающихся к выполнению производственной деятельности. Сделаны выводы о необходимости развития системы подготовки будущих химиков. Описаны пути эффективного формирования производственной компетентности у будущих химиков на основе применения исследовательского и контекстного обучения, деятельностного и задачного подходов, применения специальных практических заданий во время производственной практики.

Ключевые слова: современные химики, производственная компетентность, подготовка будущего химика.

Соколова Л.В., Молчанова А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия, связанные с экономическим образованием дошкольников в процессе театрально-художественной деятельности. Через театрализованные представления дошкольники смогут погрузиться в сказочный мир и закрепить экономические знания.

Ключевые слова: экономическое образование, художественно-театральная деятельность, театр, экономическая компетентность, основная образовательная программа дошкольного образования.

Пичкова Л.С., Чертовских О.О., Бочкова Ю.Л.
РАЗВИТИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК КЛЮЧЕВОГО ФАКТОРА В ИНТЕГРИРОВАННОМ ЯЗЫКОВОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. Предметно-языковое интегрированное обучение становится ключевым фактором в условиях интенсификации и модернизации образовательных процессов в неязыковых вузах. Реализация данного подхода осуществляется, прежде всего, в контексте развития профессионально значимых компетенций и не ограничивается тематическими рамками. К числу приоритетных задач в изучении иностранного языка относится формирование навыков аналитико–синтетической обработки текстов.

Ключевые слова: предметно-языковое интегрированное обучение, профессионально значимые компетенции, обучение иностранным языкам, анализ, синтез, обработка информации.

Караваева Е.М.
КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется проведение конкурса проектных работ для студентов третьего курса МЭО МГИМО МИД России как форма реализации обучения и развития навыков презентации в рамках предметно-ориентированного обучения английскому языку. Именно высшие учебные заведения становятся той площадкой, на которой учащиеся оттачивают навыки проведения успешной презентации, которые в сочетании с высоким уровнем владения иностранным языком становятся конкурентным преимуществом при устройстве на работу и продвижении по карьерной лестнице. Предметно-ориентированный подход к изучению иностранного языка с учетом направления профессионализации, позволяет предложить преподавателям конкретные рекомендации по конструированию дискурса, а также реальные средства повышения его эффективности. Помимо расширения и углубления знаний в профессиональной области, проведение конкурса предоставило студентам возможность совершенствовать такие компетенции, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, умение аргументированно отстоять свою позицию. Как показал опыт, подобные конкурсы реализуют и творческий потенциал, и языковые навыки, стимулируют здоровую конкуренцию и, что особенно важно для студентов-международников, развивают навыки публичного выступления, поэтому роль презентации в процессе обучения трудно переоценить.

Ключевые слова: презентация, предметно-языковое интегрированное обучение, языковые компетенции, публичное выступление, профессиональный дискурс.