РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТ 
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Шайхутдинов Р.Р., Печерская А.Б., Литвиненко Ю.А.
КУРС «ФОРТЕПИАНО» ДЛЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МУЗЫКАНТОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания учебной дисциплины «Фортепиано» для студентов-музыкантов различных специальностей (инструменталистов, вокалистов, теоретиков-музыковедов, дирижёров и т.д.), обучающихся в профессиональных учебных заведениях искусства и культуры. Авторы, привлекая исторические источники, анализируют факторы становления и развития данной дисциплины в нашей стране. Рассматриваются актуальные вопросы образовательного процесса на современном этапе. В статье акцентируются методические аспекты преподавания фортепиано. Образовательная актуальность курса «Фортепиано» состоит в том, что он развивает и выравнивает сложный комплекс музыкальных способностей, знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций учащихся всех звеньев образовательного процесса. Занятия в классе фортепиано позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить уровень их профессионального мышления, приучая к обобщению знаний историко-теоретического модуля. В ходе изучения разнообразной музыкальной литературы появляется возможность сформировать понимание стилевых, жанровых и интонационных закономерностей музыкального искусства, создается благодатная среда для расширения кругозора ученика, что особенно эффективно в среднем звене – колледжах, училищах, где возраст обучающихся наиболее восприимчив к формированию ценностно-смысловых ориентаций и профессиональных основ.

Ключевые слова: музыкальная педагогика, фортепиано для разных специальностей, обучение, методика игры на фортепиано.

Самсонова Т.П.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII ВЕКА В АСПЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается история становления музыкального образования в России в XVIIIвеке, что тесно было связано с идеями Просвещения. Рассматриваются европейские влияния (французские, немецкие, итальянские), которые ассимилировались на русской почве и приобрели неповторимые национальные черты. Открытие многочисленных учебных заведений в Петербурге – яркая примета этого времени. В статье также показан начальный период формирования русской фортепианной школы.

Ключевые слова: музыка, педагогика, образование, просвещение, учебные заведения,фортепиано.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Кривенко Ж.Д.
ФЕНОМЕН ИНТЕГРАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

Аннотация. Статья посвящена фундаментальным вопросам содержания русского песенного фольклора. Опираясь на идеи В.Н. Холоповой, А.И. Щербаковой, И.А. Корсаковой, А.Г. Алябьевой, автор рассматривает содержание как универсальную составляющую человеческого сознания, проявляющуюся, в частности, посредством народной песни в целом, рождающейся как выражение народного мировоззрения, неотделимого от специфики традиционной крестьянской жизни в единстве с природой и на основе ее законов. Вся народная жизнь трактуется как единый обряд, продолжающий космические процессы, переплетающиеся с внутренней психологической жизнью, позволяющий человеку осознавать себя частью мироздания и жить в единстве со всем сущим, что ведет, естественно, к одухотворению природы и космоса. Этим определяется феномен интегрального музыкально-ритуального содержания песенного фольклора, претворяющийся во многом посредством народного тембра. В работе выявлен образ латентно присутствующего в народном сознании дуэта божественного и человеческого начал, что линейно отражено в структуре соотношения запева и ансамблевого подхвата, и высказывается убеждение, что данные свойства народной мышления необходимо учитывать также в процессе воспитания и подготовки профессиональных исполнителей народных песен.

Ключевые слова: интегральное содержание, песенный фольклор, сознание, смысл, Вселенная, духовное пространство, континуум, человеческое Я, тембр.

Фасоля А.А.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Аннотация. В статье представлен обзор образовательных практик обеспечения качества образования в крупных европейских странах, системы образования которых являются общепризнанными и наиболее востребованными с точки зрения предоставления качественных образовательных услуг. Данное исследование представляется актуальным в условиях реализации в Российской Федерации, начиная с 2019 г., национальных проектов «Образование», «Наука», направленных, в числе других проектов, на обеспечение прорывного технологического и научно-технологического развития России.

Ключевые слова. Качество, мониторинг, TIMSS, PISA, общая основа знаний и компетенций, оценка, доцимология.

Мансури О.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ОПЕРАТИВНЫХ ДЕЖУРНЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМ СТАЖЕМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В настоящее время, в связи с участившимися техногенными и природными воздействиями на жизнедеятельность человека, наиболее востребованными стали профессии помогающего вида, одной из таких является профессия оперативного дежурного. При выполнении профессиональной деятельности оперативные дежурные подвергаются воздействию различного рода экстремальных факторов, что может приводить к личностным изменениям как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Профессия оперативного дежурного, как представителя экстремальных профессий, в психологической науке рассмотрена недостаточно и требует более углубленного изучения. Большинство исследований, посвященных экстремальным профессиям, посвящены изучению аттестованных должностей (сотрудники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; сотрудники отделов внутренних дел полицейских подразделений), меньший процент отдан исследованиям гражданских лиц. В связи с этим возникла необходимость описать профессиональную деятельность и ее влияние на психологические особенности личности оперативных дежурных с длительным стажем трудовой деятельности государственного казенного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края». В статье проанализировано содержание должностных обязанностей и специфика деятельности оперативного дежурного на различных рабочих местах; выделены психологические особенности личности оперативных дежурных с длительным стажем трудовой деятельности.

Ключевые слова. Профессиональная деятельность, оперативный дежурный, психологические особенности личности, особенности профессиональной деятельности.

Крючков В.В., Хамидова И.В., Лопатин Е.А., Свинарева О.В., Рабазанов С.И.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЦ, ВПЕРВЫЕ ПРИНИМАЕМЫХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, КАК КОМПОНЕНТА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ

Аннотация. В статье описан аксиологический подход к пониманию феномена профессиональной надежности В рамках подхода ценностные ориентации сотрудников органов внутренних дел рассматриваются в качестве компонента их профессиональной надежности. Задачами статьи является краткий обзор аксиологического подхода к профессиональной надежности сотрудников органов внутренних дел, эмпирическое исследование уровня аксиологической надежности лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел и выработка практических рекомендаций по повышению ее уровня. На основе теоретического анализа авторы выделили четыре направления научных исследований в рамках аксиологического подхода. Исследования первого направления обосновывают значимость аксиологического подхода для представителей профессий, действующих в системе “человек – человек”. Исследования второго направления посвящены составлению модели профессионально надежного сотрудника и ее содержательному наполнению. Третьим направлением исследований в рамках аксиологического подхода является изучение социальных детерминант профессиональной надежности. Задачей четвертого направления исследований становится вычисление допустимого отклонения от нормы и установление профессиональной надежности конкретного сотрудника. Учитывая социальное предназначение полиции как служения, совершаемого “для другого” и “в пользу другого”, авторы особо выделяют нравственный аспект профессиональной надежности лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. С целью определения состояния профессиональной надежности сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, ими было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций указанной категории лиц, которое признало уровень сформированности системы ценностных ориентаций удовлетворительным, однако выявило признаки ее деформации. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования авторы сформулировали практические рекомендации по повышению уровня профессиональной надежности сотрудников ОВД.

Ключевые слова: профессиональная надежность, аксиологическая надежность, ценностные ориентации, сотрудники полиции.

Плахута О.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЗАБОТЫ

Аннотация. В статье проведен краткий анализ представлений о модели профессиональной деятельности субъекта труда. На основе данных представлений разработана психологическая модель системы профессиональной замещающей семейной заботы, ядром которой является специалист по вопросам замещающей семейной заботы. Отмечается, что в настоящее время в системе жизнеустройства детей-сирот назрела острая практическая необходимость создания новой профессии с рабочим названием «специалист по вопросам замещающей семейной заботы». Подчеркивается необходимость подготовки таких специалистов в системе высшего профессионального образования. Особое внимание уделяется профессиологическому подходу, так как проблемы замещающей семейной заботы в рамках данного подхода рассматриваются впервые.

Ключевые слова: моделирование, концептуальная модель профессиональной деятельности, профессиогенез, профессионализация модель системы профессиональной замещающей семейной заботы.

Пахомова Е.А., Илюшина И.Л.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СУБЪЕКТА ТРУДА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация. Стратегия и практика совершенствования социальной работы в российском обществе в числе особо значимых приоритетов выделяет повышение уровня сформированности коммуникативных компетенций. В статье анализируются результаты НИР последних лет, в которых раскрываются сущностные, содержательные, организационные стороны и системно представляются модель, алгоритм и технология развития коммуникативных компетенций будущих социальных работников. Для реализации данной цели и соответсвующих задач предлагаются актуальные практические рекомендации.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции; сущность коммуникативной компетенции; модель развития коммуникативных компетенций; оптимальное общение; уровень развития самоконтроля.

Лукашенко Д.В.
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СПОСОБНОСТЬ

Аннотация. Адаптация является процессом, с которым личность сталкивается в повседневной жизни и деятельности. Основой адаптации личности в социальной среде является адаптивный потенциал. Представлен основной подход к адаптации личности как к сложному феномену, связанному с приспособлением, приноравливанием к параметрам среды, в которой взаимодействует личность. В статье рассматривается основное содержание адаптации личности в социальной среде через адаптивные модели и адаптивные стратегии. Адаптация рассмотрена как способность личности пластично применять адаптивные стратегии, за счет имеющихся адаптивных моделей. Обосновываются составляющие процесса адаптации через способность личности к адаптации в различных условиях с различными параметрами предъявляемые социальной среды при взаимодействии с ней. Отдельно анализируется адаптация через приобретение личностью ролей в процессе социального взаимодействия. Личность рассматривается как целостная система, которая достигает состояние равновесия при адаптации результатом которого является адаптированность.

Ключевые слова: адаптация, способность, адаптивный потенциал, адаптивные модели, адаптивные стратегии.

Мерцалова Н.С., Мещанкин А.В., Смоловская Л.Б., Тюков А.А., Машкова Л.А.
ОСОБЕННОСТИ РЕКРУТИНГА ПЕРСОНАЛА СПЕЦИАЛИСТАМИ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. Важной проблемой современных организаций является определение эффективных методов найма сотрудников, которые позволяли бы оценивать как личные качества соискателей на должность, так и профессиональные. Целью данного исследования стало выявление наиболее эффективных методов подбора персонала с точки зрения трех различных экспертных групп: менеджеров кадровых агентств по подбору персонала, психологов кадровых агентств, руководителей кадровых служб предприятий. Исследование проводилось с использованием двух анкет, которые позволяли получить информацию о различиях в оценке основных требований, предъявляемых к подбираемому персоналу. Исследование проводилось в 2017 году в пяти кадровых агентствах г. Москвы и в ряде коммерческих предприятий г. Москвы. Всего в исследовании принимало участие 150 человек (3 группы экспертов по 50 человек): группа менеджеров кадровых агентств, группа психологов кадровых агентств, группа руководителей кадровых служб предприятий. На основе индивидуальных протоколов респондентов каждой экспертной группы была получена средняя оценка для каждого метода подбора персонала. Исследование показало, что все категории специалистов склонны считать интервьюирование одним из наиболее значимых методов. В то же время. руководители кадровых служб склонны отдавать предпочтение беседе, тогда как психологи кадровых агентств считают его самым неэффективным методом оценки персонала, а менеджеры кадровых агентств присваивают ему четвертый ранг из семи возможных. Наименее эффективным методом, по мнению всех трех экспертных групп, является анкетирование.

Ключевые слова: рекрутинг, кадровые агентства, метод подбора персонала, интервьюирование, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, анализ биографических данных

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В., Шибаршина О.Ю.
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ПРОБЛЕМАМИ СЛУХА В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска оптимальных моделей обучения детей с проблемами слуха и максимальной актуализацией усилий педагогического сообщества по изучению и реализации наиболее успешных вариантов реализации этих моделей. Целью статьи стала попытка изложения хода и результатов эксперимента по реализации обучения студентов с проблемами слуха. Предметом работы стала фиксация узких мест в процессе обучения рассматриваемой категории учащихся и описание мер по преодолению данных трудностей. В работе описывается комплекс проблем, связанный с обучением глухих и слабослышащих студентов в высшем учебном заведении. Представлена краткая история формирования основных подходов к реализации данного процесса. В статье приводится современный западный опыт по обучению студентов с проблемами слуха реализованный в Рочестерском институте, Галаудетском университете и ряде вузов Берлина. Отмечается своеобразие отечественного подхода к модели обучения молодых людей с проблемами слуха и описывается опыт вузов нашей страны, накопленный при обучении данной категории студентов. Обосновывается возможность обучения группы студентов с нарушениями слуха в высшем учебном заведении обычного типа и важность такой возможности для социализации данной категории молодёжи и успешного включения в слышащую среду. Описывается опыт Рязанского филиала Московского психолого-социального университета, накопленный в результате обучения группы глухих и слабослышащих студентов, обучающихся по специальности социальная работа. Осуществляется анализ педагогического опыта, накопленного в рамках обучения студентов с проблемами слуха, который показывает, что преподаватели часто используют для обучения студентов-инвалидов традиционные подходы, не учитывающие психофизических особенностей этих студентов. Делается вывод о необходимости изменения методики и форм образовательного процесса для данной категории студентов. В конце работы даются рекомендации по оптимизации процесса обучения и воспитания студентов с нарушениями слуха. Результаты исследования могут быть применены при обучении студентов с проблемами слуха.

Ключевые слова. Профессиональное образование, социализация молодёжи, глухие и слабослышащие студенты.

Гайченко С.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС

Аннотация. В данной статье рассматриваются пути совершенствования профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО и реализации профессионального стандарта «Педагог», которые направлены на такие компетенции как способность осуществлять обучение, воспитание и развитие детей с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики в области образования детей с расстройствами аутистическго спектра. Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС) предусмотрено совершенствование следующих компетенций в профессиональной деятельности педагогов: компетентность в грамотном осуществлении воспитательно-образовательного процесса, методологическая компетентность, компетентность педагога в разработке, а также реализации образовательных программ, компетентность, характеризующая потенциал педагога в организации воспитательной деятельности, компетентность педагога в формировании необходимых условий организации предметно-пространственной и образовательной среды, компетентность в установлении положительного взаимодействия с родителями или законными представителями ребенка, исследовательская компетентность педагога, компетентность в организации информационной основы деятельности дошкольников. Рассмотрены отдельные аутистические признаки, трудности самовыражения, проблемы восприятия, использование защитных систем при взаимодействии с другими людьми и условия организации работы с аутичными детьми в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: дети с аутистическим спектром, специфика построения коррекционной работы с ребенком с расстройствами аутистического спектра в современных условиях дошкольного образования.

Ким З.М., Корнева Г.В., Костюшина Ю.И., Козлова Л.В., Шишканова Ж.С.
ПРЕДМЕТНАЯ ОЛИМПИАДА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных в современном образовании вопросов организации самостоятельной работы при подготовке компетентного специалиста, способного к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Авторы показывают возможности самостоятельной работы на примере предметных олимпиад по русскому языку и культуре речи и русскому языку как иностранному, подчеркивают преимущества использования данного вида самостоятельной работы. Участие в самостоятельной продуктивной деятельности предполагает, что обучающийся включается в определение целей овладения дисциплиной и соотносит их со своими реальными интересами и потребностями. Организация самостоятельной работы в вузе дает возможность студентам свободно отслеживать процесс и успешность полученных результатов на разных этапах ее выполнения, оценивать свои достижения и возможности их использования в дальнейшей профессиональной деятельности. Большое место в работе занимает описание этаповпроведения межфакультетских олимпиад, рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, использующиеся при проведении олимпиады, указываются возможности реализации дидактических, методических и психологических принципов обучения при организации данного вида работы с применением информационных технологий. Мультимедийные технологии создают новые возможности для реализации дидактических, методических и психологических принципов обучения таких, как учет уровня подготовки владения языком, доступность и посильность предложенных заданий, осуществление деятельности в знакомых и комфортных для учащегося условиях, учет индивидуально-психологических особенностей личности (режим, объем заданий в данный момент времени), возможность предъявления наглядного материала, роста самооценки, высокой степени мотивации. В заключение авторы приходят к выводу о том, что использование информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы открывает новые возможности саморазвития и самосовершенствования будущего специалиста.

Ключевые слова. Информационно-коммуникационные технологии, олимпиада, профессиональное общение, мотивация, самообучение, самообразование, мультимедийный ресурс, электронный постер.

Литвинова Г.В., Рязанцев А.Е.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОБОТА NAO В КОРРЕКЦИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

Аннотация. Обозначена проблема исследования, направленная на поиск оптимальных путей воспитания, обучения детей с расстройствами аутистического спектра.Дается общий анализ методов коррекции. Представлен опыт использования человекоподобного робота-андроида в системе психологической помощи детям, имеющим расстройства аутистического спектра, направленный на активизацию интереса к познанию мира. Приводятся результаты ЭЭГ исследования головного мозга у ребенка с аутизмом.

Ключевые слова: аутизм, оптимальный путь, методы, технологии, мозговая активность, робототехника, робототерапия.

Малашенко Л.И.
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФИЦЕРОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Обозначена проблема оценки профессионального опыта военного специалиста, актуальность которой подтверждается ценностью опыта офицера в деятельности по разрешению современных кризисных ситуаций. Приводится краткий анализ научных трудов по названной проблеме. Показаны методологическая и базовая основы исследования феномена развития опыта офицера при обучении в военном вузе второго уровня высшего военно-профессионального образования. В качестве решения обозначенной проблемы рассматривается система оценивания профессионального опыта деятельности офицеров в кризисных ситуациях. Показано четыре уровня развития опыта (ориентационный, базовый, профессиональный и высокий), каждый из которых характеризуется определенными показателями, сгруппированными по ранее приобретенным навыкам и умениям. Уровень профессионального опыта офицера определяется, исходя из оценки его профессиональной подготовки по критериям и методике оценки теоретической и практической подготовки. Конечным критерием оценки опыта представляется готовность к профессиональной деятельности, в которой офицер испытывает психологический комфорт, чувство уверенности в себе, принимаемых решениях и осуществляемых действиях. Предлагаемая система позволяет оценивать профессиональный опыт военного специалиста по уровням его развития и формам проявления в деятельности антикризисного характера.

Ключевые слова: профессиональный опыт, профессиональная подготовка, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, профессиональная готовность, методика оценивания, система оценивания, образовательный процесс, педагогический результат, педагогическое исследование, успешность обучения. 

Безпалова А.Г., Легконогих А.Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Цель статьи – исследование проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, анализ компетентностного подхода к формированию современного образования посредством использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, разработка стратегии формирования компетенций как вектора совершенствования образовательного процесса в региональных вузах. Объектом исследования являются компетенции, применяемые в региональных вузах по отдельным направлениям и профилям, предметом исследования обозначены процессы, направленные на использование информационно-коммуникационных технологий в осуществлении компетентностного подхода к формированию образовательного процесса. Актуальной проблемой высшего образования в региональных вузах является внедрение информационно-коммуникационных технологий и техники их задействования в образовательный процесс в соответствии с требованиями современного темпа жизни, возрастающей потребности в информации, её сборе, анализе и обработке с целью получения высоко оцениваемых знаний, умений и навыков работы в профессиональной деятельности. Посредством авторского мониторинга в статье анализируются общероссийский компетентностный подход к формированию образовательных стандартов, региональный аспект внедрения и адаптации компетенций различных направлений и профилей обучения, а также реальная практика региональных высших учебных заведений. Авторами представлены результаты опроса, эмпирического исследования и мониторинга, раскрывающие разносторонний взгляд на изучаемый вопрос. Результаты исследования обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и молодых учёных «Теория и практика в сфере коммерческого обращения» 5 апреля 2019 года в Ростовском государственном экономическом университете г. Ростова-на-Дону. Полученные результаты способствовали разработке вариативных компетенций, адаптированных как под региональные особенности образовательного процесса, так под отдельные направления и профили, интегрируемые в учебный процесс высших образовательных заведений региона.

Ключевые слова. Образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии, компетенции, высшее образовательное заведение, учебный план, компетентностный подход, региональный аспект.

Фасоля А.А., Гузеев М.С., Григорьева М.А.
О ВЛИЯНИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ЛИЧНОСТНЫЙ ВЫБОР ИНДИВИДА

Аннотация. В статье проанализированы деструктивные формы поведения человека и их влияние на личностный выбор индивида. Рассмотрены различные подходы к толкованию деструктивных форм поведения человека в социуме. Раскрыто понимание деструктивности как феномена противоправного поведения, не соответствующего общепринятым нормам и стандартам в обществе.

Ключевые слова: деструктивные формы поведения, личностный выбор, агрессия, аутоагрессия, конфликт, девиантное поведение, проблема выбора.

Павлова Н.В.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВУЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. Подготовка педагога вуза художественного профиля предполагает формирование, развитие и воспитание личности, представляя собой специально целостно-структурированный и управляемый процесс взаимодействия обучающий – обучающийся – образовательная организация, направленный на формирование и повышение уровня инновационно-мотивационной компетенции, согласно объективно последовательному и качественному улучшению совокупности физических и духовных свойств личности. Решение задач определяется использованием системного подхода в подготовке специалистов художественного профиля. Подготовка специалистов творческих направлений образовательных организаций художественного профиля подтверждается признанием мировым сообществом русской школы и востребованностью российских специалистов художественного профиля во многих странах мира. Эффективность подготовки будущего педагога вуза художественного профиля предполагает системный подход, в основе которого обеспечиваются многофункциональность, ступенчатость и гибкость. Это обеспечивает совершенствование профессионального образования и позволяет создать условия для использования разнообразных образовательных программ с учётом индивидуальных особенностей и уровня имеющейся до вузовской подготовки каждого студента. Овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками поэтапно помогает личности самостоятельно выстроить собственную модель подготовки, что обеспечивает широкий выбор возможностей для самоконтроля личности над объемом знаний и временным процессом.

Ключевые слова: подготовка, студент, педагог, уровень инновационно-мотивационной компетенции, образовательная организация, системный подход.

Легконогих А.Н., Попова С.Л., Куншенко И.А., Лубенцова Т.А., Дзюба Е.А.
ПОНЯТИЕ «ИННОВАЦИЯ» В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Цель исследования – дифференцировать понятие «инновация» в социально-педагогических технологиях, проанализировать подходы к использованию инновационных социально-педагогических технологий в инклюзивном образовании и выделить факторы, которые оказывают влияние на развитие инноваций в инклюзивном образовании, учитывая зарубежный и отечественный опыт. Актуальность выбранной проблематики обоснована неоднозначностью подходов к формированию норм и правил поведения всех субъектов образовательного процесса при реализации социально-педагогических технологий в инклюзивном образовании. Объектом исследования являются инновации в социально-педагогических технологиях инклюзивного образования, предметом исследования обозначены процессы, связанные с развитием социально-педагогических технологий инклюзивного образования, направленные на инновационный подход к этому направлению в образовательной сфере. Методами исследования выбраны мониторинг и анализ вторичной информации, в том числе анализ статистики вуза по инклюзивному образованию, а также авторский опрос студентов и профессорско-преподавательского состава Донского государственного технического университета в г. Ростове-на-Дону. Участники опроса – студенты и преподаватели кафедры «Социальная работа». В задачи авторского исследования входило уточнение понятий «инновация», «социально-педагогические технологии», «инклюзивное образование» применительно к практике высших учебных заведений на локальном рынке. Результаты позволили сделать вывод, что инклюзивное образование как в школе, так и в высшем учебном заведении, остается до сих пор сложным вопросом, часто нерешаемым по причине отсутствия специалистов по разработке программ, адаптивных к формированию нравственных, моральных и этических норм поведения молодежи при установлении взаимоотношений между детьми разных физических, физиологических и поведенческих форм. Помимо морального, этического и культурного фактора, на развитие социально-педагогических технологий в инклюзивном образовании влияют технические, управленческие и поведенческие факторы внутреннего и внешнего характера. Это усугубляет и актуализирует проблему.

Ключевые слова. Социально-педагогические технологии, инновации, инклюзивное образование, моральный и этический контекст, регионализация образовательного процесса.

Григорьев С.М., Карасев В.А., Останина Е.А.
МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация. Актуальность изложенного в статье материала обуславливается необходимость дальнейшего развития теоретических положений в области управления персоналом, более углубленного и предметного исследования системы и механизма мотивации работников в современных организациях. Авторами представлены проблемные вопросы в области формализации и моделирования факторов, влияющих на внутреннюю мотивацию личности.

Ключевые слова: управление персоналом, теории мотивации, методы мотивации, мотивационный механизм, мотивационный фактор, мотивационный профиль, модель механизма мотивации.

Каримова Т.С.
ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты в освоение нравственных ценностей обучающимися в вузах МВД России. Выявлена специфика гуманитарных дисциплин «Социология», «Политология», «Религиоведение», «Профессиональная этика сотрудников ОВД». Содержание гуманитарных дисциплин способствует осознанию и принятию обучающимися универсальных человеческих ценностей.

Ключевые слова. Нравственные ценности, нравственное воспитание, нравственность, мораль, сотрудники правоохранительных органов, гуманитарные дисциплины.

Масленникова С.А., Непряхина А.И.
ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ О БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются трансформации, происходящие в институтах современной семьи и брака. Проанализированы психологические исследования представлений современной молодежи о брачно-семейных отношениях. Проводится теоретический анализ существующих видов брачно-семейных отношений, и методы исследования. Представлены результаты исследования представлений современной молодежи о брачно-семейных отношениях. Показаны представления современной молодежи о брачно-семейных отношениях на когнитивном, аффективном, поведенческом уровне. Сделана попытка найти значимые причины вступления в брак, создания семьи и изучить основные ценности у молодежи с разным опытом брачно-семейных отношений.

Ключевые слова. Брак, семья, молодежь, представления о семье, виды брачно-семейных отношений, ценностные ориентации.