РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Лысаков Н.Д.
ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА АВИАТОРА

Алексею Георгиевичу Анненкову – военному летчику, авиаконструктору самолёта – амфибии, организатору производства и авиационному педагогу посвящается.

Бочарников И.В.
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ.
«АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ» РУССКОЙ ИСТОРИИ

Аннотация. В статье описываются основные этапы жизнедеятельности Великого князя Киевского Святослава Игоревича – выдающегося полководца русского раннего Средневековья. Во многом, благодаря его ратной и полководческой деятельности, была обеспечена военная безопасность Киевской Руси и созданы условия для ее становления и развития в качестве одного из ведущих государств мирового сообщества того времени.

Важнейшим направлением деятельности Святослава являлось участие в походах и войнах. Сокрушив в 964 – 965 годах Хазарский каганат, на протяжении столетий угрожавшего безопасности Древнерусского государства, Святослав в рамках своих знаменитых дунайских походов пытался утвердить государственную юрисдикцию Киевской Руси на Балканском полуострове, вступив в противоборство с Византийской империей. Это стало причиной очередной русско-византийской войны.

По ряду причин цель походов не была достигнута, и Святослав вынужден был, по согласованию с императором Византии И. Цимисхием, прекратить военные действия в Болгарии и вывести русские войска с Балканского полуострова. Заключенный при этом мирный договор, в полной мере учитывал интересы Киевской Руси на Балканах.

Все это свидетельствовало о роли и значении, которые обрело Древнерусское государство в период правления князя Святослава Игоревича, названного Н.М. Карамзиным «Александром Македонским древнерусской истории». И только лишь трагическая гибель Святослава в апреле 972 года на Днепровских порогах не позволила в полной мере воспользоваться итогами его военно-политической деятельности.

Тем не менее, его планы по расширению территории Древнерусского государства получили дальнейшее развитие в политике «собирания земель», ставшей с начала XV века императивом развития российской государственности. В этом заключено важнейшее значение государственнической деятельности Великого князя Киевского Святослава.

Нестерова Е.Р.
НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СВЯЗИ ПОНЯТИЙ «МОНГОЛЫ» И «ТАТАРЫ» В МИРОВОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Аннотация. Статья посвящена взглядам современных и средневековых историков на вопрос наименования народа Чингис-хана. Помимо двойного названия «татаро-монголы», рассматриваются понятия «белые татары», «черные татары». Анализируются причины возникновения каждого такого названия, различные трактовки, предлагаемые авторами источников и современными исследователями. В работе использовались китайские, монгольские и персидские источники, а также книги отечественных и зарубежных востоковедов.


РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ 
СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Гольман И.А.
ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДИН НЕВРОЗ

Аннотация. Рассказ от двух лиц, о довольно тяжелом невротическом расстройстве, о том, как с ним боролись, и, соответственно, чего в этой борьбе добились на данный момент.

Беляков М.А.
РОЛЬ ИНСАЙТА В ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ

Аннотация. Особенностью человека является то, что на него влияют два фактора развития – биологический и культурный. Несмотря на то, что биологический фактор оказывал очень существенное влияние на эволюцию человека на определенном этапе его развития, в итоге закрепляется доминирующая роль культурной линии развития. В статье рассматривается специфика взаимодействия и соотношения указанных факторов. Также поднимается вопрос о том, откуда приходят инновации в нашем обществе. Вопреки традиционному деятельностному подходу, высказывается гипотеза о том, что возникновение инноваций не может подвергаться контролю со стороны человека, необходим естественно сложившийся природный механизм для регуляции данного процесса. В роли такого механизма может выступать инсайт. Представлено мнение о том, что именно благодаря нему закрепилась ведущая роль культуры в развитии человека. Также показан примерный физиологический механизм, ограничивающий роль естественного отбора в антропогенезе. Инсайт рассматривается в виде своеобразного мутационного процесса, способствующего выделению культурной линии развития человека и контролирующего биологическую.

Дровалева Л.С., Драгилев Е.В., Драгилева Л.Л.
МЕТОД МАЛЫХ ГРУПП КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ)

Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с использованием одной из популярных разновидностей активных форм обучения – работе в малых группах в преподавании математики. Дается понятие группового обучения и его отличительные черты, дается краткий исторический обзор, анализируются причины интереса к этой форме обучения в среде педагогического сообщества как в России, так и за рубежом. Перечисляются базовые положения, лежащие в основе метода работы в малых группах, и результаты, которые возможно получить с его помощью. Раскрываются достоинства метода, к которым прежде всего можно отнести, помимо освоения учебного материала, выработку навыков коллективной работы и коллективного взаимодействия. Также освещены особенности метода, которые обычно относят к числу недостатков (возможные затруднения при формировании малых подгрупп; вопросы мотивации студентов; проблемы оценивания работы группы в целом и каждого учащегося на заключительном этапе занятия). Обсуждается, в каких случаях наиболее целесообразно применять метод работы в малых группах. В качестве примера из практики приводится фрагмент сценария занятия по теме «Элементарные функции, их свойства и графики» с применением метода работы в малых группах.

Корноухов М.Д., Кан Юньюй
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ В РЕПЕРТУАРЕ ФОРТЕПИАННОГО КЛАССА МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ КИТАЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема расширения музыкально-учебного репертуара в фортепианных классах музыкальных школ современного Китая, предлагается в этом контексте более качественное знакомство с творчеством современных российских композиторов. Современные пьесы, по мнению авторов, являются оптимальным музыкальным жанром, в котором формируются исполнительски-интерпретационные умения юного пианиста, и, в целом, креативные личностные качества.

Лысакова Е.Н.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье дан обзор концепций отечественной авиационной психологии, выделены основные положения методологии психологического обеспечения труда и обучения авиационных специалистов, а также всех этапов профессионализации в авиации. Показана историческая роль первой научной школы авиационной психологии под руководством К.К. Платонова, начавшей плодотворные разработки накануне Великой Отечественной войны в интересах военной авиации и определившей фундаментальные области исследований, такие как влияние особенностей личности летчика на результаты авиационной деятельности, закономерности формирования летных навыков и летных способностей, роль тренажерной подготовки в летном обучении, межпредметные связи медицины, психологии и методики летного обучения и др.

Автор делает вывод о наличии сформированной методологии отечественной авиационной психологии и обосновывает актуальные направления ее развития в XXI в. как научно-практической отрасли с учетом технического прогресса и появления новых аспектов профессиональной деятельности, к которым можно отнести совершенствование методов профессиональной ориентации молодежи, профессионального отбора, профессионального обучения и подготовки авиационных специалистов для пилотируемой авиации и операторов беспилотных летательных аппаратов в условиях труда в аэрокосмической сфере.

Недошивина М.А.
СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье описаны результаты исследования ситуационных и личностных детерминант альтруистического поведения. Выборка исследования составила 170 человек. Альтруистическая направленность личности, выражающаяся в стремлении к поддержанию благополучия окружающих, была рассмотрена в качестве предиктора альтруистического поведения. Принятие нетворкинг-стратегии альтруистического инвестирования и выраженность социальных установок на альтруизм рассмотрены в качестве индикаторов личностного альтруизма. Изучен ряд ситуационных факторов, оказывающих влияние на готовность к участию в просоциальной деятельности, таких как уровень личностного риска, наличие или отсутствие компенсации и степень потребности в помощи. Выявлена значимая взаимосвязь между готовностью к совершению альтруистических поступков и альтруистической направленностью личности. Ситуационные факторы оказывают значительное влияние на процесс принятия альтруистического решения как «альтруистами», так и «не-альтруистами». Однако «альтруисты» с большей готовностью подходят к ситуациям, где людям требуется помощь, даже в сложных условиях. По-видимому, внутренние мотивационные тенденции и ценностные ориентации стимулируют истинных альтруистов преодолевать нелегкие обстоятельства в ситуации оказания помощи нуждающимся. Обнаружены также различия между женщинами и мужчинами по показателю выраженности социально-психологической установки на альтруизм.

Пахомова Е.А., Григорьева М.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАРГИНАЛЬНЫМИ СЛОЯМИ НАСЕЛЕНИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация. Статья посвящена анализу острой проблеме, которая затрагивает все институты общества, его социальные ячейки и личность современного человека. Авторы представили эмпирический материал, на основе которого раскрываются сущностные и социально-психологические стороны такого маргинального феномена, как проституция в современном обществе. Обобщения и выводы, дают основание предложить практические рекомендации по преодолению анализируемого феномена проституции в современном обществе.

Плахута О.Г.
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ ПРИЕМНОГО (ЗАМЕЩАЮЩЕГО) РОДИТЕЛЯ

Аннотация. В статье описываются результаты эмпирического исследования наблюдательности, как свойства личности приемных (замещающих) родителей. Проведен сравнительный анализ уровня развития личностного свойства «Наблюдательность» у приемных (замещающих) родителей, представителей различных профессиональных групп (менеджеры, дипломаты, инженеры, продавцы, водители и др.) и уровня развития ПВК «Наблюдательность» у представителей помогающих профессий (педагоги, психологи, врачи, спасатели и др.). Эмпирически и операционально доказаны существенные различия в уровне развития наблюдательности представленных профессиональных групп. Указывается на необходимость использования выявленных особенностей как одного из критериев эффективности профессиональной замещающей семейной заботы.

Соколова Л.В., Молчанова А.В., Сеген Е.С., Хомякова Э.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается педагогический анализ как функция управления общеобразовательной организацией. Анализируется системный и ситуационный анализ в области управления, рассматриваются виды педагогического анализа: целевой, текущий, перспективный, предварительный, оперативный, тематический, итоговый.

Так как итоговый педагогический анализ играет существенную роль во внутришкольном управлении, оказывает непосредственное влияние на его качество, в статье дается его подробная характеристика. По мнению специалистов в области менеджмента, значимость педагогического анализа итогов учебного года в процессе внутришкольного управления состоит в научном обосновании и формулировке целей деятельности педагогического коллектива, его основных задач на новый учебный год; анализе итогов проделанной работы, являющихся моделью состояния дел и перспектив дальнейшего продвижения в общеобразовательной организации. На основе анализа появляется возможность определения основных направлений внутришкольного контроля, системы организационных мер по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса. Педагогический анализ способствует предостережению от повторения прежних ошибок, указывает проверенные пути и средства для решения различных педагогических задач. Анализ помогает установить определенную преемственность между деятельностью истекшего и нового учебного года; позволяет планомерно из года в год совершенствовать те или иные внутришкольные процессы, сохранять традиции, совершенствовать образовательное пространство учебного заведения.

Глубокий анализ педагогической деятельности дает возможность каждому специалисту увидеть результаты своего труда как бы со стороны, что усиливает объективность восприятия собственного труда. Анализ позволяет оценить состояние инновационных процессов, подвести итоги экспериментальной работы, определить и показать эффективность и действенность инновационной деятельности педагогического коллектива; дает возможность проследить эффективность взаимодействия администрации и коллектива по достижению качественного результата образовательного процесса.

В статье предложена подробно рассмотрена поблочная структура итогового педагогического анализа деятельности общеобразовательной организации, определены источниками итогового педагогического анализа, обозначены определенные требования к нему.

Фасоля А.А.
ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье рассматривается многозначное и спорное понятие «интериоризация». Данный термин трактуется как процесс приобретения опыта; переход от коллективных форм деятельности к индивидуальной; трансформация внешних индивидуальных форм деятельности во внутренние. Проанализированы основные этапы становления и развития исследуемого понятия в мире.

Фасоля А.А., Гузеев М.С., Илюшина И.Л.
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ КОНТЕКСТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются социально-философские предпосылки необходимости ускоренного, инновационного развития образования, создания условий для развития личности, ее интеллекта и духовности. Данный процесс анализируется с учетом сложившихся в настоящее время условий интенсивной социальной стратификации, пересмотра ценностных основ общества.

Цимерман Е.А.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОРСКОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ (УРОВЕНЬ МАГИСТРАТУРЫ)

Аннотация. Статья посвящена разработке авторского пособия для магистрантов управленческого профиля по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и оценке его эффективности. На основании существующей статистики, анализа действующих административных документов в сфере образования, наблюдения за образовательным процессом в неязыковом вузе и результатов анкетирования студентов автор делает вывод о необходимости уделять значительное внимание межличностному взаимодействию в иноязычной подготовке будущей управленческой элиты. Решать сопутствующие вопросы предлагается посредством авторского профессионально-ориентированного дидактического ресурса по английскому языку для магистрантов управленческих специальностей. В статье научно аргументируется выбор квазипрофессиональной деятельности в качестве ключевого метода освоения материала и стимулирования межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, предлагается анкета оценки разработанного дидактического ресурса, дается математический анализ его эффективности и обсуждаются полученные результаты, исходя из четырех компонентов: языка, актуальности для студентов управленческого профиля, структуры и содержания, инновационности. Представленная в статье теоретическая информация, таблицы и формула, а также способ обработки и анализа результатов педагогического эксперимента в совокупности представляют собой полноценный эмпирический материал и могут представлять интерес для преподавателей иностранного языка, исследователей и методистов.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Сенкевич Л.В., Донцов Д.А., Донцова М.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ КАК ДЕТЕРМИНАНТ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования паттернов поведения юношей и девушек с суицидальными попытками и без оных: была рассмотрена зависимость паттернов поведения в юношеском возрасте с внутренними предпосылками к суицидальным действиям у юношей и девушек. Основной научной задачей представленного в настоящей статье психологического эмпирического исследования стало выявление взаимосвязи особенностей личности суицидента юношеского возраста со спецификой личностных ресурсов совладания с критическими ситуациями. Кроме того, в данной статье подробно проанализированы психосоциальные особенности личностного развития в юности, рассмотрены собственно копинг-стратегии (стратегии преодоления, стратегии совладания в поведении и деятельности), раскрыто понимание суицида в философии, изучено отношение к суициду в клинической психологии, также суицид исследован в качестве социального явления и психологического феномена, наконец, детально описаны психодиагностические способы выявления суицидальных наклонностей личности, ‒ представленные в качестве профилактики суицидальных попыток.

Курданова Х.М., Сарбашева З.М., Каирова Р.Б.
ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается влияние речевых поступков на формирование личности. Правила речевого этикета прослеживаются в потоке речи и воспринимаются собеседником как часть воспитания и культуры людей. При этом возникает необходимость знания некоторых факторов языковой культуры народа. Речевой этикет для каждого носителя языка имеет свою языковую форму.

В речевом этикете всех народов мира можно выделить общие черты, во всех языках существуют устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим.

Анализируя речевые поступки и выделяя особенности коммуникативного поведения носителей языка, авторы уделяют внимание именно речевому этикету как совокупности норм и стереотипов общения, сложившихся в социуме в силу исторических традиций, социального устройства.

Если носители родного языка не соблюдают правила речевого общения, то говорить о высоком уровне владения языком невозможно. Поскольку речевой этикет подчёркивает культуру и традиции народа, необходимо учитывать расхождения в речевых поступках разных национальностей, так как в каждом языке существует своя сформировавшаяся система обращений.

Знание норм речевого этикета страны с иной социально – культурной действительностью является залогом успеха в межличностном и профессиональном общении.

Межкультурная коммуникация – очень сложный и многоаспектный процесс, поэтому только знания грамматических структур и лексического наполнения языка недостаточно для общения двух носителей языка, обладающих отличной языковой культурой. Именно лингвострановедческая компетенция и знание норм речевых поступков может послужить основой для общения представителей разных стран.

Легконогих А.Н., Попова С.Л., Рыбалка Ю.А., Куншенко И.А., Богатырёва М.Х.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕВИАНТНЫХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Цель статьи – раскрыть сущность работы психологов-преподавателей с девиантными детьми подросткового возраста. Утверждается, что такая работа требует не только профессионализма, компетентности и высокой квалификации, но и разработки современных методов, адаптированных к подросткам и воспринимаемых ими на уровне самосознания, интеграции себя в социум и будущую жизнедеятельность на уровне адекватного восприятия другими референтными и профессиональными группами. Также работа психологов-преподавателей должна нивелировать изоляцию и неприятие девиантных детей в образовательном заведении. Объектом исследования являются девиантные дети подросткового возраста, прошедшие тестирование на базе колледжа Донского государственного технического университета в г. Ростове-на-Дону. В аспекте предмета исследования выбраны процессы, связанные с работой психологов-преподавателей с подростками, которых характеризуют по девиантному поведению и которые нуждаются в психологической поддержке специалистов. В основу научного изыскания положено тестирование, которое позволит выявить положительные и отрицательные стереотипы, влияющие на формирование девиантного поведения и/или поведения, которое таковым считается с точки зрения психологии и образования детей подросткового возраста. Также аргументируется, что только индивидуальный подход к каждому подростку, может дать планируемый результат, в частности, выделить эти стереотипы, исключить негативно влияющие на сознание подростка и сформулировать вектор потенциальной и подходы работы с ним.

При этом авторы подтверждают, что индивидуализация психологического и образовательного тестирования подростка, может дать более объективные результаты, посредством которых каждого подростка можно вывести на новый уровень адаптации к общественным правилам поведения, этическим и нравственным нормам сосуществования в обществе. Авторы приводят ряд тестов, которые с психологической точки зрения могут выявить причинно-следственную связь между обучаемостью и самопознанием девиантных детей подросткового возраста и которые прошли первичное апробирование в реальной обстановке школьных учреждений г. Ростова-на-Дону. 

Прокурова С.В.
О РОЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА ОБВИНЯЕМОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО)

Аннотация. Для получения и закрепления в установленном порядке показаний лиц, принимающих участие в уголовном процессе, об известных им фактах, имеющих значение для уголовного дела, осуществляется следственное действие – допрос. Статья посвящена рассмотрению психологических особенностей при проведении допроса. Основное внимание уделяется роли психологических знаний сотрудников ОВД для осуществления своей профессиональной деятельности. Уделяется внимание тактике проведения допроса, подчеркивается необходимость знания при этом методов психодиагностики и особого, нестандартного подхода к допрашиваемому, в частности, к обвиняемому (подозреваемому). Подчеркивается, что при допросе имеет место взаимный поток вербальной и невербальной информации, от которого зависит психологический контакт участников следственного действия. Изучая психологические особенности интересующих лиц, определяя тип темперамента человека, можно прогнозировать его поведение и корректировать тактику допроса, выбирая наиболее верную и эффективную, чтобы получить достоверную информацию.

Рыльский А.В.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Аннотация. При нарушении мозгового кровообращения возможно изменение личностных характеристик пациентов, которые имеют важнейшее значение для дальнейшей психокоррекции в комплексном лечении заболеваний. Целью исследования стало изучение личностных особенностей пациентов с нарушением мозговых функций и без. В лаборатории биологической обратной связи обследованы 2923 пациентов, среди них пациентов с церебро-васкулярной болезнью– 1784 чел, с острым нарушением мозгового кровообращения – 336 чел, с остеохондрозом – 803 чел. Для определения психологических характеристик использовался шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. В результате установлено, что пациенты с перенесенным инсультом в анамнезе – немного замкнуты, эмоционально устойчивы, мечтательны, но в то же время зависят от мнения окружающих. Пациенты с церебро-васкулярной болезнью – общительны, решительны, дипломатичны и впечатлительны. Пациенты с остеохондрозом –несмотря на то, что их мозговая функция не страдает, необщительны, пессимистичны и нерешительны, им трудно налаживать контакт с незнакомыми людьми. В данном случае, эти особенности вызваны длительным течением заболевания и наличием болевого синдрома.

Шумилина И.В.
АУТОСУГГЕСТИВНЫЕ ТЕХНИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Актуальность избранной темы обусловлена необходимостью формирования у руководителя органов внутренних дел таких личностных качеств как стрессоустойчивость, осознанность целей профессиональной деятельности, готовность к осмысленному принятию решений в критической обстановке, и, конечно, надежности, как первоэлементу защищающей функции полиции в целом. Объект исследования в данной работе выступает психологическая культура и руководителя органов внутренних дел. Цель исследования заключается в изучении уровня и путей совершенствования психологической культуры руководителя органов внутренних дел. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что обучение аутосуггестивным техникам руководителей органов внутренних дел, систематическое использование ими данных техник в профессиональной деятельности, приводит к устойчивым во времени конструктивным личностным изменениям, которые оказывают влияние на повышение психологической устойчивости к действию стресс-факторов, повышают уровень саморганизованности, волевой активности и самомотивации, конструктивно влияют на развитие потенциала личности руководителя, т.е. повышают уровень психологической культуры и аутопсихологической компетентности. В исследовании использован метод группового стандартизированного фокусированного интервью с психологами подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел. Его результаты по вопросам уровня психологической культуры и аутопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел обсуждаются в представленной статье. В исследовании приняло участие 20 человек (2 группы). Высокий уровень психологической культуры и аутопсихологической компетентности могут выступать как показатель успешности руководителя органов внутренних дел. В данные феномены следует отнести глубокое знание психологии, умение применять полученные знания на практике; профессиональная готовность к принятию управленческих решений; способность к творческому, нестандартному мышлению и поведению; видение своей профессиональной и личностной перспективы развития. Одним из перспективных направлений повышения психологической культуры руководителя органов внутренних дел, а также наиболее более продуктивные психологические техники можно назвать обучение аутосуггестивным техникам. А

Антропова Е.В.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена процессу профессионального становления студентов среднего специального образования. Поставленная задача включает в себя анализ процесса профессионализации студентов среднего специального учебного заведения. Особое внимание уделяется использованию в учебном процессе, в частности на производственной практике инновационных технологий. Объективными условиями профессионализации студентов ССУЗов можно считать условия обучения, особенности профессиональной среды, отношения в системе «студент-преподаватель», процесс взаимодействия с работодателями во время производственной практики, успешность овладения учебной программой, дисциплинированность. Субъективные критерии процесса профессионального становления студентов выражаются в динамике личностно-профессиональных качеств, которые развиваются в процессе обучения. Рассматриваются следующие понятия: состав, количественная и качественная характеристика отдельных компонентов профессионализации, их взаимосвязь, функции процесса профессионализации, механизмы, обеспечивающие целостность системы профессионального становления, ее совершенствование. Ее важной составляющей являются психологические характеристики, свойственные данному возрасту, которые определяют значимость внутриличностной адаптации. Делается вывод о взаимосвязи между показателями учебной мотивации и карьерными ориентациями студентов, а также связи внутри структурных компонентов процесса профессионализации. Были определены критерии процесса становления студента как профессионала в условиях среднего специального учебного заведения: мотивационный, адаптационный, деятельностный и самоактуализационный. Каждому из них соответствуют свои показатели.

Ровина Е.Е., Демаков В.И., Дронина О.А., Калашникова Р.В., Володько О.А.
АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ЕГО СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ: ЗНАЧЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация. Многие авторы рассматривают проблему адаптации курсантов, но в научно-теоретических исследованиях она не решена в контексте формирования субъектной позиции. Нами рассмотрены два понятия “социальная адаптация” и “субъектная позиция”. Представлены факторы, которые способствуют динамичной и успешной адаптации. В нашей статье мы проанализировали, как связаны между собой адаптация обучающихся, поступивших в образовательную организацию МВД, и путь становления их субъектной позиции. Эта актуальная проблема рассмотрена с точки зрения трёх факторов: служебные отношения, учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения в коллективе. В это время курсант переживает сложный период личностных преобразований. Поэтому мы показали роль преподавателя при организации общения с курсантами на пути становлении его как личности. Современный преподаватель должен грамотно применять эффективные формы и методы в обучении. Перспективным для развития субъектной позиции обучающихся с нашей точки зрения является экзистенциальный подход, который подразумевает учёт индивидуальных особенностей индивида, формирование самостоятельной личности.

Соловьева А.В., Пилипенко Н.А.
ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ

Аннотация. В статье поднимаются вопросы поиска наиболее эффективных коммуникативных и психологических стратегий взаимодействия в процессе посредничества. В статье аргументируется необходимость совершенствования технологического инструментария в процедуре медиации. Авторы поднимают вопрос подготовки специалистов в области медиации и формирования у них коммуникативных и психологических компетенций. В данном исследовании нашли свое отражение основные тенденции в развитии технологий в посредничестве, в том числе и за рубежом. Деятельность медиатора предполагает организацию процесса коммуникации и сотрудничества сторон на основе принятых в профессиональном сообществе принципах, описанных в данной работе. Посредник обязан, проанализировав не только суть конфликта, но и контекст, сложившейся проблемной ситуации, найти наиболее адекватные стратегию и алгоритм взаимодействия со сторонами. Для реализации выбранного сценария посредничества и достижения соглашения, медиатор должен быть оснащен эффективными коммуникативными технологиями и профессиональными знаниями в области психологии, навыками организации конструктивного переговорного процесса между конфликтующими сторонами. Авторы описывают барьеры, с которыми может столкнуться посредник в своей деятельности, и акцентируют внимание на задачах, которые необходимо решить в процессе медиации.