РАЗДЕЛ I. НАША ПАМЯТЬ – БЕССМЕРТНА!

Кандыбович С.Л., Разина Т.В.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ДЬЯЧЕНКО – ОСНОВОПОЛОЖНИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В работе воссоздана военная и научная биография М.И. Дьяченко – участника Великой Отечественной войны, полковника, выдающегося психолога, одного из основоположников отечественной военной психологии, заложившем ее теоретико-методологические основы и создавший свою научную школу. В статье собраны и проанализированы документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации и в личных архивах. Представлены неизвестные ранее факты биографии М.И. Дьяченко, касающиеся его участия в Великой Отечественной войне, а также научной деятельности в Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне – Военный университет МО РФ).

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Краева М.Ю.
«СМАРТ – БУДУЩЕЕ» ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗАВТРА: ПУТИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются проблемы цифровизации современной образовательной среды, анализируются цифровая школа как новая реальность, которая существенно трансформирует традиционные основы обучения. Проанализирован опыт внедрения новейших технологий в образовательную среду Европейских стран и США, а также исследования по результатам этого опыта. Выявлены позитивные стороны усиления цифровых ресурсов и новых серверов в образовании и определены их негативные последствия как в российской, так и европейской образовательной системе; обсуждена проблема психологической безопасности интернет технологий в образовательном пространстве. Намечены пути новых подходов не только к логике и формам подачи учебного материала, но и к самым основам теоретического знания, трансформации всей образовательной стратегии.

Моисеев В.В., Колесникова Ю.С., Смоленская О.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается ряд проблем, связанных с формированием, развитием и эффективным применением человеческого капитала в регионах России на примере областей, входящих в Центрально-Черноземный экономический район страны. Особое внимание уделяется анализу процессов, связанных с миграционной политикой, здравоохранением, смертностью в период пандемии коронавируса COVID-19. По мнению авторов, человеческий капитал большинства российских регионов не достиг пока качественных показателей, сопоставимых с развитыми странами мира, и не всегда является решающим фактором инновационного развития экономики регионов и социальной политики. Поэтому модернизация человеческого капитала в период цифровой трансформации, переходу к экономике знаний должна стать приоритетным направлением государственной политики современной России.

РАЗДЕЛ III. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Солодова Е.А., Костин В.Н.
СЛУЧАЙНОСТЬ И СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития субъект-субъектного подхода привнесением элементов неопределенности в ситуации учебного взаимодействия для создания условий «генерации нового знания». Предлагаются варианты трансфера педагога в ситуации неопределенности, выбора, творчества.

Чжан Лэлэ
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ У СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ интерпретации русской хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров, обучающихся по направлению педагогического образования в российском университете. В научном аппарате статьи использованы два базовых понятия. Первое понятие – «русская классическая хоровая музыка», к которой отнесены шедевры музыкального искусства разных исторических эпох: от древних одноголосных знаменных распевов до выдающихся творений в жанре советской массовой песни ХХ века. Второе понятие – «основы интерпретации русской классической хоровой музыки» включает историко-теоретический, исполнительский и педагогический компоненты содержания учебного процесса, направленного на профессиональную подготовку китайских студентов-бакалавров в российском педагогическом университете. В работе отражены итоги исследования комплекса специальных методов формирования основ интерпретации русской классической хоровой музыки у китайских студентов-бакалавров.

Ян Лу
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МЕДНО-ДУХОВОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Аннотация. В статье кратко рассматриваются основные дидактические принципы, обеспечивающие повышение качества профессиональной подготовки в области медной духовой музыки в колледжах и университетах КНР. Это, в частности, коммуникативный аспект учебного процесса, повышение квалификации преподавателей-духовиков, оптимальное соотношение различных аспектов обучения, стимулирование расширения музыкально-слухового опыта студентов, формирование их профессионально-личностных интерпретационных качеств, диверсификация форм учебного контента. Подчёркивается, что для повышения своих профессиональных компетенций студентам необходимо владеть не только исполнительскими навыками, но и знаниями по истории музыки, уметь ориентироваться в различных стилях, обладать теоретической информацией в области гармонии, формы, жанров, терминологии музыкального искусства, иметь обширный музыкально-слуховой багаж, интересоваться новинками в области медно-духового исполнительства и образования, стремиться к творческому развитию и постоянному совершенствованию своей квалификации. Это является основным требованием профессиональной ВУЗовской подготовки и залогом успешного продвижения молодого специалиста в конкурентной музыкально-образовательной среде.

Янышева В.А.
АУТООРДИНАЦИОННЫЙ МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ: СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДА И КРАТКИЙ ОБЗОР ОДНОЙ СЕССИИ

Аннотация. Гармонизация психологического и соматического здоровья человека, его личностное развитие, улучшение его межличностных отношений – все это находится в фокусе внимания любой психотерапии, в том числе психотерапии аутоординационного (от лат. аuto-ordinatione – самоупорядочивание) направления, автором которой является В.А. Янышева. Изменения жизни клиента в лучшую сторону благодаря аутоординационному методу психотерапии приводят к уменьшению психического напряжения и страхов в обществе, поскольку эта психотерапия очищает психику, исцеляет душу, оздоравливает тело, укрепляет дух, а также способствует личностной зрелости и успешной социальной адаптации. Целью данной статьи является раскрытие содержания аутоординационного метода психотерапии: его общих черт с другими направлениями психотерапии (например, транзактный анализ Э. Берна, клиент-центрированная терапия К. Роджерса, рилив-терапия Е.А. Полякова и др.), его отличительных особенностей (например, особая последовательность сессий 5-4-3-3), а также закономерностей психики, обнаруженных В.А. Янышевой в ходе своей практики (например, влияние исходной негативной ситуации на события настоящего и на нынешнее поведение клиента). Кроме того, в статье представлена краткая иллюстрация одной психотерапевтической сессии с упоминанием основных процессов, происходящих во время нее. В заключение подводится итог о том, что аутоординационный метод психотерапии позволяет убрать психологический и физический дискомфорт путем нейтрализации негативной сценарной программы.

Воронина Н.В., Косарев С.М.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ В ВУЗЕ

Аннотация. Целью своего исследования авторы поставили введение оздоровительной атлетической гимнастики для девушек в техническом вузе. Авторы изучили историю атлетической гимнастики, и появления в ней оздоровительного направления. Также проанализировали диссертационные исследования, учебные пособия, с целью изучения опыта и разработки программы оздоровительной атлетической гимнастики для студенток МАИ. В начале учебного года провели опрос студенток 1 курса и выявили их отношение к занятиям.

Жук Е.Д., Пилишвили Т.С.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕЗИСТЕНТНОСТИ К СТРЕССУ НА ПРИМЕРЕ ЖЕНСКОЙ СБОРНОЙ РУДН ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Аннотация. В данной статье представлен анализ таких терминов, как «стресс», «стресс – резистентность», «совладающее поведение», среди российских и зарубежных источников. Рассмотрены ключевые специфические характеристики спортивной деятельности, волейбола, как вида спорта. Далее, в статье описаны результаты, полученные по итогам исследования особенностей стресс – резистентности профессиональных волейболисток, игроков женской сборной РУДН по волейболу. Выборку составили 110 спортсменок – студенток РУДН от 18 до 22 лет. Исследование проводилось в соревновательный период. Результаты корреляции Спирмена продемонстрировали, что понижение способности волейболисток РУДН противостоять соревновательным помехам связано с отсутствием конструктивной коммуникации с командой и руководством по поводу постановки достижимых целей. Факторный анализ позволил выявить 6 ключевых воздействующих на стрессоустойчивость спортсменок стресс – факторов. Наиболее высокую факторную нагрузку продемонстрировали факторы «Уровень самоуверенности спортсмена при различного рода помехах», «Отношение к спортивной неудаче», «Предстартовое состояние спортсмена».

В завершении статьи представлены оригинальные практические рекомендации для повышения резистентности к стресс-факторам, воздействующим на членов женской сборной РУДН по волейболу в процессе соревновательной деятельности. Рекомендации состоят из следующих техник: пересмотр актуальных целевых установок команды и постановка достижимых целей, отвечающих уровню волейболисток РУДН; игрокам женской сборной РУДН по волейболу необходимо использовать методику воображения визуально-моторной модели поведения, в процессе которого волейболистки смогут изменить потенциальные ошибки и избежать их в матче; также, релевантным будет являться метод группового самоанализа и обсуждение установленных целей, последующее их разделение на долгосрочные и краткосрочные; были представлены техники «Эмоциональный мониторинг» и «Дневник стресса»; наконец, игрокам рекомендована техника «Стрессометр», которая позволит стабилизировать уровень стресса.

Имеется акт о принятии к внедрению разработанных практических рекомендаций в практическую деятельность женской сборной РУДН по волейболу от 19 апреля 2021 года.

Кроян Г.Ф., Гурова О.С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПЕДАГОГОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. В статье предложено рассмотрение теоретико-методологических оснований изучения личностного потенциала педагогов, находящихся на разных стадиях профессионализации, в качестве которых выступили концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева, подход к выделению стадий профессионального становления Ф.Е. Зеера. Также в статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования личностного потенциала педагогов города Барнаула, находящихся на стадиях первичной и вторичной профессионализации. Для эмпирического исследования были использованы следующие психологические методики: методика диагностики доминирующего психического состояния «Доминирующее состояние» Л.В. Куликова; опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» В.И. Моросановой; методика Н.Холла на эмоциональный интеллект. С помощью методов математико-статистической обработки данных были выявлены достоверные различия в выраженности таких параметров личностного потенциала, как планирование и самостоятельность между двумя группами респондентов. Так, у педагогов, находящихся на стадии первичной профессионализации больше выражена самостоятельность в поведении и деятельности, тогда как у педагогов, находящихся на стадии вторичной профессионализации больше выражено умение планировать собственную, в том числе и профессиональную деятельность. С помощью факторного анализа была выявлена специфика в структуре личностного потенциала у педагогов двух рассматриваемых групп. Результаты проведенного исследования согласуются с данными других авторов и позволяют выстроить перспективы дальнейшего изучения, как самой категории личностного потенциала, так и педагогов, находящихся в различных жизненных ситуациях или с разным уровнем успешности в профессиональной деятельности, что в свою очередь позволит уточнить направления формирования и развития личностного потенциала педагогов общеобразовательных учреждений.

Кулик А.А., Наумова В.А.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение взаимосвязи психологического благополучия и личностных ресурсов на разных возрастных этапах. Логика исследования предполагала реализацию нескольких этапов: сравнительный анализ выраженности показателей психологического благополучия и личностных ресурсов респондентов; определение взаимосвязей указанных параметров. Полученные результаты убедительно доказывают, что взаимосвязь психологического благополучия и личностных ресурсов специфична для разных возрастных этапов. В период ранней взрослости высокий показатель осмысленности жизни взаимосвязан с самопринятием, что позволяет гармонично выстраивать отношение к себе, к другим, миру. Уровень жизнестойкости, отраженный в параметре «вовлеченности» приводит к общему ощущению психологического благополучия, которое подразумевает субъективное самоощущение целостности и осмысленности своего бытия. Для респондентов средней взрослости базовым образованием в структуре психологического благополучия выступает автономия во взаимосвязи с показателями осмысленности жизни. Важным компонентом, доминирующим в структуре личностных ресурсов в период поздней взрослости, выступает локус контроля – жизнь, умение осуществлять контроль над событиями жизни обеспечивает высокий уровень психологического благополучия. Важным показателем, снижающим конструкты психологического благополучия (управление окружением, контроль внешней деятельности, осмысленность жизни, искажение настоящего и прошлого временных параметров) выступает такой механизм психологической защиты как вытеснение.  Напротив, высокий контроль управления окружением, снижает проявление вытеснения как механизма психологической защиты.

Овсянникова О.А.
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются современные условия информационно-компьютерного обеспечения формирования коммуникативной компетентности обучающихся высших учебных заведений. Рассмотрены результаты контрольного и формирующего экспериментов на примере изучения темы «Частица как часть речи. Употребление частиц в речи». При сопоставлении результатов традиционного обучения и обучения с компьютерной поддержкой при формировании коммуникативной компетентности будущего специалиста выявлен значительно более высокий уровень знаний, умений и навыков по данной теме с использованием компьютерных программ.

Останин О.В.
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Исследование вопросов мотивации является одной из важнейших задач в современном мире. Актуальность данной темы неразрывно связана с экономической составляющей развития любого государства: как затратить меньше ресурсов для получения необходимого результата. На основе анализа научной литературы, сделан вывод об исследовании мотивации обучающихся в большей степени при получении дошкольного, среднего, средне-специального образования, а в меньшей степени высшего, послевузовского образования. Необходимость рассмотрения вопроса мотивации обучающихся при обучении в высшем учебном заведении обусловлена стремительно изменяющимися внешними экономическими и политическими условиями, непрерывным реформированием системы образования в Российской Федерации, неустанным вниманием со стороны профильных министерств и ведомств к деятельности образовательных организаций, профессорско-преподавательского состава, а также содержанием Федеральных государственных стандартов. Все это накладывает определенный отпечаток не только на деятельность образовательных организаций, но и на мотивацию обучающихся, что предопределяет необходимость обратить на нее особое внимание. В развитии положений, применяемых при моделировании механизма мотивации, предложено производить управление мотивационными факторами по важности и интенсивности, рассматривать возможность выбора наиболее эффективных инструментов для коррекции и актуализации мотивационных факторов обучающегося. Предложено разделение подходов к формированию мотивационной стратегии на три группы: вознаграждение и наказание; мотивация через самообучение; обеспечение систематической связи с куратором, преподавателем, наставником. Выдвинуты требования, при реализации которых деятельность обучающегося будет способствовать формированию у него высокого уровня мотивации. К ним отнесены следующие: деятельность должна быть разнообразной; степень участия; важность деятельности; автономность; информация о результатах деятельности.

Скосырская Ю.А.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛИГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы о проблеме развития института государственной защиты в системе МВД России, в частности в работе выделен и проанализирован аспект осуществления обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Автором проведено исследование и проанализированы данные, раскрывающие проблему наличия необходимости в развитии данной системы. Рассмотрены вопросы преломления теоретических аспектов обеспечения безопасности личности в разрезе практической деятельности. Одним из составляющих эффективности и результативности рассматриваемого автором вопроса, является аспект взаимодействия подразделений по обеспечению безопасности лиц и подразделений следствия и дознания, что в свою очередь, по мнению автора, отсылает к вопросам не только практики, но и нормативно-правового закрепления. В работе нашли отражение вопросы правоприменительной практики, вопросы взаимодействия подразделений государственной защиты и органов следствия и дознания. Главное внимание автором уделено немаловажности наличия системы государственной защиты, а также наличие богатой практической базы и правоприменительных площадок для реформирования и становления более усовершенствованной системы обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве.

РАЗДЕЛ IV. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Дмитриева В.А.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ МОЛОДОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАК ПРОЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. 2020 год стал тяжелейшим годом для экономики и особенно для предпринимательства. Вынужденная изоляция и различные меры по сдерживанию пандемии заставили предпринимателей проявить такие качества как: гибкость и мобильность, креативность, чтобы быстро подстроиться под новые вызовы. В условиях такой гонки за жизнью особенно актуальным выглядит анализ психологии современного молодого предпринимателя как авангарда экономки. Анализ научной литературы, посвященной социально-психологическим, личностным особенностям современного предпринимателя и теориям жизненного пути как зарубежных, так и отечественных исследователей показал актуальность новых исследований в области предпринимательства. В статье представлены результаты исследования социально-психологических особенностей современных молодых предпринимателей в контексте анализа жизненного пути. В исследовании приняло участие 82 человека в возрасте до 35 лет, 40 из которых являются предпринимателями. Для изучения жизненного пути выборки использовался авторский биографический опросник, для определения личностных характеристик тест жизнестойкости, толерантности к неопределенности, тест “Forma mentis”, семантический дифференциал, “якоря карьеры”. Сравнительный анализ группы респондентов-предпринимателей с группой респондентов — наемных сотрудников выявил ряд особенностей. Жизненный путь респондентов-предпринимателей характеризуется особенностями ситуаций взросления, проявляющихся в ранней самостоятельности, выбором профессионального пути в соответствии с собственными склонностями и целями. Личностные особенности молодых предпринимателей отличаются высокой жизнестойкостью, вовлеченностью в процесс жизни, склонностью к риску, ответственностью, способностью к волевому самоконтролю, инициативностью, способностью устанавливать эффективные функциональные отношения, независимостью. Для предпринимателей характерна особая значимость работы в жизни, положительное эмоциональное восприятие процесса работы, стремление создавать новые проекты, гибкое отношение к графику и месту работы.

Котовская С.В.
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ СТРЕССУ КАК ФАКТОР ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статьеспособность сопротивляться стрессу рассматривается в качестве доминирующего фактора психических состояний специалистов экстремального профиля, определяющего уровень его жизнеспособности, в том числе и жизнеспособности в выбранной сфере деятельности. Автор представляет результаты эмпирического исследования, нацеленного на выявление характера взаимосвязи между показателями степени сопротивляемости стрессу специалистов экстремального профиля, а именно сотрудников государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России, и показателями особенностей их психического состояния. В исследовании приняли участие 252 пожарных Архангельской области. В исследовании использовались: Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Т. Холмса и Р. Раге); методика «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич); опросник диагностики «уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко). Методы математического статистического анализа данных включал в себя расчет непараметрического статистического критерия для независимых выборок (Н-критерий Крускала-Уоллиса) и расчет коэффициента корреляции по Спирмену. Были выявлены отрицательные корреляционные связи между степенью сопротивляемости стрессу и показателями психического состояния специалистов экстремального профиля: степени выраженности невротической депрессии, истерического типа реагирования, вегетативных и обессивно-фобических нарушений, уровня развития тревоги и астении, сформированности фаз напряжения, резистенции и истощения. На основании результатов исследования автор приходит к выводу о том, что повышение степени сопротивляемости стрессу у специалистов экстремального профиля способствует повышению уровня их жизнеспособности в выбранной сфере деятельности, что психологическое сопровождение экстремальной деятельности должно быть ориентировано на обучение ее субъектов приемам саморегуляции.

Мироненкова О.Л.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация. Поиск путей по снижению роста и профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одной из самых актуальных и социально значимых задач. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют грамотного психолого-педагогического подхода к этому контингенту. Цель исследования заключается в обосновании процесса формирования профессионально-педагогических компетенций сотрудников полиции к работе с несовершеннолетними правонарушителями в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В исследовании приняли участие94 сотрудника ЦВСНП из Москвы, Екатеринбурга, Волгограда, Красноярска и Краснодара. Методики: «Якоря карьеры» Э. Шейна; тест А. Ассингера; опросник В.В. Бойко «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности»; опросник «Нравственная устойчивость» А.В. Сажин; многофункциональный опросник ответственности В.П. Прядеина; семантический дифференциал. Статистические методы: t-критерий Стьюдента, χ2 – Пирсона. В результате выявлена положительная динамика уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций у сотрудников полиции в процессе занятий в рамках служебной и морально – психологической подготовки, и доказана эффективность предложенной технологии дополнительного образования сотрудников полиции.

Михайлова О.Б., Макарова С.А.
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявлений самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. Исследование проводилось в ситуации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Авторы статьи предположили, что самооценка и уверенность в себе являются базовыми качествами личности профессионала, которые необходимы для самореализации в экстремальных ситуациях. Кроме того, была выдвинута гипотеза, что проявления эмоционального выгорания имею различия у учителей начальной и средней школы, обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Выборка респондентов составила 120 педагогов со стажем работы 5-20 лет (60 педагогов начальной школы и 60 педагогов средней школы), работающих в Москве и Московской области. В качестве методик были использованы: 1) методика диагностики эмоционального выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 2) методика самооценки личности О.И. Моткова (модификация методики Б.А. Сосновского.); 3) тест уверенности в себе (В.Г. Ромек). В результате получены значимые различия в проявлениях выгорания у педагогов начальной и средней школы. Кроме того, были выявлены связи уровня выгорания с уровнем самооценки и особенностями уверенности педагогов. В содержании статьи сформулирован ряд рекомендаций по профилактике выгорания в период дистанционного обучения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.