РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Бочарников И.В.
УТВЕРЖДЕНИЕ РОССИИ НА КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ

Аннотация. В статье описываются политические процессы, связанные с утверждением России на Кавказе. Присоединение Восточной Грузии (Картли и Кахетии) явилось кульминационным моментом в кавказской политике России. Данное событие осложнило отношения России как с региональными державами того времени – Ираном и Турцией, владениями которых являлась Грузия и все Закавказье, так и с горцами Северного Кавказа, для которых Грузия являлась традиционным объектом набегов. Это привело к двум русско-турецким и двум русско-персидским войнам, а также самой продолжительной в истории России войны – Кавказской. По итогам войн с Турцией и Ираном в состав России вошли территории Восточной и Западной Грузии, азербайджанских ханств, а также Восточной Армении. Утверждение позиций России на Кавказе приняло характер государственной политики. Раскрывается деятельность высших должностных лиц Российской империи уполномоченных реализовывать государственную политику в регионе. Наиболее целенаправленно этот процесс происходил в период наместничества на Кавказе генерала А.П. Ермолова. Именно в период его командования Кавказским корпусом политика России в регионе приобретает качественно новое содержание, намечается дальнейшая перспектива в развитии российско-кавказских отношений. Анализируются основные направления развития военной организации России на Кавказе, а также становления и развития Кавказского казачества как основной силы обеспечения безопасности русских поселений в регионе и развития русско-кавказских отношений.

Комарица В.Н.
НЕФТЕПРОВОД ЭМБА-САРАТОВ (1920-1921 ГГ.): ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Сооружение нефтепровода Эмба – Саратов (Алгемба), начатое в 1920 году, не было завершено по ряду причин. Проект Алгемба считается первой масштабной стройкой Советской республики.

Эмбенская нефть являлась легко добываемой, высокой по качеству и с большим содержанием масел. В начале 1920 года на Эмбенских промыслах скопились значительные запасы нефти – 14–15 млн пуд. В условиях топливного кризиса для доставки нефти в центральные районы страны было принято решение о сооружении нефтепровода Эмба – Саратов.

В статье на основе документов по теме «Строительство железной дороги Александров Гай – Эмба и Эмбенского нефтепровода (1920 – 1922 гг.)», хранящихся в ФКУ «Российский государственный архив экономики», рассматриваются: политико-экономическая ситуация в стране, юридическая правомочность производства работ по сооружению нефтепровода Эмба – Саратов, организация и производство подготовительных работ, решение о прекращении строительства.

Строительное управление по сооружению нефтепровода было организовано в Москве Комитетом государственных сооружений. Производство строительных работ осуществлялось с привлечением Второй революционной армии труда, образованной на основе сил и средств Заволжского военного округа и Туркестанского фронта. Успехи Красной армии весной 1920 года в Закавказье и на Северном Кавказе обеспечили разрешение топливного кризиса в Советской России. Решением Особой комиссии ВСНХ при Строительном управлении по сооружению нефтепровода от Эмбенского нефтеносного района до Саратова, заседание которой состоялось 10 мая 1921 года под председательством И. М. Губкина согласно постановлению Совета труда и обороны от 29.04.1921 г. о прекращении строительства, был намечен план по ликвидации работ по сооружению нефтепровода.

Редькова И.С.
ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ И УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ В СТЕНАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ОБИТЕЛИ (ПО ЦИСТЕРЦИАНСКОЙ ХРОНИКЕ «ВЕЛИКОЕ НАЧАЛО СИТО»)

Аннотация. В статье исследуется тема отношения к болезням и ухода за больными в средневековой цистерцианской обители. На материале исторической хроники цистерцианского ордена – «Великого начала Сито» – изучается, что средневековые источники сообщают о болезнях, и как их описывают. Также анализируется отношение монахов к болезням и к врачебному искусству в контексте монашеской аскезы и рассматривается организация ухода за больными в пределах обители. Отдельно изучается роль и значение монастырской лечебницы в ландшафте средневековой обители, ее практические функции как место изоляции больных от здоровых и символическое значение как особого пространства внутри монастыря, где меняется статус болящего и становится возможным послабление Устава. Средневековая монастырская медицина подразумевала как реабилитационную – обеспечить скорейшее выздоровление, так и паллиативную помощь – облегчение страданий умирающего. Аскетические устремления цистерцианцев подразумевали пренебрежением телесным здравием ради духовного роста, но реалии повседневной жизни и эксплицитные предписания Устава подразумевали и попечение о телесном здравии монахов. Двойственность религиозных установок цистерцианцев сказывалась на повседневной жизни в цистерцианских монастырях: здесь были искусные во врачебном деле монахи, которые, имея слабое здоровье, не прибегали пользовались своими знаниями, чтобы вылечить себя, но при этом бережно и самоотверженно заботились о больных, были группы монахов, которые занимались сбором и заготовкой лекарственных средств, но их труды негласно порицались внутри монашеской общины.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Моисеев В.В., Целютина Т.В., Авилова Ж.Н.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ В РЕГИОНАХ НА ПРИНЦИПАХ «БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Аннотация. В статье представлен критический анализ возможных векторов управления человеческим капиталом образовательных организаций в условиях перехода на принципы «бережливого производства». Актуализируется необходимость качественного использования персонала в современных университетах с применением инструментов бережливого производства. Проблема исследования заключается в противоречии между запросом практики HR-управления образовательными организациями в совершенствовании механизмов управления обучением персонала с учетом, во-первых, использования имеющихся внутренних ресурсов кадровой политики, корпоративной lean-культуры, «бережливого менеджмента», и, во-вторых, современных новых программ Digital-обучения, «бережливого обучения», и недостаточной разработанностью этих процессов в отечественной теории кадрового менеджмента. Цель научного исследования – разработка направлений оптимизации бережливой и проектной синергии как фактора повышения производительности труда и укрепления человеческого капитала. Авторами выдвигается тезис – что корпоративная lean-культура современных университетов должна выступать базовым инструментом программно-целевого подхода к обучению и являться безкоррупционным индикатором наращивания человеческого капитала. В контексте доказательной базы – определены механизмы обеспечения интенсивного обучения персонала образовательных организаций на основе lean-технологий и HR Digital с позиции имплементации возможностей человеческого капитала.

Звонова Е.В., Ильин В.А., Михайлова Е.А.
АМЕРИКА, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ: ОПЫТ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

Цель. Представление результатов применения социально-психологических инструментов, целевым образом направленных на изучение глубинных причин социальных процессов в обществе, основанных на положениях концепции психосоциального баланса общественных систем, разработанной в рамках теории психосоциального развития.

Контекст и актуальность. В настоящее время в мире проходят масштабные социальные процессы, меняющие картину миропорядка, что ставит необходимым задействование возможностей и ресурсов психологической науки. Теория психосоциального развития позволяет провести анализ тенденций социальных процессов. В основе теории психосоциального развития лежит идея диалектической взаимосвязи детской и институциональной витальностей. Институциональная витальность характеризует степень восприимчивости социальной системы изменениям и определяется результатом разрешения на уровне базисных институтов диалектического противоречия между инновационной и консервативной тенденциями общественного развития. В каждом обществе наряду с преобладающей тенденцией развития всегда присутствуют индивиды и локальные группы, в которых преобладает противоположный или оппозиционный вектор. Когда баланс показателей поддерживается на уровне «цельность – цельность», имеет место витальное общество, в результате которой возникает позитивный резонансный эффект, удовлетворяющий потребности личности и социума. Прямой противоположностью данному типу общественной системы является общество, основанное на балансе «тотальность – тотальность». Такое общество можно охарактеризовать как шизогенное. В условиях такого общества существенно ограничиваются возможности индивидуального и социального развития, и возникает отрицательный резонансный эффект, порождающий конкретные патологические процессы на индивидуальном и социальном уровнях. На примере социальных процессов, происходящих в США, рассмотрена тенденция к усилению тотальности.

Методология. Теории психосоциального развития, системный анализ.

Основные выводы. Проведенный анализ показал возможность применения психосоциальной теории для системного анализа социально-политических процессов в современном обществе. На основе анализа зарубежных исследований показано, что в американском обществе наблюдается системный кризис, ведущий к трансформации политической системы и базисных социальных институтов в сторону повышения уровня тотальности; показано, что использование концепции психосоциального баланса позволяет не только рефлексировать текущие события, но и прогнозировать тенденции развития социальных процессов.

Воробьева С.М.
СОРЕВНОВАНИЯ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ К УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ)

Аннотация. В статье изучается вопрос мотивации студентов-спортсменов секции вуза МАИ (пулевая стрельба) к учебно-тренировочным занятиям посредством соревнований. Во введении даётся общее представление о мотивации студентов к спорту. Анализ различной литературы показывает важность включения соревнований в учебно-тренировочный процесс студентов. В исследовании участвуют 40 студентов-спортсменов, имеющих опыт поездок на соревнования. Исследование состоит из двух этапов. На первом этапе студенты отвечают на 3 вопроса открытого типа, касающиеся соревнований. На втором этапе студенты отвечают на опросник Е.Г. Бабушкина «Изучение характера направленности спортивной мотивации», состоящий из 20 вопросов с вариантами ответов «да» или «нет». По итогу обоих этапов исследования делаются выводы. Основной вывод заключается в том, что соревнования являются важным мотивационным фактором, который необходимо использовать в учебно-тренировочном процессе. При этом отмечается наличие небольшого процента студентов, для кого соревнования являются стрессом и не могут использоваться в качестве мотива к занятиям спортом. Соревнования являются для студентов возможностью достигнуть те цели, которые невозможно достигнуть только при помощи тренировочного процесса. Кроме того, соревнования являются для студентов интересным досугом. Каждый студент видит в соревнованиях свои цели и возможности, и задача тренера-преподавателя – правильно понять эти цели и помочь студентам их достигнуть.

Лихачёва Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
ОПЕРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЙТРЕКЕРОВ

Аннотация. В статье показано, каким образом современные айтрекеры могут быть использованы в оперативной психокоррекционной работе. Отмечено, что особый интерес для этого представляют визуальные стимулы из разряда визуально-вербальных семантических дифференциалов. Также отмечено, что повышению эмоциональной стабильности, интенсивному развитию самосознания человека способствует демонстрация ему на экране айтрекера в качестве визуальных стимулов фотографий песочных композиций, созданных им в ходе песочного моделирования. Объясняется это тем, что в ходе тестирования и последующего обсуждения его результатов респондент как бы заново проживает все то, что было метафорически им представлено в композиции. Но происходит это в считанные секунды. Поэтому сам автор композиции вынужден быстро выделить самое главное и отметить стержневые составляющие своих переживаний в ходе последующего обсуждения. В итоге человек в свернутом виде производит ревизию заложенных в композицию смыслов. Это повышает разумность его последующих рассуждений и действий, проявляющуюся в стремлении ориентироваться на самое для него главное и абстрагироваться от второстепенного. Аналогичным образом объясняется успешное использование фотографий песочных композиций для коррекции с использованием айтрекеров межличностных отношений.

Тищенко Н.А., Лучинкина А.И.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются имеющиеся методы и методики изучения организационной (корпоративной) культуры. Теоретический анализ научной литературы по указанной проблематике позволил разделить все имеющиеся типологии корпоративной культуры на формализованные и гуманистические. В статье отмечается, что методик, определяющих тип организационной культуры, мало. Методика ОСАИ, определяющая тип организационной культуры, предлагает метафорический характер результатов, что не всегда применимо в работе с крупными предприятиями. Шкалы методики Г. Хофстеде также не дают полного представления о типе корпоративной культуры в организациях малого бизнеса.

Целью статьи является описание процедуры стандартизации методики по определению характеристик корпоративной культуры организации.

Методы исследования. Разработан авторский исследовательский опросник «Этапы формирования корпоративной культуры предприятия». Целью опросника стало определение этапа сформированности корпоративной культуры в соответствии с приведенными выше характеристиками.

Опросник содержит 50 утверждений, которые объединяются в 6 шкал: субъективная оценка организации сотрудником; оценка личности руководителя; удовлетворённость коммуникациями в организации; основные маркеры организации; управление персоналом; уникальность идеи организации для сотрудника. Апробация опросника была проведена на 430 респондентах. В ходе исследования проверялась надежность и валидность опросника. Расчетные значения α-коэффициента Кронбаха находились в пределах 0,83-0,87, что свидетельствует о разработанности опросника, уравновешенности его частей и возможности его оценки как надежного диагностического инструмента. Авторами определены уровни сформированности свойства по каждой шкале.

Лысакова Е.Н.
ПРЕДМЕТНО-ЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье рассмотрена роль предметно-логического фактора в истории становления отечественной авиационной психологии по материалам исследований психологии летного труда. Раскрыта система детерминации авиационной психологии, проведен краткий обзор теоретических основ авиационной психологии как отрасли психологической науки. Автор делает вывод о том, что предметно-логический фактор определяет развитие категориального аппарата и концепций авиационной психологии, представляя собой логику развития смежных наук и психологической науки в целом. Для авиационной психологии характерны два вектора предметно-логической детерминации: 1) влияние смежных наук о человеке в авиации, таких как медицина и педагогика; 2) влияние психологической науки в целом, неотъемлемым элементом которой является авиационная психология.

В период идеологических репрессий в советской психологии междисциплинарное взаимодействие с медициной и педагогикой позволило авиационной психологии сохранить свой научно-практический потенциал и выйти на новый уровень развития.

Свердлов С.А.
ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СВОЙСТВ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ И КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Аннотация. Понимание текстов является неотъемлемой частью процесса интериоризации знаний об окружающем мире через чтение. Вместе с тем, проблема оценки понимания текстов и специфики развития понимания всё ещё представляется актуальной для научной разработки ввиду ряда трудностей исследования чтения и понимания как многокомпонентных процессов. Для решения обозначенной проблемы в настоящее время активно развиваются концепции точечных когнитивных функций и техническое оснащение для их моделирования и произведения сложных расчётов, в связи с чем появляется возможность исследования специфики когнитивной обработки текстов субъектами с помощью моделирования семантических структур и их сравнения в векторном пространстве, благодаря чему возможно получение объективных данных метрик понимания текстов, недоступных для более ранних исследований. Нами было проведено исследование связей когнитивной функции понимания текстов и свойств памяти, внимания, мышления испытуемых, а также интегральной характеристики интеллекта, с использованием модели латентного размещения Дирихле для оценки степени понимания предъявляемых текстов испытуемыми. Проявленные в трёх параллельных стадиальных срезах взаимосвязи показывают нелинейную структуру относительно измеряемых временных промежутков и активное развитие функции понимания текста в период получения высшего образования, что даёт возможность расширения имеющихся представлений о становлении и развитии когнитивной функции понимания текста, а также роли высшего образования в данном процессе. Динамическое изменение картины взаимосвязей свойств понимания текстов со свойствами мышления, внимания, памяти и интеллекта испытуемых было доказано путём применения статистических методов верификации связей и различий на полученных эмпирических данных, а также обосновано с позиции современных теоретических представлений общей психологии. Делается вывод о нелинейности связей свойств понимания текстов и свойств мышления, внимания, памяти и интеллекта испытуемых в процессе получения высшего образования и раскрывается специфика данных связей.

Украинцева Ю.А., Калоша А.И., Гуторова Г.А., Дайнеко С.А.
ОТБОР ОПТИМАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются основные теоретические положения и результаты эксперимента по проблеме отбора оптимального содержания процесса формирования готовности студентов факультета физической культуры БГУ к организации физкультурно-оздоровительной деятельности школьников младших классов. На основании анализа результатов проведенного педагогического исследования установлено, что обоснованный отбор такого содержания на основе практико-ориентированного подхода является одним из важных условий совершенствования рассматриваемого процесса.

Фоломеев Ю.Н., Фоломеева Т.В.
ОТНОШЕНИЯ: СЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье анализируются семантические аспекты феномена и содержания понятия отношений с позиций специальных научных дисциплин и различных сфер деятельности человека. Определены специфика междисциплинарного характера взаимосвязей данного понятия, а также место, актуальные вопросы и возможности применения понятийного аппарата отношений в научно-исследовательской деятельности, в интересах эффективного развития коммуникаций в профессиональной среде.

Ху Ихан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПИАНИСТА

Аннотация. В статье определены общепедагогические и специальные принципы формирования индивидуального исполнительского стиля, которые в процессе профессиональной фортепианной подготовки тесно взаимосвязаны и имеют значительный педагогический потенциал. Выделенные принципы базируются на общих закономерностях профессионального музыкального образования, отражают внутреннюю сущность профессиональной исполнительской деятельности пианиста, определяют основные направления его учебной деятельности. Комплексное их воплощение в опоре на интегративный подход обеспечивает эффективность и целенаправленность учебного процесса, способствует повышению качества фортепианной подготовки, направляет на осознанное формирование у будущего специалиста-музыканта индивидуального исполнительского стиля.

Чу Фан
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ НАТЮРМОРТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Педагогическое образование в процессе исторического развития неоднократно трансформировалось и переживало множество реформ. На каждом этапе преобразований появлялись педагогические методы, включающие в себя обучение новым стилям и жанрам в изобразительном искусстве. Натюрморт как жанр приобрел популярность в изобразительном искусстве XVII века и до сегодняшнего дня используется в системе образования педагогов-художников для формирования у них навыков изобразительной грамоты и художественно-эстетического восприятия предметного мира культуры. Каждый предмет натюрморта наполнен смыслами и ценностями, несущими содержание повседневной культуры, что отражается в феноменологии восприятия реального и трансцендентного. Метод познания Э. Гуссерля дает возможность понять значение и целостность художественных образов натюрморта в его простоте и сложности повседневных предметов-вещей. 

Яскович А.Л.
ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОВЛИЯНИЯ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ТРУБЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Аннотация. Рассмотрены принципы и направления процесса взаимовлияния методик обучения игре на трубе, сформировавшиеся в контексте исторического опыта и процесса эволюции методики обучения игре на инструменте. В ходе рассмотрения особенностей данного процесса в рамках трёх этапов (XIX, XX и XXI столетия) были выявлены следующие направления: расширение исполнительской практики и гастрольной деятельности музыкантов за рубежом; мастер-классы педагогов и трубачей, проводимые в международном формате; переводы методической литературы и «Школ игры на трубе» на иностранные языки; возможность передачи творческого и педагогического опыта дистанционным путём. Принципами данного процесса были выявлены: теоретизация практических умений, передаваемых опытным путём; переосмысление содержания иностранных методик в контексте национальных особенностей и закономерностей исполнительского процесса; расширение репертуара исполнителей и обновление методики в соответствии с его содержанием; развитие методики обучения игре на трубе в контексте современных информационных технологий.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Котовская С.В.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональных деформаций специалистов экстремального профиля. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является выявление особенностей проявления профессиональных деформаций личности у специалистов экстремального профиля на разных этапах их профессионального развития. Для исследования были сформированы три группы, состоявшие из одинакового количества сотрудников МЧС РФ (n = 84), но отличавшиеся стажем своей профессионально-служебной деятельности: от 1 до 5 лет; от 6 до 10 лет и более 10 лет. Исследование осуществлялось с помощью бланковых методик, на заполнение которых было получено письменное согласие респондентов. Выявлено, что со стажем профессионально-служебной деятельности у специалистов экстремального профиля могут формироваться акцентуированные черты личности, неадекватное восприятие действительности, трудовая зависимость, развиваться ригидность и склонность к установленным формам поведения, стереотипное мышление и склонность к доминированию в межличностном взаимодействии. При этом результаты исследования показали вариативность проявления у специалистов экстремального профиля профессиональных деформаций их личности. Вариативные особенности проявления профессиональных деформаций у специалистов экстремального профиля, выявленные в процессе исследования, свидетельствуют о том, что существует определенное качество их личности, развивающееся в процессе выполнения служебных обязанностей и обеспечивающее способность не только приспосабливаться к условиям труда, но и сохранять и развивать свою индивидуальность и целостность в выбранной сфере деятельности. Сделан вывод о том, что для решения проблемы преодоления профессиональных деформаций специалистов экстремального профиля необходимы исследования такого психологического явления, как жизнеспособность, которая является фактором их профессионального здоровья и профессионального долголетия.

Лучинкина А.И., Лучинкина И.С., Сичкориз Н.В., Умерова Асие Иса кызы
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НА СМЕНУ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье анализируются результаты исследований эмоциональной сферы личности при смене реальности. Теоретический анализ научной литературы по указанной проблематике позволил определить, что психоэмоциональное реагирование на смену реальности (в объективной реальности, в виртуальной реальности) разворачивается с помощью следующих компонентов: реакция на стресс, длительность протекания, эмоциональная возбудимость, эмоциональный фон, наличие знака (положительный или отрицательный), а физиологическими маркерами психоэмоциональных состояний личности выступают: температура, частота сердечных сокращений, колебания давления. На стадии констатирующего эксперимента применялся тест Люшера. «Психофизиологический компонент исследовался при помощи комплексов беспроводного мониторинга электрофизиологических сигналов «Колибри» и компьютерного комплекса для проведения психофизиологических и психологических тестов с регистрацией вегетативных и эмоциональных реакций «НС-Психотест», термометра, аппарата для измерения давления. Для изучения и моделирования психоэмоционального состояния личности в виртуальной реальности проводился моделирующий эксперимент с применением систем виртуальной реальности HTC VIVE PRO Eye. Исследование проходило в три этапа:на первом этапе у испытуемых изучались особенности эмоционального реагирования на субъективное восприятие смены реальности; на втором этапе испытуемым предлагалось принять участие в выполнении интеллектуальных задач в реальном пространстве; .на третьем этапе испытуемые включались в виртуальное пространство и выполняли задания при помощи систем виртуальной реальности HTC VIVE PRO Eye. В ходе исследования обнаружены достоверные различия по показателю работоспособности респондентов, показателю стресса и отдельным вегетативным характеристикам – температуре, частоте сердечных сокращений, давлению.

Никитина Е.Б.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье представлен обзор основных правил подготовки студентов к экзаменам по иностранным языкам. Автор анализирует структуру и методику обучения навыкам успешной сдачи отечественных и международных экзаменов. Предложены актуальные советы преподавателям для преодоления проблем, возникающих в ходе осуществления подготовки студентов к сдаче экзамена. Определены основные требования к преподавателям, занимающихся подготовкой учащихся к финальному тестированию.

Овсянникова О.А.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, показывающие зависимость речевой компетентности обучающихся от различных психологических факторов в целях совершенствования речевой компетентности будущих специалистов. В ходе проведения констатирующего эксперимента выявлены факторы, влияющие на формирование речевой компетентности, а именно: словесно-логическая память, языковая память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; познавательные и эстетические потребности; потребности в самоактуализации; интерес к изучению языков; склонность к изучению языков; убеждения личности; ценностные ориентации; установки; профессионально-ценностные мотивы; эмоциональная сфера и другие. Уточнено понятие «речевая компетентность будущего специалиста».

Сапронов В.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ИНТЕРЕСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В работе затронута проблема поиска баланса профессиональных и личностных качеств при создании образа педагога-идеала как ориентира для самосовершенствования, приближения к нему путем целенаправленной, планомерной и интенсивной работы над собой, стремлении соответствовать статусу педагога-профессионала в период динамично возрастающих требований к уровню подготовки специалистов, виду и способам передачи материалов дисциплин обучающимся, освоению новых “информационных (компьютерных)” технологий, комплексному применению возможностей современных средств обучения. Статья содержит результаты изучения и анализа содержания понятия “профессиональное самосовершенствование педагога” как процесса формирования профессионально важных, личностных качеств, изменения их качественного состояния в ходе саморазвития и самовоспитания педагогических работников. Обозначен спектр основных условий эффективного функционирования процесса саморазвития, самообучения и самовоспитания педагога. Проведен поиск и анализ точек соприкосновения (совместных реализуемых функций) условий профессионального совершенствования педагога и его “аутопсихологической компетентности” как сложноорганизованного системного образования, определяющего и характеризующего степень развития самосознания и саморегуляции человека. В качестве оценки перспектив профессионального роста педагога, определения границ его “интеллектуально-временной перспективы”, применена теория Л.С. Выготского “зона ближайшего развития”.

Свинарева О.В., Хамидова И.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. Формирование лидерских качеств личности на этапе обучения молодых специалистов в образовательных организациях системы МВД России представляет важное направление в подготовке будущих сотрудников полиции. Проблемы лидерства представляли интерес для исследователей на протяжении всей человеческой истории. Современные концепции характеризуют лидера харизмой, эмоциональным интеллектом, внутренним стимулированием определенных качеств, поступательным развитием личности лидера, умением лидера устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также раскрывать и развивать скрытые способности подчиненных сотрудников. В процессе исследования были использованы следующие методы познания: анализ и синтез теории лидерства, анкетирование, анализ эмпирического материала, обобщение. Исследование проводилось среди курсантов 2 и 4 курсов Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Всего было охвачено 45 курсантов. Формулировка вопросов предусматривала прослеживание взаимосвязи возможностей формирования лидерских качеств, непосредственного желания и итоговой реализации в сфере лидерства. Установлено, что в учебно-профессиональной деятельности курсантов образовательных организаций МВД России существуют реальные возможности для формирования лидерских качеств. Курсанты обладают желанием проявлять себя в качестве лидеров, однако одной из важных проблем является отсутствие конечной реализации потребности быть лидером. Присутствует желание формировать и развивать в себе лидерские способности и отмечается выше среднего практическая реализация потребности быть лидером.

Левин Л.М., Бокова Н.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ИМЕЮЩИХ УСЛОВНУЮ СУДИМОСТЬ И СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация. Актуальность проводимого исследования заключается в том, что преступления несовершеннолетних преимущественно носят групповой характер и требуют дополнительного изучения психологии их взаимодействия. Значимость работы заключается также в изучении такой категории несовершеннолетних правонарушителей, как подростки, имеющие психические расстройства и состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции. В процессе изучения указанных категорий использовались такие методы, как беседа, анализ личных дел с помощью контент-анализа, психодиагностические методы, «case study» (анализ индивидуальных случаев). В результате обработки данных было выявлено, что несовершеннолетние правонарушители с психическими отклонениями, а также подростки, совершившие групповые и индивидуальные преступления, имеют свои специфические особенности. Практическое значение диссертации заключается в разработке и научном обосновании психопрофилактических мероприятий по предупреждению дальнейших правонарушений несовершеннолетних.