РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Иванов Е.С., Бирюкова Е.В., Горнов В.А.
ИСТОРИЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО МЕСТА «ЕСЕНИНСКАЯ РУСЬ»

Аннотация. В Рязанской области существуют и бережно сохраняются объекты историко-культурного наследия, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся россиян, имеющие огромный образовательный и воспитательный потенциал. Среди них особо выделяется Государственный музей-заповедник (ГМЗ) С.А. Есенина. Чрезвычайная ситуация по сдерживанию развития этого объекта возникла в 2013 году, когда были упразднены и выделены под частную жилую застройку охранные зоны ГМЗ с уникальным природным ландшафтом. С целью развития этой территории в природно- и историко-культурном направлении предлагается преобразование ГМЗ С.А. Есенина в федеральный объект культурного наследия России «Есенинская Русь», предусматривающее расширение границ и зонирование территории. Присвоение нового статуса и внесение «Есенинской Руси» в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России приведет к значительному развитию образовательного потенциала среднего и высшего образования, улучшению охраны культурно-исторического и природного наследия, и созданию новых условий для увеличения потока туристов государственного и частного бизнеса на федеральные, областные и местные объекты. Социальный опыт, накопленный в музейном комплексе и окружающих культурно-исторических объектах определяет возможности развития здесь образовательной и воспитательной деятельности в различных направлениях: получение необходимой информации, развитие творческой деятельности, организация досуга, формирование национальной идентичности, воспитание любви к своей малой родине, сохранение культурно-исторических событий и природного наследия.

Карпов А.В., Воронова А.Т.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА: ВЫЗОВЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация.Статья посвящена проблеме влияния цифровизации и интернетизации на развитие психики современного ребенка. Констатируется, что вызовы настоящего времени требуют от психологической и педагогической наук систематизации и углубленного изучения воздействия информационных технологий на психику и сознание человека. В настоящее время рефлексия ученых в отношении значимости изменений, происходящих с психикой ребенка, несколько запаздывает. Дифференцированный анализ негативного влияния по отношению к реально разворачивающимся процессам информационного потребления требует выработки мер предупреждения деструктивных процессов. В статье маркируются психологические феномены и явления, возникающие вследствие радикальных изменений окружающей среды. Анализируется негативное влияние на различные сферы психики: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Показано, что в современной ситуации развития психики ребенка объём информации растет экспонентально, а затраты на ее получение падают, снижая требования к активности психики в процессе познавательной деятельности, вызывая синдром снижения когнитивизации, «интеллектуальной слепоты». Показано, что эволюция человека привела к таким формам презентации знаний, воспитания, культуры, социализации, которые начинают тормозить развитие подструктур психики. Сложившаяся ситуация в области психолого-педагогического знания наблюдается впервые и представляет собой глобальный вызов нового времени.

Котовская С.В.
РАЗРАБОТКА И ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье содержится описание процесса разработки и психометрической проверки авторской методики «Жизнеспособность специалиста экстремального профиля» (ЖСэксП). Автор обосновывает целесообразность конструирования данного опросника, раскрывает сущностные характеристики жизнеспособности специалиста экстремального профиля как предмета диагностики, определяет возможности опросника и доказывает его надежность и валидность. Методика ЖСэксП предназначена для выявления базового или оптимального уровня жизнеспособности, позволяющей специалисту сохранять целостность своей личности в экстремальных условиях труда, что определяет его профессиональное здоровье и профессиональное долголетие. Опросник включает в себя четыре взаимно дополняющие друг друга шкалы, отражающие отдельные стороны жизнеспособности специалиста: особенности восприятия экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности, степень выраженности эмоционального выгорания, степень сохранности умственной работоспособности и уровень развития адаптивных способностей. С помощью разработанного и апробированного опросника целесообразно осуществлять диагностические процедуры, направленные на выявление профессиональной пригодности специалистов экстремального профиля.

Михайлова О.Б., Кущазли М.И.
ОПЫТ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация. Успешность коммерческой деятельности во многом определяется опытом и личностными характеристиками. В представляемой статье рассмотрены основные направления исследования личностных особенностей предпринимателей, сформулированы подходы к обоснованию характеристик и основных качеств современных предпринимателей. Цель эмпирического исследования, заключается в анализе проявлений готовности к риску, морально-этической ответственности и инновационности как личностных особенностей предпринимателей, имеющих различный опыт деятельности в бизнес-среде. В статье было выдвинуто несколько гипотез о различиях и специфике взаимосвязей в личностных особенностях у предпринимателей в группах с разным опытом экономической деятельности. В эмпирическом исследовании приняли участи 60 респондентов с разным стажем предпринимательской деятельности (первая группа – стаж от 3 до 5 лет; вторая группа – стаж от 6 до 19 лет). В результате были выявлены предполагаемые различия и специфические особенности личностных характеристик в разных группах. Данные корреляционного анализа, изложенные в данной работе, наглядно проиллюстрировали структурные компоненты личностных характеристик современных индивидуальных предпринимателей. Полученные результаты могут стать теоретическим и практическим основанием для разработки тренинговых программ по развитию личностных качеств, способствующих успешности предпринимательской деятельности.

Моздыкова Т.А.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Интерактивные технологии обучения – актуальное направление в современной педагогике. Они представляют широкий интерес для системы дополнительного музыкального образования, как инструменты, способствующие эффективному развитию педагогического процесса. В новейших разработках и научных трудах современных исследователей мы находим разработанные инновационные приемы и методы, которые могут быть органично адаптированы и использованы в педагогическом процессе в музыкальных школах и школах искусств. Применение педагогических технологий в начальном музыкальном образовании способствуют созданию творческого сотрудничества педагога и ученика на уроке, развитию положительной мотивации и атмосферы успеха у учащихся в обучении.

Тищенко Н.А., Лучинкина А.И.
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье анализируются результаты исследования социально-психологической составляющей организационной культуры. Авторы акцентируют внимание на необходимости применения социально-психологического подхода к изучению организационной культуры, в том числе социально-психологический климат, мотивацию персонала, смысложизненные ориентации. В исследовании организационная культура рассматривается через призму ее социально-психологической составляющей, в рамках которой создается определенный психологический климат, формируются традиции и нормы, коллективные и индивидуальные ценности. В основе эмпирической модели исследования лежат концепции зарубежных и отечественных ученых, позволивших рассмотреть организационную культуру как целостное явление.

Методы и методики исследования. В ходе констатирующего эксперимента применялись следующие методики: для диагностики организационной культуры организации методика ОСАИ; для определения параметров организационной культуры, выявления стилей и норм поведения, психологического климата – авторский опросник «Корпоративная культура предприятия малого бизнеса»; для определения ведущей мотивации – Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной; для выявления индивидуальных и коллективных ценностей и смыслов – методика «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.

В ходе исследования выявлены достоверные различия по выделенным параметрам у сотрудников предприятий с разными типами организационной культуры, а именно, по показателям: субъективная оценка сотрудником организации, оценка личности руководителя, уровень удовлетворенности коммуникациями в организации, управление персоналом, уникальность идеи организации для сотрудника, в выраженности отдельных мотивов и показателей смысложизненных ориентаций.

Харченко К.В.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ: НА ПУТИ К СТАНДАРТИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Аннотация. Профориентация молодежи рассматривается в качестве деятельности по обеспечению кадрового воспроизводства, которое особенно актуально для дальнейшего развития российской Арктики. В данном макрорегионе, который в последние годы находится в зоне повышенного внимания со стороны федерального центра, все еще не решена проблема массового оттока трудоспособного населения. В статье подчеркивается, что информационное обеспечение профориентации должно отражать современные неклассическую и постнеклассическую парадигмы, предполагающие переход от выбора одной профессии на всю жизнь к конструированию профессионального будущего из множества элементов (базовые и дополнительные навыки, участие в конкурсах и проектах и т.д.) в условиях полисубъектной среды, представленной проектными командами. В ходе предпринятого анализа профориентационных порталов регионов, входящих в Арктическую зону РФ, оценивалась степень интеграции деятельности различных субъектов регионального уровня, ориентированность дизайна порталов на молодежную аудиторию, их адаптация к информационным потребностям различных целевых групп, способы репрезентации в Интернет-пространстве правовой базы и результатов профильных мониторингов, а также качество интерактивных сервисов. По итогам содержательного и сравнительного анализа, а также с учетом международного опыта предложен подход к конструированию Стандарта функционирования профориентационного портала субъекта Российской Федерации. Сделан вывод о зависимости качества информационного обеспечения сферы профориентации от степени реализации системного подхода к организации деятельности субъектов профориентации в регионе.

Яруллина Ж.А.
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В последние десятилетия происходит переход от традиционных методов обучения иностранному языку студентов технического вуза к инновационным методам обучения. В статье рассмотрены проектный метод обучения, применение блогов и видеоблогов при обучении иностранному языку, а также подготовка новостного дайджеста по темам, связанным с направлением подготовки студентов. Целью исследования является анализ инновационных методов обучения иностранному языку в техническом вузе, применяемых в российской и зарубежной практике, которые способствуют формированию коммуникативных навыков обучающихся. В результате исследователь приходит к выводу, что применение инновационных методов обучения способствует не только развитию коммуникативных навыков студентов, но и повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка студентами технического вуза, где он не является основным предметом обучения, а также делает процесс обучения более эффективным.

РАЗДЕЛ II. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Александрова А.Н.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ЖЕНЩИН И КУРСАНТОВ МУЖЧИН К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РОССИИ

Аннотация. Целью статьи является изучение показателей адаптации мужчин и женщин на начальном этапе обучения в образовательной организации высшего образования МВД России проводимое для выявления трудностей и различий в мужском и женском стилях адаптации. Показано, что специфика адаптации обучающихся образовательных организаций высшего образования МВД России заключается в существенных изменениях образа жизни, обусловленных новыми для курсантов условиями учебно-служебной деятельности. Содержание адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России включает в себя адаптацию к процессам обучения, к режиму (распорядку) учебно-служебного дня, новым видам деятельностей, к учебному коллективу. Успешная адаптация требует комплексной перестройки физиологических, психофизиологических, психологических и социально-психологических характеристик обучающегося. Показано, что роль пола в адаптации данной категории обучающихся изучена применительно к отдельным аспектам адаптации и требует дополнительного исследования. Проведено комплексное эмпирическое исследование курсантов первого курса образовательной организации МВД России разного пола в период адаптации. Выборка составила 91 человек (45 мужчин, 46 женщин), гомогенная по полу, возрасту, соматическому статусу, социально-культурному уровню. Эмпирическим исследованием было выявлено, что процесс адаптации на начальном этапе обучения у курсантов мужского пола происходил более планомерно, нежели у курсантов женщин. Сделан вывод о том, что рациональное построение учебного процесса, своевременный учёт физических нагрузок и нервно – психических напряжений курсантов женщин с первого дня образовательной деятельности будет способствовать более быстрому вхождению их в систему военизированного обучения и воспитания.

Бонкало Т.И.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО «Я» В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. В статье содержатся результаты исследования проблемы трансформации образа телесного «Я» в структуре самосознания лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С позиций системно-динамического подхода, автор раскрывает сущность и содержание исследуемого феномена, определяет его структуру, разрабатывает диагностический инструментарий, с помощью которого выявляет особенности образа телесного «Я» у лиц с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата, находящихся на разных этапах комплексной реабилитации. В статье дается краткая характеристика авторского опросника МИОТ (Многомерное изучение образа телесного «Я»), результаты ее психометрической проверки на надежность и валидность. В результате проведенного исследования, общая выборка которой составила 3732 человека, разного возраста и пола, имеющие разные травмы и заболевания как источники нарушений функций опорно-двигательного аппарата, автор делает вывод о том, что трансформация их образа телесного «Я» происходит за счет его переструктурирования, снижения уровня значимости одних элементов и увеличения ценности других, исключения из образа отдельных его характеристик или замены одного элемента другим. Различия между группами испытуемых, находящихся в разных периодах после травмы, показывают, что трансформация образа телесного «Я» у лиц с поздним повреждением опорно-двигательного аппарата подчиняется синергетическим механизмам, с закономерным изменением аттракторов и приближением их к аттракторам развития образа телесного «Я» у лиц с врожденными нарушениями двигательных функций. Трансформация образа телесного «Я» лиц с тяжелыми физическими травмами, подчиняясь законам самоорганизации, происходит не линейно, а через преодоление личностью определенных кризисных периодов, связанных с восприятием своего тела.

Крук В.М., Федотов А.Ю., Васильева М.С., Коротков К.С., Муромцев И.Ю.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, НАДЕЖНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: К СУЩНОСТИ, СОДЕРЖАНИЮ, ОБЩЕМУ, ОСОБЕННОМУ

Аннотация. В статье с позиций двух структур личности – по элементам (элементаристской модели) и единице анализа в соответствие с основным предназначением (деятельностной модели) раскрывается сущность, содержание, общее и особенное таких базовых для военно-политической работы и психологической работы в Вооруженных силах Российской Федерации понятий, как психологическое обеспечение морально-политического и психологического состояния, а также надежность военнослужащего.

На примере элементаристской модели личности военнослужащего показана двойственность морально-политического и психологического состояния, заключающаяся в том, что с одной стороны это один из элементов в ее структуре, с другой стороны, в силу его специфичности, это в некотором смысле синоним личности военнослужащего в конкретной ситуации воинской деятельности. На примере деятельностной модели личности военнослужащего рассмотрена идентичность содержания понятий «морально-политическое и психологическое состояние» и «надежность» военнослужащего.

Кратко представлено развитие взглядов на надежность специалиста в трудах отечественных психологов – основоположников ее рассмотрения.

Раскрыто содержание психологического обеспечения рассматриваемых проблем.

Летягина С.К.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОНФЛИКТНОСТИ СО СТИЛЯМИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРИЕМЛЕМОСТЬЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи внутриличностной конфликтности со стилями семейного воспитания и приемлемостью различных видов девиантного поведения у студентов юридического профиля. Внутриличностный конфликт трактуется как столкновение противоположно направленных и примерно одинаковых по силе влечений, интересов, мотивов и потребностей, не всегда осознаваемых личностью. В подростково-юношеский период при фрустрации или неадекватном удовлетворении потребностей происходит формирование невротических состояний, усиливающих внутриличностные конфликты, которые, по мнению ученых, способствуют формированию девиантных форм поведения. В ходе нашего исследования установлено, что наиболее выраженным у студентов является конфликт неадекватной самооценки. Большинство внутриличностных конфликтов связано с такими особенностями воспитания, как отсутствие интереса и внимания к личности ребенка и его потребностям со стороны родителей, несформированность последовательной системы воспитания, основанной на четких требованиях и справедливых санкциях, склонность к применению излишне строгих наказаний или их отсутствию, нерешенные личностные проблемы родителей. Не выявлено ни одной значимой корреляции внутриличностной конфликтности с приемлемостью различных видов девиантного поведения, что свидетельствует об отсутствии у студентов юридического профиля аттитюдов к поведению, которое выходит за рамки традиционной морали, не смотря на переживание внутренних противоречий. Однако установлено, что степень приемлемости девиантного поведения сопряжена с гипопротекцией и расширением сферы родительских чувств.

Малахаева С.К., Богданова А.А.
ВИКТИМНОСТЬ СОТРУДНИКОВ МВД С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Определена виктимность как свойство человека, которое обусловлено совокупностью его личностных качеств и способствующее формированию условий для возникновения потенциально опасных ситуаций. Установлено, что выраженность виктимности у конкретного индивидуума связана с личностными характеристиками, правовым статусом должностного лица, спецификой его служебных функций, материальной обеспеченности и уровнем защищенности; степени конфликтности в ситуации, особенностей места и времени, в которых эта ситуация развивается. Служба в МВД носит характер, способствующий развитию виктимности среди сотрудников. В зависимости от стажа у сотрудников начинают происходить личностные изменения, которые оказывают влияние на уровень виктимности. Исследование проводилось на базе ГУ МВД по Иркутской области. В нем принимали участие 43 сотрудника МВД мужского пола в возрасте от 32 до 48 лет. В исследовании использовались методики: «Склонность к виктимному поведению» И.Г. Малкина-Пых; «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» (И.А. Дмитриева); Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО). В результатах исследовании отмечается, что среди сотрудников МВД проявляется чаще всего склонность к агрессивному виктимному поведению, возможны проявления гиперсоциального виктимного поведения. У сотрудников МВД не наблюдаются склонности к некритичному поведению, зависимому и беспомощному поведению, самоповреждающему поведению. Выявлены статистически значимые различия в проявлениях склонности к виктимному поведению в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Среди сотрудников МВД проявления низкой потенциальной виктимности чаще всего встречаются у молодых сотрудников с малым стажем работы. У сотрудников с более высоким стажем работы чаще встречаются средний и высокий уровень реализованной виктимности. У сотрудников МВД наиболее выражены личностные характеристики экстраверсии и агрессии. Отмечены положительные корреляции средней силы между показателями личностной агрессивности и склонностью к агрессивной виктимности; отрицательные корреляции средней силы между показателями экстраверсии и гиперсоциальной виктимности.

Туарменский В.В., Туарменская А.В., Бурукин В.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ПРОБЛЕМЕ КОРРУПЦИИ (МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА)

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена наличием проблемы коррупции и остротой её восприятия среди отечественной молодёжи. Цель: определить отношение студенческой молодёжи к проблеме коррупции. Методы: системный подход к изучению коррупции, позволяющий комплексно рассмотреть данный феномен, определить и подвергнуть анализу его структуру. Типологический подход представляет собой логико-методологическую процедуру, позволяющую обнаружить основные характеристики осознания проблемы коррупции. Применение данных подходов обусловило методический аппарат работы. Сравнительный метод позволяет соотносить однопорядковые явления, с целью выделения в их массиве общего и различного. В нашем случае происходило сравнение отношения студентов к проявлению коррупции в нашей стране и за рубежом. Опросные методы применялись в данном исследовании для сбора первичных эмпирических данных. Метод семантического дифференциала был использован в качестве объективного метода, позволяющего изучать с помощью количественных показателей субъективное отношение студентов к проблеме коррупции. Результаты: на основе анализа полученных данных была зафиксирована актуализация проблемы коррупции среди студенческой молодёжи. Была выявлена чётко прослеживаемая гендерная специфика восприятия коррупции в студенческой среде. Научная новизна: в статье впервые, на основе использования метода семантического дифференциала, исследована гендерная составляющая отношения студентов к проблеме коррупции. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью осуществления антикоррупционного просвещения студентов и учащейся молодёжи.

Харитонова А.И., Кидинов А.В.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПОРТСМЕНОВ И ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностного потенциала спортсменов и их профессионального мастерства. В исследовании приняли участие 126 спортсменов, входящих в первый состав женской сборной команды России по самбо, дзюдо и вольной борьбе в возрасте от 21 до 35 лет. Из них – 55 мастеров спорта, 50 мастеров спорта международного класса и 21 заслуженных мастеров спорта. Выявлены компоненты и типы личностного потенциала спортсменов. Представлен анализ типов личностного потенциала, характерных для спортсменов, не достигающих призовых мест на соревнованиях уровня чемпионатов мира и Европы. Анализ результатов исследования показал, что для достижения спортсменами высоких результатов в профессиональной деятельности наиболее значимым является наличие таких компонентов личностного потенциала, как высокий уровень позитивности и включенности. А из трех типов личностного потенциала, не достигших призового места спортсменами, преобладает независимый тип.