РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Бочарников И.В.
НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления реализации информационных технологий по дестабилизации внутриполитической ситуации с целью обеспечения контроля над государствами и политическими процессами, происходящими в них.

Зародившиеся в Античный период информационные технологии по дестабилизации внутриполитической ситуации, на протяжении столетий использовались как основное средство и форма подготовки и осуществления государственных переворотов и достижения власти на государственном уровне.

Технологии дестабилизации внутриполитической ситуации с целью подрыва основ государственности активно и целенаправленно использовались в России и против России с момента утверждения ее в качестве суверенного государства, претендующего на свою роль в мировой политике. Вплоть до настоящего времени применение информационных технологий является одной из наиболее распространенных форм сдерживания России и нанесения ей максимального ущерба.

В XXI столетии информационные технологии дестабилизации внутриполитической ситуации обрели качественно новое содержание в процессе реализации масштабных проектов по свержению легитимной власти в ряде стран постсоветского пространства, а также на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Латинской Америки. Особую значимость применение информационных технологий обретает в процессе реализации политики по «сдерживанию» России и нанесения ущерба ее национальной безопасности. В статье анализируются основные признаки подготовки государственных переворотов, применительно к современной российской политической практике, предлагаются меры по противодействию дестабилизации внутриполитической ситуации в России посредством реализации информационных технологий.

Чекмарев С.А.
РУССКИЕ ВОЕННЫЕ АГЕНТЫ И ПОДГОТОВКА БОСФОРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: 1878-1900

Аннотация. Предметом исследования является деятельность русских военных агентов в Афинах и Константинополе в конце XIX в. Основной задачей агентов был сбор информации для подготовки и планирования смешанной морской экспедиции по захвату пролива Босфор – Босфорской экспедиции. Особое внимание уделялось береговой линии, силам противника и их огневой мощи. Помимо сбора разведывательных данных о турецких вооруженных силах, военные агенты активно изучали потенциал Британской средиземноморской эскадры. Принимая во внимание проделанную военными агентами оперативную работу и текущие политические кризисы в Османской империи 1890-х г., автор приходит к выводу, что с точки зрения разведки, подготовка экспедиции была успешно завершена. Основными выводами проведенного исследования являются, что к 1897 г. русские военные агенты смогли собрать достаточное количество информации для дальнейшего проведения десантной операции. Были подробно изучены системы Османских укреплений на береговой линии, проанализированы сильные и слабые стороны Турецкой армии. Исходя из донесения агентов меняется и план десантной операции. Основным военным противником становится Английская Средиземноморская эскадра, так как представляет наибольшую угрозу. Вследствие этого Босфорская экспедиция ставит перед собой задачу захвата пролива Босфор и минирование пролива Дарданеллы в целях блокировки сил Британского флота.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Гарец Д.Б.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ, ОСВАИВАЮЩИХ ДИСЦИПЛИНУ «ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», С РАЗЛИЧНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «исследовательский потенциал». Отражены результаты педагогического эксперимента, оценивающего эффективность усовершенствованной рабочей программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности». На основе анализа данной программы разработаны практические рекомендации, способствующие качественному формированию профессиональных компетенций у обучающихся в области научно-исследовательской деятельности.

Исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России. Выборка составила 185 респондентов: 93 курсанта контрольной группы и 92 курсанта экспериментальной группы. Эффективность реализации усовершенствованной программы проверялась методикой «Исследовательский потенциал студента» и авторскими тестовыми заданиями, оценивающими знания в области организации научного исследования.

Представлены результаты сравнения уровней исследовательского потенциала и трех его компонентов (мотивационного, когнитивного и поведенческого) у курсантов, осваивающих дисциплину по традиционной и усовершенствованной программе. Раскрыто соотношение курсантов, имеющих низкий, средний, высокий уровни развития исследовательского потенциала для каждой группы. Приведены результаты тестирования, оценивающего уровень освоения учебного материала дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности». Результаты педагогического эксперимента позволили выявить существенные изменения в экспериментальной группе, что доказывает возможность усовершенствованной программы дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» формировать профессиональные компетенции обучающихся более эффективно по сравнению с традиционной программой обучения.

Евдокимова А.И.
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В статье рассматривается феномен развития вузовской науки как одной из основных тенденций интеграции достижений высшей школы в цифровую экономику. Выделяется активизация учебно-познавательной деятельности студентов в качестве индикатора развития вузовской науки на фоне цифровизации педагогических условий данного процесса, открывающих новые возможности для продуктивного педагогического взаимодействия. Цель исследования состоит в определении взаимосвязи цифровой трансформации педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов с индикацией развития вузовской науки. Для объективности достижения цели выявлялись предикторы развития вузовской науки в современной социокультурной ситуации. Актуальность исследования связана с новой образовательной ситуацией, в которой от участников педагогического взаимодействия требуется постоянная публикация научных достижений в наукометрических базах международного уровня (Scopus и Web of Science). Поскольку вузовская наука имеет ряд особенностей и закономерностей, то они приводятся и аргументируются в настоящей статье, раскрывая авторскую точку зрения в заявленной цели. Теоретической и методологической базой исследования стали положения теории развития вузовской науки, концептуальные основы, зафиксированные в законодательных и нормативных актах РФ. Проводится сопоставительный анализ возможностей цифровой образовательной среды и эффективности активизации учебно-познавательной деятельности студентов вуза с применением цифрового контента образовательной среды. Научная новизна состоит в уточнении характеристики феномена вузовской науки в развитии государства на мировом рынке цифровой экономики, отличающаяся от ранее рассмотренных внедрением цифровых технологий в образовательный и научный процесс вуза как нового вида обучения и научной деятельности обучающихся, реализующегося в научных исследованиях, с последующим трансфером их результатов в цифровую экономику. Теоретическая значимость исследования состоит в системном изучении сущности, содержания и особенностей развития вузовской науки на фоне цифровой трансформации педагогических условий активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в разработках моделей образовательного процесса в рамках непрерывного образования (НО) регионов.

Калаков Н.И.
ГЛОБАЛИСТИКА: РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются глобальные проблемы и влияющие факторы на развитие человечества в окружающем мире:

— обозначены геостратегические, геополитические цели, задачи, идеологии, подходы и перспективы системного, динамичного устойчивого развития человечества эволюционном путем во взаимодействии и взаимосвязи с природой;

— обоснование международной геостратегической, геополитической идеологии и модели с целью поэтапного достижения вершин развитого человечества в окружающем мире эволюционным путем во времени, пространстве, движении с учетом глобально влияющих факторов и особенностей государств;

— определение вектора развития мирового сознания в условиях глобально влияющих факторов в эпоху глобализации; -рассмотрены вопросы комплексного прогнозирования как научного коллективного исследования на основе глобалистической прогностики и обоснована необходимость объединения научных школ и ведущих ученых иностранных государств в интересах обеспечения безопасности, стабильности и сохранения хрупкого мира.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Парма Р.В.
ОКУЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СЦЕНАРНЫХ ФАКТОРОВ В СТРЕМЛЕНИИ К ПРОТЕСТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Аннотация. С помощью анализа глазодвигательных реакций на различные образцы протестного цифрового интернет-контента и на визуальные стимулы, символизирующие развернутую в стране прививочную кампанию, показаны окулометрические проявления влияния жизненных сценариев респондентов на стремление к различным видам протестного поведения. Приведены экспериментальные данные, подтверждающие предположение о том, что в ряде случаев подобные протесты априори, независимо от сути возникшей проблемной ситуации запускаются как сценарные автоматизмы в ответ на определенные формальные стороны событий. В таких случаях сами события должны рассматриваться не как причина, а как повод для реализации заданного на уровне жизненного сценария протестного поведения.

Ростовская Т.К.
МИГРАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН: АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ авторского социологического исследования о миграционном поведении россиян, проведенного в конце 2019 – начале 2020 гг., которое позволяет учесть данные, не отражающиеся в традиционной статистической отчетности в области миграции. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена полученной информацией о распространенности временных форм миграции и миграционных установках населения страны, которые позволили инициировать принятия мер в субъектах Российской Федерации по снижению миграционного оттока населения.

Рязанцев С.В., Иванова А.Е., Архангельский В.Н.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ВКЛАД ПАНДЕМИИ COVID-19 В ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЮ

Аннотация. Особенности преодоления депопуляции и источники позитивной динамики естественного движения населения в демографически благополучном регионе – Тюменской области — являются целью настоящего исследования. Методика включает расчет и анализ демографических показателей рождаемости, смертности на основе сведений Федеральной службы государственной статистики. Результаты. Благоприятная ситуация с естественным приростом населения обеспечивалась за счет всех трех компонентов (рождаемость, смертность, половозрастная структура населения), но основной позитивный вклад вносит половозрастная структура населения. В Тюменской области (без автономных округов) один из самых высоких в Российской Федерации уровней рождаемости. Вместе с тем, на фоне его снижения в 2016-2019 г. величина суммарного коэффициента рождаемости в области меньше предусмотренных целевых ориентиров Национального проекта «Демография». Достижение их на последующие годы возможно в случае повышения величины этого показателя, прежде всего, по первым и вторым рождениям. Проблемы здоровья населения Тюменской области, определяющие отставание по продолжительности жизни, носят двоякий характер. С одной стороны, потребление наркотиков и сопутствующие этому – гепатит, ВИЧ, туберкулез, сочетанный с ВИЧ, смертность в результате отравлений, а также последствия потребления наркотиков и алкоголя. Эта проблема определяет повышенную смертность в молодых и средних возрастах. С другой стороны, значимой проблемой являются болезни системы кровообращения преимущественно, в пожилых возрастах. И, наконец, третьей, но отнюдь не по значимости, проблемой является качество диагностики причин смерти. В результате пандемии в 2020 г. Тюменская область (без автономий) потеряла 1,4 года продолжительности жизни населения, но эти потери оказались ниже, чем в среднем по стране и УФО. Основной прирост смертности, помимо Covid-19, пришелся на болезни органов дыхания и лиц пожилых и старческих возрастов.

Сухов А.Н.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье раскрывается актуальность исследования проблемы безопасности, её сущность. В ней так же рассматриваются возможности социально-психологического подхода к пониманию безопасности. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры, классификации различных видов безопасности. С их преодолением связана надёжность системы национальной безопасности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории безопасности. В то же время социально-психологическая теория различных видов безопасности является составной частью общей теории и практики её обеспечения. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективной практике обеспечения различных видов безопасности.

Шнайдер В.Ф.
ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа и обобщений по проблеме эффективного управления контрольной деятельностью.

Научная и практическая значимость данного исследования заключается в том, что эффективность контрольной деятельности во многом зависит от качества управления ею. Практика свидетельствует, что при организации контроля управлению контрольной деятельностью уделяется недостаточное внимание.

Анализ состояния проблемы исследований показал, что психологические исследования по данной проблеме проводились на объектах, которыми были контроль и контрольная деятельность. В них обосновывался понятийный аппарат проблемы, изучались сущностные характеристики контроля, определялось его, содержание, сфера и предмет, обосновывались принципы изучения и др. Контроль в управленческой деятельности исследовался как функция управления. Недостаточное внимание уделялось субъектам контрольной деятельности, их личностно-профессиональным качествам, профессионализму, факторам, способствующим и препятствующим его развитию. Не исследовалась деятельность по управлению контролем, ее психологические аспекты и факторы эффективности.

Проведенный анализ проблемы исследований, публикаций, обобщение полученных результатов позволили сделать качественное описание общих психологических особенностей управления контрольной деятельностью на организационном уровне. Были даны определения. В частности, управление контрольной деятельностью рассматривалось как целенаправленное воздействие на систему контрольных взаимодействий (субъектов и объектов контроля, их отношений и пр.), осуществляемое таким образом, чтобы данная система достигала потребную результативность, упорядоченные воздействия адекватные ситуации и располагаемым ресурсам. Обоснованы другие важнейшие категории проблемы, принципы осуществления управления контрольной деятельностью, описаны возможные сценарии протекания контроля, требующие разных форм управления. Отмечались причины низкой результативности деятельности, требующие особого контроля (в целеобразовании, мотивировании, планировании, принятии решений и др.). Определены пути повышения эффективности управления контрольной деятельностью, требования к личностно-профессиональным качествам субъектов контроля, отношениям и взаимодействиям в процессе контроля.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Алексеене Е.П., Лёгких С.А.
ОБУЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В «УНИВЕРСИТЕТЕ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»

Аннотация. В работе анализируются подходы к неформальному образованию пожилых людей как специфическому явлению в рамках концепции непрерывного образования. Целью предпринятого автором изыскания является разработка практико-ориентированных подходов к организации образовательного процесса с людьми пожилого возраста. Поставленные в исследовании задачи решаются с помощью методов теоретического анализа и обобщения, анкетирования. Приводятся результаты исследования, раскрывающего особенности обучения людей пожилого возраста декоративно-прикладному творчеству на факультете «Университета третьего возраста».

Воронцова Юлия, Ермолаев В.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ В НЕРАВНОВЕСНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ: ТИПОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация.

Введение в проблему. Современное состояние безопасности дорожного движения в России свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по решению проблемы рисков возникновения человеческого фактора при управлении транспортным средством. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященные выявлению индивидуально-типологических особенностей допустимого уровня надежности внимания профессиональных водителей с доминирующими неравновесными психическими состояниями. В исследовании приняло участие 328 профессиональных водителей мужчин, осуществляющих пассажирские перевозки, в возрасте 21 – 49 лет, со стажем от трех лет.

Методы исследования составили инструментальные и бланковые методики направленные на диагностику внимания, работоспособности, психических состояний, уровня доверия и направленности локуса контроля.

Выводы. Авторами выявлены индивидуально-типологические особенности внимания на основе специфического сочетания совокупности равновесных и неравновесных психических состояний с направленностью локуса контроля и уровнем доверия к себе и другим, отраженные в пяти типах профессиональных водителей: 1) надежный; 2) энергетический; 3) семантический; 4) стенический; 5) ненадежный. Обозначены критерии оценки допустимого уровня надежности внимания профессиональных водителей. Установлено, что при специфическом сочетании доминирующих равновесных и неравновесных психических состояний, интернальности локуса контроля и высокого уровня доверия к себе, миру и другим, показатели внимания водителей сохраняются в диапазоне устойчиво допустимого уровня надежности и работоспособности (диапазон средних значений) при определенных условиях профессиональной деятельности, необходимых для поддержания эффективности привычных навыков саморегуляции. Заключение. Индивидуально-типологические особенности внимания позволяют концептуально пересмотреть решение таких проблем как допуск водителей к профессиональной деятельности, выявление водителей потенциальной «группы риска», коррекции неустойчивости внимания водителей.

Сергеев Е.П.
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАКТИКАНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Аннотация. Понятие «карьерных ориентаций» зародилось в американской психологии в середине 1970-ых годов, но для российской науки считается новым. По мнению автора концепции Эдгара Шейна «карьерные якоря» — это определённый набор ключевых ценностей, желаний и умений, которые предопределяют выбор человека относительно своей карьеры. Используя «якоря», психолог может составить представление о наиболее предпочтительном виде карьеры для конкретной личности. Подобные результаты имеют очень высокую практическую ценность, особенно в условиях появления в России всё большего числа образовательных кластеров, объединяющих в единую систему вуз и потенциальных работодателей. Для выявления карьерных ориентаций мы применяли опросник Эдгара Шейна «Якоря карьеры» (в переводе и адаптации Л.Г. Почебут и В.А. Чикер). Данный опросник состоит из девяти шкал, отображающих основные карьерные ориентации: профессиональная компетентность; стабильность места жительства; стабильность места работы; автономия; вызов; интеграция стилей жизни; служение; менеджмент и предпринимательство. Результаты исследования свидетельствуют о том, что ключевой способностью респондентов является предпринимательство. Это даёт основания полагать, что научно-образовательный кластер формирует профессионально важные качества будущего потенциального предпринимателя. В свою очередь, максимальная эффективность подготовки конкурентоспособных специалистов со сформированными предпринимательскими компетенциями является базисом для развития предпринимательского потенциала.

Тимушкин А.В., Попов А.В.
ВЛИЯНИЕ ПРЕБЫВАНИЯ В ГОРАХ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ГИМНАСТОВ

Аннотация. Цель исследования – определение влияния пребывания и активного отдыха в условиях высокогорья на физическое и функциональное состояние организма гимнастов в период пребывания в горах и в последующий период реадаптации.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие две группы гимнастов по пять человек каждая, имеющих спортивную квалификацию на уровне первого разряда. Исследование проводили в г. Бишкек, в период пребывания в высокогорье (2350 м) и после возвращения в предгорье. Продолжительность пребывания в горах гимнастов первой экспериментальной группы составляла 10 дней, второй – 21 день. Двигательный режим гимнастов в горах проводили в виде активного отдыха. В горах (2, 7, 20-й дни) и в период реадаптации (2, 10, 20-й дни) проводили тестирование уровня физической подготовленности спортсменов. В 6-7-й и 20-21-й дни периода реадаптации у гимнастов оценивали уровень максимального потребления кислорода, состояние дыхательной функции и сердечно-сосудистой системы.

Результаты. В период реадаптации наблюдали повышение силовых показателей и специальной выносливости гимнастов, при этом положительные последействия 21-дневного пребывания в горах были более выраженные. В период реадаптации отмечали повышение эффективности в деятельности кардиореспираторной и сердечно-сосудистой систем.

Выводы. Активный отдых в условиях высокогорья способствует повышению физических кондиций гимнастов и оказывает положительное влияние на состояние кардиореспираторной системы.

Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н., Хуснутдинова Р.Р.
ПРИОБЩЕНИЕ К НАРОДНЫМ ПРАЗДНИКАМ И КУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В свете изменений в федеральном государственном образовательном стандарте наблюдается потребность во введении новых приёмов и средств, позволяющих достичь поставленные цели, в том числе, формирования творческих способностей детей дошкольного возраста. На современном этапе наше общество нуждается в людях с нестандартным мышлением, с творческим подходом к решению проблем и задач. Чаще от личности требуется применение инновационных разработок, которые отличаются от шаблонных, стандартных идей. В статье раскрыты этапы педагогического эксперимента и представлены его результаты, в ходе которого подтверждено, что одним из средств формирования творческих способностей дошкольников выступает приобщение к народным праздникам и культурным традициям. Праздники способствуют приобщению детей к культуре и традициям народов, вырабатывают мировоззрение, которое направлено на усвоение опыта старших поколений и выполняет руководящую роль в практической деятельности. В работе раскрыты педагогические условия реализации выделенных задач. При этом мы приобщаем детей-дошкольников к традициям, праздникам народов Татарстана, а интеграция разделов художественно-эстетического цикла становится эффективным инновационным приемов в работе с дошкольниками. Психологический диагностический инструментарий, применяемый на констатирующем и контрольном этапах, демонстрирует результативность программы.