РАЗДЕЛ I. Исторические аспекты развития человеческого капитала

Юденкова Т.В. 
П.М. и С.М. ТРЕТЬЯКОВЫ: В ОРБИТЕ СЛАВЯНОФИЛЬСКИХ УМОНАСТРОЕНИЙ

Аннотация.  Становление московских купцов, основателей Третьяковской галереи братьев Павла и Сергея Третьяковых пришлось на период либерализации в истории России в середине XIX века. В это время славянофильство и западничество создавали основу для возрождения национальной традиции в развитии страны. В 1850–1860-е годы славянофилы (И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ф.В. Чижов, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, князь А.А. Щербатов и другие) сделали ставку на московских купцов, они разработали способы поддержки национальной промышленности и банковского дела, укреплении отечественного рынка. Их политика привела к расцвету русской промышленности и культуры на рубеже XIX–XX столетий. В русле этих процессов набирала обороты предпринимательская и общественная деятельность Третьяковых, связанная в том числе со Славянским благотворительным комитетом, членами которого они были с конца 1860-х. О близости Третьяковых к славянофильскому образу мысли свидетельствует и круг их контактов в московской думе, также тесное общение с И.С Аксаковым.

Ключевые слова. Павел и Сергей Третьяковы, текстильная промышленность 19 века, славянофильство, московские купцы, И.С. Аксаков, славянофилы, Славянский благотворительный комитет, Московская городская дума 1860-е – 1870-е, русско-турецкая война 1877-1878, славянофильская идея, балканский кризис.

Омельченко Е.А. 
ДЕТИ МИГРАНТОВ В ШКОЛАХ ЕВРОПЫ И США: ИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Аннотация.  Около 36 миллионов детей и подростков школьного возраста по состоянию на конец 2017 года находились в статусе международных мигрантов, и это число продолжает расти. В статье рассматриваются проблемы образования детей из семей мигрантов на конкретных примерах из управленческих практик зарубежных стран. Анализируется опыт разных государств в сфере организации доступа детей из семей мигрантов к дошкольному, начальному и среднему образованию. Описываются подходы к обучению и адаптации детей из семей международных мигрантов в школах США, Германии, Италии, ряда других стран. Особое внимание уделяется опыту и практикам подготовки учителей и создания благоприятной интеграционной среды. Отмечается, что некоторые интеграционные модели содействуют формированию мультикультурного общества, другие ставят своей целью полную ассимиляцию мигрантов. Выбор той или иной модели интеграции зависит от иммиграционной истории каждой страны. Автор делает вывод о том, что в настоящее время в большинстве стран Европы и Северной Америки понимают необходимость и делают инвестиции в обучение и адаптацию детей из семей международных мигрантов, осознавая, что такой вклад в развитие человеческого капитала – это вклад в будущее: и с экономической, и с гуманистической точек зрения. 

Ключевые слова: дети из семей мигрантов, иммигранты, языковая и социокультурная адаптация, интеграционные программы, межкультурное образование, язык обучения, образовательные результаты.

Чесноков С.В. 
РОЛЬ В.М. ВАСНЕЦОВА В ИСТОРИИ ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ «МОНАРХИЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» Л.А. ТИХОМИРОВА

Аннотация.  Если о религиозной живописи известного художника В.М. Васнецова стали говорить лишь в 1990-е гг., то специальных исследований его политических взглядов практически не известно. Существенно расширяет наши представления об этой, долгое время замалчивавшейся теме, истории взаимоотношений В.М. Васнецова с крупнейшим идеологом монархии Л.А. Тихомировым. В настоящей работе автором вводится в научный оборот, не издававшаяся ранее, переписка Л.А. Тихомирова и В.М. Васнецова, хранящаяся в Доме-Музей В.М. Васнецова, а также проводится культурологический контекстный анализ взаимоотношений художника и политического мыслителя. В частности, автор раскрывает В.М. Васнецова, как спонсора и вдохновителя Л.А. Тихомирова при написании им главного труда его жизни «Монархической государственности».

Ключевые слова. История России, правление Николая II, В.М. Васнецов, Л.А. Тихомиров, монархическая государственность, монархизм, самодержавие, консерватизм.

Агакишиев И.А. 
НЕФТЕПРОВОД БАКУ – НОВОРОССИЙСК: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация.  Нефтепровод Баку-Новороссийск в советское время использовался для поставок западносибирской нефти на азербайджанские нефтеперерабатывающие заводы. С 1997 году трубопровод начал работать в реверсном режиме, перекачивая раннюю нефть с Сангачальского терминала месторождений Азери – Чираг – Гюнешли. Однако история превращения бывшего советского трубопровода складывалась непросто как чисто технически, так и политически.

Ключевые слова: трубопроводы, нефтепроводы, Баку-Новороссийск, АМОК, ГНКАР, нефть, транспортировка нефти.

Катков А.Д.  
ПРИНЦИП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАЦИЙ, ЕГО ПРИРОДА И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНФЛИКТА В ЗАПАДНОЙ САХАРЕ)

Аннотация.  В статье проанализированы два принципа международного права – принцип территориальной целостности и право наций на самоопределение, их противоречие в документах международно-правового характера. Автор доказывает, что эти два постулата не находятся друг с другом в конфликте и действуют в разных плоскостях и описывают совершенно различные ситуации.

Ключевые слова. международное право, территориальная целостность, самоопределение, суверенитет, Западная Сахара, ООН.

РАЗДЕЛ II. Психолого-педагогические основания комплексного познания современного человека и общества

Кандыбович С.Л. 
СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Аннотация.  В работе представлен анализ современных исследований в области психологии неопределенности в контексте психологической безопасности. Проанализированы философские предпосылки исследования состояния и ситуации неопределенности. Дан обзор психофизиологических исследований состояния неопределенности, вызванной характеристиками физической среды. Рассмотрен ряд исследований неопределенности, вызванной социально-психологическими условиями. Изучены основные стратегии совладания с ситуацией неопределенности и их роль в поддержании состояния психологической безопасности. Проанализированы основные методы изучения толерантности к неопределенности и стратегий поведения в ситуации неопределенности, их возможности и ограничения. В качестве наиболее оптимального подхода для изучения стратегий психологической безопасности в условиях неопределенности был обозначен конструкт «потребность в завершенности – незавершенности».

Ключевые слова: неопределенность, психологическая безопасность, стратегия, завершенность, незавершенность.

Кармаев А.А., Ким С.В.
ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛ – РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК

Аннотация.  Анализируется игра как новая форма диссеминации передового педагогического опыта в сетевом взаимодействии школ — региональных инновационных площадок Московской области. Рассматривается проблема повышения эффективности информационного взаимодействия участников сетевого взаимодействия с целью диссеминации инноваций в образовании. Предлагается деловая игра «Реактор инноваций Подмосковья» как целесообразная форма информационного взаимодействия участников сетевого взаимодействия школ с целью обмена передовым опытом школьной практики. Суть игры заключается в интерактивном диалоге участников деловой игры внешнего и внутреннего круга, предоставляющей каждому участнику за ограниченное короткое время передать актуальное информационное сообщение о своем инновационном опыте. Интерактанты взаимодействуют в режиме диалога, участники внешнего круга передвигаются по кругу к следующему участнику диалога. Непосредственное общение интерактантов вызывает положительные эмоции и желание совершенствовать свою информацию с целью большей эффективности диалога. Наиболее целесообразными оказались группы по 6 – 12 человек в каждом кругу. Опыт показывает, что после нескольких диалогов информационное сообщение его участник осуществляет гораздо эффективнее и соответственно проходит диалог участника и эксперта. Эксперт, участник внутреннего круга, также сообщает свою информацию об инновационном опыте. Таким образом, осуществляется первичная диссеминация передового инновационного опыта. Побочным, но ценным продуктом игры является получение рейтинга инновационных идей, который составлен на основании мнений участников игры, которое они выражают по ее окончанию. Форма деловой игры «Реактор инноваций Подмосковья» доказала свою актуальность в ходе семинаров, форумов инновационных идей педагогов Подмосковья.

Ключевые слова: диссеминация, региональная инновационная площадка, сетевое взаимодействие школ.

Лопатин Е.А., Хамидова И.В., Крючков В.В., Свинарева О.В., Рабазанов С.И.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Аннотация.  В статье описаны теоретические подходы к пониманию феномена профессиональной надежности, выявлены особенности профессиональной надежности сотрудников ОВД. Авторы развивают гуманистическую концепцию профессиональной надежности, в которой сохранение и укрепление социально-психологического здоровья сотрудников полиции является важнейшим фактором обеспечения их профессиональной надежности. В рамках концепции выявлено два уровня профессиональной надежности: уровень социально-психологической адаптированности и уровень самоактуализации. Проведенное разведывательное исследование показало, что у большинства молодых сотрудников полиции имеются проблемы с достижением второго уровня профессиональной надежности. На основе теоретического анализа и эмпирического исследования авторы сформулировали практические рекомендации по повышению уровня профессиональной надежности сотрудников ОВД.

Ключевые слова: гуманистическая психология, профессиональная надежность, психологическое здоровье, социально-психологическая адаптированность, самоактуализация.

Посохова А.B.
МНОГОМЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Аннотация.  В статье представлены теоретические предпосылки возможности применения многомерного подхода к психологическому исследованию конкурентоспособности предпринимателей. Анализ публикаций по данной проблеме показал, что преобладают аспектные локальные психологические исследования конкурентоспособности предпринимателей. Методологическая проработка проблемы обусловила необходимость ориентации не только на методологические принципы, но и принципы-подходы (антропоцентрический, системный, субъектно-деятельностный и др. Данные подходы должны объединяться в многомерный подход. В отличие от других подходов многомерный подход задает не столько методологическую ориентацию, например, на приоритетность свойства субъектности, сколько определенную организацию научных исследований, которая влияет на их результативность и значимость. Многомерный подход выполняет важнейшие функции: гностическую, информационную, организационную, коммуникативную, рефлексивную и др. Раскрыто содержание многомерного подхода, его особенности в сравнении с другими подходами и методологическими принципами. На основании теоретического анализа проблемы и обобщения результатов проведенных психологических исследований конкурентоспособности предпринимателей описано содержаний главных направлений многомерного подхода к психологическому исследованию конкурентоспособности предпринимателей: направление аспектного рассмотрения проблемы исследования; направление определения целей и задач психологического исследования конкурентоспособности предпринимателей; обоснование объекта исследования, принципов и методов его изучения; обоснование и описание предмета исследования; вид результатов исследования, их апробация и внедрение. Особое место занимает направление описания самопроцессов, связанных с продуктивным саморазвитием предпринимателей. Ориентация на многомерный подход дает хорошие результаты при изучении психологически сложных объектов, каким и является конкурентоспособность предпринимателей за счет рациональной организации и повышения уровня взаимодействий в научном исследовании.

Ключевые слова: предприниматели, конкурентоспособность предпринимателей, методологические основания, многомерный подход.

Слуцкая И.И. 
ПУТЬ К СТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПОСТИЖЕНИЕ И ТРАНСЛЯЦИЮ ЦЕННОСТЕЙ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация.  Путь к становлению личности через постижение и трансляцию ценностей гуманитарной культуры Аннотация Проблема становления личности не теряет своей актуальности на протяжении всей истории человеческой культуры. Этой теме посвящены труды многих ученых различных областей гуманитарного знания. В настоящей статье автор акцентирует внимание на особенностях становления и деятельности личности в условиях современной культурной парадигмы антропоцентристского типа, когда личностное начало определят вектор развития культуры в целом. В этих условиях важнейшим фактором становления личности должна быть гуманитарная составляющая. Известно, что личность формируется под влиянием внешних и внутренних факторов. Именно в процессе творческой деятельности, во взаимодействии с культурой, происходит реализация внутреннего потенциала человека. Через эмпатию, сопереживание, на основе идеалов нравственности, гармонии, красоты, в процессе коммуникации и созидательной деятельности осуществляется личностная интерпретация явлений окружающего мира, проявляется творческая активность личности, происходит обретение личностных смыслов, духовная самореализация в культуре. В процессе постижения культурных ценностей прошлого и настоящего обеспечивается преемственность поколений, трансляция культурного опыта. В статье выделяются основные механизмы формирования личности, такие как: эмоциональный отклик на явления окружающего мира, духовная коммуникация, познавательная активность, реализующаяся через «знание-диалог», «знание-переживание». Также определяются личностные качества, обеспечивающие успешный процесс самоерализации и самостановления: позитивная направленность, открытость миру, творческая устремленность.

Ключевые слова: Личность, гуманитарная культура, творчество, самореализация, этические и эстетические идеалы, духовная коммуникация, личностная интерпретация.

РАЗДЕЛ III. Проблемы эффективного развития и самореализации субъекта труда и жизненной стратегии

Го Вэй 
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРИЖЕРА

Аннотация.  Автором предлагаемой статьи заявлена актуальность выяснения сущности искусства дирижирования, что в педагогическом толковании репрезентирует модель профессиональной компетентности дирижера, формирующейся посредством его профессиональной деятельности, занимающей центральное звено в компетентностной триаде: «профессиональные компетенции – профессиональная деятельность – профессиональная компетентность». Содержание статьи направлено на осознание видов профессиональной деятельности дирижера в контексте новой редакции федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование (уровень бакалавриата).

Ключевые слова: дирижер, профессиональная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, бакалавриат, компетентность.

Зародина В.В
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО ГОТОВНОСТИ К АТТЕСТАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена важная научная проблема определения сущности и содержания понятия профессиональной компетентности старшего медицинского персонала (на примере врачей хирургического профиля). Проблема профессиональной компетентности рассматривается во взаимосвязи с проблемой аттестации старшего медицинского персонала.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, старший медицинский персонал, врачи-хирурги, аттестация.

Катцова А.П. 
ТИЗ ПРАКТИКИ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Аннотация.  В настоящее время более 150000 детей находятся на длительном лечении ежегодно. Особое внимание уделяется обеспечению конституционного права на качественное среднее образование для таких детей. В Российской Федерации существует множество школ при больницах, но нет специальной системы подготовки педагогических кадров для работы с тяжелобольными детьми. По результатам описанного ниже исследования почти половина педагогов показали сформированные симптомы профессионального выгорания, больше половины – формирующиеся. Очевидна необходимость разработки мероприятий для профилактики и борьбы с профессиональным выгоранием для данной группы педагогов. Одной из причин является недостаточность ресурсной базы. В статье описаны мероприятия, направленные на выявление группы риска педагогов, восполнение ресурсной базы и работу с устранением последствий выгорания. В основном это достигается за счет психологического просвещения и тренингов. Под ресурсной базой подразумеваются ресурсы развития, ресурсы сохранения и ресурсы преодоления. Тренинговая программа составлена из трех блоков. Организационный блок – создание условий для эффективной работы над собой и сплочение группы. Формирующий блок – мероприятия, улучшающие осознанность. Рефлексивно-оценочный блок позволяет оптимизировать отношение к себе, понять, как восполнить ресурсную базу, ставить цели и добиваться их. Для увеличения эффективности тренинговой программы использованы упражнения различных психологических школ, а также авторские упражнения. Программа показала свою эффективность. По результатам повторного исследования после ее проведения среди выгоревших педагогов у большинства симптомы «выгорания» стали невыраженными, у трети из сформировавшихся стали формирующимися. Из выгорающих педагогов формирующиеся симптомы остались только у одной десятой группы, у остальных симптомы ушли. Для достижения таких результатов необходимы систематичность и комплексный подход.

Ключевые слова: Синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профилактика профессионального выгорания, тренинги, школа при больнице.

Корсакова И.А., Ганичева Ю.В., Горбенко В.А. 
ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация.  В статье актуализация изучения музыкального искусства как процесса коммуникации связывается с решением задачи установления полноценного диалога культур между разными странами и народами не с позиции силы, противостояний, конфликтов, а на путях сотрудничества и партнерства. Музыкальное мышление, рассматриваемое в контексте коммуникации, позволяет формировать новый подход к изучению социальных и культурных процессов. Подход к музыкальному искусству как художественному моделированию коммуникативных и интерактивных ситуаций социума предъявляет дополнительные требования и к музыкальной педагогике. Последняя должна опираться на социологию, психологию, культурологию, социальную и культурную антропологию, литературоведение и искусствоведение, в той их части, где рассматриваются, так или иначе, проблемы взаимопонимания, социального взаимодействия, гуманизации человеческих взаимоотношений. Музыкальное искусство способно устанавливать диалог между разными мироощущениями через взаимовлияние массового и элитарного музыкального искусства, классической и народной музыкой, пронизанных идеей духовной целостности. Тем самым музыкальное творчество способствует созданию культурной и социальной полифонии, познанию многообразия и бесконечности окружающей человека действительности, сложности его внутреннего духовного мира. Осмысление музыки в процессе культурной коммуникации необходимо осуществлять в качестве феномена, в котором сочетаются рациональные и эмоциональные компоненты, которые способствуют формированию мировоззрения и самосознания человека, вовлеченного в музыкальное искусство.

Ключевые слова: диалог, мышление, общение, культура, педагогика, музыкальное творчество, мировоззрение.

Корсакова И.А., Ганичева Ю.В., Котляревский И.Л. 
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация.  Статья посвящена социально-антропологическим и культурно-антропологическим подходам к музыкально-педагогическим технологиям; актуализируется проблема соотнесения процесса музыкального образования с потребностью обучаемых в их самоидентификации как субъектов творческой деятельности, ценностном осмыслении мира на основе музыкального восприятия и мышления, процессов социального и культурного взаимодействия и своего отношения к окружающему социуму с учетом достижений музыкального искусства, отражающего, так или иначе, основные настроения и мироощущения эпохи. Авторы статья говорят о формировании особого проблемного поля культурологических исследований музыкально-педагогических технологий на пересечении проблем самоидентичности и диалога культур. Погружение в данную проблематику позволяет выявить внутренние ресурсы музыкальной педагогики по развитию самосознания учащихся, их духовно-нравственного потенциала, способности к восприятию культурных достижений различных стран и народов, т.к. музыкальное искусство по своей природе наряду с сугубо национальными несет в себе и общечеловеческие черты. По отношению к музыкальной педагогике в этой связи можно выделить те ее необходимые компоненты, которые являются необходимым основанием разработки соответствующих музыкально-педагогических технологий в образовательной деятельности: изучение духовной культуры различных народов, этносов, их национально-культурные традиции, менталитет. Занимая по отношению к этим культурам собственную личностную позицию, учащиеся формируют и собственную личностную самоидентификацию.

Ключевые слова: культура, антропология, идентичность, диалог, духовность, творчество, мышление.

Кудинов С.И., Кудинов С.С., Давыдова Н.И. 
ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Аннотация.  В статье представлены данные эмпирического исследования характеризующие особенности самореализации педагогов в зависимости от выраженности отдельных личностных свойств. Самореализация в контексте данного исследования рассматривается как комплексное психологическое образование, детерминированное совокупностью внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешность самовыражения личности педагога в профессиональной деятельности. В качестве внутренних детерминантов анализируются такие свойства личности как ответственность, любознательность, трудолюбие, а также профессиональная идентичность. Установлено, что педагоги с выраженными указанными свойствами оказываются более успешными в профессиональном самовыражении, чем их коллеги. В рамках проведенного исследования получены данные раскрывающие взаимосвязь профессиональной идентичности и составляющих самореализации. Установлено, что профессиональная идентичность находится в прямой зависимости с успешностью самореализации субъекта. Раскрыта роль свойств личности в самореализации педагогов. Полученные результаты исследования важны для разработки программ психологического сопровождения педагогов на разных этапах профессионализации.

Ключевые слова: самореализация, педагоги, профессиональная идентичность, свойства личности, переменные, характеристики.