РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Лакстыгал И.М.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ США И ФРАНЦИИ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
СУДНОГО ДНЯ 1973 ГОДА

Аннотация. В статье на основе ранее не публиковавшихся архивных документов анализируются отношения США с их союзником и Франции на Ближнем Востоке в период обострения нестабильности в регионе в октябре 1973 года, их внутренняя механика и динамика и эффективность. США в октябре 1973 года стремились исключить любое посредничество в урегулировании горячей фазы арабо-израильского конфликта даже со стороны своих европейских союзников, в первую очередь, Франции. Вашингтон хотел «в ручном режиме» размежевать своего союзника Израиль и советских – Египет и Сирию, а также напрямую договориться об остановке войны с СССР, попутно ослабив его позиции в регионе. Париж из-за зависимости от ближневосточной нефти был вынужден демонстрировать неудобную для американцев антиизраильскую и проарабскую политику, продвигать коллегиальное решение конфликта и вопреки желанию США претендовал на роль посредника. Несмотря на то, что Париж неофициально был согласен координировать свои действия с Вашингтоном при продолжении публичной антиамериканской риторики в разгар кризиса, американцы были согласны только на публичное подчинение французской политики своим интересам. Не добившись этого через механизмы двусторонних отношений и НАТО, США по меньшей мере удалось изолировать Францию и других европейцев от участия в ближневосточном урегулировании. Это в очередной раз показало, что Франция в одиночку не способна возвратить себе место ключевого актора в глобальной политике и требовать равноправия с США в решении мировых проблем. Вашингтон в итоге смог успешно купировать арабо-израильский конфликт на тот момент, но своими действиями углубил раскол по линиям США-Франция и США-Европа и привело европейцев к поиску способов играть самостоятельную роль на Ближнем Востоке.

Москвитин М.Н.
РУССКАЯ МИССИЯ В БУХАРЕСТЕ В ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ
БОРЬБЕ ЗА ВСТУПЛЕНИЕ РУМЫНИИ В ПЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ,
В ПЕРИОД НЕЙТРАЛИТЕТА

Аннотация. Статья посвящена дипломатической борьбе русских дипломатов в Бухаресте за вступление Румынии в войну в период нейтралитета (1914-1916 гг.). В работе на основе новых данных архивных фондов даётся характеристика дипломатических шагов, предпринимаемых русским дипломатическим учреждением, динамика изменения направления политики Румынии под воздействием, как внешнеполитических факторов, таких как победы или неудачи на фронтах, так и действий румынского правительства. В статье затронуты обстоятельства затягивания вступления Румынии в Первую Мировую Войну. Большое внимание в статье уделено политике выжидания и вооружённого нейтралитета, проводимой главой румынского правительства Ионэлом Братиану. На основе анализа изученных документов дипломатической переписки, был сделан вывод о том, что в период нейтралитета, румынское правительство вело политику дипломатического торга и пыталось получить, как можно более выгодные условия для вступления в войну, каждый раз находя новую причину для откладывания выступления. В результате на решение начать военные действия, Румынию, главным образом побудила удачно складывающаяся военная обстановка весной-летом 1916 года, а также огромные территориальные уступки, обещанные румынскому правительству Антантой.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Даренских С.С., Гурова О.С., Ипполитова Е.А.
СЕМЕЙНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЖЕНЩИН, ПЕРЕЖИВШИХ СИТУАЦИЮ
ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу феномена семейных перспектив женщин, переживших домашнее насилие, в единстве ценностно-смыслового, эмоционально-оценочного и когнитивного измерений. Представлены данные эмпирического исследования, в котором приняли участие 44 женщины в возрасте 20-40 лет. По результатам проведенного опроса установлено, что для 18 из них характерно искаженное представление о домашнем насилии, недооценка его последствий, тем не менее, отразившихся на характере проектирования будущего в сфере семьи. Так, особенности ценностно-смыслового основания семейных перспектив проявляются в том, что ситуация домашнего насилия способствует меньшей ориентированности женщин на достижение в отношениях с партнером уважения, доверия, взаимопонимания, любви. Специфика эмоционально-оценочного измерения семейных перспектив демонстрируется в противоречивом восприятии собственного семейного будущего одновременно как полного надежд и тревоги. Когнитивное измерение характеризуется сокращением глубины, осмысленности и целевой насыщенности перспективы в сфере семьи, появлением неадекватной оценки условий достижения желаемого семейного счастья, веры в случай, высшие силы. В целом полученные результаты демонстрируют необходимость психологической помощи пострадавшим от семейного насилия женщинам, направленную на создание условий по оптимизации планирования будущего в семейной сфере.

Галаганова С.Г., Мананникова Д.А.
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ

Аннотация. Представленный в работе обзор мировой и российской статистики свидетельствует о стремительном росте как количества пользователей мобильными приложениями к смартфонам, так и затрачиваемого на это личного времени. Результаты проведённого авторами локального социологического опроса студенческой аудитории ещё раз подтвердили вывод многих учёных о распространении гаджетозависимости в молодёжной среде. Мобильные приложения рассмотрены в статье в качестве одной из сфер активного применения манипулятивных технологий. Непосредственной целью манипулятивного воздействия является формирование соответствующей потребительской привычки, конечной целью – формирование устойчивой психологической зависимости. Подкреплённый конкретными примерами, данный процесс представлен как практическая реализация идей радикального бихевиоризма Б.Ф. Скиннера и описан на основе «крючковой» модели привыкания Р. Хувера и модели бихевиорального дизайна Б.Дж. Фогга. Психологическая зависимость пользователя от мобильных приложений проанализирована в качестве разновидности респондентного поведения, возникающего в результате неоднократного закрепления цепочки предыдущих реакций. В статье подробно рассмотрены применяемые при этом манипулятивные приёмы и технологии. Авторы делают вывод, что мобильные приложения к смартфонам несут в себе потенциальную угрозу для человеческой психики.

Гурылева Л.В., Гаврилушкин С.А.
СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы возрастной специфики содержания психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. В статье проведен анализ понятия «психологическое здоровья», определены некоторые подходы к исследованию данного феномена. Выделены основные представления о психологическом здоровье в отечественной и зарубежной психологии. Представлен анализ общей структуры и содержания психологического здоровья, принятый в отечественной психологии. Сформулирована проблема выделения специфического содержания психологического здоровья, его компонентов в соответствии с возрастом, а именно выделена проблема, структуры психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста. На основе представлений о структуре психологического здоровья О.В. Хухлаевой, а также возрастного развития дошкольников были теоретически выделены значимые показатели психологического здоровья в дошкольном возрасте. Так показателями аксиологического компонента у детей старшего дошкольного возраста выступает самооценка как основа позитивной Я-концепции и принятия себя, особенности общения со сверстниками- как основа принятия других. Показателями инструментального компонента в старшем дошкольном возрасте выступает особенности эмоциональной сферы: умение распознавать эмоции, отсутствие нарушений в эмоциональной сфере, понимание своих поступков и поступков сверстников. Не был выделен показатель потребностно-мотивационного компонент психологического здоровья, как стремления к саморазвитию, в связи с что в дошкольном возрасте он не диагностируется, т.к. его развитие требует высокого уровня рефлексии, которым старшие дошкольники в силу возрастных особенностей не обладают. Были получены статистически достоверные результат о взаимосвязи между обобщенным показателем психологического здоровья – уровнем адаптации и отношением к сверстнику (способ разрешения конфликтной ситуации со сверстником), и развитием эмоциональной сферы (количеством инверсий в эмоциональной сфере).

Серякова С.Б., Звонова Е.В., Антонова У.А.
ОБРАЗ БУДУЩЕГО В ПЛАНИРОВАНИИ КАРЬЕРЫ
МОЛОДЫМИ СОТРУДНИКАМИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования факторов, оказывающих воздействие на процесс планирования карьеры молодыми сотрудниками, в качестве которых выступают готовность к профессиональной деятельности и образ будущего. Под готовностью к профессиональной деятельности понимается совокупное психологическое новообразование, состоящее в направленности и способности субъекта выполнять избранную профессиональную деятельность в соответствии с нормативными требованиями. На становление готовности большое воздействие оказывает представление об успешности профессионала. Образ профессионального будущего рассматривается как результат построения обобщенного плана с активным включением специалиста в систему значимых для субъекта результатов профессиональной деятельности. Представлено описание эмпирического исследования, результаты которого изучены с помощью статистического анализа. Образ позитивного будущего имеет наибольшие корреляционные связи с другими выявленными факторами.

Лаптев Л.Г., Киселев В.В., Борщева А.В., Неровный Л.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В УСЛОВИЯХ «САМОИЗОЛЯЦИИ»

Аннотация. В статье предпринята попытка психологического анализа ведения учебного процесса в электронной образовательной среде преподавателем вуза в условиях «самоизоляции» из-за угрозы распространения COVID-19. Авторы рассматривают основные отличительные черты подобной формы учебной деятельности и сложности, которые при этом возникают как у преподавателей, так и у студентов. Инструментом получения данных послужил бланк МПДО, позволяющий выявить ключевые факторы профессиональной деятельности преподавателя в режиме дистанционной работы за счет сбора банка типичных сложных ситуаций труда в сложившихся карантинных условиях. Согласно представленным в статье результатам, данные факторы можно объединить в следующие группы: информационные, организационно-управленческие, методические, материально-технические, эргономические, субъективно-личностные, социально-психологические. К тому же отдельного внимательного изучения требует феномен групповой сплоченности студентов, проявляющийся в отправке идентичных файлов при ответе на учебные задания в электронной образовательной среде. По мнению авторов, наиболее перспективными направлениями совершенствования электронного обучения в самое ближайшее время будут контроль знаний и воспитание обучающихся, поскольку именно в период «самоизоляции» наметились тенденции к дальнейшему расширению использования дистанционных технологий в российских вузах.

Лысакова Е.Н.
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА ОБ АВИАЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. Целью данного исследования является историко-методологический анализ вклада авиационной психологии и произведений искусства об авиации в психологическое обеспечение военно-авиационной деятельности в годы Великой Отечественной войны. Дана характеристика направлений психологического обеспечения боевых действий авиации, приведены примеры популярных и до настоящего времени узнаваемых и любимых произведений из области кинематографии, музыкального творчества и т.д. Сформулирован вывод о том, что изученный вклад можно считать существенным, пролонгированным, многосторонним.

Ростовская Т.К., Шаповалова И.А., Князькова Е.А.
ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ И КИТАЙСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются ценности российской и китайской семьи в условиях режима самоизоляции, обращается внимание на традиционность культуры семейных отношений, которая является действительным ресурсом самосохранности российского и китайского народа, сбережения его уникальности и самодостаточности.

Сергеев А.С., Князев Е.Б., Клоктунова Н.А., Барсукова М.И.
СВЯЗИ ПРОСОЦИАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ
С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
О КОММУНИКАЦИИ МЕДРАБОТНИКА СО СМИ

Аннотация. В статье рассматриваются связи просоциальных характеристик личности с представлениями студентов медицинского вуза о коммуникации медработника со СМИ. Исследование проводилось на основе опроса студентов Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского и показало, что наблюдаются связи между привязанностью, теплотой, сотрудничеством, пониманием, уважением других и представлением о готовности оказать помощь журналисту в поиске компетентного спикера. Также в ходе исследования установлена зависимость между уровнем привязанности студентов медицинского вуза и их представлением о коммуникации медработника со СМИ, что имеет свои плюсы для работников медицинской сферы: просоциальные характеристики личности свидетельствуют о более открытой позиции будущих медработников по отношению к СМИ, указывают на их представление об обладании необходимыми знаниями процесса общения с ними. Вместе с тем они несут негативные последствия, так как медики могут переоценить свои знания и умения и оказаться «жертвами» публичного скандала, в который будут вовлечены журналистом, стремящимся к сенсации.

Солодова Е. А.
К ВОПРОСУ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ

Аннотация. В статье проанализированы понятия «междисциплинарность», «мультидисциплинарность», «трансдисциплинарность». Показаны существенные различия между этими понятиями. Проанализирована возможность и перспективы использования междисциплинарного подхода, предполагающего прямой перенос методов исследования из одной области науки в другую. В статье на двух конкретных примерах анализируется возможность такого переноса методов исследования из точных наук в такую сугубо гуманитарную область, как искусствоведение, причём в ту составляющую искусствоведения, которая относится к атрибуции произведения искусства.

Егорова Ю.Б., Старчикова И.Ю., Белова С.Б.
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ГЛОССАРИЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованиям в переводческой терминологии с целью изучения лексических особенностей металловедческой тематики. Приведены результаты исследований, проведенных в Ступинском филиале ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). Цель данной работы состояла в создании узкоспециализированного учебного глоссария, содержащего основные современные термины в области металловедения титановых сплавов. Разработка глоссария вызвана необходимостью его применения в учебном процессе и при проведении научно-исследовательских работ студентов, обучающихся по направлению подготовки «Материаловедение и технологии материалов». Для этого необходимо было решить следующие задачи: изучить и систематизировать русскоязычную профессиональную терминологию; проанализировать работы зарубежных и российских авторов; разработать концепцию создания глоссария и его структуру; привлечь студентов к разработке глоссария в ходе проведения научных исследований, выполнения курсовых и дипломных работ. В процессе исследования были использованы различные методы: поисковый, компаративный, дескриптивный, метод анализа, систематизации и обобщения. При составлении глоссария был проведен сравнительно-сопоставительный анализ вариантов перевода с помощью онлайн-переводчиков, онлайн-словарей, традиционных словарей и справочников, трудов международных конференций по титану, научных статей. На основе проведенных исследований с участием студентов был разработан глоссарий, содержащий основные термины, связанные с металловедением и технологией обработки титановых сплавов. В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что формирование знаний с применением данного глоссария по дисциплинам цикла «Материаловедение» и «Иностранный язык» способствовало активизации когнитивной деятельности студентов вуза.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Баранов Е.Г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР
ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме возможного негативного влияния профессиональной деятельности на личность работника, определению характеристик такой деятельности и описанию психологического механизма процесса профессиональной деградации личности. В статье обосновано, что субъективное усложнение профессиональной деятельности обеспечивает развитие личности субъекта, упрощение – его деградацию. При выполнении простых, рутинных трудовых операций на основе использования шаблонных, субъективно простых когнитивных действий, не требующих полноценного мышления, постепенно теряются навыки профессионального мышления и профессиональной рефлексии, профессиональная деятельность обессмысливается. Основным фактором упрощения профессиональной деятельности сотрудников является недостаточный уровень субъектности руководителя организации, и, как следствие этого, стремление к полному контролю над всеми процессами в организации. Упрощение деятельности сотрудников организации достигается унификацией всех управленческих и технологических процессов, внедрением формально-процедурного стиля деятельности, внедрением количественных оценок деятельности сотрудников. В статье описаны три этапа деградации (эмоциональное выгорание; профессиональная деградация; социальная деградация личности, с последующей общей деградацией индивида). Выявлены следующие признаки начинающейся профессиональной деградации работника, позволяющие, отличить ее от эмоционального выгорания: использование только шаблонных способов и приемов деятельности, профессиональных и социальных стереотипов; стремление искусственно создавать на работе стрессовые ситуации; избегание ответственности и инициативы; стремление к сужению круга решаемых задач; упрощение потребностно-мотивационной сферы личности; пренебрежение коллективными ценностями и нарушение социальных связей. Обсуждаются способы противостояния профессиональной деградации: сопротивление мотивационному и ценностно-смысловому давлению организации; уход из данной организации; смена сферы деятельности.

Безклубая С. А.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Аннотация. Основа современной технологической деятельности – высокопрофессиональные кадры, имеющие навыки самостоятельного постижения природных и социокультурных процессов. Технический вуз готовит таких специалистов, решая задачи по формированию мотивационно-ценностной сферы обучающихся, в которой главное место занимает проблема развития познавательного интереса. В образовательной среде вуза технического профиля энергию гносеологического диалога личности и общества в её жизненном и профессиональном становлении, в большей степени чем другие дисциплины, отражает философия. Поэтому целью настоящего исследования является рассмотрение развития познавательного интереса студента такого вуза при изучении философии как принципа гармонизации всех сторон познавательного процесса. Достижению данной цели способствует установление понимания философии как системы гносеологических возможностей, необходимости овладения философской культурой как способом развития познавательного интереса. Преодолеть пренебрежительное отношение студента к философии преподаватель может, основываясь на знании содержательных характеристик познавательного интереса как интегрального качества личности: синкретичности (преобразования фрагментарной информации в системное знание, не позволяющее познавательному интересу деградировать); избирательности; сосредоточенности на осознанно-волевом, эмоционально-положительном внимании к объекту, на личностно-значимых смыслах; взаимодействии субъективного и объективного, интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, глубинной интуиции и предметной содержательности мира. Философия «вводит» интерес в пространство потенциальных возможностей познания и самореализации личности – в мир рефлексии, творчества, духа, истинного знания. Философские концепции отображаются в культурологическом сознании человека – идеальном образном мире, где, действуя творчески, он приобщается к философской культуре как сути бытия. Владеть философской культурой – уметь критически отбирать из всего разнообразия философских знаний личностно-важные. Познавательный интерес к философии активно развивается в среде проблемного, личностно-ориентированного образования, отказавшегося от догматического преподавания и предоставившего студентам возможность отработки навыков самостоятельного аналитического мышления.

Борисова Е.В.
ВАРИАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
МАГИСТРАНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. В статье обсуждается актуальный вопрос современной дидактики высшей школы – использование модели «перевернутого» обучения в дисциплинах магистерских программ. Задачей определен анализ существующей практики, выявление преимуществ и угроз рассматриваемого педагогического приема, с целью обобщения имеющегося на сегодняшний день практического опыта. Изучен зарубежный и российский опыт существующих подходов в концепции «перевернутого класса». Выявлено отсутствие системных разработок для ступени магистратуры высшей школы.

Определена структура методики по типу «перевернутая» модель обучения, как вариации известной и широко применяемой в современном образовании, технологии «flipped classroom». В статье представлены составные элементы предложенной методики с практико-ориентированными комментариями для преподавателей по их реализации, что составляет практический вклад в дидактику высшей школы. Показаны особенности проведения вводной лекции и итоговых мини лекций; контактных занятий-диспутов и практико-ориентированных защит в формате презентаций результатов. Рассмотрен подход «перекрестной» оценки презентаций в ходе их публичного представления. Установлены организационные условия по реализации «перевернутой» модели.

Выявлены риски преподавательского состава в ходе подготовки и применения методики по типу «перевернутое» обучение, определены методические трудности и направления по их преодолению. Показано значение и суть предварительной подготовки преподавателя к проведению занятий по данной методике, его изменившееся место и функции в субъект-субъектных отношениях внутри такой модели обучения. Проанализированы особенности восприятия методики магистрами разных лет обучения, а также российскими и иностранными обучающимися. Выявлены преимущества и особенности мотивации аудиторной и внеаудиторной работы магистрантов в данной методике. Отмечена значительная роль личности преподавателя, его креативности, инновационной направленности и психологической готовности к новым теоретическим и практическим разработкам в педагогике высшей школы.

Полученные выводы и рекомендации основываются на многолетнем авторском опыте применения рассмотренной вариации технологии «перевернутый класс» в группах магистров, обучающихся по инженерно-техническим направлениям, и подтверждаются педагогическим экспериментом по плану с сериями эквивалентных воздействий. Материалы представленной статьи будут полезны преподавателям вузов, проводящих занятия с магистрантами очной формы обучения.

Доржеева А.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗАХ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты экспериментальной деятельности по изучению основных психолого-педагогических аспектов адаптации студентов-первокурсников в высших учебных заведениях гуманитарного и технического профилей. Дано определение понятия адаптации, затем на основании трех критериев (когнитивный, мотивационно-волевой и социально-коммуникативный) рассмотрены показатели и инструментарий определения уровня адаптированности студентов первого года обучения в высших учебных заведениях. Было проведено и описано диагностическое исследование, в котором были исследованы показатели успеваемости студентов, результаты зимней сессии и рефлексия студентов по ее результатам, направленность в общении, согласно теории С. Л. Братченко, поведение в конфликтной ситуации по К. Томасу, уровни самооценки тревожности согласно методике Ч. Спилбергера и Ю. Л. Ханина и диагностирован уровень учебной мотивации (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) студентов, вошедших в экспериментальную группу. Проанализировав результаты проведенного исследования, сделан вывод, что существуют различия в процессе адаптации студентов-первокурсников вузов разного профиля, которые обусловлены рядом психолого-педагогических аспектов: содержанием учебного процесса, коммуникативными особенностями личности, стилем межличностного взаимодействия, уровнем учебной мотивации студентов.

Коган Е.А.
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования восприятия студентами научно-исследовательской деятельности. Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие этой деятельности является одним из важных показателей эффективности учебного заведения. Проблема состоит в том, что степень вовлеченности студентов в эту работу в большинстве вузов является недостаточно высокой. Исследование было проведено среди студентов 2-5-х курсов трех московских вузов: Московского авиационного института (НИУ), Московского государственного лингвистического университета и Московского государственного психолого-педагогического университета. В качестве метода исследования использовался анкетный опрос. Опрос показал, что регулярно занимаются научно-исследовательской работой только 14% студентов. При этом интерес к этому виду деятельности достаточно высокий. Более ¾ опрошенных считают научно-исследовательскую работу престижной, 70% отмечают положительное влияние на учебу. В ходе исследования была разработана классификация студентов по отношению к научно-исследовательской работе. В частности, выявлен сегмент потенциальных участников НИРС, которые проявляют интерес к этой деятельности, но пока не участвуют в ней. Кроме того, есть часть студентов, которые в перспективе планируют прекратить заниматься научно-исследовательской работой по разным причинам. Таким образом, необходимо проводить более активную мотивационную работу с потенциальными участниками научно-исследовательской деятельности и мероприятия по удержанию тех, кто занимается этим в настоящее время.

Конеева Е.В., Львова Т.Г.
СТУДЕНТЫ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА НА САМОИЗОЛЯЦИИ В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА 2020 ГОДА – ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ, ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. Актуальность проблемы исследования обусловлена данными полученными в период самоизоляции в связи с пандемией, объявленной на территории РФ. В таких условиях, многие отрасли экономики столкнулись с большими трудностями, не обошли они стороной и высшее образование. Во многих вузах в срочном порядке была налажена система дистанционной работы со студентами. Но если преподаватели –предметники смогли проводить занятия дистанционно, то преподаватели по физической культуре столкнулись с большими трудностями. Целью исследования явилось обоснование поиска методик преподавания физической культуры в вузах дистанционно. Для изучения ситуации пребывания студентов на самоизоляции, использования ими знаний, полученных в процессе теоретических и практических занятий по физической культуре, кафедрой физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт» (НИУ) были разработаны анкеты и разосланы студентам. Полученные результаты опроса были обработаны и проанализированы. В результате опроса 234 студентов от 17 до 22 лет всех институтов МАИ (НИУ) установлено, что все они находились на самоизоляции с середины марта до конца мая 2020 года, в большинстве своем основном с родителями. В этот период большинство продолжало обучение по всем предметам, включая и физическую культуру, строго соблюдали все меры самоизоляции, вели здоровый образ жизни. Для разработки системы дистанционного обучения по физической культуре порекомендовали разработать видеокомплексы упражнений, пособия в электронном виде.

Конеева Е.В.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Актуальность исследования подтверждается тезисом о необходимости поддержания людям на протяжении всей жизни, крепкого здоровья, используя при этом разнообразные средства физической культуры и спорта. Но при этом возникает и проблемная ситуация, дети, подростки и учащаяся молодежь, так сильно влюбленные в современные информационные технологии, забывают о движении, так необходимом молодому организму. Именно это и определило цель исследования наметить направления деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта и его популяризации в муниципальном округе Соколиная гора. Достижение цели осуществлялось посредством решения теоретических и практических задач. Теоретические, связаны с анализом литературы по отдельным аспектам управления развитием физической культуры и спорта. Практические методы позволили проанализировать состояние физкультурно-оздоровительной работы в Восточном административном округе г. Москвы и муниципальном округе (МО) Соколиная гора, а также проанализировать проблему популяризации физической культуры и спорта (ФКиС) среди молодежи в МО и разработать рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития физической культуры и спорта. Поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.

Лысаков Н.Д.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АВИАЦИОННЫХ УЧЕБНЫХ
ЦЕНТРОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность программы повышения квалификации преподавателей авиационных учебных центров (АУЦ). Раскрываются психологические особенности работы оператора в современных условиях цифрового профессионального пространства. Приводятся результаты опроса преподавателей и руководящего состава двух АУЦ по вопросам содержания и порядку прохождения данной программы. Делается вывод о наиболее целесообразном варианте применения основного содержания учебно-тематического плана программы в практике обучения преподавателей АУЦ.

Михайлова О.Б., Глазунова В.Е.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Содержание статьи представлено теоретическим и эмпирическим анализом предпринимательской деятельности и личностных качеств современных предпринимателей. На основании теоретического анализа рассмотрены основные направления исследования личностных особенностей предпринимателей, сформулированы подходы к обоснованию характеристик и основных качеств современных предпринимателей.Цель изложенного в статье эмпирического исследования заключается в проявлении предприимчивости, готовности к риску, морально-этической ответственности и инновационности как личностных особенностей предпринимателей с разным опытом экономической деятельности в малом бизнесе.

В статье был выдвинут ряд гипотез о различиях и специфике проявлений личностных особенностей у предпринимателей в группах с разным опытом экономической деятельности.

В результате эмпирического исследования с использованием обоснованно выбранного ряда методик на выборке 82 респондентов с разным стажем деятельности были выявлены предполагаемые различия в личностных качествах предпринимателей с разным опытом деятельности. Факторный анализ, изложенный в данной работе, наглядно проиллюстрировал структурные компоненты личностных характеристик современных индивидуальных предпринимателей с разным опытом деятельности. Полученные результаты позволят разработать психокоррекционные программы по сопровождению и развитию предпринимательской деятельности.

Моздыкова Т.А.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ

Аннотация. На основании стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, внедрение инновационных образовательных технологий и новых профессиональных образовательных стандартов в начальном музыкальном образовании в ДМШ и ДШИ — является одной из актуальных проблем современной педагогики. Важнейшим фактором успешного обучения становится проблема формирования мотивации. В этом случае для педагога необходимы знания личностно-ориентированных методик, мультимедийных и инновационных технологий, требующих повышение уровня его профессиональных качеств и музыкально-исполнительского мастерства, а также формирование личностной познавательно-мотивационной активности, компетентностного, дифференцированного подхода к процессу обучения и вариативности музыкального образования.

Проблема освоения творчества современных композиторов сегодня остается актуальной. В силу недостаточного педагогического интереса к этим произведениям в музыкальных школах, современный исполнительский репертуар еще не занял свое прочное место в учебном процессе. В данной статье раскрываются некоторые актуальные техники исполнительских приёмов на флейте, широко применяемые современными композиторами, которые уже активно начали использоваться в музыкальной педагогике для формирования познавательной активности учащихся и мотивации к обучению.

Галой Н.Ю., Лихачёва Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК ПРЕДИКТОР ИХ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

Аннотация. Растущий запрос общества на оказание психологической поддержки и помощи молодым людям, только осваивающим профессию, порождает многочисленные исследования проблем психологической безопасности личности, а именно, отклоняющихся форм её жизнедеятельности. Под жизнедеятельностью мы понимаем процесс становления и развития человека в конкретных социально-экономических условиях и под влиянием выполняемой им деятельности. Эффективность жизнедеятельности студентов, будущих педагогов, мы исследуем с помощью таких взаимосвязанных психологических феноменов, как ценностные ориентации, самоэффективность и жизнестойкость. В обследовании приняло участие 104 студента третьего курса Института Иностранных языков Московского педагогического государственного университета, среди них 11 юношей и 93 девушки. По итогам анализа данных с помощью статистического пакета STADIA 8.0, проведения факторного анализа методом варимакс-вращения, были выявлены следующие тенденции. Во-первых, респонденты демонстрируют в целом нормативный уровень самоэффективности и жизнестойкости. При этом несколько заниженный уровень самоэффективности в межличностных отношениях, согласуется с заниженными показателями компонента жизнестойкости – Вовлечённость. Во-вторых, отмечается явная тенденция противопоставления ценностей личной жизни и профессиональной самореализации и эта дуальность выражается не только на уровне терминальных и инструментальных ценностей, но и подтверждается факторным анализом. В-третьих, приоритет терминальных ценностей личной жизни и инструментальных ценностей самоконтроля, широты интересов, ответственности в целом соотносятся с высокими показателями самоэффективности и жизнестойкости в пределах нашей выборки.

Никулина Н.Б.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ И ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКОМУ СТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТА В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Современная система образования является одним из самых влиятельных, самых совершенных инструментов, оказывающих позитивное влияние на развитие общества. Поэтому сегодня огромное значение придается качеству образования, которое обязано обеспечить условия, необходимые для достижения высокого профессионального уровня специалистов, предоставляющего им широкие возможности для достижения успеха в избранной сфере профессиональной деятельности. Выбор профессии, профессиональное самоопределение, профессиональное самоутверждение и реализация играют значительную роль в жизни человека, в его социализации, социальном самочувствии, осознании себя достойным и нужным членом общества. Молодой специалист должен не только овладеть весьма широким кругом специальных знаний, умений и навыков, но и научиться гибко ориентироваться в жизни и профессии – самостоятельно учиться, принимать решения, осознавать свою ответственность за них, адаптироваться к новым условиям, которые возникают в тот или иной момент жизни, уметь приобретать новые способы деятельности и, что очень важно, трансформировать свои прежние знания, умения и навыки в соответствии с новой ситуацией. Создание условий для подготовки специалистов, готовых к вступлению в активную профессиональную деятельность, – задача, которая стоит перед каждым вузом. В области художественного образования эта задача осложняется целым рядом специфических особенностей, которые необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки специалиста в вокальном классе современного вуза.

ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ …

Анатолий Алексеевич Деркач (1944 — 2020)