РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Карагодин А.В., Петрова О.С., Селунская Н.Б.
ОБРАЗ «CТАРОЙ РОССИИ» В ПАМЯТИ РУССКИХ АРИСТОКРАТОВ-ЭМИГРАНТОВ «ПЕРВОЙ ВОЛНЫ»

Аннотация. В статье рассматриваются источниковедческие и методологические аспекты реконструкции образа императорской России на основе рефлексий эмигрантов первой волны, представляющих различные когорты «образованного общества», в том числе, научную и литературную интеллигенцию, а также родовую аристократию. В задачи авторов статьи входит персонификация «образованного общества», демонстрация различий восприятия политических драматических событий российской истории рубежа ХIХ–ХХ вв., а также повседневной жизни. Актуальность исследований подобного рода обусловлена происходящим в мировой историографии «мемориальным поворотом»: сдвигом интересов историков от реконструкции исторических фактов к изучению памяти о прошлом, образов прошлого. Именно образы исторической памяти, как представляется, играют существенную роль в конструировании представления социальных групп и целых наций о прошлом, настоящем и будущем.

Ксенофонтов И.А.
«ПОЛЬСКИЙ ФАКТОР» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНТИШЕКА ЛАДИСЛАВА РИГЕРА (1849-1871)

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимодействие лидеров чешской Национальной партии с польскими политиками-эмигрантами, а также галицийскими деятелями. Анализируются причины, способствовавшие началу такого взаимодействия и факторы, которые привели к концу такого сотрудничества. Важным контекстом чешско-польских взаимоотношений стали конституционные реформы в монархии Габсбургов, а также крупные перемены на международной арене: усиление Пруссии, ее победа в войне с Францией, объединение Германии. Важно понимать, что для чешских политиков Ф.Л. Ригера и Ф. Палацкого главной целью союза с поляками стало оказание давления на Вену. Переговоры с центром должны были привести к федерализации государства и решению в империи славянского вопроса в целом и чешского в частности. Однако чешско-польское сотрудничество не было долговечным, а проект федерализации не был воплощен в жизнь. Чешские и галицийские политики по-разному интерпретировали концепцию австрославизма, единое понимание так и не было сформировано. Большую роль в разрыве сыграл и взгляд на Россию. Если первые прагматично искали в ней союзника, который поможет австрийским славянам, то вторые видели в империи Романовых лишь врага. Провал в попытке примирить обе стороны стал ощутимым поражением для Ф.Л. Ригера в период дуализации Габсбургской монархии.

Сетов Р.А.
НАСЛЕДИЕ БИПОЛЯРНОЙ ЭПОХИ В МАКРОСТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Аннотация. Один из важнейших вопросов, который стоит в центре научной и политической полемики уже более 20 лет, состоит в том, чтобы определить природу современной модели системы международных отношений и дать ей более или менее признанный дефиниций с точки зрения структурной организации. Что это – «многополярность», «гегемоническая стабильность» или все же что-то иное? Второй стороной этой же проблемы является определение того, насколько эта уже сложившаяся модель прочна, устойчива или, напротив, в недалеком будущем она может оказаться неравновесной и неустойчивой. Некоторые принципиальные характеристики современного миропорядка сегодня воспринимаются едва ли не как естественные характеристики положения дел в мире. Необычность качеств состояния системы международных отношений в историческом смысле как-то отошла на задний план в современных международно-политических дискуссиях. А между тем именно в сравнительно-историческом ключе наиболее актуально и интересно рассматривать миропорядок начала XXI века и возможные пути его трансформации. Оценить соотношение новаций и преемственности в этом миропорядке можно путем сравнения с содержанием предшествовавшей системной модели. На таком историческом фоне более отчетливо станет выглядеть и комплекс вопросов о месте нашей страны в динамичном мире нового века. В этой связи уместно поставить проблему олигополии как структуры системной модели.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Донская О.А.
ЕСТЬ ЛИ СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ У РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ЖИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ В ПЕРИОД ПОВТОРНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19?

Аннотация. С позиций социально-демографического анализа в настоящей статье выявлена специфика массовых представлений жителей Москвы и Московской области взрослого и пожилого возраста в контексте ощущения ими счастья. Анализу подвергнуты такие параметры как: психологическое и материальное благополучие и удовлетворённость жизнью; взаимосвязь счастья, субъективного благополучия, здоровья и удовлетворённости жизнью; социальные, демографические, семейные и возрастные аспекты в соотношении со счастьем; восприятие психологического благополучия и счастья; психологические и социальные особенности понимания людьми взрослого и пожилого возрастов того удовлетворены ли они своей жизнью и счастливы ли они в своей жизни. Таким образом, в данной статье, на текущем этапе повторной пандемии COVID-19, в контексте социально-психологических представлений респондентов о счастье, проанализированы социально-демографические параметры социальной выборки нашего эмпирического исследования, каковая представлена разными поколениями (35–54 и 55‒75 лет) населения московской агломерации.

Зимина А.А.
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ СТРАТЕГИЙ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ НА БИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ)

Аннотация. В статье представлены данные экспериментального исследования влияния правильной организации личностных стратегий жизненного пути на биопсихологический возраст и отношение к пенсионной реформе. Эксперимент является пилотажным, он был выполнен в Северной Осетии – регионе, который традиционно отличается наличием большого количества долгожителей. В исследовании используются методы: диагностика биопсихологического возраста, измерение ожидаемого пенсионного возраста, опросник ресурсных областей, методы экспериментального воздействия в форме выдачи рекомендаций и контроль процесса их выполнения, методы математической статистики. Используется экспериментальный план дискретных временных серий. Эксперимент проводился в течение 2019–2021 годов. Испытуемые: взрослые люди в возрасте 35–70 лет, проживающие в Северной Осетии, давшие информированное согласие на участие в лонгитюде. Показано, что ресурсные области индивида – оптимизм, доброта, забота, целеустремленность, активность, желание достижений – подобранные в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями индивида, влияют на биологический и психологический возраст. Снижение числа коммуникаций, снижение уровня доброты и заботы по отношению к людям, пассивность, отсутствие желания достижений способствуют ускорению биопсихологического старения.

Петров В.Е., Зинатуллина А.М.
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК ПРОТЕКТОР БИОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАРЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ОСОБОГО РИСКА

Аннотация. Статья посвящена анализу влияния стрессоустойчивости на процесс биопсихологического старения представителей профессий особого риска. В ходе лонгитюдного исследования, проведенного среди 116 военнослужащих с помощью комплекса методик (методика самооценки биопсихологического возраста по К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной; методика «Определение биологического возраста» по В.П. Войтенко; методика «Анкета «Прогноз-2» В.Ю. Рыбникова; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина), установлено протективное влияние стрессоустойчивости личности на биопсихологическое старение человека. Показано, что в группе лиц с высокими показателями стрессоустойчивости динамика негативных возрастных психологических изменений незначительна в сравнении с группой военнослужащих, имеющих низкую устойчивость к стрессу. Материал направлен на совершенствование работы с персоналом профессий особого риска, обеспечение профессиональной работоспособности и долголетия сотрудников.

Секач М.Ф., Кечил Д.И.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСИН

Аннотация. В статье представлены результаты исследования психологических особенностей деловой репутации психологов служебной деятельности ФСИН, как фактора их профессионализма. Проанализировано понятие «деловая репутация» и психологическое содержание деловой репутации как вербализованного образа репрезентации, в форме общего мнения, выступающего в качестве психологической установки. Приведены краткие психологические описания субъектов с низкой и высокой деловой репутацией. Представлены результаты эмпирического исследования характеристик деловой репутации психологов ФСИН. Показано, что деловая репутация психологов служебной деятельности ФСИН связывается с успешностью профессиональной деятельности, высокой нравственной нормативностью поведения и гуманистической направленностью личности. Определены объективные и субъективные психологические факторы, которые оказываю позитивное и негативное влияние на деловую репутацию психологов служебной деятельности ФСИН.

Мекебаев Н.С., Перевозкина Ю.М.
РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ В ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Актуальность работы обусловлена разработкой надежных механизмов эффективной социализации военнослужащих. Представлено изучение взаимосвязи между потребностями, ценностями и ролями, для того чтобы помочь избежать курсантам негативных последствий. Важным аспектом в исследовании корреляций между этими категориями выступают социальные условия и опыт, полученный в условиях военного образования. Цель статьи – изучение роли военно-профессионального опыта и образования в конфигурациях структуры потребностей, ценностей и ролей. Мы разработали модель исследования, включающую изучение двух коррелограмм, полученных в результате взаимосвязей между ролями, потребностями и ценностями на группе курсантов (N=54) и группе военнослужащих по контракту (N=113), а затем рассчитали структурные индексы (ИКС, ИДС и ИОС), чтобы проверить соответствующую гипотезу об организованности структуры курсантов. Резюмируя позицию ролевых моделей в ценностно-потребностной структуре военнослужащих, необходимо отметить, что структурообразующими в обеих группах выступает роль трикстера, которая гармонична в структуре курсантов и дисгармонична в структуре военнослужащих по контракту. Более того, Индекс организованности (ИОС) и индекс когерентности структур выше в два раза у курсантов, по сравнению с военнослужащими по контракту. В заключении делается вывод о том, что полученные результаты свидетельствуют о тенденции ценностно-потребностной и ролевой структуры курсантов к конструктивной интеграции – усилению ролевого потенциала в целях повышения эффективности реализации военно-профессиональной деятельности и напротив, уменьшению роли компенсаторных и дезинтеграционных процессов.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Огнев А.С., Лукушин В.А., Давыдова М.А.
НЕЦИФРОВЫЕ И ЦИФРОВЫЕ МАРКЕРЫ РИСКА ВООРУЖЕННОГО НАПАДЕНИЯ НА УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты многолетних исследований маркеров предрасположенности подростков и молодежи к совершению терактов. На основе анализа итогов мониторинга социально-медийных потоков, содержащих маркеры деструктивного контента, а также серии фокус-групп с экспертами, школьными педагогами и психологами выделены показатели предрасположенности подростков и молодежи к совершению социально опасных/экстремистских действий. В число таких показателей вошли: особенности отношений в родительской семье; специфика отношений в учебном заведении; фокус интересов ребенка/подростка/молодого человека; определенные психологические и биографические особенности; свидетельства подготовки к вооруженному нападению; вовлеченность в аудиторию цифровых сообществ с деструктивным контентом и явным интересом к информации экстремистского и булингового характера; усиление противоправной риторики в социальных медиа; изменение силы и плотности связей внутри и между сообществами с деструктивным содержанием. Статья представляет практический интерес для педагогов учебных заведений, психологов и исследователей сферы психосоциальных эффектов социально-медийной коммуникации.

Останина Е.А., Останин О.В.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД УСИЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ

Аннотация. Переход к дистанционному формату обучения в период пандемии выявил ряд факторов, оказывающих дестабилизирующее влияние на процесс обучения. Наиболее значимыми из них является техническое оснащение всех участников образовательного процесса и их психологическое состояние. В настоящее время актуальность исследования обусловлена внешними вызовами мирового масштаба, к которым относится и пандемия COVID-19, спровоцировавшая чрезвычайную ситуацию в ряде стран. Оценка психологического состояния участников образовательного процесса и его нормализация может способствовать минимизации снижения качества обучения. Целью проведения данного исследования является выявление возможности организации качественного процесса дистанционного обучения путем выявления негативных факторов и нивелирования их воздействия в период чрезвычайных ситуаций и близких к ним. В ходе исследования были выявлены внутренние и внешние факторы, воздействующие на психологическое состояние преподавателей. Обоснована корреляция гармонии личности преподавателя и успешной трудовой деятельности. Эмпирические данные в исследовании были получены методом опроса с использованием телекоммуникационной сети. При определении показателей был использован тест, определяющий уровень депрессии по шкале Бека и симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волкова и Н. Водопьяновой. Оценка влияния технической оснащенности участников на образовательный процесс проводилась по разработанному опроснику и предполагала комплексную оценку технического и программного обеспечения. В ходе работы была выявлена проблематичность изменения технической оснащенности участников образовательного процесса в период чрезвычайной ситуации и близкой к ней. В результате исследования автор пришел к обоснованному заключению, что существенное влияние на образовательный процесс при организации дистанционного обучения оказывает психологическое состояния участников процесса обучения. Наиболее значимо в этой связи психоэмоциональное состояние педагога как организатора процесса и наставника. В статье приведен ряд рекомендаций по нивелированию дестабилизирующих факторов, оказывающих негативное влияние на психологическое состояние участников процесса обучения и влияющих на его качество.

Сухов А.Н.
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы общественной безопасности, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и обеспечении общественной безопасности. С их преодолением связана надёжность данного вида безопасности. Поэтому не случайно наиболее важной задачей является создание общей теории безопасности. В то же время теория различных видов безопасности является составной частью общей теории и практики её обеспечения. Они дополняют друг друга. Без этого невозможно вести речь об эффективной практике обеспечения общественной безопасности. В целом общественная безопасность складывается из безопасности различных её структурных подсистем. Анализ практики показывает, что в рамках житейской компетентности различных социальных групп в сфере общественной безопасности происходит множество ошибок, связанных с восприятием, рефлексией, т.е. адекватностью отражения угроз и поведением в опасной ситуации. Профессиональная компетентность в области обеспечения общественной безопасности представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных угроз, а также их профилактику и ликвидацию. В связи с этим необходимо повышение житейской социально-психологической и профессиональной компетентности различных социальных групп в области общественной безопасности как базового условия её обеспечения.

Тарабарова Н.Б.
ВЛИЯНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФИТНЕСА НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕНЩИН СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи занятий танцевальным фитнесом и такими социально-психологическими характеристиками личности как самооценка, адаптивность, «локус контроля» личности, эмоциональный фон настроения, эскапизм у женщин второго периода взрослости (35-55 лет). Представлен сравнительный анализ выраженности указанных социально-психологических характеристик «танцующих» женщин и женщин, не практикующих танцевальный фитнес. Обозначена специфика программы Zumba Fitnes и результаты опроса респондентов о причинах выбора\отрицания данной программы.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯСУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Бонкало Т.И., Шмелева С.В., Заварзина О.О., Макеева В.С.
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Широкое применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования стало объективным следствием процесса цифровизации. Такие технологии должны рассматриваться в качестве необходимого средства активизации профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, вследствие заложенного в дистанционных формах обучения огромного потенциала для реализации индивидуального подхода к построению образовательного процесса в инклюзивной образовательной организации. Целью работы является изучение опыта внедрения цифровых и телекоммуникационных технологий в организациях системы инклюзивного профессионального образования. Представленные результаты проведенного онлайн-опроса преподавателей и студентов об особенностях построения дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, позволили сформулировать рекомендации к внедрению электронного обучения и дистанционных технологий в систему профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов. Одним из условий совершенствования такой системы авторы рассматривают специально организованную подготовку преподавателей вуза, работающих в инклюзивных учебных группах. В краткой характеристике содержания подготовки особое внимание уделяется формам, методам и средствам дистанционного обучения, таким как синхронные и асинхронные формы; интерактивные сетевые системы, виртуальные классы и другие форматы проведения занятий и взаимодействие преподавателей с обучающимися, которое строится в системе «преподаватель» – «обучающийся» – «образовательный информационный объект».

Тихонов А.В., Воронина Н.В.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ВНУТРИВУЗОВСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация. Актуальность исследования обосновывается необходимостью формирования личности студента в период обучения в вузе. Соревновательная деятельность, обладая большим воспитательным потенциалом является прекрасным средством формирования личности. Авторы в статье приводят выявленные в результате анализа многочисленной литературы определения сущности и содержания соревновательной деятельности и воспитательного потенциала. Анализируют систему студенческих спортивных соревнований. Приводят краткие результаты опроса студентов и преподавателей по физической культуре с целью выявления воспитательного потенциала спортивных соревнований. Авторами в результате исследования предложены рекомендации по повышению воспитательного потенциала внутривузовских спортивных соревнований студентов МАИ.

Гуз О.М.
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НАРОДНЫМИ ДРУЖИННИКАМИ

Аннотация. Одним из наименее разработанных вопросов в практике деятельности участников добровольных народных дружин является вопрос о формах и методах подготовки сотрудников полиции, призванных взаимодействовать с дружинниками в процессе охраны общественного порядка и, соответственно, готовить их к этому взаимодействию. В статье анализируются три её направления: во-первых, усиление практической ориентированности при подготовке сотрудников полиции к взаимодействию с народными дружинниками в процессе совместной деятельности по охране общественного порядка; во-вторых, педагогическая (прежде всего методическая) подготовка сотрудников полиции к тому, чтобы они умели, как наставники и одновременно участники правоохранительной деятельности, готовить кандидатов в члены ДНД к взаимодействию в единой команде, но под руководством сотрудника-профессионала; в-третьих, психолого-педагогическая подготовка самих сотрудников полиции к взаимодействию с добровольцами, в работе с которыми неэффективны только приказные или авторитарные методы общения. Каждое из направлений иллюстрируется методическими разработками, апробированными автором в процессе экспериментальной исследовательской работы.

Бирюкова Е.В., Иванов Е.С., Чёрная В.В., Карпачева Г.В., Цуканова Т.Г.
Современные модели образования детей с ОВЗ и инвалидностью

Аннотация. Происходящие в России социокультурные изменения определяют актуальность разработки и внедрения инновационных образовательных моделей для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидностью. В настоящее время дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить услуги в сфере образования: в общеобразовательных учебных заведениях, ориентированных на обучение детей с определенными нарушениями здоровья; на дому (по месту жительства или лечения); в образовательном учреждении общего назначения (интеграция и инклюзия), получить образование в дистанционном формате, а также в учреждениях дополнительного образования. Каждая из образовательных моделей имеет свои преимущества и недостатки, но все они имеют и общие особенности.

Косарев С.М., Воронина Н.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена такими факторами знания о взаимосвязи межполушарной асимметрии и когнитивной сферы найдут применение в любой сфере деятельности человека, полезны в психодиагностике, в профотборе, учебе и труде. В статье авторами приводятся результаты исследования взаимосвязи между функциональной асимметрией полушарий головного мозга и познавательными процессами у студентов гуманитарных и технических специальностей в процессе занятий физической культурой Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет.

Крылова А.В., Крылова Е.А.
ФАНФИКШН КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ

Аннотация. Цельисследования – изучить образовательный потенциал фанфикшн в процессе подготовки профессиональных переводчиков; предложить пути совершенствования методики преподавания иностранного языка в вузе за счет внедрения в процесс семинарских занятий перевода популярных произведений «любительской литературы».

Методы: SWOT-анализ; компаративный; анкетирование; эксперимент.

Результаты: разработаны инструкция для студентов-начинающих переводчиков, план и методические материалы для преподавателей по проведению занятий с учащимися ВУЗа с использованием перевода фанфиков.

Статья представляет интерес для преподавателей иностранного языка и литературы, ученых, исследующих образовательные методики.

Путивцев П.В.
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ КАК ФАКТОР ОТБОРА ВОЛОНТЁРОВ ИЗ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Волонтёрская деятельность, имея социально-значимый характер, требует особый подход к её участникам, особенно, из молодёжной студенческой среды. Не исследовав потенциальную способность личности к добровольческому труду, организаторы волонтёрского движения испытывают трудности в наборе добровольцев, в достижении эффективности их деятельности. Одним из выходов из сложившейся ситуации является диагностика личностно-профессиональной предрасположенности на этапе отбора пригодных для волонтёрского труда. Анализ литературы показал, что личностно-профессиональная предрасположенность к волонтёрскому труду – это психологическое образование, обеспечивающее оптимальное соотношение личностных качеств и их деятельностно-поведенческих проявлений с требованиями и обстоятельствами реальной волонтёрской (добровольческой) деятельности. Структуру личностно-профессиональной предрасположенности составляют компоненты: рефлексивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и операциональный. Оценка личностно-профессиональной предрасположенности способствует качественному отбору пригодных для волонтёрского труда из студенческой среды, повышению эффективности добровольческой деятельности. На основе представленных утверждений целью исследования является оценка личностно-профессиональной предрасположенности для отбора волонтёров из студенческой среды. Для эмпирического исследования привлекались студенты специальностей помогающих профессий (психологов, педагогов-психологов, социальных работников) вуза. Использовались методики диагностики эмпатических способностей; мотивации в работе; субъективного контроля; коммуникативных и организаторских склонностей; профессиографическая анкета; экспертная оценка объективных показателей эффективности деятельности волонтёров. Применялись методы количественной обработки данных: стандартизация, корреляционный, факторный анализ, математическое моделирование. Представленная математическая модель личностно-профессиональной предрасположенности волонтёров определила в личностно-профессиональной предрасположенности к волонтёрскому труду весовые значения рефлексивных способностей, мотивационно-ценностных, эмоционально-волевых и коммуникативных особенностей личности. С помощью сравнительного анализа между группами студентов-волонтёров и других студентов установлены различия по ряду характеристик структурных компонентов личностно-профессиональной предрасположенности. Сформирована математическая модель прогноза эффективности волонтёрской деятельности студентов в зависимости от их личностно-профессиональной предрасположенности. Доказана эффективность отбора студентов для волонтёрской деятельности по выявленным показателям личностно-профессиональной предрасположенности.

Фролова О.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ АДАПТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается проблема обучения студентов иностранному языку в условиях цифровизации. Автором отмечено, что коммуникативные навыки, особенно свободное общение на иностранных языках, очень важны с точки зрения работодателей. Сотрудников с высшим образованием ищут, в том числе, международные корпорации. В таких организациях безусловным основанием является способность найти себя в различных культурных контекстах, а также общение на иностранных языках, особенно на английском. Такие способности называются ключевыми цивилизационными компетенциями открытого общества 21 века. Следовательно, коммуникативный компонент, совмещенный с обучением в области иностранных языков, должен быть включен в набор желаемых результатов обучения в вузах. У студентов есть смысл развивать навыки в этой области во время специальных коммуникативных курсов.

Чернышёва О.В.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ

Аннотация. В статье на основании полученных эмпирических данных представлена динамика развития ценностных ориентаций курсантов вуза МВД России.

Для психологической диагностики структуры ценностных ориентаций личности курсантов автором на базе курсантских взводов в ноябре 2020 – январе 2021 года в Рязанском филиале Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Рязань было проведено исследование ценностных ориентаций курсантов. Объём выборочной совокупности составил 174 человека.

Исследование проводилось по четырем методикам: 1. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С. Бубновой; 2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; 3. Опросник оценки жизненных целей и ценностей (метод изучения мотивационных объектов Ж. Нюттена в адаптации И.Г. Дубова и Н.Н. Толстых); 4. Методика «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности». Результаты проведённого автором исследования позволили выявить иерархию аксиологической структуры личности курсантов отдельных курсов, а также проследили динамику развития ценностей во времени. Мы еще раз убедились в том, развитие ценностей – противоречивый динамический процесс, двойственность которого заключается в том, что на разных периодах жизни и становления личности одни ценности приобретают приоритетное значение, а другие – отходят на второй план.