РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Лотменцев А.М.
ИЕРУСАЛИМ. К ИСТОРИИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА

Аннотация. В статье анализируется исторический путь Иерусалима. Рассматривается вопрос о статусе провинциального города, его применимости по отношению к Иерусалиму, вопросы т.н. трансляции и их проявления в случае Мцхеты, Эчмиадзина, Белграда. Особое внимание уделяется статусу и особенностям исторического существования Нового Иерусалима, созданного Патриархом Никоном. Затрагивается вопрос о том, с какого момента можно говорить о провинциальности городов и является ли подобный статус следствием особого пути, которое избрало Римское государство. Автор затрагивает вопросы того, как обосновывалась важность Иерусалима в различных исторических традициях.

Паршутин И.А.
МАТЕМАТИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ НАУЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В эссе представлены размышления о влиянии математики на формирование психологии как самостоятельной науки, через труды и идеи выдающихся ученых различных эпох. Математическое образование будущих психологов, выпускников психологических факультетов является одним из важнейших направлений их профессиональной подготовки. При этом сюжет старого анекдота про то, что математика для студентов-психологов и самый нужный, и самый нелюбимый предмет, во многом иллюстрирует сложившуюся годами сложную, порой напряженную систему отношения «гуманитариев» к королеве наук. В эссе автор попытался напомнить об общих корнях математики и психологии, где первой суждено было стать путеводной звездой в смелых попытках изучения психики человека.

Редькова И.С.
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ И СТАРОЛАТИНСКИЕ ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКЕ XII ВЕКА: КАЗУС ГУГО ФОЛЬЕТСКОГО

Аннотация. В данной статье на примере трактата регулярного каноника Гуго Фольетского «Об обители души» исследуется, как цитирование отцов Церкви, использование старолатинских, отличающихся от стандартного перевода Иеронима цитат Библии создает особенный, узнаваемый стиль экзегета. Особое внимание уделяется кругу чтения автора, выявляются наиболее часто цитируемые отцы Церкви. В статье также поднимается вопрос, как связан обнаруженный в латинских манускриптах B72 (Дюссельдорф), Cod. 1008 (Кёльн), Bodl.30071 (Оксфорд) текст «О лицемерах» с трактатом «Об обители души» – является ли обнаруженный в европейских библиотеках комментарий добавлением, вставкой, отдельной книгой. Проблема авторства и соотношении этих текстов между собой исследуется через круг текстов, которые цитируются в трактатах, особое внимание уделяется анализу того, как отличные от Вульгаты переводы Ветхого Завета влияли на стратегию толкования текста и создавали оригинальные экзегетические цепочки, становившиеся маркерами стиля автора; рассматриваются пути рецепции старолатинских цитат в текстах XII в.

Желтов А.А.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА ТЮРЕМ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА ПО 1916 ГОД

Аннотация. Потребность губернских и уездных тюрем в обеспечении руководящим кадровым составом с середины XIX века к 1910-м годам стабильно возрастала. Рост числа арестантов потребовал введения дополнительных должностей помощников начальников тюрем. Для анализа в статье обобщены архивные материалы, справочная информация по Вологодской губернии и данные, опубликованные в официальной губернской периодической печати. В 1850-1860-х годах была распространена практика замещения гражданских должностей отставными и действующими офицерами, с переименованием воинских званий первых в гражданские чины и производством вторых по военному ведомству. В последующий период до 1910-х годов присутствие офицеров на гражданских должностях значительно уменьшилось. В XIX веке должности смотрителей тюремных замков могли оставаться вакантными до 3 месяцев. Упразднение ряда ведомств вынуждало чиновников переходить на места службы несвойственные их первоначальной специализации. В XX веке, по сравнению с XIX веком, частота перемещения на другие должности чиновников, служивших тюремному ведомству, значительно возросла. Основными путями восполнения руководящего кадрового состава тюремных учреждений было перемещение на них чиновников с начальствующих должностей полиции и из канцелярских служителей Вологодского губернского правления. Губернское правление было основным резервом кадров и не имело особых ограничений на зачисление в него новых служащих. Производство в классные чины, принятых на службы канцелярских чиновников, во многом зависело от образования и происхождения. В статье прослежены особенности перемещения на должностях ряда чиновников, возглавлявших тюремные учреждения в Вологодской губернии.

Сафронов А.В.
РАЗВИТИЕ УДАРНОГО ОРУЖИЯ В МЕЗОАМЕРИКЕ В КЛАССИЧЕСКИЙ И ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОДЫ

Аннотация. В культурной традиции Мезоамерики, характеризующейся высоким уровнем развития военного дела, встречаются довольно любопытные образцы ударного оружия, при изготовлении которого использовались только доступные для данного региона материалы: кремень, обсидиан, дерево, кость. Тем не менее техническая мысль мезоамериканских народов сумела создать довольно сложные, но функционально весьма эффективные образцы ударного оружия. Имеющиеся в нашем распоряжении иконографические, археологические и письменные источники свидетельствуют, что подобное оружие было очень распространено по всей Мезоамерике, а в конце постклассического периода в эпоху астеков приобретает массовый характер. Развитие данного типа оружия началось еще со среднеформативного периода (1100–400 гг. до н.э.) с применения палицы, усиленной каменными вставками. В начале I тыс. н.э. происходит процесс трансформации и выделения нескольких самостоятельных видов, в частности можно отметить многолезвийные палицы и топоры-кельты, алебарды (древковое колюще-рубящее), маканы (одно-двулезвийные аналоги меча с обсидиановыми лезвиями). Вершиной эволюции ударного оружия можно считать астекские макауаитль (меч с обсидиановыми лезвиями) и тепустопилли (алебарда с наконечником из обсидиановых ножевидных пластин), применявшиеся в том числе и в сражениях с испанскими конкистадорами.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Васильева К.К.
КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ И КОНФЛИКТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТАМОРФОЗЫ

Аннотация. Представлена условная модель социально-психологического механизма трансформации социально-политических и иных идей в «коллективную веру» больших масс людей. Оформившись в какую-либо форму, наполненную социально-политическим содержанием, идея, посредством подражания и внушения обретает «статус» коллективной веры. Нередко политическая идея (идеология), став объектом коллективной веры, постепенно утрачивает изначальное содержание. Она трансформируется в некий идеальный объект, лишенный преднаходимого в реальности эквивалента, но имя которого не лишено смысла. Поэтому народные массы продолжают сохранять верование в нечто и даже тогда, когда предмет веры логически недоказуем. Однако, предмет веры принимается в качестве непреложной ценности и находится в основе мотиваций поведения и деятельности народных масс. Слепое следование людской массы нелепой, с точки зрения здравого смысла, идее, свидетельствует об антропологической причине механизма запуска конфликта. Антропологический фактор, в силу присущих ему психологических свойств контагиозности, обретя форму коллективного бессознательного, предстает как вероятностная модель объективации потенциальной конфликтогенности в собственно конфликт. В этих условиях, нельзя исключать вероятность того, что народные массы под воздействием политических антрепренеров, имеющих целью конфликт, способный дестабилизировать национальную безопасность страны, могут стать объектом спекулятивных политических манипуляций.

Ермолаев В.В., Воронцова Ю., Четверикова А.И., Насонова Д.К.
ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ДОВЕРИЕ СОТРУДНИКОВ К МИРУ И СЕБЕ В ДИНАМИКЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. Отмечая тенденцию ослабления организационной культуры органов внутренних дел (далее – ОВД), в данной статье рассматривается феномен доверия себе и миру у сотрудников полиции как один из важнейших социально-психологических факторов, в значительной мере определяющих характер поведенческих норм и отношений организационной культуры ОВД. Целью выступило исследование особенностей состояния организационной культуры ОВД, выражаемые в доверии сотрудников к себе и миру и, проявляемые в динамике социальных страхов пандемии COVID-19. Изучались признаки ослабления организационной культуры ОВД, выраженные в росте социальных страхов во время пандемии COVID-19 и способствующие формированию у полицейских различных «картина мира», которые опосредованы уровнем их доверия к себе и миру, и означают разрушение целостной системы представлений сотрудников ОВД о разделяемых организационных ценностях и поведенческих нормах. Объем выборки – 335 сотрудников полиции, в возрасте от 23 до 49 лет, среди которых 231 мужчин и 104 женщины. Исследование проводилось на протяжении 2020 г. и первого полугодия 2021 г. В качестве методов исследования применялись: 1) семантический дифференциал Ч. Осгуда; 2) опросник «Социальные страхи» Л.Н. Грошевой; 3) методика изучения доверия / недоверия личности миру, другим людям, себе А.Б. Купрейченко; 4) методика определения доминирующего состояния ДС-8 Л.В. Куликова. Обработка данных проводилась при помощи статистических методов с применением t-критерия Стьюдента, методом главных компонент факторного анализа и методом k-средних кластерного анализа. Выявлена устойчивая динамика роста социальных страхов и снижения доверия к себе и миру у сотрудников ОВД в период пандемии COVID-19. Установленные различия у сотрудников ОВД с угрожающей «картиной мира», пассивным и пессимистичным отношением к жизни в период пандемии COVID-19, связаны с более низким уровнем доверия к себе и миру. Выявленная поляризация «картина мира» полицейских на доверительную и угрожающую, демонстрируемая фоне роста социальных страхов и снижения доверия к себе и миру является вызовом для успешного функционирования и развития организационной культуры ОВД, а также показателем ее «слабости» и кризиса в настоящее время. Современное состояние организационной культуры ОВД требует не столько личностно-ориентированной, сколько коллективно-ориентированной коррекции когнитивно-аффективной сферы личности полицейских, в первую очередь с характерной угрожающей «картиной мира», посредством возвращения их доверия к себе и миру, которое, в пандемийный и постпандемийный период COVID-19, обеспечит более эффективное освоение и совершенствование навыков саморегуляции, необходимых для преодоления состояния страха и, преобразования «картина мира» в доверительную.

Карпенко А.С., Чурочкина Л.А.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА НА ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического исследования воздействия массмедиа и социальных сетей на подростков в современных условиях. Актуальность темы обусловлена широким распространением информационных технологий в подростковой среде, большой вовлеченностью подростков в общение и потребление аудиовизульного контента в социальных сетях. Целью настоящей статьи является изучение влияния массмедиа (в частности, социальных сетей) на психическое развитие современных подростков. В статье рассматриваются отечественные и зарубежные теоретические подходы к изучению влияния онлайн-контента и эмпирические исследования, демонстрирующие связь использования социальных сетей и психоэмоциональной дезадаптации у подростков. Авторы рассматривают воздействия массмедиа с точки зрения психологических теоретических подходов, таких как: психоаналитический подход, классический бихевиоризм, теория социального научения, гештальтпсихология, когнитивная психология. Приводится авторский анализ мотивов обращения подростков к медиакультуре.

В заключении делается вывод о том, что СМИ и интернет являются неотъемлемой частью социального развития современных подростков и оказывает влияние на различные сферы жизни (учеба, отношения со сверстниками и родителями, самооценка). Также авторы приходят к выводу о том, что для подростка интернет является авторитетным источником информации, социальные сети – важным инструментом общения и самопрезентации. Рассмотрена дискуссия относительно соотношения позитивных и негативных влияний СМИ и интернета, которая активно ведется отечественными и зарубежными учеными в последнее десятилетие.

На основе теоретического анализа сформулированы выводы, направления дальнейших исследований. Обозначены ключевые направления практической работы по профилактике психологического неблагополучия, связанного с влиянием онлайн-контента: укрепление социализации личности через выстраивание конструктивных межличностных отношений; формирование экзистенциального самоопределения личности через развитие субъектности; развитие у подростков навыков критического мышления; создание безопасной среды, т.н. «позитивного контента» и «безопасного интернета» с целью обеспечения условий для цифровой социализации подростков.

Кечил Д.И.
СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Представлено краткое содержание системного описания профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН. Описаны общие требования, предъявляемые к системным описаниям как виду систематизированного обобщающего знания. Системное описание профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН разработано на основании проведенных теоретических и эмпирических исследований личности и деятельности психологов, работающих в особых и экстремальных условиях. Представлено два вида системных описаний профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН – общие и структурные системные характеристики профессионализма психологов служебной деятельности ФСИН. Раскрыто их содержание.

Конеева Е.В., Чижикова Е.С., Серебрянская В.Н.
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ОБРАЗ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статьи авторами приводятся результаты сравнительного анализа отношения к семьям с позиции количества детей, рожденных в них. Автором приводятся статистические данные о количестве семей с детьми в России, обоснованы типы семей по критерию числа детей в них, проанализированы работы по исследованию образа многодетной семьи и средств его формирования в современном обществе.

Липатов С.А., Несмеянова Р.К.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ ШКОЛЫ И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ У УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования восприятия организационной культуры школы и отношения к школе у основных субъектов образовательного процесса: учителей, учеников и родителей. Приведен теоретический обзор концепций организационной культуры школы, а также субъективного отношения к школе основных категорий образовательного сообщества. Основное внимание обращено на сравнительный анализ восприятия школьной культуры учителями, учениками и их родителям, а также их отношения к школе. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ и лицеев в нескольких регионах России с использованием опроса в дистанционном формате на выборке: 70 учителей, 132 ученика старших классов и 30 родителей (представления о культуре школы) и 79 учителей, 156 учеников и 50 родителей (диагностика отношения к школе). По результатам проделанной работы выявлена схожесть представлений о культуре школы у школьников и преподавателей. Доминирующим в их представлениях является семейный тип культуры школы. В тоже время в представлениях родителей доминирует ролевой тип культуры школы. Результаты исследования показывают, что положительный эмоциональный компонент субъективного отношения к школе больше выражен у учителей и родителей по сравнению со школьниками. У учителей, по сравнению с учениками и их родителями, сильнее всего проявляются все компоненты отношения к школе, то есть готовность к познавательной и конкретной практической и поступочной деятельности, связанной со школой. Проведенное исследование подтвердило важность и значимость учета организационной культуры и отношения к школе для создания благоприятной атмосферы общения всех субъектов образовательного процесса.

Котенева А.В., Литвинова А.В.
Психологическая безопасность личности как фактор биопсихологического возраста магистрантов

Аннотация. Исследование посвящено определению компонентов психологической безопасности личности и образовательной среды, влияющих на биопсихологический возраст магистрантов. Выборку составили 34 магистранта, из них 20,6% мужчин и 79,4% женщин, средний возраст 34,4 года. Были использованы методики для диагностики психологической безопасности личности (И.И. Приходько), качества межличностных отношений (Г.С. Кожухарь, В.В. Ковров) и эмоциональной безопасности образовательной среды (Т.Н. Березина), а также метод оценки биопсихологического возраста по К.А. Абульхановой и Т.Н. Березиной. Для обработки данных применялись методы математической статистики – корреляционный анализ, факторный анализ, метод многомерной линейной регрессии. По результатам эмпирического исследования для магистрантов психологическая безопасность личности является приоритетным фактором. Однако, показатели эмоциональной безопасности – благополучие происходящих перемен, творческо-креативной и домашней среды повышают индекс психологического старения, психологический возраст, снижают ожидаемый пенсионный возраст. Определены характеристики межличностных отношений, выступающих рисками психологической безопасности образовательной среды (враждебность, агрессивность, манипулятивные отношения, негативная обстановка) однозначно ведущих к повышению биологического возраста, темпов старения, ухудшению общего самочувствия. Создание образовательной среды, в которой отсутствуют такие деструктивные проявления, позволит магистрантам поддерживать продуктивное психосоматическое состояние и оптимальный биопсихологический возраст.

Максимова Т.В.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТЬ

Аннотация. В данной статье отражены особенности организации культурно-просветительской работы в органах внутренних дел Российской Федерации как составляющей воспитательного процесса сотрудников полиции, определена ее значимость в служебной деятельности сотрудников полиции, проблемные вопросы в ее организации, возможности ее совершенствования в целях выполнения задач государственной культурной политики.

Рассматривая вопрос культурно-просветительской работы в органах внутренних дел как вида воспитательной работы с личным составом, следует определить, что просвещение культурой – это педагогически организованная деятельность.

Воспитательная работа с личным составом органов и подразделений системы МВД России – это уникальное по своей сути динамическое явление, предполагающее конкретные качественные поведенческие изменения взрослых людей. Воспитание через средства культурно-просветительской работы нацелено на повышение профессионально-этического, культурного, образовательного уровня сотрудников, создание благоприятных условий службы, сплочению коллективов, удовлетворению духовных потребностей каждого участника воспитательного процесса. В статье также предложены новые формы проведения мероприятий культурного просвещения сотрудников, организации их досуга с использованием возможностей цифровой педагогики и цифровой культуры в условиях современности.

Нанай Ф.А.
КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК АДАПТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация. В данной статье исследуется проблема применения технологии коллаборативного обучения в условиях перехода образования в дистанционных формат в последние два года, изучаются ее принципы. В статье анализируется, как кейс-технология и цифровая образовательная среда позволяют адаптировать коллаборативное обучение под особенности дистанционного образования в эпоху социальной изоляции и карантина. На примере участия обучающихся в иностранном семинаре в режиме реального времени рассматриваются особенности восприятия студентами англоязычного академического дискурса. Кроме того, рассматриваются инструменты веб 2.0 как средства реализации коллаборативного обучения как синхронного (Zoom, Skype, Telegramm, Microsoft Teams), так и асинхронного характера (Google Classroom, СДО).

Иванова А.М., Новикова Ю.А., Михалев В.Н., Коноплин Н.Ю.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. Сотрудничество правоохранительных органов различных государств осуществляется не только в рамках профилактики и расследования преступлений, но и в области обучения квалифицированных полицейских кадров. Теоретический анализ исследований социально-психологической адаптации иностранных слушателей к учебно-служебной деятельности в образовательных организациях МВД России выявил различные подходы к определению понятия адаптационного процесса, выделению факторов, его обуславливающих и влияющих на его эффективность. Социально-психологическая адаптация иностранных слушателей в образовательной организации МВД России представляет собой не только приспособление к новым для них условиям учебно-профессиональной деятельности, но и процесс формирования личностно-профессиональных характеристик и качеств, необходимых для осуществления практической деятельности сотрудника органов внутренних дел. Адаптация иностранного слушателя способствует, в первую очередь, его профессиональному становлению – профессиональному развитию и самовыражению. Качество усвоения образовательной программы иностранными специалистами зависит во многом от индивидуально-психологических особенностей обучающихся, в том числе и от их адаптационного потенциала. Изучение психологических аспектов адаптационного процесса иностранных полицейских, обучающихся в образовательных организациях МВД России, позволит своевременно предупреждать негативные явления, вызываемые дезадаптацией.

Секач М.Ф., Кечил Д.И.
ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФСИН

Аннотация. В статье представлены результаты исследования моральной нормативности психологов служебной деятельности ФСИН как фактора их профессионализма. Проанализировано понятие «моральная нормативность» деятельности, поведения и отношений, «нравственная надежность», «модальная личность». «психологическая личность», «внутренняя нормативность» и их психологическое содержание. Показано, что моральная нормативность зависит от ценностной регуляции. Описан психологический механизм действия моральной нормативности. Установлено, что моральная нормативность психологов служебной деятельности ФСИН положительно сказывается на результативности профессиональной деятельности, росте профессионализма. Определены психологические факторы, которые оказывают позитивное влияние на моральную нормативность деятельности и отношений психологов служебной деятельности ФСИН.

Слонимская Р. Н.
ЭТНОПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА С. М. СЛОНИМСКОГО В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Аннотация. Этнопедагогика как направление музыкально-педагогической науки на материале творчества С. М. Слонимского не вызывает сомнений в необходимости исследования условий и методов обучения в учебной и концертной практике. Аспект расширения учебного репертуара включает произведения современного отечественного композитора в систему обучения игре на народных инструментах и является актуальной проблемой музыкального исполнительства в контексте этнопедагогики. Сочинения С. М. Слонимского обновляют современный учебный репертуар образовательного процесса исполнителя на народных инструментах, демонстрируя этномузыкальное многообразие тем и сюжетов в контексте стиля композитора.

Султаниязова Н.Ж.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РУССКИХ И КАЗАХОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ

Аннотация. Анализ этнических и культурных различий субъективного благополучия важен для разработки программ выравнивания условий достижения комфорта вне зависимости от первичных условий. В статье обсуждаются результаты исследований характеристик субъективного благополучия русских и казахов. Цель исследования: сравнительный анализ характеристик субъективного благополучия (счастья, удовлетворенности жизнью, баланса аффекта) русских и казахов, проживающих в России и Казахстане. Выборку составили 300 человек (75 русские в России, 75 казахи в России, 75 русские в Казахстане, 75 казахи в Казахстане). Методики: опросник «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера в адаптации Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева; опросник «Шкала субъективного счастья» С. Любомирски в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина; «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» Е.Н. Осина; шкала психологического благополучия К. Рифф, в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной. Данные обрабатывались с помощью статистической программы Statistical Package for the Social Sciences (SPSS 23.0). Применялись параметрический метод сравнения выборок (t-критерий Стьюдента), корреляционный анализ. Вывод: ни социально-экономические, ни социально-политические причины не оказывают существенного влияния на субъективное благополучие в пределах выборок. У русских и казахов и в России, и в Казахстане зафиксированы различия одинаковой направленности; несколько ниже у русских и несколько выше у казахов. Данные различия обусловлены психологическими и этнопсихологическими факторами.

Сухов А.Н.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В данной статье раскрывается актуальность исследования проблемы политической безопасности, а также рассматривается сущность социально-психологического подхода к её пониманию. При этом анализируются трудности, которые имеют место при определении понятия, структуры и обеспечении политической безопасности. Без этого невозможно вести речь об эффективной практике её обеспечения. В целом политической безопасность складывается из безопасности различных её структурных подсистем. Профессиональная компетентность в области обеспечения политической безопасности представляет собой структурную модель, в основе которой лежит строение и особенности функционирования системы профессиональной компетентности и профессиональной готовности, позволяющие осуществлять диагностику потенциальных внешних и внутренних угроз, а также их профилактику и ликвидацию. В связи с этим необходимо повышение профессиональной компетентности различных социальных групп в области политической безопасности как базового условия её обеспечения.

Цзинь Хао
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ СТИЛЕВОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО КЛАССИЦИЗМА КИТАЙСКИМИ СТУДЕНТАМИ-БАКАЛАВРАМИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Аннотация. Статья посвящена проблеме форм и методов обучения, направленных на эффективное освоение стилевого анализа музыкального классицизма китайскими студентами-бакалаврами на уроках фортепиано. Автор выделяет основные виды мелкогрупповых (индивидуально-групповых) занятий, среди которых: урок-обобщение основных закономерностей музыкального классицизма в фортепианной музыке; урок-анализ средств музыкальной выразительности, характерных для классицизма (форма, мелодика, гармония, лад, ритмика и др.); урок-обсуждение достоинств и недостатков исполнительской интерпретации фортепианного произведения, исполненного студентом в присутствии преподавателя и других студентов данного класса. В статье обоснован комплекс специальных методов обучения на уроках фортепиано, способствующих профессиональному развитию китайских студентов-бакалавров в процессе теоретического освоения стилевого анализа музыкального классицизма и в исполнительской практике.

Шнайдер В.Ф.
УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМЕ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования гендерных аспектов отношения к проблеме управления контрольной деятельностью. Основным методом исследования являлось анкетирование управленческих кадров, имеющих опыт осуществления контроля и управления контрольной деятельность. Выборка – 110 руководителей разного уровня иерархии управления организациями, из них 60 руководителей-мужчин и 50 руководителей-женщин. В результате анкетирования определены гендерные особенности отношения к внешнему и внутреннему контролю в организации,отношения, которые складываются между субъектами и объектами контроля, уровеньих личностно-профессиональных качеств и конфликтности. Отмечено наличие негативных взаимных психологических установок. Определеныгендерные аспекты в оценке общих характеристик конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, их доминирующие виды, способы разрешения. Выявлены отличия в отношении к содержанию психологических трудностей, возникающие при управлении контрольной деятельностью, в частности, профессиональной деформации, негативных психических состояний и тревожных ожиданий у объектов контроля. Определены отличия в понимании психологических особенностей управления контрольной деятельностью. На эмпирическом уровне выявлены значимое гендерное сходство и отличие в отношении к психологическим аспектам управления контрольной деятельностью.

Эндрюшко А.А.
ИММИГРАНТЫ ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация. Цель исследования состоит в изучении ситуативных факторов интеграции мигрантов в политико-правовой сфере принимающего российского общества. В статье использован подход к изучению интеграции мигрантов, изложенный в трудах голландских ученых (R. Penninx, H. Entzinger), где политико-правовая сфера интеграции рассматривается как одна из трех наиболее важных сфер инкорпорирования мигрантов (наряду с социально-экономической, культурно-религиозной). Эмпирически статья основана на методе полуформализованных интервью с мигрантами из Азербайджана в России. Они были проведены в 2019 году в Москве и ближайшем Подмосковье, как регионе, принимающем наиболее многочисленные потоки трудовых мигрантов. Показано, что выходцы из Азербайджана, являясь одной из наименее документированных групп мигрантов на российском рынке труда, используют различные сценарии обхода существующих законодательных норм, как законные, так и нет. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что именно удорожание патента (после реформирования миграционного законодательства 2015 г.) является для мигрантов основной причиной выбора стратегии недокументированности и нелегальности взамен легального положения, которое для них трудноосуществимо по экономическим причинам.

Рапацкая Л.А., Юе Цзин
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО (К ВОПРОСУ О МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ИЗ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация. Освоение российских традиций подготовки учителей музыки для общеобразовательных учреждений является одной из приоритетных задач подготовки китайских студентов, обучающихся по программе высшего музыкально-педагогического образования. Особое место в наследии российской педагогики музыкального образования занимают методики, соответствующие разнообразным видам исполнительской, педагогической, музыкально-теоретической деятельности. Авторы уделяют особое внимание изучению фундаментальных истоков российской педагогической науки, что позволяет обосновать источники и основные составляющие методики комплексного анализа музыкальных произведений в классе фортепиано. Содержание методики представляет собой совокупность музыковедческого, музыкально-исполнительского и профессионально-педагогического компонентов, освоение которых соответствует цели профессиональной музыкально-педагогической подготовки студентов-бакалавров из Китайской Народной Республики в российском педагогическом университете.

Конеева Е.В., Егиазарян О.Э.
ИЗ ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Статья посвящена анализу существующей в зарубежных странах системы оценки качества высшего образования. Авторами, на основе анализа литературы, приведены сведения о совершенствовании системы управления качеством в Европейских странах, о международных организациях, осуществляющих контроль за качеством высшего образования. Представлена система обеспечения и оценки качества высшего образования в США, Японии и Австралии.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯСУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Гурылева Л.В., Белозерова Л.А., Громова Е.М.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье представлены результаты исследований личностных особенностей как фактора профессионализации. Проведен анализ личностного профиля и взаимосвязи между личностными особенностями и типами профессионализации у обучающихся университетских классов. В результате проведенного исследования были выявлены, как сходства, так и различия в устойчивых личностных особенностях у обучающихся по разным профилям университетских классов. В результате сравнительного анализа наиболее значимые различия по личностным факторам были обнаружены у обучающихся технологического профиля, по сравнению с обучающимися гуманитарного и естественно-научного профиля. Были определены личностные особенности каждой группы обучающихся, и наиболее предпочтительные сферы профессиональной деятельности, соответствующие личностному профилю. Были получены статистически достоверные результаты о взаимосвязи между личностными особенностями и профессиональной направленностью. Наиболее значимые взаимосвязи наблюдаются в отношении таких факторов, как «подчиненность – доминантность», «практичность – мечтательность», «робость – смелость», «спокойствие – тревожность».

Акимова О.Б., Завьялова В.А.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Данная статья направлена на изучение возможности формирования цифровых компетенций как показателей профессиональной готовности преподавателей организаций дополнительного профессионального образования к реализации образовательных программ в условиях цифрового обучения. Наличие цифровых компетенций у педагога имеет высокую актуальность в процессе цифровизации всех сфер экономики страны и, как следствие, находит отражение в паспорте федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». На основании анализа нормативной и научной литературы, а также компонентов профессиональной готовности преподавателя определены наименования цифровых компетенций для разработанного образовательного модуля. Сопоставлены цифровые компетенции преподавателя и компоненты профессиональной готовности, конкретизированы планируемые результаты обучения. Проведено исследование по формированию цифровых компетенций у преподавателей. Задача исследования – определить наличие компонентов готовности и их уровень у двух групп респондентов. В составе первой группы принимали участие преподаватели, прошедшие обучение по программе повышения квалификации, направленной на совершенствование цифровых компетенций. Участниками второй группы стали преподаватели, не проходившие обучения по совершенствованию цифровых компетенций. Сделаны вывод о зависимости уровня сформированности цифровых компетенций и степени профессиональной готовности преподавателя.

Андреева Т.С., Ибрагимова Н.И.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Аннотация. Повышение экологической грамотности населения является одной важнейших задач современности, так как рост антропогенной нагрузки на среду приводит к усугублению экологических проблем, которые в свою очередь отрицательно влияют на здоровье человека, приводят к необратимым изменениям биосферы, природно-ресурсного потенциала ландшафтов и т.д. Особенно важно формирование экологической культуры у специалистов, занятых в разных отраслях экономики. Студенты направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» (уровень бакалавриата) согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта Высшего образования должны в процессе обучения овладеть компетенциями экологической культуры, когда сохранение окружающей среды рассматривается в качестве важнейшего приоритета в жизни и деятельности. Выпускники направления работают на различных производственных объектах и в организациях специалистами в области безопасности, в том числе и экологической, поэтому у них должны быть развиты безопасные мышление и поведение. Для этого на дисциплинах экологического профиля используется практико-ориентированный подход, который позволяет сформировать знания и умения в профессиональной сфере, в том числе и в области экологической безопасности. В статье представлен оригинальный опыт формирования экологической культуры у студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» Сургутского государственного университета. Описаны приемы вовлечения молодежи и их ближайшего окружения в деятельность по охране окружающей среды, способствующей формированию экологического мировоззрения.

Ильичев И.В.
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ТЕННИСИСТОВ

Аннотация. Основной целью работы авторов явилось изучение особенностей тактической подготовки теннисистов. Авторами представлены результаты анализа литературы, посвященной современному состоянию проблемы тактической подготовки в спортивных играх и теннисе. Авторы анализируют сущность тактической подготовки в спортивных играх и теннисе. Установлено, что одной из особенностей тактической подготовки в спортивных играх и теннисе является развитие тактического мышления у игроков. Авторы приводят средства и методы, используемые специалистами по развитию тактического мышления, которые в последствии можно использовать в процессе обучения теннису студентов вузов.

Лазарева Н.Ф.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ КООРДИНАТ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Во введении статьи приводятся рассуждения об особенностях формирования музыкального мышления младших дошкольников и выявляется, что в исследуемом возрасте можно говорить о становлении у детей музыкально-образного мышления, как возможности мыслить музыкальными образами. Определяется специфика данного психического процесса и устанавливаются характеристики, свидетельствующие о его формировании (отражение исследуемого явления в моторикев процессе развития комплекса способностей, составляющих музыкальность и развитие музыкального поведения). В разделе «Пространственные координаты» рассматриваются особенности становления психологической и физической вертикали, сагиттали и горизонтали, а также выявляются их проявления в процессе музыкальной деятельности. Доказывается влияние пространственных представлений на процесс формирования музыкально-образного мышления младших дошкольников. В разделе «Временные координаты» анализируются особенности проявления субъективного и объективного времени детей исследуемого возраста в процессе музыкальной деятельности. Доказывается, что время переживается ребенком физиологически в ходе изучения длительностей, темпа, а также соотношения сильных и слабых долей посредством движения, пения и инструментального музицирования, в которых отражаются телесные проявления временных процессов младшего дошкольника.

Низовцев А.Ю.
ДОВУЗОВСКАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Современное общество обладает высокой степенью изменчивости и неопределенности. В условиях ускорения социальных процессов становится все сложнее выстраивать траекторию личностного и профессионального развития. Наиболее уязвимыми являются дети подросткового возраста, – обучающиеся в старших классах школ. Становится важной роль механизмов, поддерживающих переход личности от школы – к профессиональному образованию. В качестве такого механизма выступает довузовская подготовка как звено в системе непрерывного образования. Цель данной статьи – определить роль дополнительного образования в форме довузовской математической подготовки в развитии личности старшеклассников, в условиях цифровой среды. В статье применены общенаучные методы исследований: теоретический анализ, систематизация, абстрагирование, классификация и типологизация, моделирование. На основе теоретического обобщения произведено моделирование процесса довузовской математической подготовки, в условиях цифровой среды.

Система довузовской подготовки представляет собой интегративный феномен, находящийся на стыке основного общего образования и дополнительного образования. Обобщив имеющиеся определения понятия довузовской подготовки, произведена систематизация ее функций. Комплекс функций довузовской подготовки представлен как функциональная система, посредством которой осуществляется развитие личности старшеклассника.

Для того, чтобы система довузовской математической подготовки старшеклассников эффективно выполняла комплекс заявленных функций, необходимо использование современных технологий, индивидуализирующих процесс обучения старшеклассников. Систематизировав некоторые современные технологии обучения в цифровой образовательной среде автором сформирована инвариантная схема (матрица) их интеграции в учебный процесс.

Представленная функциональная система имеет четкую направленность: формирование всесторонне развитой личности старшеклассника – будущего абитуриента и студента образовательной организации профессионального образования. Разработка инвариантной схемы (матрицы) интеграции цифровых технологий в учебный процесс ориентирует его на максимальную эффективность, с точки зрения воздействия на формирование всесторонне развитой личности старшеклассника на этапе ее перехода от школы к профессиональному образованию.

Рабазанов С.И., Рязанов О.Е., Беззубов А.В.
КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ
ИЗ ТАБЕЛЬНОГО КОРОТКОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. Сотрудники правоохранительных органов должны не только уметь вести огонь из табельного оружия по условиям упражнений стрельб, которые регламентированы Наставлением по организации огневой подготовки, но и владеть комплексом профессиональных двигательных навыков в ситуациях, когда имеются правовые основания для применения оружия. Результат применения средств непосредственного принуждения, а именно табельного оружия, определяется не только правовой и психологической подготовленностью сотрудника, но в значительной мере техникой владения оружием и тактикой ведения ближнего боя. В статье проанализированы некоторые актуальные вопросы огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России и действующих сотрудников органов внутренних дел. Определены категории сложности при отработке упражнений учебных стрельб с целью обучения эффективному применению табельного оружия в различных ситуациях служебной деятельности.

Черепанов А.С.
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В СВЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИОННОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос профессионального развития специалиста-психолога, осуществляющего деятельность в воинской части, увязываемый с практикой психологической помощи военнослужащим. Данные получены методом опроса специалистов-психологов, обладающих различным стажем в должности. Показано, что специалисту приходится сталкиваться с военнослужащими с различной мотивационной ориентацией относительно целей и задач психологической помощи, при этом стратегия работы с различными военнослужащими связана с опытом работы, выражающемся в должностном стаже. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в период два года – пять лет профессиональной деятельности специалисты, вероятно, сталкиваются с кризисом профессионального самоопределения, отражающимся в снижении собственной активности в практике психологической помощи, вовлечении в нее других должностных лиц воинской части, на основе чего делается вывод об актуальности профессионального сопровождения специалистов в данный период; также обосновывается необходимость готовить начинающих специалистов психологической службы к работе с военнослужащими, имеющими неконструктивную мотивационную ориентацию относительно целей и задач психологической помощи.

Логинова В.В., Чистоходова Л.И., Лавров Н.Н., Пестрякова А.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального выгорания у медицинских работников. Цель исследования: выявить особенности профессионального выгорания у медицинских работников с повышенным уровнем тревожности. Предмет исследования: особенности профессионального выгорания у медицинских работников с повышенным уровнем тревожности. Профессиональное выгорание у медицинских работников представляет собой результат длительного профессионального стресса, обусловленный спецификой деятельности медперсонала и особенностями их личности. В результате проведенного исследования авторами определены особенности профессионального выгорания у медицинских работников. Выявлена специфика профессионального выгорания у медицинских работников с разным уровнем тревожности и агрессивности. В ходе сравнительного анализа группы сотрудников с высоким уровнем тревожности и группы сотрудников с низким уровнем тревожности мы установили между ними различия по особенностям профессионального выгорания. В частности, у высоко тревожных медработников более выражены все компоненты профессионального выгорания, а также агрессивность. Следовательно, можно сделать вывод о том, что существуют особенности профессионального выгорания у медицинских работников с высоким и низким уровнем тревожности. Эти группы отличаются друг от друга показателем агрессивности. То есть чем выше тревожность, тем сильнее выгорает медработник, тем больше у него агрессивность.

Махмутова Е.Н., Чуганская А.А.
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ КАК ОСНОВА ВЫБОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИНАМИ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ: ОПЫТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация. Зарубежный опыт анализа деятельности женщин-предпринимателей, как правило, фокусируется на анализе базовых социально-психологических феноменов профессиональной деятельности. В отечественной традиции подчеркивается ведущая роль личностных черт женщин-предпринимателей. В этой связи определенным методическим компромиссом может являться портретирование. Выбор предпринимательства как профессиональной деятельности женщинами часто связан со сложными и кризисными моментами их жизни. В таких ситуациях принятие решения о выборе направления деятельности или смены профессии может быть обусловлено таким психологическим явлением как совладание (копинг-стратегией). Целью нашего исследования стало выявление копинг-стратегий женщин-предпринимателей при выборе ими предпринимательской деятельности. В качестве материала были взяты эссе участниц регинального этапа конкурса предпринимательниц на лучшего директора предприятия в 2010-2017 гг. Метод исследования – экспертный психолингвистический анализ текстов, написанных женщинами-предпринимателями, – позволил раскрыть основные типы продуктивного совладеющего поведения. Качественный анализ определил стратегии поиска социальной поддержки и планирования решения проблем как ведущие, согласно восьмитиповой классификации Р. Лазаруса. На эксплораторном этапе удалось выявить мотивационные характеристики при принятии решения о выборе предпринимательской деятельности женщинами и когнитивной стратегии совладания. Теоретико-методологические и практико-методические перспективы исследования заключаются во включении выявленных копинг-стратегий в социально-психологическое портретирование женщин-предпринимателей как социальной группы.