РАЗДЕЛ IV. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Роберт И.В.
РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРИОДА ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье описаны изменения (позитивные и негативные), происходящие в связи с активным и систематическим использованием цифровых технологий в сфере образования, определяющие его цифровую трансформацию. Определен термин «цифровая трансформация образования». Обоснованы и описаны направления развития аксиологии образования и представлены ценности образования периода его цифровой трансформации.

Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л.
ЦИФРОВАЯ ДИДАКТИКА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования процесса организации обучения в современных условиях. Представлена схема организации цифрового обучения, особенности формирования цели, специальные принципы и их функционал, описана специфика взаимодействия участников образовательного процесса «учитель – цифровая образовательная среда – ученик» в электронной информационно-образовательной среде. Так же определен ряд проблем и предложены пути их разрешения. Авторы описывают прогнозируемые эффекты для участников образовательного процесса в условиях организации современного учебного процесса.

Карпенко О.М.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и проблемы современной системы повышения квалификации преподавателей вузов. Предложена поэтапная модель повышения квалификации в распределенном вузе в цифровой образовательной среде. Эта модель позволит индивидуализировать образовательную траекторию повышения своей квалификации каждому преподавателю, развивая цифровые компетенции и актуализируя профессиональные знания.

Анцупов А.Я.
ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Процесс цифровой трансформации образования по причине его сложности естественно и неизбежно противоречив. Он является закономерным этапом развития технического прогресса и обладает большим конструктивным потенциалом. Цифровизация позволяет быстро обрабатывать громадные объемы значимой информации и принимать гораздо более обоснованные стратегические решения. Она дает возможность охватывать образовательным процессом большие массы людей и оказывать на них эффективное информационно-психологическое воздействие. С другой стороны, процесс цифровой трансформации образования радикально снижает возможность воспитания обучаемых. При этом важно понимать, что воспитательная функция образования важнее обучающей. Цифровизация формирует в большей степени «компьютерное», количественное, «клиповое» мышление, затрудняя развитие содержательного, качественного, нравственного ума. В результате цифровой трансформации образования заметно ухудшается процесс социализации человека в ходе обучения. Разрешить противоречия цифровизации образования с воспитанием, развитием классического мышления и социализацией можно только путем гармоничного сочетания сильных сторон цифровых и традиционных, аналоговых технологий.

Письменский Г.И., Сафонова С.В.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена выявлению и анализу особенностей создания цифровой среды в образовательной организации, изменениям функций научно-педагогических работников, участвующих в образовательном процессе в цифровой образовательной среде, необходимости уточнения функций и содержания педагогического мониторинга в образовательной организации высшего образования в условиях цифровой трансформации.

Карпенко А.С., Павлова С.М.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье описаны отдельные аспекты развития цифровой образовательной среды в Российской Федерации. Авторами статьи представлена структура цифровой образовательной среды (ЦОС), обозначены основные положения и ожидаемые результаты одноименного эксперимента, а также описаны опыт внедрения, существующие проблемы и перспективы развития цифровой образовательной среды в России.

Мулдахметов З.М., Газалиев А.М.
О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В КАЗАХСТАНЕ

Аннотация. В данной статье дана информация о Национальном проекте Казахстана «Технический прорыв за счёт цифровизации, науки и инноваций» и рассмотрены состояние и перспективы цифровизации системы образования и науки в стране.

Усмонов Б.Ш., Шукуриллаев У.Б.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЗБЕКИСТАНА: ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К ЦИФРОВОМУ ФОРМАТУ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В нашей статье обсуждаем преимущества и некоторые сложные аспекты, которые повлияли на узбекские университеты и технические институты (ВОУ Узбекистана), которые продолжают обучать студентов во время пандемии COVID-19. Это отражает влияние беспрецедентного COVID-19 на образовательные услуги высших учебных заведений. Внезапно возникло ожидание, что университеты будут соблюдать меры профилактики COVID-19, включая социальное дистанцирование и гигиену. В результате многие университеты перешли на удаленную передачу знаний и курсов. Эта статья призывает руководителей университетов использовать методы онлайн-обучения и системы цифрового обучения, которые поддерживают университеты в продолжении образовательных процессов в период после COVID-19. Статья резюмирует, демонстрируя основные выводы для ректоров университетов и определяя направления будущих исследований для академических кругов.

Гулямов С.С., Файзиев Р.А., Хайитматов У.Т., Мухиддинова М.Х.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАПИТАЛА МОЗГА В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация. В статье предложены новые термины для цифрового развития. Разработана новая модель «умного здорового образования», где повышается роль умной медицины в развитии интеллекта и увеличения активной продолжительности жизни. Даны рекомендации по совершенствованию умного образования для подготовки 1 млн. программистов в цифровой экономике Узбекистана.

Скафа Е.И.
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Аннотация. В последние годы в педагогической литературе активно обсуждается проблема подготовки учителя, который сможет обучать школьников Z поколения. Каким должен быть учитель, в том числе и учитель математики? Нужны ли новые подходы к организации его обучения в высшей педагогической школе? Обозначая ключевые векторы и задачи развития педагогического образования, резонно планировать, обнаруживать новые смыслы подготовки педагогов именно в плоскости цифровизации образовательной реальности. Овладение будущими учителями математики системой методических компетенций по проектированию, сопровождению и управлению образовательным процессом на основе цифровой дидактики, на наш взгляд, возможно путем организации проектно-эвристической деятельности в период их подготовки в вузе. В статье описан опыт управления такой деятельностью студентов Донецкого национального университета, направленный на трансформацию методической компетентности учителя для продуктивной работы с цифровым поколением школьников. Основная идея такой подготовки студентов заключается в том, что, анализируя традиционные и инновационные подходы к формированию методической компетентности, будущие учителя на основе эвристических технологий, в том числе и цифровых, приобретают навыки развития самообразовательной деятельности школьников, формирования у них эвристических приемов, овладения математическими способностями.

Эрназаров Д.З.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

Аннотация. В статье анализирована роль цифровых технологий в развитии цифровой образовательной среды Узбекистана. А также, определены приоритеты развития образовательного процесса на основе использования цифровых технологий в системе высшего образования страны, анализ их возможностей. Есть также предложения о том, как не только играть важную роль в сфере образования через изучение, систематизацию и обобщение существующих практик, делать научно обоснованные выводы о внедрении цифровых технологий в высшее образование и как их применять.

Лямзин М.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОВЛАДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье раскрываются основные теоретические положения и прикладные проблемы организации овладения обучающимися познавательными действиями при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование в образовательной организации с применением исключительно ДОТ, формулируются практические рекомендации для преподавателей и студентов.

Прялухина А.В.
САМООРГАНИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация. В статье раскрывается роль самоорганизации студента при осуществлении информационно-поисковой деятельности. В связи с этим представлены результаты исследования самоорганизации и мотивационной готовности студентов вузов к информационно-поисковой деятельности в условиях трансформации образования в период пандемии.

В качестве критериев анализа были выделены и изучены регулятивный, мотивационный и когнитивный компоненты студентов вузов г. Санкт-Петербурга, Липецка, Мурманска в период 2019 и 2021 года. Результаты исследования показали, что студенты Мурманского арктического государственного университета (2019 г.) имеют умерено высокий уровень мотивации и саморегуляции и средний уровень развития таких типов мышления как абстрактно-символический, словесно-логический, наглядно-образный, креативный. У студентов (2021 г.) Липецкого государственного педагогического университета и Санкт-Петербургского Гуманитарного университета выражен средний уровень мотивации и саморегуляции и высокий уровень развития всех типов мышления.

Киселев В.В., Евенко С.Л.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ ПО ЛИНИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ» В ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ роли и места электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) в современном образовательном процессе. Раскрыты психологические условия возникновения конфликтов по линии по линии «преподаватель – студент» в ЭИОС. Отмечается, что ключевая причина подобных конфликтов кроется в слабо проработанных критериях оценки студенческих работ, низком уровне адаптивности преподавателей и студентов к работе в ЭИОС, что обусловлено игнорированием их мнений при разработке данных сред IT-специалистами.

Морозов А.В.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ ЕЁ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы развития цифровой образовательной среды через призму адекватной оценки её достоинств и недостатков; представлена нормативно-правовая база, регулирующая данный процесс в нашей стране; особый акцент сделан на условиях, необходимых для успешного и гармоничного развития цифровой образовательной среды в перспективе; отдельное внимание уделено одному из важнейших аспектов и условий – здоровьесбережению субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образовательного пространства.

Бакаева Ж.Ю., Сафонов В.И., Калинкин М.М.
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается подходы к построению знаний в условиях современных информационно-коммуникативных сред на примере школьного образования. Информационно-коммуникативная среда определяет новую тенденцию в структуре теории деятельности. Она представляет собой двойственный механизм, который построен не просто на передаче знания в процессе обучения от обучающего к обучаемому, а на основе внутренних противоречий развития современного познания. Рассмотрена теория построения знаний в приложении к современным реалиям информационного общества.

Жиркова З.С., Шергина Т.А., Сакердонова А.С.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЧЕВОЙ ШКОЛЫ АРКТИКИ

Аннотация. Современное общество характеризуется высокими темпами развития информационных и телекоммуникационных технологий, интенсивными показателями применения их во всех сферах человеческой деятельности. Информатизация общества как целенаправленный процесс создания оптимальных условий для развития доступности к информационным ресурсам является одним из важных комплексов мер на государственном уровне РФ, направленных на обеспечение общества достоверными информациями во всех сферах жизнедеятельности, на улучшение качества жизни человечества. Образование как основная сфера социальной жизни общества тесно связана с процессами информатизации современного общества. Следовательно, развитие информационной образовательной среды, применение современных коммуникационных средств передачи информации является одним из форм оптимизации и модернизации образовательного процесса в современной школе.

Актуальность создания и развития современной информационной образовательной среды в кочевой школе обусловлено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Очевидно, что традиционная образовательная среда была сформирована в условиях других образовательных целей и задач, стоявших перед обществом прошлого столетия, и утратила свои способности обеспечения образовательных результатов согласно современным требованиям ФГОС. Существовавшая система образования не справлялась в условиях качественного перехода образования на новый уровень образовательной среды. В связи с этим за последние годы разработаны основные принципы формирования, функционирования и развития новой образовательной среды «Сетевое взаимодействие опорной средней общеобразовательной школы и кочевого сада-школы «Айлик» основанной на информатизации образовательного процесса. Таким образом, одним из приоритетных задач кочевой школы является создание и развитие информационно-образовательной среды как важнейшего условия реализации ФГОС как общего, так и начального общего образования.

Подчалимова Г.Н., Белова С.Н.
СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ДППО

Аннотация. В статье охарактеризованы направления разработки и реализации сетевой технологии персонализированного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях цифровой трансформации дополнительного профессионального педагогического образования: выполнение прикладного исследования; научно-методическая работа, информационная деятельность; образовательная деятельность; экспертно-консультационная деятельность.

Борисова Н.В.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассматриваются особенности подготовки будущего учителя информатики в современных условиях инновационного развития и трансформации образовательной практики. Описывается методика организации обучения с использованием сетевых технологий сотрудничества в рамках практико-ориентированного взаимодействия со школой.

Карелина М.В.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТРЕНАЖЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье рассмотрен опыт применения тренажерного оборудования для обучения будущих специалистов авиационного, морского и железнодорожного транспорта. Использование тренажёрного оборудования является важным элементом образовательного процесса во многих вузах мира и транспортных Компаниях, представлен позитивный опыт и проблемы его применения. Представленный анализ позволяет сформировать выводы о использовании тренажерного оборудования в организации обучения будущих специалистов транспортной отрасли, сформулированы основные положения предъявляемые сегодня к их подготовке.

Чванова М.С., Анурьева М.С.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВКЛЮЧЕНИЯ ВЕНДОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ В ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт (на примере США, Великобритании, Германии и Франции) по интеграции образовательных ресурсов компаний-вендоров с образовательными программами по информационной безопасности. Делается вывод о том, что такая образовательная инициатива позволяет постоянно актуализировать содержательную компоненту специализированных дисциплин, а также вносит значительный вклад в профессиональную значимость будущих специалистов.

Лукашенко Д.В.
СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ИЛИ КОНТЕНТ-СКОЛЬЖЕНИЕ

Аннотация. Обоснован авторский подход к образованию в современном обществе, которое вступило в новую информационно-технологическую среду своего существования.

Введено понятие нэтгруппы, как способа группового взаимодействия в информационном образовательном пространстве в направлении генерации инновационного контента и формировании на его основе информационных блоков.

Черепанов В.Д., Черепанова Н.В., Широкова М.О.
СТУДЕНТ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В условиях цифровой трансформации меняется система образовательного процесса высших учебных заведений, идет попытка выстроить новую систему, быстро адаптирующуюся под современные реалии. В статье проводится анализ понятий студент, субъект и объект образовательного процесса. Студент современного цифрового общества является как субъектом, так и объектом учебного процесса и может влиять на ход образовательного процесса.

Лаврик О.В.
ИНТЕРНЕТ И СЕМЬЯ

Аннотация. В статье приводятся результаты опроса членов семей обучающихся автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский гуманитарно-экономический университет» по проблеме использования интернет-информации. Показаны различия в интенсивности пользования интернетом и порождаемых проблемах с физическим и психическим здоровьем (зависимость, сидячий образ жизни и т.д.) у представителей разных поколений в семьях обучающихся.

Гнездилов Г.В., Рожкин А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация. В данной статье раскрываются психологические трудности, препятствия трудоустройства специалистов предпенсионного возраста, особенности развития адаптивных способностей, диагностика готовности к трудоустройству. Рассматриваются психологические ресурсы, необходимые для трудоустройства. Говорится о роли переподготовки и образования для успешного трудоустройства, о дискриминации по возрасту и умению её преодолевать. О проблеме занятости глазами работодателей, о необходимости показывать им свои преимущества. О формировании психологии победителя в конкурентной борьбе за рабочее место.  Даются рекомендации для раскрытия трудового потенциала предпенсионеров и успешной конкуренции на рынке труда, которые помогут при трудоустройстве.

Димова А.Л.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена субъективным факторам-побудителям мотивации студентов к активной физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях обучения с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а также факторам, сдерживающим эту активность. Представлены меры, позволяющие преодолеть влияние данных негативных факторов в условиях обучения в образовательной организации и в местах проживания.

Быстрова Ю.А.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ АСПИРАНТА КАК НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Теоретическая модель психологических факторов, определяющая связи эмоциональной компетентности у аспирантов университета, была протестирована в эмпирическом исследовании на выборке (N=58 аспирантов и студентов, возраст 19 и старше). Анализ полученных корреляций подтвердил, что уровень эмоциональной компетентности (низкий, средний, высокий) в основном определяется факторами личностной и эмоциональной сферы. Установлено, что средний и высокий уровни имеют значимые связи с психологическим благополучием, a также коррелируют с эмоционально-заинтересованным отношением к деятельности преподавателя, в том числе, в электронной информационно-образовательной среде, что выступает как детерминанта успешности аспиранта в системе «преподаватель вуза-студент». 

Герова Н.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования мобильных технологий в условиях адаптации действующих образовательных программ к цифровой образовательной среде. Кратко приводится история развития мобильной связи. Рассматриваются направления, преимущества и недостатки использования мобильных технологий в учебном процессе. Сформулированы компетенции, которые должны быть сформированы у студентов в результате изучения вопросов в области коммуникационных технологий.

Киселев В.В., Жуков В.Ю.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей. Проведен анализ деятельности педагога, его функциональных обязанностей. Проанализированы возможные психологические факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности педагога.

Гнездилов Г.В., Зародина В.В., Левитан Н.Е.
МОДЕЛЬ ПСИХОГРАММЫ ВРАЧА-ХИРУРГА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТРУДА

Аннотация. В статье приводится обоснование значимости психограммы врача-хирурга как элемента контроля психологической готовности субъектов труда к профессиональной деятельности. На примере предлагаемой модели психограммы врача-хирурга показан её потенциал в определении соответствия индивидуально-психологических особенностей профессиональным функциям, заключающегося в психологической готовности субъекта труда к профессиональной деятельности. Представлен психографический анализ профиля врача-хирурга с целью прогноза его профессиональной эффективности и соответствия требованиям профессии, а также для предупреждения ситуаций неоправданного риска в профессиональной деятельности. Разработанный проект психограммы позволяет проводить полный комплекс психодиагностических задач для отбора, оценки, ассессмента и аттестации врачей-хирургов, в частности – с целью определения психологической готовности субъектов труда выполнять свои профессиональные функции.

Караулов В.А.
СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОТРУДНИКОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ХОЛДИНГА

Аннотация. Статья содержит результаты теоретического анализа и эмпирического исследования изучения связи социально-психологических характеристик сотрудников агропромышленного холдинга. В работе представлены теории отечественных и зарубежных ученых, описывающие психологию деятельности и личность в процессе труда, как субъекта данной деятельности. В статье излагаются результаты исследования, в ходе которого обнаружена связь между социально-психологическими характеристиками сотрудников агропромышленного холдинга в процессе трудовой деятельности. Представлен анализ связей между различными социально-психологическими характеристиками личности сотрудников. Отмечается, что ситуативная рефлексия в большей степени коррелирует с мотивацией избегания неудачи; ретроспективная рефлексия связана с избеганием; перспективная рефлексия сопряжена с мотивацией достижения успеха. Инструментальные ценности коррелируют с соперничеством и избеганием в сложившейся ситуации, а также с мотивацией избегания неудач. Полученные данные указывают на то, что в процессе трудовой деятельности необходимо не только учитывать социально-психологические характеристики сотрудников производства, но и личностно раскрывать человека, тогда он будет замотивирован на ситуацию успеха, а также будет достигать высоких результатов на производстве. В выводах указывается на необходимость учета полученных данных на практике, что позволит организациям и предприятиям осуществлять психологический анализ личности сотрудников.