РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Белоглазов А.В., Надыров Р.Н.
СОВЕТСКО-КИПРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И КИПРСКИЙ КРИЗИС В ВОСПОМИНАНИЯХ
А.А. ГРОМЫКО: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ, ТЮРКИЗМ, ЭНОЗИС)

Аннотация. Цель исследования – на основании воспоминаний рассмотреть один из эпизодов деятельности выдающегося отечественного дипломата А. А. Громыко, связанный с развитием советско-кипрских на фоне обретения независимости Кипром и последовавшими кипрскими событиями 1960-х – 1980-х годов, в том числе греко-турецким противостоянием, в контексте влияния идеологии на внешнюю политику. В работе выделяются ключевые с идеологической точки зрения моменты воспоминаний главы МИД СССР, касающиеся рассматриваемых событий. Уделяется внимание персоне архиепископа Макариоса как знаковой фигуре в политической истории Республики Кипр. Кратко рассматриваются доктрины тюркизма и энозиса. Научная новизна статьи объясняется попыткой взгляда на проблему сквозь призму идей, мотивировавших участников данных событий. В результате доказано, что дипломатический подход, выработанный А. А. Громыко, направленный на нивелирование влияния идеологии на принятие внешнеполитических решений в условиях кризиса, стал одним из характерных элементов отечественной дипломатии, обеспечивающим ее эффективность, при этом отдельно выделено, что признание Анкарой Турецкой Республики Северного Кипра явилось первым шагом на пути формирования будущей подсистемы международных отношений «тюркский мир».

Овчаренко А.O.
НАЧАЛО ФЕМИНИЗАЦИИ РЯДА ОТРАСЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В США (РУБЕЖ XIX–XX ВВ.)

Аннотация. Рубеж XIX–XX вв. – время бурных перемен в общественной, экономической и социальной жизни американок. Послевоенная модернизация техники, экономики и общества позволили рядовым представительницам среднего класса заниматься не только обустройством домашнего уюта, но и искать свое предназначение в публичной сфере, исторически принадлежавшей мужчинам. Роль женщины как хранительницы домашнего очага претерпевала изменения, уступая место образу активной представительницы «слабого пола», находящей способы самореализации в профессиональной деятельности. На основе вклада российских и зарубежных исследователей в данную проблематику, автор рассматривает изменения роли американки среднего класса на рынке труда. После краткого обзора существующих «женских профессий», в статье уделяется особое внимание появлению новых, массовых видов деятельности представительниц «слабого пола», благодаря которым гораздо большее число женщин стало приобщаться к профессиональной культуре. В результате изучения и обобщения зарубежных источников и исследований, автор приходит к выводу, что к началу XX в. женщинам стал доступен ряд отраслей профессиональной деятельности Соединенных Штатов Америки, позволивший им выйти из исключительно частной сферы жизни общества в публичную.

Левандовский А.Н.
ПРОЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ОСТРОВА САХАЛИН В ОЦЕНКАХ СОВРЕМЕННИКОВ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ В.)

Аннотация. В данной статье содержится аналитический обзор проектов освоения Сахалина, которые предполагалось осуществить во второй половине XIX – начале ХХ в. Сравнительный анализ этих проектов позволяет раскрыть одно из основных их различий, которое заключалось в способе колонизации этих территорий: через сельское хозяйство или через добычу полезных ископаемых и рыбных ресурсов. Не менее важным пунктом проектов был вопрос о том, кто должен был осуществлять эти проекты: свободное население или каторжане и ссыльнопоселенцы. На основе проанализированных материалов в статье дается объяснение, почему правительство Российской империи выбирало тот или иной вариант освоения Сахалина и как этот политический выбор мог повлиять на будущее развитие острова.

Портнов А.А.
ДЖОН ТРЕВЕЛЬЯН И ВОЙНЫ РОЗ

Аннотация. В данной статье рассматриваются события Войн Роз через призму жизни и деятельности одного из их участников – корнуолльского дворянина Джона Тревельяна. Основным источником служит его семейный архив, содержащий большое количество документов самого разного характера и происхождения, позволяющих пролить свет на характер династического конфликта на провинциальном уровне. Тревельян – представить малозаметного даже на территории Корнуолла рода, рано стал деятельным членом партии Ланкастеров, благодаря чему в короткий срок сумел значительно преумножить состояние и выбиться в число влиятельнейших людей в графстве: имея тесные связи со знатнейшими аристократами Англии, он сумел обратить на себя внимание короля Генриха VI, заслужив его расположение и получив определенную известность на общеанглийском масштабе. Тревельян принял активное участие в первом этапе Войн Роз, отметившись рядом грабительских акций, бывших по всей видимости элементом шедшей на юго-западе Англии частной войны между семьями Кортни и Бонвилл. Его судьба является типичной для провинциального дворянства той поры и может дать исследователям возможность взглянуть на династический конфликт с «низовых» позиций.

Мартюкова Е.А.
СОВЕТСКО-ГРЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 1946-1953 ГГ.: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается развитие советско-греческих экономических отношений в 1946-1953 гг. и влияние на них внешних факторов: присутствие английских войск на территории Греции, работа английской и американской экономических миссий. Основное внимание уделяется предпринимаемым попыткам отрегулировать экономические отношения. В центре внимания находятся подходы Советского правительства к «греческой» проблематике, анализируется вопрос о влиянии внутренней нестабильной обстановки в Греции, гражданской войны, на процесс торгово-экономического сотрудничества с СССР. Показано значение проблемы конфликта в политической сфере, идеологического различия между СССР и Грецией, сдерживающих двустороннее экономическое сотрудничество. Автор делает вывод, что экономические связи СССР и Греции оказались под давлением как политических факторов (прозападная направленность внешней политики Греции), так и экономических факторов (последствия Второй мировой войны).

Белоглазов А.В., Надыров Р.Н.
РОЛЬ ТЮРКСОЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЮРКСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Аннотация. Цель исследования – определение роли Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) в процессе формирования тюркской идентичности в тюркоязычных государствах Центральной Азии. В статье в соответствии с концепцией «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона представлена интерпретация феномена идентичности в плоскости международных отношений. В ходе работы исследуются общие предпосылки формирования тюркской идентичности. Рассматриваются международные договоры, формирующие нормативную основу деятельности Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ): Договор о структуре и принципах функционирования «ТЮРКСОЙ» и Нахичеванское соглашение о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств; а также ряд деклараций, подписанных по итогам саммитов глав тюркоязычных государств. Рассматриваются отдельные начинания, реализуемые Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) в контексте влияния на процессе формирования тюркской идентичности в регионе, в том числе «Культурная столица тюркского мира». Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлена роль международной организации ТЮРКСОЙ в процессе формирования тюркской идентичности в тюркоязычных государствах Центральной Азии. В результате доказано, что деятельность Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) оказывает значимое воздействие на процессе формирования тюркской идентичности в тюркоязычных государствах Центральной Азии.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКСНОЕ ПОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Васюта Юлия
КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОТ АКТУАЛЬНОСТИ ДО ПРАКТИК ОРИЕНТИРОВАННОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются принцип построения изучения организационной культуры. Последовательность проведённого теоретико-методологического анализа научных работ по данной теме в отечественной и зарубежной практике, а также тщательно изученная концептуальная динамика, позволяют создать готовый практический инструмент для проведения диагностики культуры предприятий. Особое внимание в статье уделяется созданию простого и эффективного приема для практической психологии. Создана и применена не часто встречающаяся при изучении данного феномена, категорийная модель исследуемых уровней должностей персонала. В работе также проанализированы взаимосвязанные с организационной культурой иные психологические понятия, которые в глобальном смысле имеют высокий уровень интереса со стороны современного менеджмента и иных структурных сегментов. По итогам проведённого анализа и вычленения ключевых аспектов изучения организационной культуры, таким инструментом выступает готовая теоретическая модель, которую можно применять на практике и трансформировать для дальнейших научных исследований в разных областях науки.

Захарова А.Н., Троешестова Д.А., Ярдухин А.К.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ В ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация. Среди актуальных запросов российского образования особо следует выделить поиск инновационных, эффективных работы с одаренными детьми. В числе наиболее нуждающихся в решении проблем – построение целостной системы систематического, целенаправленного взаимодействия учебных заведений разных уровней (от школы до вуза), организаций–партнеров, для поддержки одаренных детей в области научно-исследовательского творчества. Одним из ожидаемых эффектов реализации данной работы в условиях вузовского образовательного пространства выступает активизация профориентационной работы, привлечение одаренных школьников в качестве будущих абитуриентов вуза. Цель статьи – анализ современных тенденций построения взаимодействия «школа – высшее учебное заведение» в поддержке научно-исследовательской деятельности одаренных обучающихся как современного направления профориентационной работы вуза. В работе раскрываются существующие подходы, применяемые в профориентационной работе с одаренными учащимися в ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; освещена работа вуза по вовлечению школьников в научно-образовательные мероприятия, проводимые университетом; партнерства ЧГУ имени И.Н. Ульянова с Программой «Сириус.Лето: начни свой проект». В статье также представлены результаты опросов педагогов; студентов, вовлеченных в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Представленный анализ опыта реализации данного направления профориентационной работы в системе взаимодействия «школа – вуз» в условиях регионального университета может представлять интерес для дальнейшего развития непрерывного образования и поддержки одаренных детей.

Чжэн Бисун, Касиманова Л.А.
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КИТАЙСКИХ ВУЗОВ: КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ

Аннотация. В статье анализируются особенности построения образовательного процесса в вузах Китая. Прослеживается связь между музыкой и национальной культурой. Поднимаются проблемы музыкальной педагогики. Приводятся способы формирования музыкальной культуры. На основе указанных критериев, предлагается три уровня педагогической сформированности музыкальной культуры.

Леженина А.А.
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье представлен материал, описывающий специфику профориентационной работы в региональном вузе. Указаны характерные особенности ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Приведен краткий анализ современных исследований по проблеме профориентационной работы. В частности, установлено, что сегодня понимание профориентационной работы имеет тенденцию к изменению. Современная действительность приводит к тому, что профориентационная работа основывается не только на учете интересов, склонностей будущего студента, но и на удовлетворении потребности общества в определенных специалистах. Так же указывается, что сегодня у участников профориентационной работы нет единой цели. Выпускник школы, его родители, руководство вуза решают свои задачи. В материалы статьи приведены трудности, возникающие при проведении приемной кампании: отсутствие бюджетных мест, распределение, вузы – конкуренты, коронавирусные ограничения, отъезд потенциальных респондентов с Дальнего востока, дается их анализ. В целях преодоления сложностей профориентационной работы, было проведено исследование, посредствам анкетирования. В статье приведены результаты исследования, дана их интерпретация. В статье описана специфика профориентационной работы ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Материал статьи содержит описание системы профориентационной работы университета: общеуниверситетский уровень, институтский уровень, кафедральный уровень. Дается краткое описание наиболее интересных мероприятий. Приведено виденье автора перспектив дальнейшей работы с потенциальными абитуриентами вуза. Представленная статья может быть интересна работникам образовательных учреждений, курирующих профориентационную работу.

Мизин А.Н.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Автором статьи поставлена цель обосновать содержание программы по физической культуре по разделу «Теннис» в вузах. С этой целью автором проведено изучение специальной литературы, планов и программ по физической культуре вузов России. В статье представлен материал по возникновению и истории развития настольного тенниса в зарубежных странах и России, выявленный авторами в результате анализа литературы. Который включен авторами в содержание лекционного материала.

Плакса Е.В.
ВИКТОРИНА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПРИЕМ РАБОТЫ С АБИТУРИЕНТАМИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК БГУ

Аннотация. Стремительные изменения в современном мире приводят к изменениям и в жизни каждого человека. С особыми проблемами сталкиваются выпускники школ, которым предстоит выбор будущей профессии. Еще не так давно профессия (специальность) выбиралась на всю жизнь. Сейчас же достаточно распространенным является смена сферы деятельности, иногда кардинальная. В сложившихся обстоятельствах с трудностями сталкиваются не только абитуриенты, но также и учреждения образования. Совершая выбор неосознанно, студенты не прилагают усилий в процессе обучения. Вузы вынуждены работать с немотивированными студентами, нацеленными на получение диплома. Изменения в путях осуществления профориентационной работы могут повлиять на формирование выбора будущей специальности абитуриентами.

Одной из форм профориентационной рабаты на факультете философии и социальных наук БГУ является викторина “Первый шаг в профессию…”. Викторина организуется для каждой специальности факультета, при этом участие школьников не ограничено только одной выбранной специальностью. Викторина включает в себя два этапа: на первом участники проходят тестирование по специальности, на втором – демонстрируют свои способности критически мыслить в процессе подготовки творческого эссе по одной из предложенных тем.

Анализ материалов Викторины показывает, что в последние два года наблюдается повышение активности школьников, участвующих в викторине “Первый шаг в профессию психолога”. Эффективность Викторины в плане количества поступающих на специальность “психология” на данный момент сложно оценить по причине того, что часть абитуриентов не предоставляют свои персональные данные. Указанную проблему отслеживания участников и вопросы по улучшению Викторины планируется решать в процессе дальнейшей реализации проекта.

Кандыбович С.Л., Разина Т.В.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР В ВУЗЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье представлен теоретический обзор современных направлений и подходов к профориентации в вузе. Представлены основные психологические концепты с опорой на которых осуществляется современная профориентационная деятельность – в том числе понятие профессиональной идентичности. Отмечено, что в ситуации крайне быстрой трансформации экономического уклада, способов и предметов труда, внедрения новых цифровых технологий во все сферы профессиональной деятельности требования к профессиям и к субъекту профессиональной деятельности кардинально меняются. Это в свою очередь требует новых подходов к организации профориентационной работы и в том числе в вузах. В этом аспекте сегодня практика профориентационной работы существенно опережает современную теорию профессиональной ориентации. Рассмотрена проблема профессионального отбора в вузы, которая на сегодняшний день, в свете направленности вузов на экономическую прибыль за счет увеличения числа абитуриентов теряет свой смысл. В итоге отсутствие профессионального отбора при приеме крайне негативно сказывается на качестве образования в целом. Подчеркивается крайняя важность и сложность профориентационной деятельности и необходимость профессионального подхода к решению этой задачи в вузах путем создания специализированных центров и отделов профориентации.

Ромашкова О.Н., Сорокина Е.А.
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЗАУРУСА КАК ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Цель статьи – определить возможности применения тезаурусного подхода в высшем звене обучения (бакалавриат) современной многоуровневой системы музыкального образования. Применение принципа тезауруса как информативной базы в процессе обучения направлено, в первую очередь, на вырабатывание благоприятных условий для развития мышления обучающихся, а также создание предпосылок для интеллектуального и личностного становления будущих музыкантов, формирование их творческой компетенции. Научная новизна исследования состоит в рассмотрении феномена тезауруса в его преломлении к специфике музыкального образования на примере комплексной дисциплины высшего звена гуманитарного обучения – “История музыки”. В качестве исследовательской базы рассматривается учебное пособие по истории русской музыки, разработанное и апробируемое авторами статьи. Пособие направлено на обеспечение учебного процесса, соответствует современным требованиям к образовательным программам, отличается комплексностью, направлено на оказание информационной помощи обучающимся в выполнении разнообразной работы, как аудиторной, так и самостоятельной внеаудиторной. В результате доказано, что применение принципа тезауруса с обязательным включением приёмов визуализации является важным и необходимым механизмом для формирования информационной базы обучающихся в условиях современной системы музыкального образования.

Новиков В.Н., Рудаев С.А.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Краткая аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание технологий воспитывающего обучения, актуальность реализации которых существенно возросла с появлением новых документов, регламентирующих вопросы воспитания обучающихся. Раскрываются этапы разработки и внедрения данных технологий, а также показан опыт их применения в образовательном процессе военно-учебных заведений Ракетных войск стратегического назначения.

Савченков А.В., Уварина Н.В., Щагина Г.В.
ОПЫТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ФГБОУ ВО «ЮУРГГПУ»

Аннотация. Профориентационная работа выступает одним из приоритетных направлений деятельности современного вуза, так как создает благоприятные условия для решения его ключевой задачи – обеспечение контингента студентов. К ключевым направлениям профориентационной работы в вузах относятся: информационные, агитационные, развлекательно-познавательные, имитационные, рекламные, маркетинговые, образовательные, просветительские, интеллектуальные, консультативные, пропедевтические и др. К традиционным формам профориентационной работы в вузах можно отнести: дни открытых дверей, информационные встречи, экскурсии, университетские дни, выступление актива вуза в школах и ссузах, участие в образовательных выставках, ярмарках учебных мест, раздача рекламной продукции и др. К инновационным формам профориентационной работы относятся: онлайн консультации в чат-боте, 3D моделирование внутреннего устройства университета, кейс-чемпионаты, интеллектуальные турниры, веб-квесты и др. Зарубежный опыт профориентационной работы в вузах направлен на создание центров профориентации, профориентационные приложений и веб-сайтов. Профориентационная работа в Профессионально-педагогическом институте Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ведется по следующим направлениям: 1) встречи с будущими абитуриентами; 2) проведение профессорско-преподавательским составом различных мероприятий образовательной направленности; 3) сетевое партнерство; 4) дни открытых дверей; 5) научно-исследовательская деятельность.

Фабрикант М.С.
ДОВЕРИЕ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме доверия в интернет-коммуникации и его факторам,релевантным для проведения профориентационных мероприятий в онлайн-формате.Цель статьи – представить конкретный пример профориентационного мероприятия, в формат которого решение задачи доверия было заложено уже на стадии планирования. Были рассмотрены две проблемы доверия в интернет-коммуникации проблема доверия к информации в условиях ее избытка и низкой вовлеченности в процесс к ее источнику в контексте роста опасений, связанных с созданием намеренно неподлинных субъектов цифрового взаимодействия. В результате проведенного мероприятия выяснилось, что увеличению числа заинтересованных участников способствует продвижение информации через тематические группы и сообщества в социальных сетях, поскольку при этом происходит воздействие изнутри информационное пузыря. Относительно предпочтительного формата было выявлено, что более эффективными оказались форматы, требующие большей вовлеченности участников, чем традиционные лекции.  Вместе с тем, было обнаружено, что интерактивный формат сам по себе не является необходимым условием. Вместо возможности постоянного взаимодействия между участниками и ведущим мероприятия ключевым фактором вовлеченности оказалась необходимость постоянной структурированной активности – одновременное выполнение всеми участниками определенных действий, направленных на отработку конкретного навыка, что позволяет участникам не только увидеть, но и апробировать опыт обучения на представляемой учебной программе.

Ширко С.М.
МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОЙ И ПОСЛЕДУЮЩИХ СТУПЕНЯХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации и мотивов получения высшего образования. Мотивация представляется сложным системным образованием, оказывающим существенное влияние на успешность обучения. Описываются данные исследования мотивов получения высшего образования на первой и последующих ступенях у студентов первого, выпускного курса и студентов, получающих второе высшее образование. Полученные результаты свидетельствуют о том, что мотивационная готовность к обучению в вузе достаточно развита у респондентов и трансформируется на протяжении обучения при переходе от первой к последующим ступеням. Полученные результаты позволяют констатировать, что изучаемая проблема в контексте образовательного процесса и профориентационной работы в высшем учебном заведении требует более глубокого осмысления и дальнейшего изучения.

Шпынова А.И., Андреева Н.А.
АНАЛИЗ КРЕОЛИЗОВАННЫХ ТЕКСТОВ В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена изучению креолизованных текстов обложек еженедельника The Economist, публикуемых по итогам календарного года и транслирующих видение авторов издания относительно будущего мирового и странового развития. В статье анализируется смысловое наполнение знаков и символов, использованных для отражения экономико-политических реалий и формулировки прогнозов посредством креолизованных текстов. Авторы делают выводы о возможности использования такого рода исходного материала в обучении слушателей (бакалавров старших курсов и студентов-магистрантов) профессионально-ориентированному английскому языку с целью развития у них необходимых для будущей деятельности компетенций.

Рощевская Е.В.
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация.  В последние десятилетия предпринята попытка осуществления психологического сопровождения судебной деятельности, что обусловлено требованиями к повышению качества правосудия. В статье проанализированы нормативно-правовая база и опыт внедрения психологического сопровождения в судах Российской Федерации. Описана специфика судебной деятельности и требования, предъявляемые к личности судьи.  Представлены результаты эмпирического исследования субъективного осознания судьями необходимости психологического сопровождения их профессиональной деятельности, а также его конкретного содержания. Показано, что судьями осознается проблема существования трудностей психологического характера, большинство из которых связаны со стрессом и негативными эмоциями, переживаемыми в ходе осуществления профессиональной деятельности. В то же время судьи не видят необходимости в постоянном психологическом сопровождении, но готовы принять психологическую помощь в отдельных случаях. Исследование показало, что наиболее востребованы со стороны судей психологическое сопровождение впервые назначенных судей на этапе адаптации к профессиональной деятельности и индивидуальное психологическое консультирование. Прохождение психологической диагностики на этапе отбора на судейскую должность судьи не считают строго обязательной, а оставляют на усмотрение кандидата. В порядке выводов автором определены объективные и субъективные проблемы осуществления психологического сопровождения судебной деятельности на практике и предложены пути их решения.

РАЗДЕЛ III. ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА И ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

Гайдамашко И.В., Бабичев И.В., Вечерина А.Н.
УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается возможность эффективного развития функциональной грамотности в подростковом и юношеском возрасте. Основное содержание посвящено определению основных условий и механизмов формирования функциональной грамотности.

РЕТРАКЦИЯ
Дремлюга М.Н., Дремлюга Н.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СПОРТЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНА

РЕТРАКЦИЯ:

Дата ретракции: 18.07.2023

Причина ретракции: Конфликт интересов

Изъятие материалов обусловлено выявлением неправомерного заимствования авторами материалов результатов научных исследований Харитоновой Анны Игоревны:

  1. Харитонова, А. И., Кидинов, А. В. Взаимосвязь личностного потенциала спортсменов и их профессионального мастерства // Человеческий капитал. 2021. № 8(152). С. 142-148.
  2. Харитонова, А. И. Личностный потенциал спортсменов как детерминанта профессионального мастерства: дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Мытищи, 2021. 206 с.
Мекебаев Н.С., Перевозкина Ю.М., Федоришин М.И.
СПЕЦИФИКА ВЫРАЖЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Военная деятельность выступает важной сферой труда, связанной с необходимостью учета командных ментальных моделей, от точности и согласованности которых зависит эффективность результат выполнения служебно-боевых задач подразделениями. Уже на начальном этапе взаимодействия военнослужащим необходимо адаптировать, скорректировать, а иногда и полностью изменить опыт, убеждения и потребности, которые связаны с индивидуальной ментальной моделью, с целью интеграции новых знаний и выработки совместного решения. Целью исследования выступило изучение коллективной ментальной модели военнослужащих, включающей не только ролевое взаимодействие, но и потребности, актуализирующиеся в заданной ситуации. Дизайн исследования предполагал выбор военнослужащими (N=167 человек) ролей в качестве собственной идентичности и подбора ролей для двух других участников социального взаимодействия. На этом основании были построены обобщенные ролевые ментальные модели, состоящие из трех ролей. В зависимости от диагностированной ментальной модели осуществлялось сравнение потребностей, выявленных по опроснику Э. Шнайдера (ANOVA). Результаты исследования показали, что обнаружены статистически значимые различия в потребностях достижении, порядке и пониманий у военнослужащих с разными ментальными моделями взаимодействия (p≤0,05). В заключении делается вывод, что потребность может выступать фактором, определяющим особенности коллективных ментальных моделей военнослужащих.

Меретукова М.А.
ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме предотвращения участия несовершеннолетних подростков в массовых общественно-политических движениях деструктивной направленности. Автор обосновывает актуальность проблемы, выявляет специфику и технологии информационного воздействия общественно-политических объединений на сознание старших подростков, обосновывает цель и методы исследования. В статье содержатся результаты онлайн-опроса 230 подростков 15-17 лет, обучающихся в старших классах образовательных организациях общего образования. В результате проведенного исследования были выявлены особенности отношения подростков к официальной информации и информации в сети Интернет, к социальной, политической и экономической ситуации в стране, их участию в массовых антиобщественных акциях и митингах. Сравнительный анализ показателей степени внушаемости подростков, характеризующихся высоким и, напротив, низким уровнями готовности к участию в массовых беспорядках и несанкционированных политических митингах, их гражданско-правовой грамотности, уровня склонности к насильственному экстремизму позволил автору говорить о том, что в целях педагогической профилактики политического экстремизма среди обучающихся старших классов общеобразовательных школ необходимо не только их просвещение в области политической жизни страны, формирование гражданско-правовой и политической грамотности, но и создание условий для развития у подростков критического мышления, способности адекватно отбирать информацию, анализировать ее, исходя из ценностей нравственности и морали.

Путивцев П.В.
ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЁЖНОСТИ ПЕРСОНАЛА ГОССЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Внедрение цифровизации вносит существенные изменения во многих сферах профессиональной деятельности. Появляется качественно новый персонал, образовывается другая корпоративная культура, появляются специфичные методы управленческой деятельности. В этой связи, изменяется и личностно-профессиональная надёжность персонала, при этом не всегда в лучшую сторону. Появляется дефицитарность личностно-профессиональной надёжности как недостаток свойства субъекта труда, требуемого для его нормального личностного и профессионального развития и функционирования.

Анализ литературы показал, что личностно-профессиональная надёжность сотрудников государственной службы как системное свойство имеет основные структурные компоненты: когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный и операциональный. Недостаток развития указанных структурных компонентов не позволяет персоналу госслужбы достигать эффективности служебной деятельности и сохранять её в дальнейшем в условиях воздействия стрессогенных факторов. В этой связи проблему дефицитарности личностно-профессиональной надёжности стоит решать на уровне исследования её структурных составляющих.

На основе представленных утверждений целью исследования является выявление факторов дефицитарности личностно-профессиональной надёжности персонала госслужбы в условиях цифровизации. Для эмпирического исследования привлекались 30 руководителей среднего звена и 150 сотрудников госслужбы. Использовались анализ служебных проступков управленцев и рядовых сотрудников; экспертная оценка их тяжести. Применялись методы количественной обработки данных: стандартизация, корреляционный, факторный анализ, математическое моделирование.

Представленные математические модели дефицитарности личностно-профессиональной надёжности руководителей и сотрудников госслужбы в условиях цифровизации определили значения её структурных элементов: когнитивного, эмоционально-волевого, мотивационно-ценностного, операционального и морально-этического. Установлено, что в условиях цифровизации личностно-профессиональная надёжность персонала может иметь дефицитарный характер за счёт деформаций её структурных составляющих. Высокой дефицитарности личностно-профессиональной надёжности соответствует недостаток её морально-этического содержания. В современных условиях цифровизации существует риск приёма на госслужбу и назначение на руководящие должности без должного учёта морально-этических составляющих личностно-профессиональной надёжности.

С помощью сравнительного анализа между группами руководителей и подчинённых сотрудников установлены различия по ряду характеристик структурных компонентов дефицитарности личностно-профессиональной надёжности. Предложены практические рекомендации для повышения личностно-профессиональной надёжности персонала в условиях цифровизации.

Троянов К.В.
ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Аннотация. К числу наиболее важных задач физического воспитания студентов вузов относятся оздоровительные задачи. Авторами проведен анализ литературы по физическому воспитанию и состоянию здоровья студентов, в результате которого определены средства и методы оздоровления студентов в процессе занятий по физической культуре. Далее в ходе опроса было выявлено отношение студентов к физической культуре, и установлено, что некоторые из них имеют дефицит двигательной активности. При оценке уровня физического развития и подготовленности студентов вуза был установлен низкий уровень физической подготовленности многих студентов, а также установлена группа студентов с лишним весом, именно для них была разработана и применена методика занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности.